Известные люди

»

Невий Гней

Невий Гней Naevius Gney Карьера: Поэт
Рождение: Италия
Невий, Гней; Naevius, Gnaeus, ум. ок. 201 г. до н. э., римский поэт. Родился, по-видимому, в Капуе в Кампанье. Принимал участие в I Пунической войне. В 235 г. поставил свою первую пьесу.

Пресловутая кампанская гордыня, ощущение собственной значимости подогревали его неприязнь к нобилям и вдохновляли на борьбу за свободу слова. Это явственно отразилось в его творчестве, в особенности в комедийном. Публично, поименно Н. нападал на представителей влиятельного аристократического рода Метеллов, которые ещё не оставались в долгу, добившись в 206 году заключения поэта в тюрьму, а позднее, вероятно, и его изгнания. В 204 г. Н. оставил Рим, переехав, предположительно, в Утику в Африке, где умер в 201 г. до н. э. или мало позже. Литературную дело он начал со сценической поэзии: трагедий и комедий, творя немного лет кряду наряду с Ливием Андроником, а вероятно, и с Плавтом, тот, что смог прославиться только тогда, когда Н. покинул Рим. Главным направлением творчества Н. была комедия. Он написал и поставил немного десятков пьес, основанных на греческих образцах, так называемые fabulae palliatae (паллиаты, то есть комедии, которые игрались в греческих костюмах). Мы знаем 35 названий и возле 140 фрагментов.

Фрагменты эти, при всем при том, чересчур малы, чтобы позволительно было обусловить греческие источники отдельных комедий Н.; это были, в основном, пьесы представителей среднеаттической комедии: Евбула, Алексиса, Антифана - и новоаттической комедии (Менандр). На Менандра Н. основывался в комедии Льстец (Colax). Н. воспринимал греческий эталон как условную схему, модель, которую он беспрепятственно заполнял содержанием, соответствующим римскому или италийскому видению, с аллюзиями на тогдашние условия, резкими, а подчас и язвительными нападками на современных ему государственных деятелей и политических лидеров. Н. ещё соединял сюжетные линии нескольких греческих образцов в одной пьесе или использовал контаминацию.

Грамматики, лексикографы и некоторые представители римской художественной литературы донесли до нас разрозненные, преимущественно одностиховые фрагменты, а порой только названия комедий Н.: Убийца (Akontizomenos), Комедия о погонщике (Agitatoria), Бессонный (Agrypnuntes), Апулийка (Apella), Прорицатель (Ariolus) - пьеса с италийской окраской, вследствие этого некоторые считают ее отечественной комедией - тогатой (fabula togata), Любезница (Astiologa),Угольщица (Carbonaria), Хламидария, Льстец (Colax), Коммотрия (только наименование, приведенное у Варрона), Цветочница (Corollaria), Помешанный (Dementes), Деметрий (только наименование у Варрона), Обман (Dolus), Гончар (Figulus), Глаукома (Glaukoma), Учитель гимнастики (Gymnasticus), Лампадио (имя раба), Леон (заглавие, надо думать, по имени), Лидус (некоторые считают ее трагедией), Нагидо (сохранилось только одно слово), Моряки (Nautae), Нерболария (точного перевода названия нет), Блудница (Paelex), Маска (Personata), Подкидыш (Proiectus), Четыре близнеца (Quadrigemini), Сталагм (по имени раба), Меченый (Stigmatias), Тарентийка (Tarentilla), Шарлатан (Technicus), Комедия о тунике (Tunicularia) и др.

В заглавиях пьес чаще всего фигурирует имя невольника, наставника или главного виновника интриги, иной раз имя девушки. Подавляющее большинство названий - прилагательные с суффиксом -aria, указывающим на опущенное словечко "комедия". Этот тип заглавий, нередкий кроме того у Плавта, и уже не встречающийся у позднейших представителей эллинизированной паллиаты (Цецилия и Теренция), указывает на прочную связь Н. с италийским сценическим творчеством. Отдельные фрагменты не позволяют реконструировать ни одну из пьес. Единственная комедия, содержание которой удалось определить со значительной долей вероятности, это Тарентийка: в одном из фрагментов стихотворец описал вызывающее поведение полной очарования и невероятно кокетливой девушки. Некоторые ученые допускают, что Н. был создателем и тогаты, то есть комедии на отечественную тематику, и относят к ней фрагмент из пьесы Прорицатель, но наблюдающийся в ней исконно италийский колорит, тот, что присутствует и во фрагментах других пьес Н., и в паллиатах Плавта, опровергает это предположение: скорее он свидетельствует о свободном отношении Н. к греческим образцам. Язык комедий Н. до такой степени богат, что стихотворец передает с его помощью любые оттенки настроения - от шутливого, сквозь сентиментальное, до серьезного, страстного, без малого язвительного. Он отмечен чертами разговорного языка с характерным обилием междометий и уменьшительных форм.

Если мы обратим чуткость кроме того на разнообразие стихотворных размеров, то придем к заключению, что все, чем мы восхищаемся у Плавта, не было чуждо и Н. Значительно менее плодовитый трагик, соперничавший на этом поприще с Ливием Андроником, Н. писал скопированные с греческих образцов пьесы на мифологические сюжеты, названные по обуви актеров fabulae cothurnatae (котурнаты) или fabulae crepidatae (крепидаты). Н. перерабатывал греческие трагедии преимущественно троянского цикла: Троянский мерин (Equos Troianos), Вылазка Гектора (Hector proficiscens), Ифигения и, очевидно, Андромаха; другие предания определили содержание трагедий Даная и Ликург. Н. обогащал традиционные схемы греческих трагедий мотивами римских легенд и сюжетами из современной римской истории, а роли исполнялись актерами в отделанных каймой тогах - претекстах, отседова наименование этой национальной трагедии - fabula praetexta. В пьесе Ромул (Romulus) или Волк (Lupus) Н. воспевал основание Рима, а в трагедии Кластидий (Clastidium) почтил победу Клавдия Марцелла над галлами в 222 г. до н. э. Патриотизм Н. и его пристрастие к исторической тематике нашли выражение в национальной эпопее о Пунической войне Песнь о Пунической войне (Belli Punici carmen). Это произведение, написанное древним италийским сатурническим стихом, было позднее поделено грамматиком Лампадионом на 7 книг. Фрагментарная сохранность произведения привела к расхождениям заключений ученых сравнительно его композиции и содержания.

В последнее время принято мнить, что, вероятнее всего, Н. вслед за тем обращения к Музам немедленно начал к описанию событий I Пунической войны, но, доведя повествование до 262 г. до н. э. ещё в первой книге, прервал его изложением длинного, при всем при том существенного с точки зрения поэтики жанра мифолого-легендарного эпизода о бегстве Энея из-под Трои и его скитаниях вплоть до основания Рима, чтобы только в конце III или в IV книге ещё приступить расклад о дальнейшей истории войны до ее окончания в 241 г. до н. э. Н. упоминал в поэме и о собственном участии в описываемой войне. Эпопея Н. оказала воздействие на все позднейшие исторические поэмы, которые, начиная с Энния, были написаны уже гекзаметром. Многим поэме Н. обязаны Энеида Вергилия и Пуника Силия Италика. Для истории литературы, и все-таки, важнее его воздействие на Плавта, в котором Н. нашел способного подражателя и последователя.

Так же читайте биографии известных людей:
Невилл Броуди Neville Brody

Невилл Броуди - известный британский графический дизайнер, арт-директор. Родился 23 апреля 1957 года.По окончании колледжа Броуди стал..
читать далее

Невилл Мотт Nevill Mott

Английский физик Невилл Фрэнсис Мотт родился в Лидсе и был сыном Лилиан Мери (в девичестве Рейнольдс) Мотт и Чарлза Фрэнсиса Мотта, руководителя..
читать далее

Невио Скала Nevio Skala

Дискуссии о приглашении иностранного тренера в российскую сборную закончены: люди, принимающие решения, объявили, что иностранцу никогда не понять..
читать далее

Нед Битти Ned Beatty

Когда его спрашивают, каким образом его занесло в шоу-бизнес, Битти обычно отвечает фразой, которую на русский язык можно перевести примерно так: "С..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий