Известные люди

»

Николай Буевич

Николай Буевич Nikolay Buevich Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 8.12.1917
После окончания лётного училища, служил в строевых частях. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Был штурманом, затем командиром 1-го польского истребительного авиационного полка "Варшава". Совершил 120 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил в группе с товарищами 5 самолётов противника.

Родился 8 Декабря 1917 года в Петрограде, в семье стрелочника.

После окончания лётного училища, служил в строевых частях. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Был штурманом, следом командиром 1-го польского истребительного авиационного полка "Варшава". Совершил 120 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сшиб в группе с товарищами 5 самолётов противника.

После войны до начала 1960-х годов служил в ПВО. В отставку вышел в звании Полковника. Награждён многими орденами и медалями. Умер 19 Октября 2003 года во Львове.

* * *

Николай Иванович Буевич, наследник стрелочника, вырос в бедной многодетной семье переселенцев - поляков. Об авиации мечтал с детства. Ещё будучи школьником, посещал в одном из ленинградских клубов лётные курсы Осоавиахима. Когда 17-летний паренёк предстал перед медицинской комиссией, врачи засомневались: "Уж больно худой". - "Ничего, - бодро заверил их Коля, - нарастёт".

В 1936 году Николай Иванович закончил 1-е Краснознамённое Качинское военное авиационное училище лётчиков.

Воевать он начал с первого дня войны. Через год в районе Донбасса был тяжко ранен. Вот как об этом вспоминает сам Николай Иванович:

"Мы тогда шли в разведку. Первую пару самолётов вёл лётчик Пётр Середа, вторую - я. Прошли линию фронта. А когда возвращались, нас засекли. Ударили зенитки. Снаряд попал в мой самолёт, проломил маслобак, ранил меня в ногу. Масло горит неторопливо, и я дотянул таки до своих...

После госпиталя мне предложили сделаться штурманом польского истребительного авиаполка. Это было для меня полнейшей неожиданностью. Правда, родители мои были поляками, но родился ибо я в Ленинграде. Мне объяснили, что Войско Польское только формируется и нуждается в опытных офицерских кадрах.

Молодые польские лётчики встретили меня радушно. Вскоре мы подружились. На занятиях, на аэродроме, на отдыхе - куда ни кинь были сообща. Ребята стали кликать меня "батей", невпроворот рассказывали о себе и с нетерпением рвались в мордобой. Нам выдали новые самолёты Як-1 и Як-7 - лучшие в то время истребители.

...Помню крайне ледяной осенний день, когда я вёл самолёт, и посреди пассажиров был единственный из организаторов 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко - генерал Кароль Сверчевский. Человек это выдающийся. Поляк, варшавянин, он с юных лет стал революционером и марксистом. В рядах Красной Армии сражался с белогвардейцами на Украине, воевал с фашистами в Испании, где был известен под именем генерала Вальтера, командовал там дивизией, в состав которой входила и польская бригада имени Ярослава Домбровского.

Летели мы тогда к местечку Ленино. Там 12 Октября 1943 года польские солдаты приняли боевое крещение. Над их головами развевались польские знамёна. Впереди шли офицеры. Бой под Ленино, в котором ещё участвовали две советские дивизии, ещё прочнее скрепил нашу дружбу. А тот самый день отмечается с тех пор в народной Польше как день рождения Войска Польского.

И вот настал час, когда войска 1-го Белорусского фронта прорвали немецкую оборону и вышли в тыл варшавской группировке вражеских войск. Танковые армии М. Е. Катукова и С. И. Богданова отхватили фашистам пути отхода. Честь первыми вступить в Варшаву была предоставлена 1-й армии Войска Польского во главе с генералом Станиславом Поплавским.

А посредством 2 дня, 19 Января 1945 года, в ознаменование освобождения города состоялся боевой парад. Мои польские друзья Эдвард Хромы, Виктор Калиновский, Ежи Човницкий, готовясь к этому торжественному событию, сильно волновались. На счету этих лётчиков было уже много боевых вылетов, а вот парад в их жизни был первым.

Мы пролетели тогда сомкнутым строем над центром города, по которому двигались походные колонны, машины, тягачи с пушками. Двигались они с востока на запад, направляясь к линии фронта...

Впереди были новые сражения. Мне в особенности запомнилась битва за Колобжег, когда польские лётчики блокировали с воздуха порт и поддерживали наземные войска, штурмовавшие городок - крепость. 16 Марта группа наших истребителей во главе с командиром авиаполка "Варшава" Подполковником И. Г. Талдыкиным пошла на перехват вражеских бомбардировщиков и прикрывавших их "Мессеров". Мы уничтожили 3 самолёта врага. Но "Як" нашего командира был подбит и штопором пошёл к земле. Иван Талдыкин, российский лётчик ( имевший на счету 8 сбитых вражеских самолётов ), которого в полку звали "свой Ян", отдал существование за свободу Польши. Через 2 дня старинный Колобжег встретил своих освободителей. Балтийское побережье было возвращено польскому народу.

Той последней военной весной польская 4-я смешанная авиадивизия, в состав которой входил свой истребительный авиаполк "Варшава", базировалась на аэродромах в районе Мирославца. Мы получили указание подготавливаться к Берлинской операции.

В воздушном бою над Берлином Николай Иванович Буевич совместно со своим ведомым лейтенантом Хаустовичем сшиб 2 фашистских самолёта.

В последние годы жизни Николай Иванович жил и работал во Львове. Он награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, звездой и знаком ордена "Виртути милитари" ( "За воинскую доблесть" ), офицерским Крестом заслуги и многими другими советскими и польскими орденами и медалями. Боевые побратимы помнят о нём. Вот одно из писем, полученных им из Варшавы:

"Дорогой приятель полковник Н. И. Буевич ! От имени боец Народного Войска Польского передаю Вам, заслуженному ветерану боёв с гитлеровским фашизмом, сердечные поздравления и наилучшие пожелания в ознаменование 35-й годовщины со дня создания Вооруженных Сил Польских. Мы храним в сердце память о тех товарищах по оружию, которые благодаря интернациональной помощи великого Советского Союза пришли на подмога в нелегкий час для нашего народа. Примите, дорогой приятель, в дни юбилея нашего войска искреннее выражение благодарности за Ваш собственный вклад в борьбу за отбояривание нашей Отчизны в рядах Народного Войска Польского, за важный вклад в занятие его организации и обучения, в укрепление нерушимой дружбы наших народов и польско - советского братства по оружию. Желаю Вам как наилучшего здоровья, так и исполнения всех желаний в личной жизни. Генерал армии Войцех Ярузельский".

* * *

Буевич Николай Иванович 1916 года рождения, Ленинградская область, поляк, близкий язык - польский ( слабо владеет ), - российский.

Общее образование: 8 классов средней школы города Ленинграда в 1930 году, учебное заведение ФЗУ при заводе "Юный пролетарий" в 1932 году.

Военное образование: 1-я военная учебное заведение пилотов ( 2 года ) в Ноябре 1936 года, 1-е центральные лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС Советской Армии в Октябре 1955 года.

Курсант: 1-я военная учебное заведение пилотов ВВС ХВО ( 18.07.1934 г. )

Воинские звания: Младший лейтенант - 1939 года, Лейтенант - 22 Декабря 1941 года, Старший лейтенант - 21 Мая 1942 года, Капитан - 6 Сентября 1943 года, Майор - 17 Мая 1944 года, Подполковник - 10 Июля 1947 года.

Фронты: Южный - с 22.06.1941 по 18.07.1942, 1-й Белорусский - с 5.09.1943 по 09.05.1945 гг.

Ранения: 18.07.1942 года несладко ранен в шею и в правую ногу в боях за городок. Дебальщево при воздушной разведки.

Награды: ордена Красной Звезды - 07.11.1941, Красного Знамени - 18.07.1942, Отечественной войны 1-й степени - 07.1945, Красной Звезды - 15.11.1950, Красного Знамени - 30.12.1956; медали - "За боевые заслуги" - 30.04.1945, "За победу над Германией" - 09.05.1945, "За отбояривание Варшавы" - 09.06.1945, "За взятие Берлина" - 09.06.1945 и ещё 6 польских правительственных наград.

Жена: Буевич ( Сухотинова ) Екатерина Васильевна 1918 года рождения.

Военный пилот - 65-я истебительно - авиационная эскадрилья, 4.11.1936 г.

Офицер запаса - находился в запасе при Киевском ГВК, 22.08.1938 г.

Младший лётчик - 28-й истребительный авиационный полк, 22.02.1939 г.

Старший лётчик - 46-й истребительный авиационный полк, 28.08.1939 г.

Старший лётчик - 17-й истребительный авиационный полк, 06.06.1940 г.

Заместитель командира авиаэскадрильи 249-го истребительного авиационного полка, 02.06.1941 г.

Заместитель командира авиаэскадрильи 159-го Гвардейского ( 88-го ) истребительного авиационного полка, 11.1941 г.

На излечении в подвижном полевом госпитале 54, эвакуационный лазарет 1617 городок Сталинград, 18.07.1942 г.

Штурман авиаэскадрильи 4-го запасного истребительного авиационного полка, 10.1942 г.

Командир авиаэскадрильи 1-го Польского отдельного истребительного авиационного полка 16-й Воздушной армии, 6.09.1943 г.

Заместитель командира 1-го Польского отдельного истребительного авиационного полка 16-й Воздушной армии, 17.02.1944 г.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Буряк Nikolay Buryak

Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4..
читать далее

Николай Быкасов Nikolay Bykasov

Николай Быкасов родился 0 года в деревне Ламки, ныне Сосновского района Тамбовской области, в семье крестьянина. По окончании школы фабрично -..
читать далее

Николай Варчук Nikolay Varchuk

Майор Н. И. Варчук совершил 279 боевых вылетов, в 51 воздушном бою сбил лично 8 самолётов противника и 9 в группе с товарищами. Все победы были..
читать далее

Николай Выдриган Nikolay Vudrigan

После войны Николай Захарович продолжал служить в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий