Известные люди

»

Надежда Обухова

Надежда Обухова Nadezhda Obuhova Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 22.2.1886
Есть в самом центре Москвы небольшая тихая улица. От одной из оживленных столичных магистралей - Тверской - тянется она в сторону консерватории. Здесь, на улице Неждановой, в доме номер семь почти четверть века жила певица, вписавшая своим творчеством блистательные страницы в историю отечественного вокального искусства.

Надежда Андреевна Обухова... Те, кто хоть раз слышал активный звук этой певицы, кто хоть раз видел ее на сцене или на концертной эстраде, не могли не попробовать влияние еле-еле ли выразимого словами обаяния, которое излучал весь ее вид, - не только единственное в своем роде меццо-сопрано, трогавшее грудными бархатистыми звуками, но и сама обличье артистки: прекрасное лик человеческий, сияние темных задумчивых зрачок, повадка держаться, соединявшая в себе неторопливость и плавность движений с величественностью осанки. Казалось, краса этой женщины рождена русской ширью и русской задушевностью, казалось, как будто поет она вся, ее открытое людям щедрое сердце.

Непосредственное общение с искусством Обуховой рождало какое-то без малого благоговейное ощущение, близкое к тому впечатлению, какое оставляли такие корифеи оперной сцены, как Шаляпин, Собинов, Нежданова. Однажды отличный дирижер и знаток пения Николай Семенович Голованов сказал: "Можно изумляться мастерству и технике итальянских певиц, но действительный экстаз, то есть какое-то возвышенное состояние души может побудить только неповторимо проникновенное, от сердца идущее чудесное пение наших русских певиц, - таких, как Нежданова и Обухова".

В начале 50-х годов, ещё в студенческую свою пору, я начал сотрудничать с редакциями Московского радио, писал очерки об известных деятелях искусства. В то время мне довелось повстречать несть числа интересных людей и выдающихся мастеров. Среди них была и Надежда Андреевна. Однажды, узнав, что по просьбе музыкальной редакции Обухова согласилась озвучить свои "Мемуары", я получил позволение наличествовать на ее записях в студии. Там мы и познакомились. Яркие рассказы певицы составили четыре передачи. Спустя немного месяцев, весной 1951 года, они прозвучали в эфире и вызвали поток восторженных откликов. Четыре эти главы воспоминаний вошли в сокровищницу фонотеки Российского радио.

Путь на сцену нечасто бывает легок. К счастью, Надежде Андреевне повезло: ей не пришлось попробовать тягот и мытарств, выпадавших на долю многих артистов. Казалось, с самого начала судьбина направляла ее к заветной цели - служению музыке.

Обухова родилась в Москве. "Раннее ребячество мое, - рассказывала она, - протекало в деревне, в Тамбовской губернии, где мы: сестра, брат и я, жили с нашим отцом и дедушкой. Моя маменька умерла, когда мне было два года.

Я пела с детства, с тех пор, как себя помню. У брата и у сестры также были хорошие голоса; вся семейство была музыкальная. Вспоминаю, как дед собирал нас, садился за рояль и мы под его аккомпанемент напевали в унисон песенки и посреди них - "Там в отдалении, за рекой..." Я любила в нашем саду внимать гул вековых лип, любила, сидя под тенистыми деревьями, внимать доносившуюся из раскрытых окон музыку Бетховена, Шумана, Шопена, Чайковского: это играл мой дедуля. Большой и тоненький музыкант, он был крайне дружен с великим русским пианистом Николаем Рубинштейном. Они зачастую играли на рояле в четыре руки. А в закатный час я любила вылезать на проселочную дорогу и обозревать на расстилавшиеся вокруг поля. Какое-то особенное ощущение наслаждения испытывала я, вдыхая полной грудью аромат цветущей ржи и чернозема, смешанный с полевыми цветами и душистыми травами. Я стояла и смотрела вдаль на возвращающиеся с полей стада, на потухающее светило, и в особенности любила внимать народные песни: самой хотелось примкнуть к голосистым народным певцам, распевать вкупе с ними. Меня с ранней юности волновали грустные русские песни про тяжелую женскую долю. И в текущий момент у меня в душе звучит "Калинушка", которую распевали крестьянки..."

Пятнадцатилетней девушкой ее повезли на юг Франции, в Ниццу, - после этого потери жены и дочери дедушка опасался, как бы и внучка не занедужила туберкулезом. Дальше все закружилось, вроде бы в счастливом сне: занятия с профессором Озеровым - другом Герцена, Тургенева и Флобера; уроки пения у ученицы знаменитой Полины Виардо; неизгладимые впечатления от оперы Бизе "Кармен", от выступлений таких корифеев сцены, как Сара Бернар, Элеонора Дузе, от первых зарубежных гастролей Федора Ивановича Шаляпина.

Юные годы Обуховой полны восхищения перед каждым значительным художественным явлением. Одновременно это годы становления характера и укрепления единственного в жизни желания - распевать. Осенью 1906 года, вернувшись на Родину, она поступила в Московскую консерваторию и удостоилась быть принятой в класс маститого педагога, учителя Антонины Неждановой, профессора Умберто Мазетти.

Еще будучи студенткой, Обухова, зачастую посещая спектакли Большого театра, затаила мечту посвятить себя как раз этой оперной сцене. Впоследствии понадобилось целых четыре года, в свое время чем она добилась осуществления намеченной цели. Вспоминая об этом периоде, Обухова рассказывала:

- Мне предложили пробу в Мариинском театре в Петербурге. Волновалась я жутко. Помню: пригожий театр, экзаменационный столик, в зрительном зале большая комиссия. Меня предупредили: если во время исполнения в темном зрительном зале зажжется лампа, это будет значить, что надобно прервать распевать. Я спела романс Полины из оперы Чайковского "Пиковая дама". Каково же было мое изумление, когда я увидела, что зловещая лампа не зажглась. Кто-то из зала спросил, что я могу ещё спеть? Я спела арию Любавы из оперы Римского-Корсакова "Садко". По окончании пробы ко мне подошел стержневой режиссер театра Тартаков и сказал, что звук мой понравился. Я была принята в театр, но не решилась отбыть из родного города и просила, чтобы мне назначили пробу в московском Большом театре. Вскоре мне предложили спеть там арию Далилы из оперы Сен-Санса "Самсон и Далила". Я пела удачно и была зачислена в труппу.

Ступив на подмостки Большого театра, юная певица сильно резво выдвинулась в первые ряды солистов оперы. А на прославленной сцене в ту пору блистало целое созвездие имен: Шаляпин, Собинов, Нежданова, Василий Петров, Леонид Савранский... Казалось, мощь и совершенство их искусства должны затмить ощущение от выступлений артистки, только-только начинающей свой творческий тракт. Но этого не произошло. Вниманием слушателей завладевал волшебный обуховский звук, вечно наполненный глубоким человеческим чувством. Певица заставляла терять из виду условности оперного жанра и сообща с ней болеть судьбу трагической Любаши из "Царской невесты", красочной Кончаковны из "Князя Игоря", экзотической Далилы из "Самсона и Далилы", младой раскольницы Марфы из "Хованщины"...

Слава капризна. Одни идут к признанию в искусстве продолжительно, капельку ли не всю бытие, к другим счастливый момент приходит нежданно, чтобы, подразнив, изменить. Обуховой принесли широкую известность уже первые выступления и на сцене, и на концертной эстраде. С тех пор на протяжении десятилетий знатоки оперной классики, почитатели народной песни, поклонники старинного и классического русского романса - вся огромная аудитория любителей музыки и коллеги по профессии неизменно горячо принимали это лучезарное искусство.

Быть может, хоть чуть-чуть подойти к нему, передать, пускай отдельные, черты человеческого и художественного облика певицы нам помогут мысли, высказанные ее близким другом, незабвенным Иваном Семеновичем Козловским. Как-то в беседе со мной он рассказывал:

- Вэтого немного метров отделяют нас от квартиры, в которой Надежда Андреевна прожила не одно десятилетие. Мы были соседями многие годы: прежде в доме рядом с Большим театром, а после этого сообща переселились сюда. Говорить об Обуховой - значит трогать чего-то бесконечно дорогого для каждого человека, любящего вокальное искусство. Была в ее пении та необыкновенная притягательная мощь, та сердечность, которые и словами-то высказать нереально.

Я вспоминаю Надежду Андреевну в партии Кармен - мне посчастливилось быть ее партнером во время домашних репетиций.

Дома во время нашей совместной работы она демонстрировала удивительную гибкость, танцевала, словом, делала все, что как чисто необходимо в этой роли. Но на сцене подобные приспособления ей были не нужны. Она не вытанцовывала хабанеру, ее плечи не содрогались под аккомпанемент кастаньет, но спето все было так, что для меня до сих пор за пределами всяких сравнений. Так что занятие тут не в талии и не в танцах. Существует убедительный язык музыки, и этим языком Надежда Андреевна владела в совершенстве, передавая всю глубину любви и трагедии Кармен.

Обухова была неутомима и увлекала всякого, кто начинал с ней трудиться. Вопреки всем правилам Надежда Андреевна частенько принималась распевать в час ночи. Я, как и многие люди, люблю тишину, но, когда начинал раздаваться звук Обуховой, всю дорогу ненамеренно охватывало беспокойство. И вот часто случалось так: в гостях у Надежды Андреевны Матвей Иванович Сахаров - отличный пианист, ее неизменный концертмейстер. Начинается музицирование. Я за стенкой, все слышу - не утерпится, шагаю к ним. И вот тут происходило некое таинство, когда от соприкосновения с незаурядным талантом будто вырастаешь сам, становишься духовно богаче. Это были незабываемые вечера. В единственный из таких вечеров у нас родился концертный номер: в дуэте мы напевали "Ночи безумные..."

Жизнь Обуховой на сцене длилась рядом четверти века. За это время она спела уймище партий в операх русских и зарубежных композиторов, а поразительной красоты звук был неувядаем. Между тем исключительная требовательность к себе заставила певицу оставить из любимого театра в расцвете творческих сил. Но сколь радости подарила она миллионам слушателей своими выступлениями в концертах, по радио, записями на грампластинках!

"Рецензия на мой труд" - так называла Обухова поистине необъятную корреспонденцию, приходившую со всех концов страны.

- Я так невпроворот получаю писем, - рассказывала артистка, - практически завалена ими. На все отвечаю, оттого что не отзываться не могу - каждое послание от знакомого и незнакомого полно любви и благодарности ко мне и моему пению".

О многом говорят эти пожелтевшие листки: скромные солдатские треугольники военной поры, маленькие открытки и длинные послания. Вот только единственный отрывок из письма: "...Когда я слышу по радио Ваш звук, - признавался младой автор, восхищенный пением Обуховой, - я всю дорогу испытываю какое-то беззаветное ощущение гордости за нашу Родину и ее людей. Вы так сильно вживаетесь в песни, в особенности в старинные русские, что думаешь, как будто поете не Вы, а сама Россия в расшитом сарафане, склонившись над детской колыбелью... Я благодарен Вам за то, что Ваше пение, Ваш образ превратили мое до того смутное, призрачное влечение к искусству в бесконечную к нему влюбленность..."

Радио и грамзаписи сделали имя Обуховой поистине легендарным. Слава ее перешагнула рубежи нашей Родины. По словам выдающегося хорового дирижера А.В. Свешникова, как-то во время поездки в Лондон он познакомился с лордом, тот, что, беседуя с ним, признался, что есть у него утешительница: когда он в плохом настроении и вообще при всех жизненных трудностях для него лучшее снадобье - пластинка с записями голоса величайшей русской певицы Обуховой.

Ее выступления перед микрофоном начались в 1922 году с участия в первом концерте советского радиовещания и продолжались вплоть до последних лет жизни. Их отличало такое же зажиточность репертуара, как и на концертной эстраде, - кроме оперных арий возле трехсот романсов и песен! Щедро пела Обухова и если порой заставляла грустить, то чаще всего своим искусством вселяла влюбленность к жизни и энергию. Да и сама она была живым, общительным, веселым человеком. Мир для нее был полон звуков, красок, запахов. Она горячо любила природу - чаща, русские раздолья, южное море, напоминавшее ей дни юности, проведенные на острове Капри и в Неаполе. Она с восторгом описывала свои впечатления от путешествия по итальянским городам, восхищалась шедеврами важный архитектуры, живописи и скульптуры, великолепно владея несколькими языками, читала в подлинниках произведения зарубежных писателей. А с каким блеском и темпераментом пела она испанские, французские и итальянские песни! Невольно вспоминается ее знаменитая неаполитанская тарантелла.

...На улице Неждановой, в последней квартире Надежды Андреевны, давнехонько воцарилась тишь. В 1961 году навечно умолк активный звук певицы. Но если подключить записи обуховского голоса, разрешено почуять отрада встречи с немеркнущей красотой. Можно силой воображения побудить в памяти пленительный образ женщины, чей огромный артистический дар воспринимался как диковина искусства, пробуждающего в слушателе глубокие переживания.

Так же читайте биографии известных людей:
Надежда Плевицкая Nadezhda Plevitskay

НАДЕЖДА Плевицкая на суде отрицала свою вину, тем более что прямых улик против нее не было. Тем не менее судебный приговор оказался жестким: 20 лет..
читать далее

Надежда Чепрага Nadezhda Nazimova

Надежда Чепрага - член Международного союзы деятелей эстрадного искусства, Московского делового женского клуба "Вера", клуба "Ротари". Свободно..
читать далее

Надежда Грановская Nadezhda Granovskaya

Надежда Грановская - популярная украинская певица, бывшая участница группы "ВИА Гра", телеведущая. Родилась 10 апреля 1982 года.Настоящее имя..
читать далее

Надежда Михалкова Nadezhda Mikhalkova

Надежда Михалкова - российская актриса и продюсер, дочь известного режиссера и актера Никиты Михалкова. Родилась 27 сентября 1986 года.Надежда..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий