Известные люди

»

Николай Бунге

Николай Бунге Nikolay Bunge Карьера: Деятель
Рождение: Украина, 11.11.1823
Бунге, Николай Христианович - финансист, экономист и государственный деятель (1823 - 95), происходит из дворян евангелического исповедания, родился в Киеве, где отец его считался опытным медиком по детским болезням; образование получил в 1-ой киевской гимназии и в университете святого Владимира, где окончил курс в 1845 г.

Бунге, Николай Христианович - финансист, экономист и государственный участник (1823 - 95), происходит из дворян евангелического исповедания, родился в Киеве, где папа его считался опытным медиком по детским болезням; образование получил в 1-ой киевской гимназии и в университете святого Владимира, где окончил вектор движения в 1845 г. Тогда же Бунге был определен преподавателем лицея князя Безбородко, а по защите в 1847 г. магистерской диссертации "Исследование начал торгового законодательства Петра Великого" ("Отечественные Записки", 1850) был утвержден профессором лицея. В темном нежинском захолустье он явился горячим миссионером европейской науки и гражданственности; как профессор, он деятельно заботился о поднятии уровня развития своих слушателей: чтобы соорудить доступными для избранных им студентов сокровища европейской науки, Бунге давал в своей квартире уроки по иностранным языкам. Эту редкую и симпатичную черту - обожать все молодое и чуять в молодом все даровитое - Бунге сберег и в дальнейшем, когда (в 1850 г.) сделался профессором в университете святого Владимира, и в этом лежит разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. В 1852 г. Бунге был удостоен Киевским университетом степени доктора политических наук за диссертацию "Теория кредита" (Киев, 1852). В 1869 г. переменил кафедру политической экономии и статистики на кафедру полицейского права. Полицейское право не представляется Бунге цельной наукой; в учении о безопасности (законы благочиния) он видит доля государственного права, а в учении о благосостоянии (законы благоустройства) - прикладную доля политической экономии. Сообразно с этим, в его курсе "Полицейского права" (Киев, 1873 - 77), тот, что остался неоконченным, и в котором он успел изложить некоторые отделы благоустройства, преобладает экономическая точка зрения. Полицейское право Бунге соответствует тому, что в настоящее время известно под названием экономической политики. При изложении теории экономической политики автор не ограничивается одними общими началами, так как, по его мнению, штудирование одних общих законов без связи с фактами, в которых этих законы обнаруживаются, несложно вырождается в сухую и отвлеченную схоластику, могущую обладать заинтересованность для специалистов, но бессильную позволить жизненные вопросы. Бунге издал ещё для своих слушателей "Курс статистики" (Киев, 1865; 2-е изд., 1876) и "Основания политической экономии" (ib., 1870). В трудные дни университетской жизни, когда университеты лишались самоуправления, Бунге в должности ректора по назначению (с 1859 - 1862 г.) с достоинством стоял во главе Киевского университета. Но и по возвращении университетам избирательного права Бунке дважды был избираем ректором того же Киевского университета и состоял в этой должности с 1871 по 1875 г. и с 1878 по 1880 г. В 1880 г. он оставил универ. Бунге принадлежал к числу тех профессоров, которые не замыкаются в глухие стены своего кабинета. Обладая светлым и обширным умом, он не мог не отзываться на общественные вопросы, которые бытие ставила на очередность. Результатом был единый строй статей, помещенных им в разных периодических изданиях, начиная с 1852 г. Таковы статьи, относящиеся к ожидавшейся тогда крестьянской реорганизации (в "Отечественных Записках", 1858, и в "Русском Вестнике" 1859 г., 2 и 8), к распространявшемуся новому виду индустриальных предприятий в форме акционерных обществ (в "Журнале для акционеров", 1855 и 1858) и многие другие, между которыми не разрешено не пометить его замечаний об устройстве учебной части в университетах (в "Русском Вестнике" 1858 г., т. XVII) и банковой политике (в "Сборнике Государственный Знаний", т. I, 1874). Важное практическое важность имело и его изучение "Товарные склады и варранты" (Киев, 1871); но особое участливость обратили на себя исследования Бунге о способах восстановления у нас правильного денежного обращения, потрясенного чрезмерным выпуском бумажных денег. Сюда относятся труды: "О восстановлении металлического обращения в России" (Киев, 1877); "О восстановлении постоянной денежной единицы в России" (Киев, 1878) и статьи в "Сборнике Государственных Знаний", т.

VI, 1878, и т. XIII, 1880 г. Бунге ещё перевел и дополнил сочинение А. Вагнера "Русские бумажные деньги" (Киев, 1871). В 1859 г., когда созревала крестьянская реорганизация, Бунге был приглашен к участию в финансовой комиссии, имевшей своим назначением приискание оснований и способов окончательного разрешения крестьянского вопроса посредством выкупа наделов при содействии правительства. Снова призванный в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава (1863), Бунге получил поручение преподавать науку финансов и политической экономии наследнику цесаревичу Николаю Александровичу. В основу этих лекций Бунге положил переведенную им на российский язык книгу Карла фон Гока "Налоги и государственные долги" (Киев, 1865). По возвращении в Киев, Бунге, не оставляя университетских занятий, принял пост управляющего киевскою конторою государственного банка. Стоя, таким образом, у самого источника кредитных операций, Бунге получил вероятность на практике контролировать указания теории финансов. С этого времени звук его приобретает решающее значимость в вопросах финансовых. Вступление Бунге в 1880 г. в место товарища министра финансов и вскоре после этого в 1881 г. и министра финансов встречено было с сочувствием и большими надеждами. - Бунге - министр финансов. Бунге пришлось вступить в управление министерством при очень тяжелых обстоятельствах. Наступившая вслед за тем 1 марта 1881 г. реакция отразилась и на финансовом состоянии страны. К тому же два года сряду - 1884 г. и в особенности 1885 г. - ознаменовались без малого повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли. Первый бюджет 1881 г. Бунге пришлось слить с дефицитом на сумму свыше 50 миллионов рублей. Сумма государственного долга на 1 января 1881 г. достигла свыше 6 миллиардов, и неизбежно было заключение целого ряда новых займов. Одним из первых действий Бунге явился выпуск золотой 6%-ой ренты 1883 г., встретивший, в виду отчаянно высокого процента, недоброжелательное касательство в обществе. Состояние курса кредитного рубля было жутко неудовлетворительно. В 1881 г. средняя стоимость рубля составляла 65,8 копеек золотом, в 1886 г. - 58,9; платежный баланс был отчаянно неблагоприятен, и на заграничных биржах, в особенности берлинской, производилась спекуляция с русскими фондами и кредитными рублями, супротив которой Бунге, руководствуясь системой невмешательства в биржевые отношения, не принимал надлежащих мер. В одном из своих первых всеподданнейших докладов (1883) Бунге следующим образом определил свою финансовую программу: "Внимательное штудирование слабых сторон нашего государственного строя указывает на надобность снабдить точный подъем промышленности достаточным для нее покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное воззвание совокупностью направленных к достижению этой цели мало-помалу проводимых мер, ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; в конце концов, воссоздать превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления". Из этой программы Бунге без сомнения не удалось реализовать превышения доходов над расходами, вследствие значительных расходов на срочное погашение государственных займов. Во всем же остальном время управления Бунге явилось, реально, выдающейся эпохой в истории русских финансов. Одним из первых финансовых мероприятий явилось понижение выкупных платежей, которое Бунге считал необходимым для улучшения благосостояния сельского населения, и которое настоятельно вызывалось тем, что в общем с крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Понижение было произведено в размере 1 рубля с каждого обложенного выкупными платежами душевого надела в в

еликорусских местностях и на 16 копеек с рубля в малороссийских местностях. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год. В 1885 г. Бунге вошел в государственный совет с представлением о повсеместной (помимо Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени Петра Великого краеугольный булыжник нашей финансовой системы. Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 миллионов рублей, доля которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (до 9 копеек за градус), а количество - увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой руководство в 1886 г. отказалось на 20 лет). Государственный совет, и все-таки, решил перевести государственных крестьян на выкуп, тот, что представлял собой в реальности не что иное, как замаскированное повышение оброчной подати. Законом 12 июня 1886 г. был установлен неукоснительный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в 1885 г. Бунге в своем представлении государственному совету, указывая на разорительные последствия такого способа взыскания налогов, вызывающего, с одной стороны, "прикрепление крестьян к земле паспортной системой", с иной - "тяготение самовольной отлучки для приискания лучших заработков", высказывался в пользу отмены круговой поруки. Государственный совет не согласился с доводами Бунге, и круговая порука была оставлена для налогов, заменивших подушную вручить. Во всяком случае, уничтожением подушной подати и понижением выкупных платежей помещичьих крестьян мы обязаны только Бунге, тот, что совершил очень храбрый шаг, отказавшись от доходов до 70 миллионов рублей в то время, когда бюджет давал дефицит. Это значительное уменьшение доходов заставило Бунге обратиться к другим источникам и - в свое время всего - к увеличению налогов. Так, при Бунге были увеличены налоги, помимо налога на спирт (прежде до 8 копеек по закону 19 мая 1881 г., после этого до 9 копеек за градус, по закону 18 мая 1885 г.), на сахарок (12 мая 1881 г.), на курево (18 мая 1882 г.); повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены таможенные ставки на многие предметы ввоза, и закрыт транзит посредством Закавказье; введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.), возвышен налог с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1883 г.), и увеличен налог поземельный, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на переход имуществ безмездными способами (налог на дарения и наследства), повышены налоги на заграничные паспорта, регулирована продажа питей. Вместе с этими податными реформами Бунге заботился о введении института податных инспекторов, тот, что должен был снабдить больше правильное поступление налогов. Огромное важность для дальнейшего экономического развития России имели учрежденные при Бунге новые государственные кредитные установления. Исходя из той точки зрения, что хозяйственное расстройство крестьян происходит, главным образом, вследствие недостаточности и малой производительности их земельных наделов, причем приобретение других земель в имущество представляется для крестьян отчаянно затруднительным в виду невозможности пользоваться долгосрочным кредитом, Бунге выработал план государственного ипотечного банка для содействия крестьянам в приобретении ими земли. Устав банка был Высочайше утвержден 18 мая 1882 г. Ссуды должны были выдаваться 51/2% закладными листами, получившими наименование 51/2% государственных свидетельств крестьянского поземельного банка. По самому своему уставу банк должен был являться только посредником между крестьянами и землевладельцами, уже совершающими сделку по собственной инициативе. И с самого начала направление банка, как гласили мотивы государственного совета, должно было состоять в содействии зажиточным и имеющим кой-какой достаток крестьянам, но не малоземельным. Банк начал свои действия 10 апреля 1883 г., и к концу министерства Бунге, к 1886 г., имел в своем распоряжении запасный капита

л в 467,7 тысяч рублей. Наряду с этим банком был открыт ещё и дворянский банк, тот, что был учрежден сознательно "для помощи дворянству". По идее Бунге банк должен был выдавать ссуды только тем дворянам-землевладельцам, которые сами хозяйничают на своей земле. Но государственный совет принял план Бунге, устранив всякое ограничение. При Бунге сильное расширение получило сооружение казенных железных дорог. Для этой цели при Бунге было израсходовано до 133,6 миллионов рублей; казною сооружено железных дорог всего протяжением в 3461 версту. Кроме того, приобретено в казну немного линий частных обществ. Бунге сам сомневался в том, чтобы "воззвание железных дорог в государственную имущество безотложно обогатило казначейство", но видел, что "со временем железные дороги могут стать такою же отраслью государственного хозяйства, как почта и телеграфы". Несмотря на отсутствие плана в выкупе частных дорог и государственного железнодорожного строительства и на огромные дефициты от эксплуатации железных дорог, все же как раз Бунге страсть сколько содействовал упорядочению нашей железнодорожной политики, а вкупе с ней и вообще русских финансов. Управление Бунге министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность Бунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. Идеал независимости национального хозяйства, освобождения его от иноземного господства, проповедовавшийся с особенной энергией "Московскими Ведомостями", а потом Менделеевым, приводил к требованиям повышения пошлин. Известное воздействие на протекционистское ориентация политики внешней торговли при Бунге оказал корпоративный взлет таможенно-охранительной волны, прокатившейся по всей Европе и в частности в Германии вызвавшей в 1879 г. значительные перемены в тарифной системе. В 1881 г. была произведена надбавка на 10% на весь тариф. 16 июня 1884 г. последовало повышение пошлины на чугун, к которому после этого присоединились соответственные повышения на вальцевое железо, сталь, машины и т. п. В 1884 г. была кроме того установлена общая пошлина на уголек с дифференциональным обложением угля, ввозимого посредством черноморские порты и западную сухопутную рубеж. Одной из крупных заслуг Бунге как министра финансов является его влечение к введению у нас подоходного налога. Острая финансовая нужда в конце 70-х и начале 80-х годов, вызванная отчасти турецкой войной, отчасти сокращением целого ряда государственных ресурсов в виду податных реформ, отчасти вообще дурным финансовым управлением, поставила на очередность коренную реформу налогового обложения. В своем всеподданнейшем докладе на 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог наиболее целесообразным и справедливым способом обложения. Но, опасаясь сильной ломки хозяйственных отношений, он не решился безотложно начать к введению подоходного налога и на первое время установил строй частных налогов, имевших значимость мер, подготовлявших введение одного подоходного налога. В числе реформ Бунге необходимо сориентировать ещё начальный шаг на пути регламентации фабричного труда, выразившийся в законе 1 июня 1882 г., начало больше правильного устройства городских и частных банков, положенное правилами 26 апреля 1883 г., и питейную реформу 1885 г. Немногим министрам пришлось перенести столь нападений со стороны печати, в особенности "Московских Ведомостей", и немногие относились к ним до того постепенно, не прибегая к защите карательной администрации и ограничиваясь официальными опровержениями сурово фактического характера. В январе 1887 г. Бунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров. Бунге был избран в почетные члены различных обществ, университетов: Петербургского, Новороссийского, Святого Владимира и Академии Наук; в 1890 г. избран ординарным академиком по политической экономии и издал книгу "Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии" (СПб., 1890), которая является интересным материалом для изучения бюджетного права. При составлении этой книги автор пользовался целым рядом практических сведений, доставленных ему нашими финансовыми агентами в Париже и Лондон

е. - Бунге - экономист. Главным фактором экономической жизни Бунге считал соперничество. Не соглашаясь целиком ни с одним из классиков и находя значительные неправильности в воззрениях как Ад. Смита, Рикардо, Мальтуса, Милля, так и Кэри и Бастиа, он придерживался эклектической точки зрения, преимущественно примыкая к теориям Мальтуса и Милля. Главным регулятором экономических явлений он считал спрос и предложение и ими объяснял без малого все экономические явления. Этому взгляду совершенно соответствовали и социально-политические воззрения Бунге. За соперничеством Бунге признавал огромное благотворное воздействие. Без соперничества наступил бы гигантский упадок сил. Соперничество оказывается гибельным, когда вступают в борьбу силы неравные, с одной стороны, сплоченные, поддерживаемые монополиями, привилегиями, громадным капиталом, а с иной - раздробленные, лишенные всякой поддержки и необеспеченные в своей деятельности. Зло содержится, по мнению Бунге, не в соперничестве, а в недостаточном его уравновешении. Тем не менее, в покупке активный рабочей силы, т. е. в найме труда, Бунге не видел ничего порабощающего и унизительного, потому как эта покупка соединена с обоюдной выгодой. Вмешательство государства в экономическую существование Бунге допускал только в небольших размерах и в крайних случаях. Эта точка зрения не мешала, и все-таки, Бунге признавать целесообразность государственного вмешательства в области торговой политики и в области "мер, относящихся к упрочению благосостояния фабричных рабочих". Практические мероприятия Бунге в бытность его министром финансов установили за ним славу строгого протекциониста. В своих теоретических воззрениях, изложенных им в курсе "Полицейского Права", Бунге не является, и все-таки, безусловным протекционистом. По мнению Бунге, таможенные пошлины составляют налог и должны быть рассматриваемы, главным образом, как отдать. Они должны как разрешается меньше зависеть от торговых договоров, должны быть соображены с общею системою налогов, с влиянием их на фабрика, на торговлю и на потребление. Поощрение промышленности может и должно располагать местоположение. Но покровительственный тариф и льготы, общие для всех лиц, дают поощрение без всякого разбора и в силу того что не постоянно желательны. Пособия зачастую свидетельствуют о нерасчетливости в государственном хозяйстве. Либеральный таможенный тариф способствует усилению потребления, но низкие таможенные пошлины при высоких налогах нежелательны. Что касается законов сравнительно рабочих, то, аккурат исходя из признания благотворного влияния соперничества, Бунге считал, что независимость сделок была бы нарушена, если бы рабочие не имели права вступать между собою в соглашения сравнительно установления заработной платы. Не соглашаясь с представителями либеральной школы, возражавшими супротив пользы стачек, Бунге, тем не менее, не видел в союзах рабочих задатков для правильного развития общественной жизни и считал трэд-юнионы шагом обратно по сравнению со средневековыми цехами. Считая задачей законодательства в области экономической жизни охранение свободы сделок, Бунге не допускал никакого ограничения прав частной имущества. По его мнению, несправедливость первоначального приобретения с течением времени сгладилась, потому как собственник влагает в землю свой работа, свой доход и платит налоги от земли. Хозяйственная независимость не только способствовала поднятию человечества на высшую ступень благосостояния, но и в будущем должна служить непременным фактором развития. Капиталистическое фабрика, господство соперничества дают человеку надежду на лучшее грядущее и делают его свободным. По своим методологическим взглядам Бунге примыкал к историко-статистическому направлению в политической экономии, но вносил в него весь строй ограничений. Не соглашаясь с Рошером, Бунге считал, что историческое ориентация может привнести в науку и в практическую бытие беспринципный "оппортунизм"; он находил опасным отсутствие каких бы то ни было начал, оснований, правил и принятие в руководство исторических примеров, с попыткою придерживаться им в случаях, ошибочно признаваемых однородными с уже прожитыми человечеством. Требуя здоровый осторожности в п

рименении дедуктивного алгоритма, Бунге настаивал на усвоении политической экономией способа положительных знаний, наблюдений и опыта. Кроме "Исторического очерка экономических учений", напечатанного впервой в 1868 г. и дающего краткое изложение учений наиболее выдающихся экономических мыслителей, начиная от меркантилистов и кончая исторической школой, Бунге дал подробное изложение в обширных статьях нарочно учений Кэри ("Теория согласия частных интересов - первое политико-экономическое учение Кэри", 1858) и Дж.-Ст. Милля ("Дж.-Ст. Милль, как экономист", 1868). Эти статьи совместно с небольшим извлечением из статей Шмоллера о Менгере присоединены к "Историческому очерку экономических учений" и со значительными критическими добавлениями, изменениями и поправками изданы в 1895 г. под общим заглавием "Очерки политико-экономической литературы". Это был финальный работа Бунге. - Ср.: П. Мигулин, "Русский государственный кредит" (I т., Харьков, 1899); Ковалько, "Главнейшие перестройки, проведенные Н.Х. Бунге в финансовой системе России" (Киев, 1901); И. Табурно, "Эскизный обзор финансово-экономического состояния России за последние 20 лет (1882 - 1901)" (СПб., 1904); М. Соболев, "История таможенной политики России" (СПб., 1911); "Историческая справка по вопросу о введении подоходного налога" (официальное издание); Шульце-Геверниц, "Очерки общественного хозяйства и экономической политики России" (1901). С. Загорский.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Вознесенский Nikolay Voznesenskiy

Партийный и государственный деятель, академик АН СССР (1943), доктор экономических наук (1943), лауреат Сталинской премии (1948). Сын служащего..
читать далее

Николай Второв Nikolay Vtorov

Второв (Николай Иванович) - исследователь воронежского края и административный деятель, сын предыдущего, родился в 1818 г. в Самаре.
читать далее

Николай Гайдн Nikolay Geyden

Генерал от кавалерии, общественный деятель, гласный С.-Петербургской городской думы, член-учредитель Русского Собрания (PC), тов. председателя..
читать далее

Николай Герасименко Nikolay Geraseamenko

Заслуженный врач России. Награжден орденом Почета и орденом Русской Православной церкви Святого Трифона II степени, золотым знаком Достояние Сибири.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий