Известные люди

»

Николай Еременко

Николай Еременко Nikolay Eremenko Карьера: Актер
Рождение: Россия, 14.2.1949 - 27.5
Николай Еременко - известный советский и российский актер театра и кино. Родился 14 февраля 1949 года.Николай Еременко дебютировал в кино в 1969 году снявшись в фильме под названием "У озера". Наиболее известными фильмами с участием Николая Еременко являются: "Крушение империи" 1971 год, "Красное и чёрное" 1976 год, "Пираты XX века" 1979 год, "В поисках капитана Гранта" 1985 год, "Троцкий" 1993 год, "Маросейка, 12" 2000 год, "Бригада" 2002 год и др.

Родился 14 февраля 1949 года в Витебске, в семье Народного артиста СССР Николая Николаевича Еременко и Народной артистки Белорусской ССР Галины Александровны Орловой. Н.Н.Еременко-старший в 1948-1959 годах был актером театра им. Я.Коласа в Витебске, а с 1959 года работал в Белорусском академическом театре имени Я.Купалы в Минске (там же работала и Г.А.Орлова). С 1960 года папа снимался в кино. Супруга - Титова Вера Юрьевна. Дочь - Мишенькина Ольга Николаевна (1975 г. рожд.).

Все ребячество Николая Еременко-младшего практически прошло за кулисами. Атмосфера театра, реквизит, спектакли - все это вызывало у него неподдельный экстаз. Однажды он так заигрался во время спектакля, что вышел на сцену, весь увешанный оружием, и обратился к маме, чтобы она помогла ему застегнуть штаны. Спектакль по пьесе Мольера был сорван, но первое (да ещё до того эффектное!) явление Николая Еременко на сцене запомнилось жителям Витебска на долгое время.

В 12-летнем возрасте Николай сообща с матерью снялся в фильме о правилах дорожного движения, сделанном по заказу ГАИ. В этой короткометражке молодой Николай нарушал строй на улице, показывая, как пешеходам не необходимо себя новости. Собственно, чем-то подобным ему пришлось заниматься и в дворовых компаниях, чтобы всегда обосновывать приятелям, что он - "свой парень", а не пай-мальчик из привилегированной семьи.

Решение сделаться актером было принято Николаем без долгих колебаний, хотя он и побаивался, что фамилия может ему стать поперек дороги. Однако, вопреки опасениям, фамилия (а вернее - отец) помогла ему поступить во ВГИК, в студию Народных артистов СССР Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Дело в том, что папа Николая, сыгравший свою первую значительную образ в фильме Герасимова "Люди и звери" (1962), недурственно знал Сергея Аполлинариевича и посоветовал сыну прочесть на вступительных экзаменах "Грозу" Николая Заболоцкого - любимое стихотворение режиссера. Благодаря этой маленькой хитрости Николай был принят во ВГИК, несмотря на некоторое противодействие со стороны Т.Ф.Макаровой, не желавшей хватать ещё одного "кинематографического" отпрыска.

Поступив во ВГИК, Николай приступил усиленно "отрабатывать" полученный со стороны мастера "аванс". Он принимал участие во множестве этюдов и постановок, переиграв самые неожиданные и полярные роли: гоголевского Плюшкина, лермонтовского Звездича, Флоридора из "Мадмуазель Нитуш" Петра из "Власти тьмы". Несмотря на высокую работоспособность, начинающего актера переводили на 2-й, 3-й и 4-й курсы условно из-за постоянных прогулов, "хвостов" и более того... хулиганства. Впоследствии Николай Николаевич не раз вспоминал с улыбкой и близкое поступление во ВГИК, и эти "условные" переводы, так как неизменно считал главным не внешние обстоятельства, а родное страстное стремление быть достойным отца в служении актерской профессии.

В 1970 году Николай Николаевич окончил ВГИК, на "отлично" защитившись ролями Жюльена Сореля, Августина-Флоридора в дипломных спектаклях и ролью Алеши в фильме С.А.Герасимова "У озера" (1969), которая стала его "взрослым" кинематографическим дебютом. Роль Жюльена Сореля в дипломном спектакле "Красное и черное" не была случайной: Герасимов "подводил" к ней актера немного лет, ещё со 2-го курса, когда Еременко сыграл молодого священника в учебной работе Н.Губенко "Торжественная литургия". И Николай Еременко, и его сокурсники старались в спектакле "Красное и черное" представить все, чему научились у Герасимова, работали с полной самоотдачей - спектакль не прервали более того тогда, когда у исполнителя главной роли от напряжения пошла кровь из носа.

Как и другие герасимовские ученики, Николай Еременко вошел в кинематограф ещё во время учебы, оттого что уникальность "герасимовской школы" заключалась в том, что Сергей Аполлинариевич совмещал обучение и фабрика. Благодаря этому ученики Герасимова оказывались целиком готовыми к трудностям самостоятельного существования, были настроены на диалог с любыми режиссерами и ответственное выполнение своих актерских задач в съемочном коллективе. Им кроме того было привито разумение "идейности актерского исполнения" как необходимости досконального знания текста роли и социальной биографии исполняемого персонажа.

Проявляя чуткость к каждому своему ученику, Герасимов в особенности бережно опекал Николая Еременко, так как видел в нем задатки такого исполнителя романтических ролей, какого не хватало тогдашнему кинематографу. Герасимов давал Николаю не только профессиональные, но и житейские уроки, которые начинающий артист запомнил на всю бытие. Один из советов учителя Еременко следом нередко вспоминал: "Вот, Микола, идешь ты по жизни с приподнято поднятой головой и как гром среди ясного неба встречаешь на пути шлагбаум. А ты свою голову несешь приподнято и можешь не заприметить его. Все-таки сумей нагнуться, затем выпрямись и иди с приподнято поднятой головой дальше".

Окончив ВГИК, Николай Николаевич в 1971 году стал актером Театра-студии киноактера, а с 1976 года - актером студии имени М.Горького.

Вторую свою образ Еременко снова сыграл в фильме учителя - в мелодраме "Любить человека" (1972). В этой картине, а ещё в фильмах "Горячий снег" (1972, режиссер Г.Г.Егиазаров), "Исполнение желаний" (1973, режиссер С.С.Дружинина), "Возврата нет" (1973, режиссер А.А.Салтыков), "Ливень" (1974, режиссер Б.В.Яшин), "Семья Ивановых" (1975, режиссер А.А.Салтыков) Николай Николаевич как подобно тому как отступил от "уготованного" ему амплуа романтических героев. Но если чутко приглядеться, в первых актерских опытах опытах Еременко обнаруживается влечение к показу таких персонажей, которые хотят побыстрее обосновать окружающему миру свою человеческую состоятельность и делают на этом пути необдуманные и непоправимые поступки. Лейтенант Дроздовский в фильме "Горячий снег" (Еременко сильно хотел сыграть в экранизации романа Ю.Бондарева как раз эту роль) - по сути, совершенно ещё хлопчик, порывистый, тщеславный и эгоистичный. Его жестокость и невнимание к людям приводят к тому, что из-за него погибает медицинская сестра Таня. Еременко находит для поступков своего героя внутреннее обоснование: Дроздовский мечтает о настоящем геройском поступке, и аккурат мальчишеское нетерпение мешает ему понять свою ответственность перед товарищами. Романтизм юного лейтенанта артист показывает "от противного", стремясь утвердиться в качестве разнопланового исполнителя.

Такой же подход к раскрытию характера героя Еременко продемонстрировал в роли студента-филолога Николая Трубачевского (кино "Исполнение желаний"). Человеческая неполноценность молодого ученого в особенности ослепительно проявляется на фоне его научного достижения - расшифровки Х главы "Евгения Онегина". Честолюбие Трубачевского еле-еле не приводит его к полному жизненному краху, но Еременко не стремится быть в этой роли назидательным. Он пытается раскумекать, прочувствовать, как вдалеке могут завести человека тщеславие и неоправданные амбиции.

Хотел того Еременко или нет, но в этих ролях он внутренне "созрел" для того, чтобы сыграть Жюльена Сореля в четырехсерийном телефильме "Красное и черное", поставленном в 1976 году С.А. Герасимовым. Точно так же и сокурсницы Николая Николаевича, актрисы Наталья Белохвостикова и Наталья Бондарчук, оказались готовыми к тому, чтобы вручить в этом фильме уже не ученическую, а профессиональную трактовку героям романа Стендаля. И все это, наряду с режиссурой Герасимова и актерской игрой признанных мастеров - Леонида Маркова, Вацлава Дворжецкого, Михаила Глузского, Леонида Оболенского, Глеба Стриженова, - нашло признание и у зрителей, и у критики.

Исполнение роли Жюльена Сореля стало для Еременко не только заметным профессиональным успехом, но и благодарностью ученика своему наставнику. В понимании и воплощении режиссерских задач Николай Николаевич проявил себя как безупречный исполнитель "герасимовской школы", наиболее полно усвоивший ее методологию. Изображая страстность, романтизм, жестокую внутреннюю борьбу своего героя, Еременко всю дорогу "держит в уме" социальную подоплеку его поведения, ни на йоту не отступая от реализма. Наивысшим достижением Еременко в этом фильме становится монолог Жюльена Сореля, произнесенный перед смертью в тюрьме, тот, что артист проводит на одном дыхании.

После "Красного и черного" к Николаю Николаевичу пришла зрительская влюбленность, сопровождавшая его всю существование. Кого бы он ни играл, аудитория, покоренная его обаянием, воспринимала его героев как образец для подражания, как вероятность для проявления в самых немыслимых обстоятельствах сильных чувств и стремления к чему-то прекрасному. Герои Еременко были аккурат героями - людьми действия, а не размышления - и потому как вносили свежую струю более того в ставшие однотипными историко-революционные и военные фильмы независимо от того, на чьей стороне выступали. Это качество актерского дарования Николая Николаевича ослепительно проявилось в таких картинах, как "Хождение по мукам" (1977, режиссер В.С. Ордынский), "Побег из тюрьмы" (1977, режиссер Р.Б.Василевский), "Трактир на Пятницкой" (1977, режиссер А.М.Файнциммер), "Мятежная баррикада" (1978, режиссер Ю.А.Швырев), "Шел четвертый год войны" (1983, режиссер Г.М.Николаенко), "Уполномочен революцией" (1987), "Троцкий" (1993, режиссер Л.Г.Марягин).

В каждой новой работе артист старался не одаривать режиссерам повода для эксплуатации своих внешних данных и избегал тиражирования найденных некогда приемов. Между тем громадный фарт "Пиратов ХХ века" (1980, режиссер Б.В.Дуров) показал, что зрителей восхищает и то, как герой Еременко плавает, ныряет, дерется. Актер независимо реализовал в этом боевике все трюки, с легкостью доказав, что может вкалывать на уровне голливудской "звезды". Его Старший Механик - рыцарь без страха и упрека, принимающий рискованные решения и неизменно побеждающий в любых ситуациях - оказался полной противоположностью тем персонажам, которых артист играл в начале 1970-х, ибо, кроме романтических воззрений, обладал и чувством ответственности за близких людей.

Успех "Пиратов ХХ века" огорчил актера, так как оставлял в тени его серьезные работы, и в то же время подтолкнул к дальнейшим поискам своего "я", к больше полному раскрытию своих способностей. Свободу самораскрытия дали Николаю Николаевичу исторические фильмы, в которых он чувствовал себя так же твердо, как Жан Маре или Жерар Филип во французском кино. "Юность Петра" и "В начале славных дел" (1980, режиссер С.А.Герасимов), "Эскадрон гусар летучих" (1980, режиссер С.И.Ростоцкий), "Лев Толстой" (1984, режиссер С.А.Герасимов), "Царская охота" (1990, режиссер В.В.Мельников), "Крестоносец" (1995, режиссер А.Иншаков), "Незнакомое оружие, или Крестоносец-2" (1997, режиссер И.В.Дыховичный), "Рыцарский роман" (2000, режиссер А.Иншаков) - все эти фильмы стали благодатным полем и для приложения актерского мастерства, и для блестящей реализации внешних данных.

Еременко не забывал расширять свой исполнительский диапазон, снимаясь в таких фильмах, как "Тридцать первое июня" (1978, режиссер Л.А. Квихинидзе), "В поисках капитана Гранта" (1985, режиссер С.С.Говорухин), "Гладиатор по найму" (1993, режиссер Д.Зайцев), "Маросейка, 12" (2000, серия "Мокрое дело"). А в 1995 году как режиссер снял картину "Сын за отца", в которой свою предпоследнюю образ сыграл Еременко-старший.

В фильме Л.А.Квихинидзе "Белые ночи" (1991) Еременко предложил сходную трактовку классического героя, в котором сочетаются несопоставимые качества: романтизм и расчетливость, открытость миру и знание оборотной стороны жизни. Это как раз то, что объединяет экранных персонажей актера, какими бы разными они ни были, и отличает его от них. Недаром в одном из последних беседа он сказал: "Я не прагматик и не романтик, я - реалист. Романтическим я бы не выжил 30 лет в кино. Это довольно твердый мир, где, как сказал единственный немалый артист, романтики со смазливой мордочкой скверно заканчивают".

Николай Николаевич Еременко умер 27 мая 2001 года в Москве. Он был состоявшимся актером и человеком. Похоронен рядом с отцом, в Минске.

По итогам ежегодного опроса зрителей журналом "Советский экран" он был признан лучшим актером 1981 года - за участие в фильме "Пираты ХХ века". В 1980 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, а в 1994 году удостоен звания Народного артиста России.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Караченцов Nikolay Karachentsev

Николай Караченцов - известный советский и российский актер театра и кино, певец. Родился 27 октября 1944 года.Огромную популярность актер снискал в..
читать далее

Николай Коновалов Nikolay Konovalov

Николай Коновалов - известный русский и советский актер. Родился 16 июля 1884 года.В качестве актера кино Николай Коновалов известен по ролям в..
читать далее

Николай Корноухов Nikolay Kornouhov

Исполнитель эпизодических ролей в театре и кино, снимался в фильмах , , , , .
читать далее

Николай Крючков Nikolay Kryuchkov

Он был "живой легендой" советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую, но роль в своей очередной..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий