Известные люди

»

Николай Денчик

Николай Денчик Nikolay Denchik Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 1.5.1920
Гвардии старший лейтенант Н. Ф. Денчик совершил 63 боевых вылета, в 18 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 3 самолёта противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 1 Мая 1920 года в посёлке Ольшаны, теперь посёлок городского типа Дергачёвского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе в Харькове. С 1940 года в Красной Армии, год через окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. С Марта по Сентябрь 1942 года служил в 33-м ИАП, летая на ЛаГГ-3. С Декабря 1942 года по Май 1943 года - 910-м ИАП, летал на Як-1. Затем, до конца войны, в 64-м ГвИАП, летал на Як-7, Як-9, Як-3.

К Сентябрю 1944 года заместитель командира эскадрильи 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 15-я Воздушная вс, Брянский фронт ) Гвардии старшой лейтенант Н. Ф. Денчик совершил 63 боевых вылета, в 18 воздушных боях сшиб лично 13 и в составе группы 3 самолёта противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого произвёл 534 успешных боевых вылета. В больше чем 80 воздушных боях уничтожил 19 вражеских самолётов лично и 3 - в группе с товарищами.

С 1946 года Майор Н. Ф. Денчик - в запасе. Жил и работал в городе Харькове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями.

* * *

Николай Фёдорович Денчик родился в семье крестьяниа бедняка. По окончании семилетки и школы ФЗУ при Харьковском паровозостроительном заводе немного лет работал слесарем на этом предприятии. Одновременно без отрыва от производства посещал Харьковский аэроклуб.

Занятия в аэроклубе увлекли юношу. Ежедневно следом работы он мчался на аэровокзал или в учебные классы и старательно изучал материальную количество, аэродинамику, штурманское и парашютное занятие, теорию и практику вождения самолёта. Летал на У-2 вначале с инструктором, а позже и независимо. Преподаватели все время фиксировали его успехи в учёбе.

По окончании аэроклуба комсомолец Денчик поступил в Чугуевское авиационное училище, которое закончил в Мае 1941 года, став лётчиком - истребителем.

Великая Отечественная махаловка застала Лейтенанта Николая Денчика в городе Черновцы, где он служил. Молодому лётчику шёл тогда 21-й год. С первых дней войны и до последнего её часа он участвовал в воздушных боях, летал без малого на всех типах советских истребителей. Особенно понравились ему машины конструкции А. С. Яковлева. В лётной биографии Николая Денчика несть числа эпизодов, любой из которых примечателен.

...12 Июля 1943 года группа лётчиков во главе с Н. Ф. Денчиком прикрывала наземные войска и боевые действия штурмовой и бомбардировочной авиации. В районе цели она встретила 18 FW-190. Завязался махач. В первой же атаке Николай сшиб одного "Фоккера", но и его самолёт был повреждён. Несмотря на это, он продолжал махач и уничтожил ещё одну вражескую машину. Только когда стало переставать горючее, наши лётчики вернулись на свой аэровокзал.

На следующий день ведомые им 8 истребителей вступили в мордобой с 20 "Фокке - Вульфами". Противник потерял тогда 7 самолётов. Одного из них сшиб Николай Денчик.

В тот же день девятка наших истребителей во главе с Н. Ф. Денчиком встретились в воздушном бою с 24 "Юнкерсами", шедшими под прикрытием 30 истребителей FW-190. Николай был в четвёрке, сковывающей врага. Он сшиб вражеский самолёт и помог своему ведомому добить "Юнкерса". Разъединённые и дезорганизованные остальные бомбардировщики беспорядочно сбросили свой бомбовой груз и повернули обратно.

Утром 19 Июля 1943 года примерно 100 советских бомбардировщиков подвергли ударам скопления войск и техники противника на станции Маховое. Вслед за этим части 3-й Гвардейской танковой армии покинули исходные позиции и начали движение на фронте протяжённостью до 10 км. Вражеская авиация попыталась застопорить тот самый потрясение. В небе разгорелись ожесточённые воздушные баталии.

12 истребителей Як-7Б 64-го ГвИАП под командованием Гвардии капитана К. В. Маношина вступила в махач с 30 FW-190, вылетевшими на расчистку воздушного пространства. Наши лётчики абсолютно устремились на противника. Запылал первостепеннный "Фоккер". Наши лётчики усилили натиск. Меткой очередью Гвардии капитан К. В. Маношин отправил на землю второго FW-190, а Гвардии лейтенант Н. Ф. Денчик, умножая счёт поверженных врагов, сшиб одного за другим 2 вражеских истребителя. Завершил разгром неприятельской группы Гвардии меньшой лейтенант И. Я. Горобец. Однако в этом тяжёлом бою погибли и 2 наших лётчика.

Таких эпизодов в лётной биографии Николая Денчика несть числа. Но единственный воздушный мордобой запомнился ему на всю существование.

Это было 21 Июля 1943 года. Четвёрка истребителей, которую он возглавлял, прикрывала с воздуха наземные войска в районе Курской дуги. Неожиданно появилось 28 вражеских бомбардировщиков Ju-88, которых сопровождало 12 истребителей. Не вызывало сомнений: они летели бомбить сосредоточение наших войск.

Что действовать ? Силы неравные: 4 наши машины супротив 40 вражеских. Но Денчик знал, что в военном деле не неизменно решает количественное превосходство, и принял махач. Он приказал двум лётчикам штурмовать истребителей, а сам с одним ведомым врезался в ряды бомбардировщиков и с первого захода сшиб ведущего группы. Остальные повернули вспять, по пути беспорядочно сбросив бомбы, которые не причинили вреда нашим войскам. Четвёрка советских истребителей без потерь вернулась на свою базу.

Командир эскадрильи Н. Ф. Денчик не только показывал свой образец в боевых схватках с противником, но и умело передавал свой навык молодым лётчикам. Он участвовал во многих боевых операциях на Украине, под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и в Прибалтике. Завершил свой ратный дорога в Берлине. Вместе с товарищами по оружию Николай Фёдорович прикрывал с воздуха наши войска, летал со штурмовиками.

Командир 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служил Капитан Н. Ф. Денчик, характеризовал Николая как "тактически грамотного командира, смелого и отважного воздушного бойца". Этой характеристике как не разрешено лучше отвечают лаконичные записи в его лётной книжке. За годы Великой Отечественной войны он совершил 534 успешных боевых вылета, провёл свыше 80 воздушных боёв, лично сшиб 19 вражеских самолётов и ещё 3 - совместно с другими лётчиками. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 17 личных и 3 групповые победы, одержанных в больше 100 боевых вылетах )

За образцовое выполнение боевых заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года Николаю Фёдоровичу Денчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

В конце Февраля того же года, получив краткосрочный отпуск, лётчик приехал к родным в село Манченки Дергачёвского ( в настоящий момент Харьковского ) района. Радостно встретили колхозники своего знатного земляка. В честь его приезда они собрали 30 000 рублей на возведение самолёта. Рабочие совхоза имени Первого Мая и члены артели "Красная заря" кроме того привнесли 10 000 рублей. Построенный самолёт Як-3 был передан авиачасти, в которой служил их земляк. Истребителю присвоили имя Николая Фёдоровича Денчика. Возвратившись в свою количество, лётчик продолжал беспощадно ударять врага. 25 Декабря 1944 года руководство части обратилось с приветственным письмом к колхозникам Манченковского сельсовета Харьковской области:

"Весь собственный состав 64-го Гвардейского истребительного авиационного Оршанского ордена Красного Знамени полка передаёт Вам сердечную признательность за тот дорогой гостинец, тот, что Вы передали своему земляку - Николаю Денчику. Лучший в мире самолёт - истребитель, купленный Вами на свои трудовые сбережения, в надёжных руках. Уже не единственный фашистский стервятник нашёл себе могилу от смертельного удара советского аса Героя Советского Союза Гвардии капитана Н. Ф. Денчика. На его личном счету 19 сбитых вражеских самолётов. Мы сообща с Вами гордимся нашим отважным соколом !.."

За боевые заслуги при штурме Берлина отважный воздушный воин был награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

После окончания войны Николай Фёдорович Денчик жил и работал в городе Харькове.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Диденко Nikolay Didenko

Гвардии старший лейтенант Н. М. Диденко совершил 283 успешных боевых вылета. Проведя 34 воздушных боя, лично сбил 10 самолётов и потопил 2 шхуны..
читать далее

Николай Докашенко Nikolay Dokashenko

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ) и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.
читать далее

Николай Дугин Nikolay Dugin

Капитан Н. Д. Дугин совершил 325 боевых вылетов, в 77 воздушных боях сбил 14 самолётов противника и уничтожил 6 самолётов на аэродромах.0 года за..
читать далее

Николай Егоров Nikolay Egorov

Гвардии Старший лейтенант Н. С. Егоров совершил 109 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 1 самолёт противника. 19..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий