Известные люди

»

Нельсон Степанян

Нельсон Степанян Nelson Georgievich Stepanian Карьера: Герой
Рождение: Азербайджан, 28.3.1913
В годы Великой Отечественной войны, будучи командиром звена, эскадрильи, а затем штурманом авиаполка, уничтожил лично и в группе 53 различных судна противника.23 октября 1942 года П. Г. Степаняну присвоено звание Героя Советского Союза. В декабре 1944 года, выполняя важное боевое задание, он погиб. 6 марта 1945 года подполковник Н. Г. Степанян посмертно удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами.

Нельсон Георгиевич Степанян по национальности армянин. Член КПСС с 1932 года. В Советской Армии с 1941 года.

23 июня 1941 года Нельсон Степанян писал родным: Пока в груди моей бьется сердце, мой священный должок оберегать до последней капли крови дорогую Родину, свойский отличный советских времен народонаселение, наши цветущие города и села. Мое местоположение в первых рядах защитников Отчизны.

Нельсон Степанян выполнил свой долг: он вечно был в первых рядах защитников Родины.

Лето 1941 года. Ожесточенные бои в районе Одессы. В составе группы штурмовиков Степанян вылетел на боевое поручение. Самолеты на малой высоте подходили к линии фронта, когда Степанян увидел конницу противника, лавиной приближавшуюся к переднему драю обороны наших войск. Мгновенно оценив обстановку, он направил свой авиалайнер навстречу коннице. Вслед за ним полетели товарищи.

Обезумевшие лошади шарахались, падали, сбрасывая всадников. Когда группа штурмовиков развернулась и опять зашла на кавалерию, летчики увидели, что лошади были без седоков: некоторые сброшены, остальные спрыгнули сами. Штурмовики сделали немного заходов, направляя движение огромного табуна в сторону советских частей. Вскоре наши бойцы ловили и успокаивали взмыленных лошадей. Убедившись, что презент попал в надежные руки, летчики развернули самолеты в сторону своего аэродрома: горючее было на исходе. Задание выполнено, штурмование противника сорвано.

Уже в первых боевых вылетах меньший лейтенант Степанян выказывал храбрость и мастерство. Сказывалась подготовка, полученная до войны. Недаром на курсах высшего пилотажа он считался одним из лучших инструкторов. Он полно работал, подолгу засиживался по вечерам над учебниками, стараясь лучше исследовать авиалайнер.

Нельсон любил свою трудную, полную опасностей и тревог профессию. Хорошее знание техники, особенностей своего самолета, выдержка и хладнокровие не раз помогали ему в сложной обстановке.

За год до начала войны с ним произошел таковой происшествие. На одноместном самолете Степанян на невеликий высоте летел над городом. Внизу мельтешили разноцветные крыши домов, зеленели деревья, видны были люди на тротуарах. Солнце ослепительно освещало улицы, и от этого они казались ещё наряднее и веселее.

Внезапно все изменилось. Сначала Степанян не понял, что произошло. Он услышал немного громких выхлопов, а затем нежданно наступила странная, гнетущая безмятежность.

Отказал двигатель, понял Степанян. Что совершать? Посадить авиалайнер некуда, повсеместно дома. Прыгать с парашютом? Да, по инструкции он обязан сигать. Но это по инструкции... Он спасется, а неуправляемый авиалайнер упадет на залитый солнцем городок, на дома, на людей...

Нет, скакать запрещено!

Секунда, вторая... Крыши домов все ближе. Самолет снижается. Степанян знал: мимолетность промедления, неверное движение и погибель неминуема. Нужно было сразу принимать заключение, одно-единственное, самое правильное в данной обстановке. Посадить авиалайнер. Но куда? В городе нет для этого подходящей площадки. Значит, нужно таскать, лететь как разрешается дальше, И это не на планере, а на тяжелом самолете, тот, что все больше и больше теряет высоту. Неотвратимо приближалась развязка...

Но не случайно Степанян так скрупулезно изучал летные данные своего самолета. Неуловимыми, осторожными движениями педалей и ручки держит он теряющую высоту машину. Все ближе отдаленная часть жилой местности города. Колеса уже без малого касаются крыш. Впереди высокое сооружение. Рывок ручкой и послушная агрегатина, как словно натолкнувшись на невидимое препятствие, взмыла вверх, перелетела посредством сооружение и пошла к земле. В последнее момент Степанян успел выровнять авиалайнер, и он, подпрыгивая, побежал по вспаханному полю...

Случаев, когда судьбу решали секунды, в летной жизни Степаняна было немало. Число их неизмеримо увеличилось в годы войны. Его выручали бесстрашие, выдержка и мастерство.

...Несмотря на огромные потери, враг продолжал штурмование. Ночи стали светлыми от пожаров, а днем багровое солнышко проглядывало через дым тусклым шаром. Горели дома и склады, горела на полях неубранная пшеница, роняя тяжелые зерна. Но с каждым днем росло сопротивление врагу. Степанян стремился увеличить свой боевой счет. Смелыми, неожиданными ударами штурмовики уничтожали танки и автомашины, артиллерию и живую силу противника.

В начале сентября 1941 года Нельсон был ранен. Пришлось полежать в госпитале, после этого его направили в Прибалтику.

На аэродроме поблизости от Ленинграда он внезапно встретил старого друга Михаила Клименко, с которым вкупе учился на курсах. Тот стремительно шел к штабу и лицом к лицу столкнулся со Степаняном. Изумленно округлив глаза, он хлопнул его по плечу и воскликнул: Нельсон, ты ли это? Как с того света явился!

Степанян впрямь выглядел ещё неважно. Но радостная улыбка безотложно сделала его еще раз похожим на прежнего Нельсона. Близкие знали его любимую шутку. Он зачастую говорил жене перед полетами:

Если полеты как гром среди ясного неба прекратились и не слышно звука моторов, ты не волнуйся. Это не значит, что я уже разбился. Уже не могу быть долговременно без людей, вследствие этого прекращаю полеты. Прислушайся хорошенько, и ты услышишь мой хохот. Ведь от нашего дома до аэродрома всего немного километров!

Смеялся Степанян заразительно, весь отдаваясь веселой, остроумной шутке. Душевность и доброта потрясающе сочетались у него с требовательностью, принципиальностью. Летчики знали это и шибко любили своего инструктора.

Клименко восторженно смотрел на Степаняна и видел, что махаловка наложила на этого завсегда веселого молодого человека свой отпечаток: обозначились морщины примерно губ, что-то новое появилось в больших, всю дорогу ласковых глазах, точка зрения их стал жестче, сосредоточеннее.

Нельсон, а ты, дружбан, здорово изменился, проговорил он.

Изменился, Миша, ответил тот. Злой стал, ух какой свирепый! Еле дождался, когда из госпиталя выпишут. Скорее бы в авиалайнер!

Вся воздушная вс знала Нельсона. Летчики восхищались его мастерством, дерзкими ударами по врагу. В каждом вылете Степанян старался применить что-то новое, приметить слабые стороны противника и применять их.

Однажды он повел группу на штурмовку вражеского аэродрома. На малой высоте группа подошла к цели. Налет был в такой степени неожиданным, что зенитная артиллерия противника не успела вскрыть жар. Штурмовики сбросили бомбы и стали отправляться от аэродрома. Но тут Степанян увидел, что немного вражеских самолетов остались неповрежденными. Возвращаться обратно и причинить по ним потрясение было рискованно: ожили молчавшие до того орудия зенитчиков.

И все-таки Степанян решил рискнуть. Отвернув от своей группы, он направил авиалайнер обратно. Подходя к аэродрому, выпустил шасси. Зенитная артиллерия прекратила пламень, думая, что советских времен авиалайнер добровольно садится на их аэровокзал. Бее ближе стоянки, на которых яркими кострами горят вражеские бомбардировщики. Около них суетятся фашисты, стремясь погасить пламень. Чуть подальше немного неповрежденных самолетов.

Все ниже опускается совдеповский штурмовик. Но нежданно-негаданно вместо посадки Степанян дал газ, убрал шасси и сбросил бомбы. Он с радостью увидел, как единственный за другим вспыхнули три фашистских самолета, уцелевших при первом налете. Теперь домой! Дымные шапки разрывов окружили его авиалайнер. Разъяренные гитлеровцы, дважды обманутые Степаняном, старались во что бы то ни стало сшибить смельчака, но было уже поздненько штурмовик ушел невредимым, если не мнить нескольких пробоин.

Но пробоины занятие привычное. Техники научились заделывать их так проворно, что к утру авиалайнер был готов к вылету.

После удачного вылета Степанян становился прежним весельчаком, шутил с товарищами, рассказывал смешные истории.

Секретарь партийного бюро Нельсон Степанян был душой коллектива. К нему нередко приходили летчики за помощью, за советом, без затей побеседовать со своим партийным вожаком. Живой и деятельный, он не терпел праздности и лени. И более того в минуты положенного отдыха говорил:

Сейчас не время переводить дыхание. Если не летаем, нужно готовить себя к следующему полету.

При каждом удобном случае он старался передать летчикам свой навык. Занятия, проводимые им, неизменно носили творческий нрав. Степанян не навязывал своего мнения слушателям. Ему нравилось, когда младой пилот спорил с ним, доказывал преимущества своего тактического приема. Правда, чаще всего оказывалось, что прав Степанян, но уже само тяготение к новому, творческому было полезным. Он воспитывал у подчиненных уверенность в своих силах, бесстрашие и волю к победе и сам был для них примером.

...День стоял пригожий. По высокому, голубоватому небу плыли легкие облака. Порой они закрывали солнышко, но от этого не становилось темнее. Яркие лучи пронизывали в первую очередь край облака, и оно розовело, затем наливалось светом. Проходило немного секунд, и ослепительной вспышкой снова ударял в глаза безоблачный свет.

На высоте ветер был сильным. Облака одно за другим уходили к горизонту, сливаясь там в узкую сероватую полоску. Движение их чем-то раздражало Степаняна. Попали в струю, усмехнувшись про себя, подумал он, вспоминая распространенную посреди летчиков шутку. Так что же он также мечтает угодить в струю, отдаться воле случая, существовать еле слышно, безмятежно, без волнений, без борьбы... Нет! И в мирное время он не шел на такое, а в текущее время, когда идет махаловка, воспрещено мириться ни с какой расхлябанностью. А оттого что в полку появились любители послаблений. Не раз он слышал слова, что в текущее время не до занятий и уставов. Нужно побеседовать с коммунистами, решил Степанян.

Он сумел побудить людей на разговорчик. Коммунисты открыто высказывали свои мысли, оценивали сложившуюся обстановку, вносили предложения по укреплению дисциплины. И Степанян почувствовал, что коммунисты помогут устранить недочеты, укрепить дисциплину.

Дисциплина и боевая выучка две составные части успеха, сказал Степанян на собрании.

Некоторые летчики, добившись первых успехов в боевых вылетах, решили, что им уже нечему обучаться. Получалось подчас, что молодые летчики с большим желанием старались заниматься изучением боевой навык, а их воспитатели, которые должны были давать образец, относились к учебе на земле с прохладцей. Мол, умение само придет в бою.

Нельсон категорично выступил супротив таких настроений. На занятиях, во время подготовки к полетам он внушал подчиненным, что тот, кто ничего нового не узнал в эти дни, начнет отставать уже завтра, личным примером показывал, как нужно приближаться к решению каждой задачи, изыскивать новые, больше совершенные тактические приемы, осваивать технику свою и противника, чтобы полнее применять возможности и самолета, и наземных средств обеспечения полетов.

Одинаково требовательно относился начальник как к рядовым летчикам, так и к их воспитателям. Никому не делал скидок. Наоборот, он требовал, чтобы командиры звеньев готовились больше детально потому что это их обязанность пособлять подчиненным.

Степаняна настораживала обособленность отдельных летчиков, которые считали, что их занятие мордобой. Отлетал и ушел. Интересы коллектива как подобно тому как их не касались. Он рассказал о таких летчиках на партийном собрании.

Среди летчиков не должно быть таких. Умеешь сражаться научи других, молодых, как тебя учили в близкое время, говорил Степанян.

Коммунисты поддержали его. Стали зачастую проводить совместные занятия специалистов наземных служб и летного состава. Это помогло обстоятельно знакомиться с работой каждого, выявлять и устранять недостатки, обобщать и распространять боевой навык.

При полетах ночью на новых самолетах некоторые летчики испытывали трудности при посадке. Командир Степанян пришел на подмога. При малейшей ошибке или неточности он в прошлом всего искал ее причину. Ни одного нарушения не оставлял неразобранным. После объяснений на земле нередко рам поднимался в воздух и показывал, как нужно усаживаться.

Степанян терпеливо учил на примере передовых, лучших летчиков, как нужно делать при посадке. И добился успеха ив бою и при посадках в сложных условиях ошибок стало меньше, да и потери уменьшились, повысилось летное мастерство.

После одного из полетов летчики прозвали Степаняна Буревестником. Было это так. Стоял хмурый дождливый день. Огромные грозовые тучи перекатывались по небу, опускаясь до самой земли. Наполненный холодной влажностью ветер пронизывал насквозь. Темными тенями носились примерно самолетов техники. Нельсон должен был вылетать на поручение.

Неужто полетит в такую погоду? переговаривались техники.

Полетит? Да он в любую погоду полетит! Ты смотри, чтобы авиалайнер был в готовности: что-что, а непорядка он не любит...

Их разговорчик прервал Нельсон.

Здравствуйте, орлы! развесёло приветствовал он техников. С хорошей погодой вас!

Ответив на его приветствие, единственный из техников нерешительно спросил:

Полетите, приятель начальник? Ведь погода-то нелетная?

Полечу, друг сержант. А погода самая подходящая, только и летать в такую погоду!

Через немного минут авиалайнер командира молниеносно пронесся над аэродромом и растворился в облаках.

Нельсон Степанян вылетел на боевое поручение единственный. Он должен был причинить потрясение по вражеским транспортам, обнаруженным воздушной разведкой. Но сведения разведки поступили давнехонько. За это время погода ухудшилась, а транспорты не стояли на месте, и отыскать их сегодня в тумане было без малого нереально. Командование не хотело дерзать и предложило Степаняну погнать для штурмовки единственный экипаж.

Задание будет выполнено, лаконично ответил Степанян и вылетел сам.

На малой высоте проносился авиалайнер над поверхностью Финского залива. Пенистые верхушки волн снежными валами белели внизу. Мелькание волн утомляло: минуты тянулись неторопливо. Но Степанян твердо направлял авиалайнер в намеченное местоположение. Недаром он считался не только отличным летчиком, но и первоклассным штурманом. В любую погоду он скоро определял местонахождение самолета, замечал малейшие изменения, происшедшие на местности, над которой ему приходилось пролетать раньше.

Сейчас было труднее. Только самый-самый видавший виды и отважный пилот мог отважиться на тот самый вылет. Ведь помимо умения независимо разыскать мишень требовалось огромное мастерство, чтобы пилотировать авиалайнер при таковой погоде с расчетом возвратиться на аэровокзал. Сколько мужества должен располагать пилот, ведя нелегкий одномоторный авиалайнер над морем! Малейшая неисправность, отказ двигателя, не говоря уже о повреждениях машины в бою, и погибель неминуема. Степанян любил существование, но сегодня не думал о ней. Стремление приметить транспорт противника заслонило в сознании все прочее.

Вот Степанян заметил спереди на воде расплывчатые силуэты кораблей. Транспорты! Наконец-то он нашел их! И пилот твердо направил штурмовик на самый-самый здоровенный из них.

На прицеливание оставались секунды. Но ему хватило и их. Самолет скоро пошел на сближение.

Ясно видны солдаты противника, стоящие у борта. Взрывы зенитных снарядов тусклыми вспышками замелькали со всех сторон. Ближе, ещё ближе... Главное не спешить. Ведь стоит на миг раньше скинуть бомбы, и они упадут в воду, не причинив вреда транспорту. Уничтожить же врага нужно с первой атаки. Степанян видел, что вторично заскочить не удастся недруг настороже, и одиночный авиалайнер будет сбит некогда, чем подойдет к кораблям. Сжав руками штурвал, он ждал. Еще мимолетность... Пора!

И он сбросил тотчас четыре бомбы. Корпус транспорта содрогнулся. Потом мелкий желтый язык пламени поднялся с палубы. Вдружбан серединка корабля вспучилась, окуталась тонкой пеленой дыма, а вслед за тем ослепительно ослепительный столбик пламени разорвал тусклую серость пасмурного дня. Самолет подбросило, и Степанян с трудом выровнял его. Гигантская волна поднялась снизу. Мелькнула вздыбленная корма и исчезла под водой. Транспорта водоизмещением не менее 3000 тонн не стало.

Так стойко и умело, не щадя своих сил и самой жизни, сражался с врагом Нельсон Степанян.

Шел четвертый боевой год. Утром 14 декабря 1944 года разведка обнаружила в районе Либавы скопление кораблей противника. Большая группа штурмовиков вылетела, чтобы причинить потрясение по врагу. Вел ее Герой Советского Союза подполковник Нельсон Степанян. При подходе к порту навстречу группе вылетели гитлеровские перехватчики. Истребители прикрытия вступили с ними в махач, штурмовики продолжали полет. Цель была уже видна, когда недруг открыл дюжий зенитный жар. Разрывы вспыхивали со всех сторон. Группа продолжала полет. Ничто не остановило ее стремительного движения потому что управляли машинами воспитанники Степаняна, тот, что обучил их стойкости. Бомбы упали в аккурат. Шесть транспортов противника было потоплено. Штурмовики вернулись на свой аэропорт. Но вернулись они без Степаняна. Этот махач был для него последним. Нельсон Степанян погиб смертью героя.

Второй медалью Золотая Звезда он был награжден посмертно.

В ноябре 1945 года под боком от Лиепаи небольшое рыболовецкое судно продолжительно оставалось на месте: трал зацепился за что-то и избавить его никак не удавалось. Наконец трал подняли и увидели в нем количество фюзеляжа самолета. На местоположение этой находки вызвали водолазов, и они подняли на поверхность штурмовик с останками летчика в кабине. Открыли фонарик кабины и по имевшимся в кармане погибшего документам установили, что пилотировал машину имеющий известность совдеповский пилот Нельсон Георгиевич Степанян.

Память об отважном летчике свято хранят в тех местах, где он воевал. Судостроители Клайпеды присвоили его имя большому рыболовному траулеру. Из рижского порта Нельсон Степанян отправляется в океан на промысел. В корабельном салоне его помещен большущий портрет героя.

Так же читайте биографии известных людей:
Неля Попова Nelya Popova

Неля Попова - российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка России. Родилась 31 августа 1964 года.Дебют Нели Поповой в кино состоялся в..
читать далее

Неманья Видич Nemanya Vidich

Во вторник московский Спартак заявил, что сделка по переходу сербского защитника команды Неманьи Видича в английский Манчестер Юнайтед состоялась...
читать далее

Необходимые вещи Neobhodimiue veshi

С первого же публичного выступления, коллектив снискал поголовное поклонение и любовь народа.
читать далее

Нестор Кукольник Nestor Kukolnik

Кукольник, Нестор Васильевич - известный писатель (1809 - 1868), сын В.Г. Кукольника.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий