Известные люди

»

Николай Досталь

Николай Досталь Nikolay Dostal Карьера: Продюсер
Рождение: Россия, 21.5.1946
Думаю, что к нашим традиционно называемым бедам воровству, пьянству, дуракам и дорогам нужно добавить еще одну порченую власть. У нас к власти почему-то приходят люди, которые сразу же начинают думать только о том, как бы закрепиться и чего-то набрать. Авторитаризм, корысть, коррупция, тщеславие вот черты российской власти. Имперская жажда единовластия. Все для того, чтобы увековечить и обеспечить себя, свою семью, причем часто за счет подавления других. Меняются только средства. Слава богу, сейчас, чтобы удержать или укрепить власть, не расстреливают.

Известный кинорежиссер Николай Досталь, снявший такие картины, как Маленький гигант большого секса и сериал Штрафбат, в эти дни заканчивает на Мосфильме работу над новой картиной Коля Перекати поле. Премьера этого фильма пройдет 18 августа, в предпоследний день Выборгского кинофестиваля Окно в Европу. Накануне премьеры Николай ДОСТАЛЬ ответил на вопросы нашего корреспондента.

Ваш свежеиспеченный кино станет продолжением картины Облако рай, которую вы поставили в 1991 году. Почему вы решили возвратиться к героям этой ленты?

После того как я снял 36 игровых серий и 6 документальных, решил дебютировать в этом веке обычным полнометражным фильмом. Нормальное, человеческое, художественное, надеюсь, кино про нормальных людей. Где не стреляют, не убивают, нет никаких кровавых сцен. Кино, где показана бытие провинциальной России сквозь полтора десятка лет потом событий, что происходили в моем фильме 1991 года. Это целая историческая пора. Тогда свой герой уехал из провинциального городка, а ныне возвращается. Но это совсем независимая картина, хотя с теми же героями и с теми же актерами. Сценарий был уже давнехонько написан Георгием Николаевым, с которым мы немало работали сообща, но я длительно искал денежки.

Как и в прошлом, вас интересует фатум маленького человека?

Да, на самом деле, мне интересны не столь сюжетные повороты, сколь характеры обыкновенных людей. Их бытие, их чувства, их эмоции, их мысли. Так получается, что они мне как-то ближе. Хотя в текущее время я думаю снять кино о сверхчеловеке...

О ком?

Это Варлам Шаламов. Я его считаю сверхчеловеком, хотя он прожил бытие обычного человека. Чтобы перенести все, что вынес он, и так намарать об этом, нужно было располагать сверхчеловеческие способности. Это будет 12-серийный телефильм, условное наименование Завещание Ленина. Свой начальный срок Шаламов получил за распространение этой фальшивки, как при Сталине называли это сообщение Ленина к съезду. Мы должны его снять в 2006 году, а в 2007 году будет 100-летие со дня рождения Варлама Тихоновича. Попробуем раскрыть для России ее величайшего писателя ХХ века. Для меня это Достоевский прошлого столетия. Поэт, художник, стоик. Не ненароком я пригласил в качестве сценариста Юрия Арабова, с которым раньше более того не был знаком. Он не разом согласился. Но, подумав, сказал, что свершить эту работу наша миссия. Миссия поведать об этом человеке, оттого что в России его самое малое знают.

Солженицын известен значительно больше...

Я не умаляю значения Солженицына, но он отсидел 4 года в шарашке под Москвой, а Шаламов 20 лет на Колыме. Разница космическая. И Шаламов не претендовал на образ пророка в своем отечестве, каким хочет быть Александр Исаевич.

Считаете, нашей отчизне-матери не нужны пророки?

Думаю, нет. Но Солженицыну я все одинаково готов отвесить поклон до земли за единственный Архипелаг ГУЛАГ. Даже если бы он ничего больше не написал, все одинаково остался бы в литературе и в истории как автор Библии о советских лагерях. Если вещать о лагерной теме, то ей в фильме будет уделено большое местоположение. Ведь у нас в кино ее по-настоящему никто не трогал. Хотя лагерные фильмы были.

После показа вашего Штрафбата прошло время, кино имел здоровенный резонанс, и вы услышали немало мнений о нем. Что в этих суждениях было для вас наиболее увлекательно, вдруг или досадно?

К сожалению или к счастью, ничего особенно неожиданного не было. Историки пеняли на фактические неточности, но я о них знал ещё тогда, когда читал сценарий Эдуарда Володарского. Я оттого что дядя дотошный и когда беру в руки сценарий, да ещё на такую историческую тему, то начинаю наводить справки. Например, я знал, что штрафники-рядовые и штрафники-офицеры воевали в разных частях, что штрафбатами как правило командовали кадровые, а не разжалованные офицеры...

Что генералов НКВД не было, а были комиссары, а уж про священников...

Да, там есть огрехи, о которых я предупреждал и продюсера, и сценариста. Но если бы все это исправить, то не было бы художественного произведения под названием Штрафбат. Кроме того, в России завсегда бывают исключения из правил, а уж в условиях войны тем больше. Так что не возбраняется мнить, что мы отчасти построили кино на этих исключениях. Претензии я принимаю, но мы пошли на них умышленно. Были неточны в частностях, не соврав в главном. Поэтому у нас не было официальных консультантов мы не хотели никого подставлять. Другое занятие, что я категорически не согласен с тем, что говорят такие люди, как генерал Варенников. Они привыкли, что кто-то непременно стоит с указкой у карты, кто-то у телефона на связи с главнокомандующим, и хотят, чтобы была отражена руководящая образ генералитета, генштаба, коммунистической партии и лично товарища Сталина. А у нас кино не про это, а про штрафников. Мы не говорим, что они выиграли войну, мы говорим, что и они также вложили свой кирпичик, и не единственный, в большой фундамент Победы. Мы не умаляем роли генералов, нетрудно мы делали кино про тех, кто был в окопах, умирал, воевал и погибал. Про них более того запрещено вымолвить они сражались за Родину они погибали за Родину.

Кто-то удачно выразился: приговорены к подвигу.

Абсолютно правильное словосочетание. Как Виктор Астафьев говорил, мы войну выиграли мясом.

При советской власти таковый кино зарубили бы на уровне заявки, а если бы ненароком дали снять, то уложили бы на полку, а вас выгнали из режиссуры, как Аскольдова, которому следом сравнительно безобидного Комиссара больше не дали снять ни кадра. Чего ж Штрафбату не хватает ещё, чтобы считаться антисоветским?

Штрафбат антисоветский кино только в том смысле, что показывает, как советская верх относилась к своим солдатам. И штрафники воюют не за советскую верх, а за Родину, за свою землю.

Это разделение было в сценарии или возникло по ходу дела?

Было и в сценарии. И уместно сказать, если разрешается калякать, что мы сделали картину о войне государства и народа с фашизмом, то сериал о Шаламове и по Шаламову будет о войне государства со своим народом. Если хотите о советском холокосте, об истреблении своего народа, если величать вещи своими именами.

Вы с Андреем Черкизовым ещё до Штрафбата сделали документальный сериал о российской власти в ХХ веке. Насколько это помогло вам в работе над художественным фильмом?

Очень помогло. Я пересмотрел уйму хроники, в том числе военной. Можно проговорить, по ней во многом узнал саму войну. И мне было легче подбирать хронику для Штрафбата. Вообще мне весьма стезя эта служба. В сущности, тот самый документальный кино учебник. Ведь молодое поколение немного что знает о нашей истории, а если знает, то искаженно. А хочется, чтобы они знали больше или менее объективно. Алексей Баталов, тот, что прочел в картине контент от автора, сказал: Неизвестно, будет ли кто-нибудь глядеть в далеком будущем наше игровое кино, а вот тот самый кино и посредством сто лет будет стоять где-то на полочке в университетской видеотеке.

Мне было весьма увлекательно совершать эту картину, и по-моему, она у меня получилась, хотя, конечно, какая моя заслуга монтаж, монтаж и монтаж. Но все-таки я смею полагаться, что это картина, не ангажированная властью, максимально объективна.

Как и в картине Облако-рай, главную образ в новом фильме Николая Досталя Коля Перекати поле исполнит Андрей Жигалов.

По-вашему, у нас в ХХ веке была какая-то особая верх?

Думаю, что к нашим традиционно называемым бедам воровству, пьянству, дуракам и дорогам нужно привосокупить ещё одну порченую политическая элита. У нас к власти почему-то приходят люди, которые немедленно же начинают размышлять только о том, как бы закрепиться и чего-то набрать. Авторитаризм, корысть, коррупция, тщеславие вот черты российской власти. Имперская охота единовластия. Все для того, чтобы увековечить и снабдить себя, свою семью, причем зачастую за счет подавления других. Меняются только средства. Слава богу, сегодня, чтобы удержать или укрепить политическая элита, не расстреливают.

Если не полагать расстрел Белого дома. Однако профессию режиссера нередко сравнивают с профессией властителя. Постановщики ибо властны не только над съемочной группой, но и над предкамерной реальностью. И частенько злоупотребляют этой властью, насилуя эту действительность.

В данном случае авторитаризм уместен и необходим, а мишень оправдывает средства. Причем средства полностью гуманные. Хотя режиссерское единоначалие в последнее время подрывается продюсерами. Продюсер становится содиктатором или более того берет на себя единоначальную верх. Как нередко делает, в частности, мой брат. Но он делает это с умом и профессионально. Что совершать? Кто дает монеты, тот заказывает музыку.

Вы чувствовали на себе его братскую руку?

Я в меньшей степени, другие в большей. Я вечно могу оставить и не действовать у него у меня много предложений из других компаний, которые и платят не меньше, а то и больше. Я не считаю себя зависимым от него. Но если меня постигает фортуна, то, конечно, мне славно, что мой счастливый момент разделяет Владимир Досталь, а не прочий продюсер. Кстати, у нас есть диктаторы покруче, хотя и с значительно меньшим опытом кинопроизводства. И вы их знаете.

Имеете в виду продюсеров Первого канала Константина Эрнста и Анатолия Максимова? Вы где-то говорили, что они не позволили Максиму Галкину сняться в Штрафбате.

Да. Лицо канала в роли какого-то еврея-штрафника... И это не единственная история. Коллеги мне рассказывали про их нравы.

Ну если они человека купили на корню, то в самом деле имеют право не дозволить ему сниматься на конкурирующем канале. А без продюсера трудиться легче?

Сейчас, когда я снимаю на государственные монеты, то больше свободы. С учетом того, что все артисты были определены заблаговременно.

Вы бываете жестким по отношении к актерам?

Иногда приходится. Если мужчина пришел на площадку неподготовленным.

А если он своевольничает и играет не по вашей указке, а по-своему?

А тут нужно делать по иному. Не жесткостью, а чисто режиссерскими профессиональными уловками, подчас хитростью. Если ты предложишь занимательный рисунок роли, артист спорить не станет.

Кинорежиссером вы стали потому как, что решили сходить по стопам отца?

Отец погиб на съемках картины Все начинается с дороги в 1959 году. Он сидел вблизи камеры на капоте огромного грузовика, тот врезался в столбик, папа получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью. Ему было всего 50 лет, на 10 лет меньше, чем мне сегодня. После его смерти Мосфильм взял нас с братом под опеку. Мы были на студии как дома и, безусловно, начали на ней трудиться. Так все и сложилось. У отца не было желания, чтоб мы с братом пошли действовать в кино. И у меня в мыслях этого не было. Так что, если бы он остался жив, я бы вряд ли стал кинорежиссером.

СПРАВКА

Николай ДОСТАЛЬ родился в 1946 году в семье кинорежиссера Николая Владимировича Досталя. Его старшой брат кинорежиссер и продюсер Владимир Досталь. В начале 1960-х годов Николай работал ассистентом режиссера на киностудии Мосфильм. В 1971 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1981 году Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Георгия Данелии). В качестве режиссера дебютировал в 1985 году полнометражной картиной Человек с аккордеоном. В 1991 году по своему сценарию поставил кино Облако-рай, тот, что был удостоен нескольких премий на кинофестивале в Локарно, в том числе и приза Серебряный леопард. На счету режиссера такие фильмы, как Шура и Просвирняк (1987), Маленький гигант большого секса (1992), Полицейские и воры (1997), Штрафбат (2004).

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Лебедев Nikolay Lebedev

Николай Лебедев - российский кинорежиссер и сценарист. Родился 16 ноября 1966 года.Режисcёрские работы:1991 - Ночлег. Пятница1997 - Змеиный..
читать далее

Николай Поляков Nikolay Polyakov

В 1929 году уже сложившимся клоуном, в совершенстве владевшим многими цирковыми жанрами, женатым человеком, отцом двух детей, Коко перебрался морем..
читать далее

Николай Шульгин Nikolay Shulgin

О том, что Николай Шульгин "работает клоуном", вы догадываетесь сразу, при первой же встрече с этим человеком. Шульгин из тех, кого принято называть..
читать далее

Николай Анненков Nikolay Annenkov

Чеховский Фирс в исполнении Анненкова совсем не похож на его Веденея из Холопов. Тот тоже был предан госпоже и стремился исполнить свой долг до..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий