Известные люди

»

Николай Ге

Николай Ге Nikolay Ge Карьера: Художник
Рождение: Россия» Воронежская область» Воронеж, 27.2.1831 - 13.6
Николай Ге - русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Родился 27 февраля 1831 года.Наиболее известными работами Николай Ге являются: "Что есть истина? Суд Синедриона", "Повинен смерти", "Выход с Тайной вечери", "Иуда (Совесть)" и др.

Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже. Когда ребенку было три месяца, его матушка умерла. Вскоре папа, внучек французского эмигранта и отставной офицер, совместно с семьей переехал в Киев. Позднее семейство перебралась в Подольскую губернию, где папа купил село. Здесь и прошло ребячество Ге. Воспитанием мальчика занимались бабуля и крепостная няня. Уже в детстве формируется добрый, мягонький нрав, тот, что завсегда привлекал к художнику людей.

С 1840 года Ге шесть лет учится в Киеве, вначале в частном пансионе, после этого в гимназии, и тут начинает солидно увлекаться рисованием. По окончании Киевской гимназии в 1847 году Николай поступает обучаться на математический факультет Киевского университета. С 1848 года он - студент Петербургского университета. Учебу Николай совмещает с посещениями Эрмитажа и долгими часами рисования. Увидев картину Брюллова Гибель Помпеи, Ге жестко решает сделаться художником. В 1850 году он поступил в Академию художеств. Будучи учеником профессора Васина, Ге по сути дела воспитывался на живых образцах творчества Брюллова.

Впоследствии Ге отметил, что дало ему исследование живописи Брюллова: Он ввел у нас активный рисунок, т.е. поглощение всех общей формой. В этой общей форме могло проявиться живое движение характера фигуры. Этого в прошлом не было. Он ввел кроме того у нас рельеф, узко связанный с рисунком. Предметы стали отделяться от фона. Он вписал потребный для картины свет. Это оживило фон и сделало его отсутствующим, как в природе.

В 1855 году за картину Ахиллес оплакивает Патрокла Ге удостоен малой золотой медали. Итогом же академической учебы Ге была его картина Саулуаэндорская волшебница (1856), за которую он получил Большую золотую медаль. Эта картина дала художнику право на поездку за рубеж.

Весной 1857 года вкупе с младой женой А.П. Забелой он выехал за рубеж. Ежели бы меня спросили: к чему вы едете? Я б, может быть, ответил: заниматься искусством; но это был бы отклик внешний, не тот. Себе бы я отвечал: оставаться тут я не могу; там, где ширь, где независимость, - туда хочу. Шесть лет гимназии, два года студенчества, семь лет Академии - достаточно, больше запрещено выносить, - вспоминал художник.

Посетив Германию, Швейцарию, Францию, Ге на немного лет поселился в Риме. В первых итальянских работах Ге по-прежнему весьма воздействие Брюллова: Смерть Виргинии, Любовь весталки. Разрушение Иерусалимского храма.

В дальнейшем художник преодолевает подражание Брюллову, творчески переработав его методы. В 1858 году в Риме состоялась саммит Ге с А.А. Ивановым и его картиной Явление Христа народу. Творение Иванова оказало на Ге серьезное воздействие, что вскоре проявилось в эскизе Возвращение с погребения Христа (1859).

Изучение произведений Иванова и мастеров итальянского Возрождения помогло художнику вылезти на свою большую тему. Главной для всего его последующего творчества становится задача страдающего человека, драматического столкновения мировоззрений. Впервые эта предмет явственно прозвучала в картине Тайная вечеря (1863). В том же году она была привезена в Петербург.

Всем своим образным строем Тайная вечеря напряженно драматична, - пишет Н.Ю. Зограф. - Христос только что произнес слова обличения, и в тихую прощальную беседу ворвались напряженность, смятение, беда и гнев. Золотистый лучик светильника, разрывая мягонький сумрак комнаты, вспыхивает отблесками на лицах, фигурах собравшихся, отбрасывая на стены и пол гигантские тревожные тени. Яркий свет выхватывает из темноты край покрытого белой скатертью стола и стоящую рядом порывистую фигуру взволнованного Петра. Резким контрастом к нему высится на переднем плане темный силуэт Иуды. Его мрачная фигура исполнена какой-то значительности. Это не небольшой корыстолюбец, предавший учителя за тридцать сребреников, но отступник в полном значении этого слова, сознательно обрекающий себя на отторгнутость, на проклятие. Предельная напряженность правой части картины как бы гаснет в группе окружающих Христа учеников. Здесь все окутано мягкой светотенью, в сумраке комнаты чуть различимы фигуры второго плана. Меркнут горячие тона, в окне встает холодная синева ночи. Тихо переговариваются апостолы. Погружен в себя объятый горестными размышлениями Иисус. Его полулежащая фигура своими мягкими, как бы усталыми очертаниями разрешает взволнованную динамику композиции.

Реакционная печать усмотрела в картине Ге грубость лиц, торжество материализма и нигилизма, а цензура запретила воспроизводить ее. Но прогрессивные деятели встретили ее восторженно. И.Е. Репин писал: Не только у нас в России, разрешено смело проговорить - во всей Европе, за все периоды христианского искусства не было равной этой картине, на эту тему. Если картина была интересна для просвещенной публики, то ещё больше она была поучительна для художников новизной искусства, смелостью композиции, выражением великой драмы и гармонией общего. Вещь эту не возбраняется смело повесить рядом с самыми великими созданиями искусства живописи. За это произведение Ге был избран действительным членом Академии художеств.

В 1863-1869 годах, живя во Флоренции, Ге продолжает творить произведения на евангельские сюжеты, из которых наиболее значительны Вестники воскресения (1867) и В Гефсиманском саду (1869). Тогда же Ге пишет пейзажи - Флоренция (1864), Оливковая роща в Сан-Теренцо (1867), Карарская каменоломня (1868). Появляются и редкие в его творчестве жанровые композиции - Кольцов в степи, Моя няня, Игры детей.

В 1867 году Ге создает не только наиболее значительное произведение итальянского периода, но и одно из лучших произведений русской портретной живописи вообще - Портрет А. И. Герцена. Портрет был написан за пять сеансов. Большая личная симпатия к писателю позволила художнику сформировать образ необычайной теплоты и проникновенности. Ге сумел передать внутреннее благородство, глубокую одухотворенность натуры Герцена. Возвращаясь в Россию в 1869 году, Ге тайно перевез тот самый портрет посредством рубеж.

В Петербургский отрезок времени (1869-1875) Ге принимает самое живое участие в организации Товарищества передвижных художественных экспозиций. Это время наибольшей близости его творчества к демократическому реализму передвижников. Появляется картина Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (1871). Две следующие картины Ге - Екатерина II у гроба Елизаветы (1874) и Пушкин в Михайловском (1875) - существенно уступали Петру I.

В семидесятые-восьмидесятые годы художник хоть отбавляй работает над портретом. Он стремится запечатлеть для потомства выдающихся людей своего времени и создает портреты Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Костомарова, Пыпина, Антокольского, лепит бюст Белинского.

В середине семидесятых годов художник переживает основательный добросердечный кризис: Все, что казалось мне хорошим и добрым, стало мниться ветхим и лживым. Я понял, что у меня нет идеала! Продолжать в том же роде не мог уже, а настоящей дороги не было видно. Все, что могло бы собрать мое материальное благосостояние, шло вразрез с тем, что мною чувствовалось на душе. Воспитание подраставших сыновей требовало денег. Появились первые долги.

В 1876 году художник с семьей переселяется из столицы на Украину, в степной хутор Ивановский Черниговской губернии. До 1879 года художник без малого не работает.

Любопытный происшествие из украинского периода жизни художника приводит в своей книге А.В. Лазарев: Ге неохотно позировал для портретов. Особенно же не хотел позировать Репину, о котором шла нехорошая слава, что все написанные им люди вскоре позже этого умирают. Репин же, напротив, весьма хотел намарать портрет Ге и более того нарочно приехал к нему на Украину.

- К чему это? - взялся увиливать тот от предложения Ильи Ефимовича. - Это, знаете ли, пренеприятно - подобно тому как примериваются тебя хоронить, подводят, так заявить, человеку результат.

- Ну, вы, родимый мой, нимало как дикарь! - взбунтовался Репин.

- Дикарям также существовать хочется, - проворчал поднос Ге.

В 1882 году живописцу попалась на глаза статья Толстого О переписи в Москве. Ге понял, что нашел долговременно искомую нравственную опору, духовного единомышленника: Я понял, что я прав, что ребяческий мир мой не поблекнул... Теперь я мог окрестить то, что я любил целую жизнь.

Ге приехал к Толстому в Москву, в Хамовники. Вскоре он стал чуть-чуть ли не членом семьи Толстого. В 1884 году он создает портрет Льва Николаевича, изображая великого писателя за работой.

Влияние Толстого на Ге не разрешено сводить к моральному истолкованию евангельских сюжетов и проповеди нравственного самоусовершенствования. Оно сказалось в углубленном психологизме портретов художника этого периода. Написанные с здоровущий живописной силой, они воплощают веру художника в человека, его огромные творческие возможности, таковы портреты П.А. Костычева (1892), Е.И. Лихачевой (1892), Н.И. Петрункевич (1893).

Последний отрезок времени творчества художника в основном связан с евангельскими темами. Ге создает цикл картин о страданиях Христа, истолковывая их как страдания чисто человеческие: Христос и Никодим, Выход с тайной вечери, Что есть правда?, Суд Синедриона, Голгофа, Распятие.

Картина Что есть правда? была запрещена царской цензурой, которая усмотрела в ней неуважение к личности Христа и ломание правил его канонического изображения, - пишет Т.Н. Горина. - Однако вдалеке не целиком была удовлетворена ею и демократическая общественность, так как в те годы строй художников уже давал прямое заключение социальных вопросов на материале современной действительности.

Полным нарушением всех церковных канонов, страстным протестом супротив человеческого страдания были две последние работы Ге - Голгофа и Распятие. Голгофа - одна из основных работ евангельской серии Ге. Он изображает не само распятие, а состояние Христа перед казнью. Тщедушный, махонький, изможденный пытками Христос закрывает лик человеческий руками, содрогнувшись при виде торжествующей жестокости. Христос у Ге стал символом ужаса человека перед злом, царящим в мире.

Умер Ге в 1894 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Гущин Nikolay Guschin

По получении в Перми среднего образования едет в Санкт-Петербург, где заканчивает общеобразовательное отделение Психоневрологическом институте...
читать далее

Николай Дубовской Nikolay Dubovskoy

Сделал себе имя пейзажами, где традиционный романтический подход к природе (основанный на сочинении пейзажа в студии) преображался в визионерскую..
читать далее

Николай Жуков Nikolay Jukov

1935 Завоевал первые четыре премии на Всесоюзном конкурсе рекламного плаката.
читать далее

Николай Кузьмин Nikolay Kuzmin

Теми же качествами, какими привлекают к себе рисунки Кузьмина, - наблюдательностью и юмором, легкостью и точностью пера - отличается и литературное..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий