Известные люди

»

Нателла Болтянская

Нателла Болтянская Natella Boltyanskaya Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Москва, 20.5.1965
Вот, хотела написать про любовь... а вышло про президента, говорит Нателла. Впрочем, кто сказал, что женщина обязана сочинять одни элегии? Г-сподь, помнится, дал Еву Адаму в помощники, а не в игрушки. Когда у мужчин что-то не получается, приходится делать все самой.

Было когда-то такое словечко поэтесса. Поэт мужское понятие, с помощью иностранного суффикса адаптированное под несильный пол, как будто актрисы, баронессы, стюардессы. Правда, Марина Цветаева совершенно выкинула поэтессу из обихода, не оставив за ней никакого смысла, помимо презрительно-ироничного. Еще больше страшное ругательство бардесса. То ли подруга жизни барда, то ли обитательница бардака, но чаще всего томная дамочка с гитарой, исполняющая душещипательные песни собственного приготовления. Представители сильной половины человечества, попавшие на концерт бардессы, сваливают после этого первого отделения. Женщины, в особенности в летах, сочувственно всхлипывают, утирая носы и потекшие ресницы. Долгое время я была солидарна с мужчинами, покуда не познакомилась с Нателлой Болтянской. Вернее, с ее песнями, оттого как журналиста Болтянскую знает пол-России. Она все время в эфире: с 1991 года на радио Эхо Москвы, а с 1997 на НТВ.

Вот, хотела накарябать про влюбленность... а вышло про президента, говорит Нателла. Впрочем, кто сказал, что дама обязана выдумывать одни элегии? Г-сподь, помнится, дал Еву Адаму в помощники, а не в игрушки. Когда у мужчин что-то не получается, приходится действовать все самой. Они уже успокоились, места за столом поделили и сели обмывать атакование очередных светлых времен, а ты давай выноси сор из избы, наводи строй. Вот когда все разгребешь, необходимо всем поплачешь, обо всем вспомнишь, да ещё и мужикам объяснишь, что к чему, тогда, как видно, не возбраняется будет и за романсы начать, не боясь, что послезавтра твоя семейство вкупе с Россией-матушкой сызнова окажется на пепелище.

...Наверно, Нателла понимает, что весьма выбивается из нынешней бард-тусовки со своим гражданским пафосом, с политизированностью текстов, с масштабностью тем. Пятнадцать лет обратно так писали все, в текущее время единицы, но Болтянскую это, похоже, стопроцентно не смущает. Форма подачи материала у нее также непривычная пронзительная, острая, в пику господствующей в мире политкорректности. Выпадая из мейнстрима, Нателла оказывается в иной струе в ключе русской классики, которая любую тонкость неизменно старалась довести до космических размеров. Тут тебе и пафос, и гражданственность, и чисто российское великое противостояние личности и власти.

Началось все, как водится, ещё в детстве. У соседей был тот самый-самый магнитофон системы Яуза. Его приносили, ставили на пол как-то раз он перевернулся, и чуток не случился пожар, и выключали телефон. Взрослые слушали Новеллу Матвееву, Городницкого, Окуджаву и Галича, а ребятенок пасся рядышком и, как выяснилось, мотал на ус. Диссидентские посиделки аукнулись в девятом классе: к тому времени Нателла, вдохновленная примером некоего юноши, дерзко распевавшего блатняк, освоила гитару, и более того научилась забирать баррэ, от которого вначале зверски сводит пальцы. На какой-то вечеринке она спела все, что знала из Александра Аркадьевича, попутно открыв одноклассникам глаза на недостатки советской власти. Родителей вызвали в школу. Песочили Нателлу от души и со страстью: занятие было в конце семидесятых, когда вольнодумство ещё не приветствовалось. Скандал, истина, замяли папа, поднаторевший в научных дискуссиях, целиком резонно спросил классную руководительницу: Что ж вы ее не переубедили?

Через немного лет к Нателле (тогда ещё носившей фамилию Киперман) пришел успех: на базе отдыха в подмосковном доме ученых юная исполнительница очаровала публику песенкой о белогвардейских эмигрантах. Вполне невинной но какой-то бдительный отдыхающий, услышав ее, пригрозил сообщить куда следует. Его отговаривали всей базой.

Потом, уже в Менделеевском институте, на Нателлу все-таки настучали за песню об оловянном солдатике, тот, что не спрашивает, для кого ему надрываться ура... К счастью, куратор на курсе попался понимающий, решил не изводить бедную студентку почем бессмысленно. Нателла немного раз безуспешно подавала документы в Литинститут, но тут человеку, не имеющему ни блата, ни желания интима с престарелыми корифеями, да ещё и обремененному настолько неудачной фамилией, ничто не светило...

Наконец, грянула перестройка, совместно с гласностью. Нателла познакомилась с режиссером-документалистом Марком Авербухом, снявшим к XIX партконференции кино Особая зона. Авербух предложил сочинить что-нибудь конкретно антикоммунистическое, экий саундтрек за пределами кадра. Вместе ездили по городам и весям СССР, показывали кино, Нателла пела, Авербух общался с народом. Когда личный антикоммунизм иссякал, хватали дуловскую песню на вирши Наума Коржавина Ах, декабристы, не будите Герцена...

1989 год, Днепропетровск. Аудитория немного обалдела от эдакий смелости. Пожилая леди в третьем ряду, свистящим шепотом: Что она поет, ее же посадят?! Впрочем, Нателла абсолютно не расстроилась напротив, пришла в экстаз от собственного гражданского мужества. К тому же выручала негласная договоренность с приглашающей стороной если действо посещает местное партийное руководство, гастролеры ведут себя прилично, чтобы не подставлять хозяев.

Однажды, выйдя со сцены потом особенно теплой реакции зала, Нателла увидела, как к ней приближается бесцветный, насмерть перепуганный шеф. Все пропало, срывающимся голосом простонал он, в зале заведующий идеологическим сектором обкома партии. Что ж вы нас не предупредили? растерялся Авербух. Да он, сволочь, сам в кассе квиток купил, без привилегий...

В журналистику нередко идут ранимые, беззащитные работает компенсаторный принцип, позволяющий в профессии приобрести недостающие качества. Первый эфир всеми единодушно воспринимается как запредельный страх, а позже... опосля все становится проще. Главное сделано. Если ещё Б-г пошлет чуток везения, если удастся сберечь оголенность нервов и незамыленность зрачок, то из бывшего робкого новичка получится ладно отлаженный локатор, чутко улавливающий малейшие изменения социального фона. Таких людей в эти дни без малого нет ни в прессе, ни в поэзии. Принципиальность считается пережитком тоталитарного режима: теперешний джентльмен должен мочь выгодно и стремительно обменивать одни убеждения на другие. Спрос на правду упал, а словечко общественный применимо только к отхожим местам. Может, мы в конце концов вступили в стадию расцветающего капитализма, и проблемы закончились?

...Странные песни поет госпожа Болтянская. Про погромы поет, про гражданскую войну, про аутодафе какое-то! Мы же десять лет угробили, стараясь все это как позволительно крепче позабыть, запихнуть как разрешено дальше, в архив, в небытие! А она весь столетний мусор тащит наружу, прямо на чистенький сияющий ламинат нашего отремонтированного под евро сознания! Слушаешь, и аж мурашки по спине: а ну как она права? И вся наша супер-пупер-цивилизация так, тонкая пленочка, под которой ненависть, голод, кровь, предательство?

Историческая память священная хворь русского интеллигента, как бы эпилепсии у пророков или гемофилии у королей. Помноженная на еврейство, не лечится вообще, ни кнутом, ни пряником. В могущество потребительской философии Нателла Болтянская не верит, утверждая, что из небольшого кадавра вырастает только суперкадавр, и никто больше. Либерально-демократический строй славить не хочет, к ВВП нежных чувств не питает ну что с ней поделаешь? Неудобный мужчина.

А неужто бывают удобные поэты?

БАБИЙ ЯР

Мама, зачем ты плачешь,

Пришивая мне на платье

Желтую звезду?

Вот такое украшенье

Хорошо б щенку на шею

Я его в текущее время же приведу.

А куда уводят наших,

Может, там окончательно не жутко,

Может, там игрушки и пища?

Мне сказал какой-то дядя,

Сквозь очки в бумажку глядя,

Что назавтра нас возьмут туда.

Посмотри, какая прелесть,

Вот оркестр играет фрейлехс,

Отчего так как собак нерезаных тут людей?

Мама, ну скажи мне, мамаша,

Кто тут вырыл эту яму

И для чего нас ставят перед ней?

Что ты плачешь, ты не видишь

Их язык похож на идиш,

Ну отчего все пьяные с утра?

Может быть, в войну играют,

Раз хлопушками стреляют...

Мама, это отнюдь не развлекуха.

Мама, почему ты плачешь,

Мама, почему ты пла...

###

Нателла Болтянская родилась 20 мая 1965 г. в Москве. Отец Савелий Львович Киперман, эскулап химических наук, академик РАЕН, матушка Нелли Александровна Валуева, редактор-библиограф. В 1982 году окончила спецшколу, поступила в МХТИ им. Менделеева по специальности Промышленная экология. С 1984 года экономист в Минздраве СССР, училась на вечернем факультете экономики Московского полиграфического института. С 1989 по 1991 гг. работала в концертно-гастрольной бригаде с режиссером Марком Авербухом, исполняла собственные песни. В 1991 году в качестве автора-исполнителя была приглашена на Эхо Москвы, где работает по настоящее время. Ведущая телепрограммы Ночные музы на канале НТВ. Участник фестивалей авторской песни в Калифорнии и Нью-Йорке, выступает с авторскими концертами в Чикаго и Бостоне. Награждена Союзом журналистов России памятным знаком 300 лет российской прессы за заслуги перед отечественной журналистикой.

Так же читайте биографии известных людей:
Нато Вачнадзе Nato Vachnadze

Полное имя - Наталья Георгиевна. Родилась в Варшаве. В перерывах между съемками работала практикантом, ассистентом режиссера в документальном кино...
читать далее

Наум Коржавин Naum Korgavin

Завтра выходит в свет двухтомник воспоминаний поэта, классика самиздата Наума Коржавина В соблазнах кровавой эпохи. В Москву на презентацию книги..
читать далее

Наум Анцелович Naum Antselovich

Анцелович Наум Маркович (1888-1952) пролетарий, член КП с 1905, в 1917 член ВРК Петрограда, комиссар над учреждениями интендантства. В 1919 зам...
читать далее

Наум Эйтингон Naum Eytingon

Из всех советских разведчиков только двое удостоены полководческих орденов Суворова. Это генералы Судоплатов и Эйтингон. Наум Эйтингон известен как..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий