Известные люди

»

Наталия Сац

Наталия Сац Natalia Sats Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 27.8.1903
Она с увлечением занимается подбором репертуара для детских концертов и утренников, из огромной библиотеки, собранной родителями,тщательно выбирает пьесы и музыкальные произведения, которые можно было бы использовать при постановке спектаклей.

Наталия Ильинична Сац родилась 27 августа 1903 года в Иркутске, в семье певицы и виолончелиста, людей, связанных ярким чувством взаимной любви и преданностью Музыке. Этой девочке, получившей имя в честь героини романа Льва Толстого предстояла протянуть крайне сложную, неповторимую яркую существование, пхожую на музыкальную сюиту. И не осмыслить сейчас, чего в ней было больше горестныхз или радостных фрагментов или сама носительница этой музыкальной судьбы - сюиты умела превращать черное в белое, а из трагического созидать веселый, победительный, мажорный, без малого фанфарный звук? Судить Вам, читатели:

Девочка с ранних лет предпочитала понимать все сквозь только музыку. Описывать с помощью музыки, постигать, разбираться. Музыка была с нею завсегда и везде, она вошла в ее существование раньше, чем дитятко научился калякать. Со смехом вспоминала она историю, рассказанную ей матерью полно лет через.

Отец, дирижер оркестра Московского Художественного театра, хоть отбавляй бился над вступительной частью сюиты к драме М. Метерлинка "Смерть Тентиля" -одному из спектаклей, задуманных режиссером - новатором, для которого главным в искусстве было - истинность, правдивость. Где - то в середине увертюры должен был, по задумке Станиславского, слышаться ребяческий рёв, выражающий жуть перед смертью.

Илья Александрович не мог достичь желаемого эффекта с помощью музыкальных инструментов и в отчаянии решился на последний шаг: принес,в отсутствии жены, маленькую Наташу в театр, уложил ее осмотрительно на двух стульях в оркестровой яме, примерно дирижерского пульта: Музыкантам только пояснил, что девочку не с кем было бросить дома. Они покачали головами, но полемизировать не стали, увлеклись своей работой. Оглушенная раскатами музыки, девчонка некоторое время лежала еле слышно в одеяле, сосала перст. Подошло время кормления. Отец осмотрительно сунул ей в губы бутылочку с молоком, но без малого сразу же грубо выдернул. Обиженный дитятко зашелся в плаче, перекрывая все звуки оркестра! Это произошло как раз в надобный для увертюры миг. Станиславский был в восторге и назвал Илью Александровича гениальным музыкантом! "Как Вам это удалось?!" - потрясенно расспрашивал он. Дирижер не успел и рта открыть, на все эти похвалы, вследствие того что что вбежала в репетиционный зал рассерженная донельзя Анна Михайловна и, на глазах у всех, обругав отуманенного похвалами дирижера, раскрыла режиссеру все тайны "гениальной" увертюры, гневно указав на покрывало, в котором миролюбиво сосал бутылочку с молоком новоявленный "солист" оркестра!

От смеха Станиславский чуть смог устоять на ногах! Наталия Сац называла тот самый момент раннего детства своей "первой гастролью".

Илья Александрович Сац и его благоверная, Анна Михайловна,оба были людьми сильно незаурядными и фантастически преданными искусству, музыке, театру!

Анна Михайловна, замечательная камерная певица, с голосом, поставленным лучшими педагогами Женевской консерватории, прекрасная музыкантша, яркая и сильная персона, поставила крест на своей музыкальной карьере, выйдя замуж за Илью Александровича и последовав за ним в Иркутск, куда он уехал неожиданно,без малого как в ссылку, предупреждая свой арест.

(Как мужчина, сочувствующий революционно настроенному студенчеству, он был на примете полиции, без малого под негласным надзором - автор.) В Сибирь он забрал с собою только виолочель и дневники. Анна Михайловна Щастная, генеральская балованная

дочка, став его спутницей, лишилась поддержки семьи и любви отца, которой не мог смириться, что Анна, в его тщеславных мечтах - "вторая Патти, мадам Виардо", - только только благоверная безродного музыканта, "нищего еврея, да ещё к тому же с цыганскими корнями!"

Но молодые не унывали! Они выбросили сообщение генерала с проклятиями в адрес музыканта - побродяжки и в двух комнатах на окраине Иркутска к нежному голосу виолончели Ильи Александровича присоединилось в гармоничном дуэте сильное, бархатное контральто Анны Михайловны. А вскоре к сияющей, яркому музыкальному дуэту добавились щебечущие голоса дочурок -Наташи и Ниночки.

Илья Александрович, где бы он не находился, мог безоглядно увлекаться сам и увлекать людей своими идеями! Он создал наилучший в Иркутске городской оркестр, всенародный театр, ставил спектакли, музыкальные вечера и балы не проходили без его активного участия. Он был душою любого общества. И покорив за год с небольшим Иркутск, вернулся в Москву - завоевывать столицу! Он резво становился известным в музыкальных и театральных кругах, его музыку полюбили и узнали, наперебой приглашали чиркать сюиты и увертюры к театральным постановкам, но бывало нередко так, что в доме не находилось и медного гроша!

И тогда маленьким девочкам сурово - настрого приказывали не выбираться из кровати, не бродить по ледяным комнатам (дров также частенько не было!), а сиживать еле слышно и смирно, "в то время как свой папа не найдет денег". Деньги находились. Часто помогали друзья - актеры: В.И. Качалов, И. М. Москвин, певица Н. Плевицкая, для которой Илья Сац написал немного песен, в том числе знаменитую "Пастушескую". В маленьком низеньком домике, с крайне скромной обстановкой "деревянный столик и деревянный диван, в чести было только пианино", (Н. Сац. "Новеллы моей жизни") зачастую собирался весь цвет музыкальной и театральной Москвы того времени. Именно в доме отца Наталия Сац впервой услышала игру самого Рахманинова. Она так поразила и взволновала девочку, что та решила решительно посвятить себя музыке и проводила за инструментом по три - четыре часа в день! Она играла до того недурственно, что в шестилетнем возрасте была принята в личный мелодический институт Е. Н. Визлер, выдержав шибко серьезный экзамен по гаммам и сольфеджио! Прямая, привыкшая калякать вечно только правду, она в шестилетнем возрасте осмелилась полемизировать с начальницей и аргументировать что рояль в зале длчя прослушивания настроен неправильно, чем вызвала несказанное удивление не только у родителей, но и у педагогов!

Свой начальный сольный концерт, она давала немного месяцев через, сидя на вертящемся табурете с двумя подложенными дощечками и подставленной под ноги высокой скамеечкой. Зал изумленно слушал крохотного ребенка, бант которого был больше головы, ножки запутывались в подоле длинного "концертного" платья, но руки лежали на клавишах твердо, по - взрослому. Она не боялась публики, но ее удивляла реакция зала, отчего эти люди смеются? Нужно потому что внимать музыку, а не заливаться над тем, что бант больше головы!

Обладая с раннего детства тонким, сильным артистическим воображением и ярким темпераментом, Наташа неплохо чувствовала инструмент, тончайшим абсолютным слухом улавливала любую, самую неслышную, фальшивую ноту. Она воспринимала пианино, как живое созданье, ей зачастую казалось, что оно улыбается клавишами:

Наташа запомнила, как папа как-то раз сказал ей, что "музыка это - сердце". Слова эти ее поразили насовсем, до глубины души, и она восприняла их как жизненную, выстраданную правду, а не всего только восторженное преувеличение преданного музыке человека!

И ещё одно запомнила девчурка, уже как завещание отца, которого она любила без меры: " В жизни будет непочатый край трудностей. Учись их преодолевать, а не хныкать! Учись сражаться и побеждать!" Как нередко опосля она вспоминала эти слова! Они превратились в ее негласный девиз, в моральную палочку выручалочку за которую она хваталась, когда ей было в особенности тяжко..

Илья Александрович скончался нежданно, в расцвете творческих сил, в возрасте 37 лет и солнышко померкло в тот день для Наташи: Еще живо было в ее памяти грандиозное представление "Синей птицы" Метерлинка во МХАТе, когда талантливейшему композитору рукоплескала вся Москва!

Эта премьера была замечена и в европейском музыкальном мире. Илью Саца готовился позвать для совместных постановок в Берлинском театре известный режиссер Макс Рейнгардт.. Но кончина оборвала все планы.

Навсегда! Поразительно то, что Наталия Ильинична Сац, оставившая в своей замечательной книге "Новеллы моей жизни" немало страниц, посвященных детству, первым музыкальным и художественным впечатлениям, (саммит с Рахманиновым, Плевицкой, Станиславским) о смерти отца сама, своими словами, сказала шибко немного. Для неее это было чересчур большое беда, свежее и посредством немало лет. Люди такого склада, какою была Наталия Ильинична, переживают эмоции сильно в себе, в особенности, если они касаются их лично. А из пережитого выносят уже что то сложившиеся, определенное.Наталия Ильинична процитировала по памяти огромную статью, посвященную таланту Ильи Александровича и описанию его похорон, присланную ей позже, кем то из родных.. Как бы заслонилась чужим впечатлением, чтобы не вручить в полную силу прорваться своему горю. В статье говорилось, что во время прощания оркестр МХАТа заиграл траурный марш и лошади испуганные звуками музыки, взвились на дыбы, увлекая за собой катафалк!

Гроб от резкого толчка поднялся без малого вертикально. Это было ужасное представление! Толпа пришедших проститься - оцепенела, вдова композитора упала в обморок, только две маленькие девочки - Наташа и Нина, стояли, абсолютно белые, вцепившись приятель в друга, без единой слезинки!

Их поспешили увести и, проходя через толпу, они слышали как кто - то сказал, что "Музыкант и в смерти - музыкант: он попрощался со своим оркестром, как бы дирижируя им!": Наташа закричала уже на кладбище, когда опускали гроб, но Нина успокоила ее странными словами:" Милая, не плачь, свойский папа всю существование сидел с музыкантами в оркестровой яме, ему в настоящей яме не ужасно!"

Наташу эти слова поразили истинностью сути и она вроде бы оцепенела в спокойствии.

Они вернулись в обиталище, где молчало пианино, встревоженно пряталась в футляр виолончель.. Но музыкальная перерыв длилось непродолжительно. Семье нужно было существовать дальше, и Анна Михайловна стала дарить уроки музыки и вокала, начала концертную дело, как певица. Наташа потянулась за нею и у нее также появились первые ученики: дочь дворника Марфуша, подруги по гимназии. Анну Михайловну Сац пригласили ещё одаривать уроки вокала в школу - студию при МХАТе, а Наташу на лето актеры взяли с собою в Крым, где они жили веселой и неунывающей коммунной, сажали огороды, копали грядки, купались в море, ставили спектакли и концерты. Именно тогда, крымским летом 1912 года, юная Наташа Сац в первый раз рядом знакомиться с Евгением Багратионовичем Вахтанговым, тот, что непочатый край беседует с нею, и тактично, ненавязчиво дает ей первые уроки сценического режиссерского мастерства. Девочка, потерявшая отца тянется к нему и с жадностью впитывает в себя драгоценные знания.

Каникулы в Крыму, на землях, принадлежащих труппе МХАТа, становятся традицией, и лето 1914 года запоминается Наталии Сац тем, что она, вкупе с Вахтанговым, самозабвенно готовит сценарий и постановку юбилейного юмористического представления в честь юбиляра - именинника И. М. Москвина. Ее первая образ в этом импровизированном спектакле - горниста и держателя зонтика -встречена смехом и бурными аплодисментами, а по возвращении в Москву Наташа в первый раз серьезно задумывается о театральной карьере. Многие педагоги и актеры школы МХАТа и студии Е.Б. Вахтангова занимаются с нею задаром, в память об отце, и она с увлечением постигает священные законы сцены, искусство движения и жеста, голоса и мимики, танца и пластики, самозабвенно играя в молодежной театральной студии имени А. С. Грибоедова. В 1917 году она благополучно заканчивает мелодический техникум имени А. Скрябина по классу фортепьяно.

Студией имени Грибоедова было к тому времени выпущено немного спектаклей, развлекуха Сац замечена : она обладает яркой внешностью и унаследовала от своего отца поразительный дар увлекать других страстными порывами своей энергичной и жизнерадостной натуры! В стране голод и разруха, идет гражданская битва, а Наташу - хрупкую, изящную, без малого девочку с косичками, несмотря ни на что, охватывает бурная охота деятельности!

Она постоянно считала, что самое важное человека это иметь в распоряжении вероятность реализоваться, быть деятельным, подмогнуть другим. Это также осталось в ней от отца!

В его память она мечтает сформировать хотя бы мини ребяческий театр, во что бы то ни стало мелодический, с оркестром из музыкальных игрушек: пищалок и свистулек, которые он так любил.

Неожиданно, это нелепая, на основополагающий точка зрения, мысль Сац находит поддержку у чиновников нового правительства, у самого наркома Луначарского, и в Москве, весной 1918 года при театрально - музыкальной секции наркомпроса организуется ребяческий отдел, заведующей которого назначается без малого пятнадцатилетняя Наталия Сац, вчера ещё - Наташа, а в настоящее время - Наталия Ильинична!

Она с увлечением занимается подбором репертуара для детских концертов и утренников, из огромной библиотеки, собранной родителями,скрупулезно выбирает пьесы и музыкальные произведения, которые не возбраняется было бы применять при постановке спектаклей.

Детский театр, начальный в России, да и в мире, пожалуй, рождался в те бурные и непростые времена продолжительно и тяжко. Постановки шли "на ура", беспризорники с утра и до обеда могли стоять в очереди за десятикопеечными билетами, приводить за руки своих босоногих друзей со всех окраин Москвы, а у театра все ещё не было отдельного помещения. Он располагался то в без малого аварийном здании кинотеатра "АРС", где был страшный мороз и актеры - энтузиасты репетировали в шубах, варежках и валенках, сами перекрвали текущую крышу, мастерили занавес и декорации, расставляли скамейки в зрительном зале, то ещё в каком то здании,на которое могли с жадностью претендовать тотчас немного ведомств. Бесконечная беготня по кабинетам, доказывание нужности детского музыкального театра, действительности идеи его существования в голодающей и холодной Москве.

Все это при активнейшем участии Наталии, которая с утра до вечера носилась по городу в поисках всего необходимого для театра, а вечером до изнеможения репетировала с актерами сцену за сценой, акт за актом.

Ей до всего было занятие, она умела сыскать корпоративный язык и с наркомами, и с бюрократами - чиновниками, и с рабочими сцены, и с актерами - кукловодами (театр тогда зачастую делал кукольные спектакли) и с композитором, и с автором пьесы. Каждый спектакль предварялся ее устным выступлением перед зрителями - детьми, которые ее крайне любили и называли ласково: "тетя Наташа".

Она объясняла им содержание спектакля, рассказывала о музыке и истории создания пьесы, говорила о том, как нужно себя в театре новости, а порой успокаивала какого - нибудь в особенности разволновавшегося маленького зрителя, сажая его к себе на колени.

Наталии Ильиничны как то поразительно хватало на все. Она могла нацарапать пьесу за темное время суток, собрать музыкальное оформление, сформировать режиссерский, крайне точный и явственный рисунок пьесы, и тут же, как будто полушутя, черкануть в ребяческий журнал расклад под псевдонимом "Адрианова" (по имени первенца -сына) и победить конкурс, заняв первое местоположение! К ней в полном составе являлась редакция журнала и умоляла кинуть все и заниматься только литературой и чиркать для детей!Она хохотала и сверкая глазами, говорила, что для нее ребяческий театр это все, это мир, суть человеческая, сердце, прочее - второстепенно!

Официальной датой рождения детского экспериментального музыкального театра принято считывать октябрь 1919 года, когда вышло постановление Совета Народных Комиссаров за подписью Луначарского, об учереждении первого Государственного детского музыкального театра.

Премьерным был спектакль "Жемчужины Альдамины" - пьеса, выбранная и скрупулезно отредактированная для детской постановки самой Н. Сац. В театре, делящем сооружение с синема "Арс" работали в те годы И.Ильинский, М. И. Бабанова, М. Гаркави, море других замечательных актеров. Был ещё скрупулезно набран штат педагогов и актеры, и работники театра подчинялись не только директору - Наталии Сац, но и строгой и взыскательной "педагогической академии" при театре, которая ( с подачи директора и режиссера, разумеется!) решала не только вопросы репертуара, но и психологические проблемы актеров и зрительного зала. Театр Наташи Сац - как раз так ее называли в Москве -становился все больше известным, она делалась знаменита, популярна, как режиссер.

Если учитывать, что Сац была первым в России режиссером - женщиной, то не возбраняется представить себе в какое удивление она повергала всех деятелей искусства, в особенности мужчин, когда они приходили глядеть ее постановки! Режиссер - леди, красивая, порывистая, решительная, прямо высказывающая родное, не всю дорогу лицеприятное, точка зрения, обладающая несколькими европейскими языками, вольно читающая нотные клавиры, знающая законы оперного искусства и секреты режиссерского мастерства, шокировала их, они то представляли себе иное - ребяческий сценический, костюмированный концерт: стишки, песенки и ничего серьезного! Но в ней было так немало яркого, искрометного и в то же время отточенного, глубокого дарования, что пространств детского театра ей было самое малое. Она с радостью окунулась в мир оперы.

Самым крупным успехом Наталии Ильиничны Сац, как режиссера оперного театра, как вообще режиссера - постановщика, следует, конечно, мнить постановку оперы Джузеппе Верди "Фальстаф" в Берлинском "Кролль - театре", весной 1931 года (дирижер Отто Клемперер) и "Свадьбо Фигаро" Моцарта в Аргентинском оперном "Театро колонн" (осень того же 1931 года) Постановки имели ошеломляющий счастливый момент, о них писали более того шибко настороженно относившиеся в те времена к России эмигрантские газеты: "Непревзойденный счастливый момент русской!"

Наталию Ильиничну Сац узнавали на улицах уже не только Москвы, но и Буэнос - Айреса и Берлина! Она стала режиссером звездой! Как писали газеты Буэнос - Айреса, "постановкой "Свадьбы Фигаро" русская художница - режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль сильно психологичен, как это бывает только в драме и этим нов и привлекателен для зрителя."

Надо проговорить, что актеры и певцы зачастую понимали Наталию Ильиничну с полуслова, более того если говорили на разных языках. Она могла за два месяца так усовершенствоваться в итальянском, что цитировала беспрепятственно письма Верди в подлиннике или без малого без запинки могла спеть на языке оригинала все оперные арии Фальстафа. Немецкий был сначала для нее неимоверно труден, но она прибегала к помощи языка жестов и характерного показа, и актеры, уже посредством десять минут, а то и пять понимали ее отлично!

Ей серьезно предлагали бросить ребяческий театр, она наотрез отказалась. Отто Клемперер, бывший и как мужик, весьма неравнодушным к Наталье Ильиничне, горячо и солидно говорил ей, "что она рождена для оперы, что она - истинно оперный режиссер", но Сац только смеялась, и спешила в Москву, к родным стенам театра, где истинными хозяевами были маленькие дети, от восторга перед сценой зачастую забывавшие достать перст изо рта до самого конца спектакля! Она не могла более того дышать без них !

5 марта 1936 года Государственный Детский мелодический театр при Моссовете был преобразован в Центральный ребяческий театр - крупнейший в России. Это была в то же время и честь и серьезнейшая ответственность. 10 дкабря 1936 года в театре была премьера - сказка - опера Л. Половинкина "Золотой ключик". Спектаклем были восхищены и дети и серьезные театральные критики. С этого спектакля возродился жанр театральной сказки, как то основательно позабытый за годы всеобщей индустриализации. На сцену вернулось волшебство, магия детства: С первых полос газет не сходили восторженные рецензии, а режиссер уже искала новые пьесы, для новых спектаклей, в голове роились новые идеи! Уже 11 марта 1937 года в театре была премьера нового произведения С. Прокофьева - его "Детской симфонии". Певцами - солистами на концерте были в тот день И. С. Козловский и и В. В. Барсова. Артисты мирового уровня считали для себя огромной честью выступать в детском театре!

Наталия Ильнична - ослепительный и увлекающийся дядя, вся жила своим детищем - театром, музыкой и искусством. Она бесконечно погружалась в сценарные замыслы, какие - то неисчислимые хозяйственно - административные заботы театра. К ней несли свои проблемы парикмахеры и гримеры, костюмеры и осветители. Каждого она выслушивала участливо, не оставаясь безучастной.

Умела снять натуга, своевременно рассмешить, отвлечь интересным рассказом.

Кроме того, были у нее обязанности матери и хозяйки дома, ее тогдашний супружник И. Я. Вейцлер, занимал сильно немалый пост в народном коммисариате торговли. А это значит - в доме зачастую бывали гости, люди серьезные и - не крайне, музыканты и финансисты, артисты и режиссеры.. Для всех находилась улыбка и приветливое словечко. Усталость, натуга, тревогу свою бесконечную - сильно уж настораживало это время, когда, единственный за другим, бесследно исчезали знакомые, друзья (В. Э. Мейерхольд, к примеру!) она старалась припрятать как разрешено дальше.. Она была обворожительно красива, стройна, все время лучились от смеха глаза, ходила Наталия Ильинична всю дорогу в подчеркивающем фигуру платье (одевалась в "Москвошвее", но умела так носить наряд, что знакомые актрисы думали, что Сац покупает платья только за рубежом!

Не прошли даром уроки К. С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова!)

Еею от всей души восхищались многие, было море красивых и ярких встреч, нередко перерастающих в глубокую и серьезную дружбу, знаться с нею было занятно, был у нее тот самый блестящий Дар, - общения. Она вроде привораживала к себе людей!

Вот таковый, нарядной, сияющей, в платье по фигуре, изящной шляпке, красном плаще и перчатках, привезенных из Парижа и была Наталия Ильинична Сац арестована ранней осенью 1937 года ипомещена в Бутырскую тюрьму. За одну темное время суток, проведенную в камере совместно с уголовниками, она совсем поседела, ее волосы напоминали очень напудренный парик маркизы 18 века!

Ей предъявили обвинение в измене родине, назвали политтичесой шпионкой, женой врага народа, объявили приговор: пять лет лагерей Она была в недоумении, отказалась признать себя виновной, поставить подпись документы и черкнуть послание домой, с просьбой прислать теплые вещи! Следователь счел ее ненормальной. Она только усмехалась про себя. Было бы что надо, если б она сошла с ума или хотя бы проснулась от этого кошмарного, жутко долгого сна!

Но дрёма длился целых шесть лет.

В лагерных бараках Наталья Ильинична нашла в себе силы не низойти и существовать, вопреки всему, более того отчаянию! Прочитав огромное число книг в тюремной библиотеке и всего Шекспира, она написала весь строй театральноведческих работ, где углубленно, под мастерски - режиссерским углом зрения рассматривались персонажи его драм и трагедий. Получился единый увесистый чемодан рукописей!

Она, энергичная и неутомимая, создала кругом себя группу людей из заключенных, с которыми сумела определить небольшие концертные номера, а позже более того пьесу Островского "Бесприданница". Часто говорила, что для настоящего, глубокого познания жизни режиссеру нетрудно необходимо познать разные ее стороны. Ведь посещал же В.И. Качалов ночлежные дома в Москве, чтобы создатьсвоего героя странника Луку. В роли Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице" выступала дама, осужденная на пятнадцать лет за мокрое дело мужа. В роли своей она была бесподобна, спектакль шел при переполненном зале раз двадцать, а слава Наталии Ильиничны как "артистки" и руководителя коллектива раскатилась по всему Сиблагу! Наталия Сац поразительно немного писала о тех трудных для себя временах. Больше о внутренней, духовной работе, о том, как как собак нерезаных читала и осмысливала, с какими интересными людьми встречалась. В августе 1942 года она была выслана на Волгострой, в Рыблаг.

И там не потерялась, проявив себя как независимый режиссер самодеятельных концертов и лектор!

Из польских музыкантов, заключенных в Рыблаге,она сумела создать превосходный оркестр. Затем Наталья Ильинична, неустанными хлопотами матери, была частично амнистирована и переведена на житье - поселение в Переборы, поблизости от Рыбинска. В Переборах жила в каком - то маленьком двухэтажном домике с множеством соседей, но и тут не унывала: рядом с нею были друзья, и в этом месте также была вероятность организовывать концерты, вкалывать в Клубе. Ее родные были счастливы, что она и тут, что - то придумывает и у нее, как и в свое время, озорно горят глаза! В Москве ей существовать не позволялось, она бывала там только наездами, но не переставала чиркать ходатайства о том, чтобы ей разрешили возвратиться в Москву, заниматься своим профессиональным делом - детским театром. Она и вернулась в столицу, но крайне ненадолго. С 1943 года Сац, как и все деятели искусства того времени, в эвакуации, в Алма - Ате. Но и в этом месте она счастлива: с нею забранная из Москвы дочка, Роксана. Сын Адриан, которого она не видела непочатый край лет. Огромное поле концертной деятельности.

Позади одиночество и ужас по ночам, что вновь придут и без спроса швырнут в камеру или зарешеченный вагон теплушку. Главными ее качествами всю дорогу были собранность и деятельная жизнерадостность И ещё - высота поставленной цели. Она неизменно поднимала сильно приподнято планку жизни и старалась тронуть ее рукой. Вот единственный из примеров.

Война докатывается до Алма - Аты глухим эхом, но в глазах эвакуированных детей так чуть-чуть тепла и радости, что осенившая Наталию Ильиничну мысль уже не кажется ей абсурдом. Она решает вскрыть в Алма- Ате: ребяческий театр. Ее поддерживают Мухтар Аузов, Куляш Байсеитова, Галина Уланова, Николай Черкасов - в то время в Алма Ате идут полным ходом съемки фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" с Черкасовым в главной роли. Наталья Ильинична снова не пишет в своих ярких, весьма музыкальных мемуарах о трудностях создания казахстанского ТЮЗа: ремонте без малого провалившейся крыши и отопительной системы, полной реконструкции зрительного зала - это было бывшее общежитие на триста эвакуированных семей, переделанное из кинотеатра "Алатау" Все как будто повторялось, как и когда то, в двадцатые - кинотеатр "Арс": Трудности. Похоже,это увлекало ее, делало моложе. 6 сентября 1944 года выходит постановление о созднии в Алма -Ате первого Театра Юного зрителя. Художественный начальник и шеф -Наталия Сац. Вся ее существование заново подчинена ритмам дыхания нового театра. Все так знакомо и все так ново - репертуар, уроки сценического мастерства, подбор труппы оркестра, дирижеров, концертмейстеров, художников, оформление сцены.

И в личной жизни Наталии Ильиничны также происходят большие перемены.

В 1946 году, в Алма - Ате рождается ее сынуля, Илья, припозднившийся, и самый-самый обожаемый, что ни на есть близкий духовно чадо. В мемуарах мимолетно сказано о его отце Дмитрии, талантливом скрипаче и музыканте, руководившем одно время оркестром Алма - Атинского Тюза, с которым Наталия Ильинична, отгорев чувствами и сердцем, совершенно дружелюбно и тепло рассталась, но у Ильи был папа до самого совершеннлетия, так как Наталья Ильинична считала, что отбирать у ребенка папу - несправедливо, за свои ошибки она должна была уплачивать сама и одна! Папа постоянно приезжал ночевал в доме, возил сына кататься на лыжах в горы, они более того как то катались на аэроплане: Илья узнал о том, что у них - неполная семейство только бесповоротно повзрослев. Наверное, надобно иметь недюжинным умом, тактом, искренностью мудростью и неподдельным жаром сердца, чтобы так вот принять решение неразрешимую для многих семей проблему. Последние годы жизни Натальи Ильиничны, уместно сказать, также были согреты теплом любви и связаны они с человеком ей шибко духовно близким - Виктором Сергеевичем Проворовым, педагогом и администратором детского театра. Ему было безумно занятно с Наталией которая, в частности, будучи пятидесятилетней дамой, не побоялась заново попасть в рядах студентов и поступила на театроведческий факультет ГИТИСа! Она его благополучно окончила, а с 1984 года и сама там преподавала. Ей было присвоено звание профессора театроведческого факультета. Она любила всю бытие, постоянно, чему нибудь обучаться. Ее привлекала новизна, свежесть мысли, среда молодежи. В ее сердце вечно звучала музыка. Что может быть лучше этого?

В 1958 году Наталия Сац возвращается в Москву. Некоторое время она благополучно руководит Всероссийским гастрольным театром, а далее - детским отделением Мосэстрады. Мысль о создании детского музыкального театра не оставляет ее ни на момент. И в 1965 году, 21 ноября, этой мечте суждено сбыться: открывается Центральный ребяческий мелодический театр в Москве. Она становится его бессменным руководителем. На сцене театра с успехом идут оперы К. Дебюсси "Ящик игрушек", "Белоснежка" Э. Колмановского. Театр гастролирует с аншлагами по всему миру, при нем открывается художественная студия и учебное заведение эстетического воспитания, проходят музыкальные вечера. В 1961 году,осенью, она ещё раз встречается с немецким дирижером Отто Клемперером, в том же 1961 - ом ставит на сцене болгарского оперного театра в Русе сказку "Мальчик - великан": Гастроли, афиши, спектакли, встречи со зрителями. Неизменен ее выход на сцену в начале спектакля, ее расклад о театре:. Из года в год, из вечера в закат дня.

Нескончаема и ее напряженная концертная дело, как режиссера - постановщика. В 1977 году она поставила в Саратовском оперном театре оперу Кабалевского "Петя и волк", побывала на гастролях в Берлине и Лейпциге, в Канаде и США. Редкий отрезок времени в ее жизни выдавался малонасыщенным, спокойным! Например, выступление на фестивале детских театров в городе Шибеник (Югославия) проходило прямо под открытым небом, что было для труппы сильно сложно и потребовало большого напряжения и воли, и мысли, и мастерства Наталии Ильиничны, как режиссера и руководителя! Она блестяще справилась с задачей, аплодисменты не утихали долговременно, старинная площадь эхом отзывалась на них. А у Наталии Ильиничны вечером долговременно болела башка. Но об этом никто не догадался: она сияла торжествующей улыбкой.

Такое жизненное натуга стоило ей шибко дорого: немного инсультов, спазмы сосудов головного мозга, опасность паралича и неподвижности, но существовать постепенно она не могла. Даже во время отпуска в доме отдыха Н. И Сац оказывается вовлечена в подготовку празднования дня рождения Сергея Яковлевича Лемешева! Ей уже за семьдесят, но она - неутомима. Как сказал кто то из ее знакомых докторов, " понятия :она и пенсионная выплата - несовместимы.! Она с удовольствием носила брючные костюмы, туфли на высоких каблуках, могла танцевать и напевать в совершенный звук! Заражала своим весельем остальных, более того молодая поросль. Внуки и правнуки не звали ее "бабушка" Она была для них - "Наташа". С ней позволительно было лазить по горам, создавать песочные замки, шитьсказочные костюмы, разыгрывать из одного прожитого дня целые спектакли: Она была любимой и неповторимой. Как волшебная фея.

Н. И. Сац написала немного книг о детском театре, которые нарасхват печатали издательства, собирала большущий архив писем маленьких читателей, с их отзывами о спектаклях, начала к созданию книги "Жизнь - вещь полосатая". Ей активно помогала дочка Роксана, одаренный либреттист, сценаристка, искусствовед. Наталия Ильинична все чаще чувствовала, что силы ее на исходе, но нередко повторяла слова французской песенки:"Ищите розу": Всегда и повсеместно ищите розу. На мостовой, в темнице, в самые тяжелые минуты думайте о розе, ищите розу: И если Вы более того не найдете розу, какое фортуна, что вы ее искали! Ищите розу, вечно, куда ни кинь, во все дни жизни!" Для Наталии Ильиничны Сац таковый "розой" был Детский Музыкальный театр, носящий сейчас ее имя.

Она умерла в 1993 году, ещё успев заприметить, как взмывает в небосклон Синяя птица Счастья - скульптура, установленная на крыше нового здания театра.

Так же читайте биографии известных людей:
Наталья Бардашева Natalia Bardasheva

Родилась 16.10.1948 г. в г. Иваново. В 1968 г. окончила ИХТТ. В 1975 г. окончила КуИСИ архитектурный факультет.
читать далее

Наталья Басс Natalia Bass

Наталья Басс - российский архитектор-реставратор. Родилась 29 октября 1966 года в г. Куйбышев.В 1988 г. Наталья Басс окончила Куйбышевский..
читать далее

Наталья Бочкарева Natalia Bochkareva

Наталья Бочкарева - российская актриса театра и кино, комедиантка и телеведущая. Родилась 25 июля 1980 года.Дебют Натальи Бочкаревой в кино..
читать далее

Наталья Градскова Natalia Gradskova

Наталья Градскова - архитектор. Родилась 4 февраля 1968 года.Проекты и постройки Натальи Градсковой: 1997-1998 гг. проект интерьера Гостиница г...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий