Известные люди

»

Николай Зеленов

Николай Зеленов Nikolay Zelenov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 29.6.1944
Старший лейтенант Н. А. Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился в 1917 году в деревне Поповка, сейчас Красносельского района Костромской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов средней школы, Костромской землеустроительный техникум, работал землемером. С 1936 года в Красной Армии. Окончил Луганское военное лётное училище. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Июлю 1942 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка ( 8-я Армия, Ленинградский фронт ) Старший лейтенант Н. А. Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47 воздушных боях сшиб лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого совершил больше 606 боевых вылетов. В 117 воздушных боях сшиб 31 самолёт лично и 10 - в составе группы.

Погиб в авиакатастрофе 29 Июня 1944 года в районе города Выборга. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Похоронен в Ленинграде. Зачислен навечно в списки Гвардейского истребительного авиационного полка.

* * *

Машины, надрывно урча, набирали прыть и старались покинуть от появившихся в воздухе вражеских самолётов. Немецкие пикировщики изготовились к атаке по автоколонне, вывозящей из осаждённого Ленинграда обитателей - женщин, детей, больных, стариков.

- Мама, сегодня бомбить будут ! Ой, жутко ! - небольшой паренек припал к груди матери и закрыл глаза ручонкой.

- Ничего, сын, не бойся. Сейчас проскочим.

Шофёры гнали машины по Ладоге во весь дух. Но "Юнкерсы", нагнав колонну, уже входили в пике. Где - то позади рванули взрывы, затрещали пулемёты, взметнулось полымя. А машины, не сбавляя скорости, всё гнали и гнали вперёд.

И когда сзади стал нарастать шум приближающегося пикировщика, все поняли, что это финал. И взрослые, и дети невысоко склонили головы, узко прижались товарищ к другу и замерли в тягостном ожидании.

Но бомбёжки не последовало. Лишь позади раздались короткие пулемётные очереди, послышался треск, и посредством момент дорогу поразил взрыв крупный силы. Кто - то в машине осмелился поднять голову и тут же торжествующе закричал:

- Сбили ! Так тебе, гитлеровский выродок !

Действительно, позади у дороги дымились обломки сбитого вражеского пикировщика, а остудившая пыл его тройка советских истребителей шла уже в новую атаку на врагов, разворачивавшихся для нового захода по цели.

Мальчик, тот, что ещё минуту вспять говорил, что ему ужасно, сейчас упоённо следил за полётом краснозвёздных "ястребков" и ликующе приговаривал, заглядывая матери в глаза:

- Мам, это свойский папа дал фашисту ? Да ?

- Может быть, сын... Может, свой папа, а может, чей иной. - Екатерина Семёновна смахнула кончиком платка скатившуюся по лицу слезинку.

- Наш, свой !

* * *

Е. С. Зеленова оторвалась от только что полученного письма и задумалась. Перед глазами встал осаждённый Ленинград, последние сообщения в газетах, вид мужа. Да, её Николай сегодня там, под Ленинградом, любой день в опасности, накоротке со смертью. А они вот с сыном эвакуировались. Жизнь в этом месте, в Богатовском районе Куйбышевской области, также не сладкая, но неужели сравнишь её с той, какой живёт в текущее время блокированный Ленинград.

Екатерина Семёновна предалась воспоминаниям.

...Встретились они с Николаем за немного лет до войны в селе Яковлевском, под Костромой. Курсант Луганского авиационного училища Николай Зеленов приехал в отпуск в родную Поповку. Здесь на берегу Волги и Шачи он родился, вырос, отседова на протяжении нескольких лет каждый день бегал за 7 километров в районный центр: село Красное в школу. Не в этом ли мальчишечьем подвижничестве закладывались основы не только отличных физических качеств будущего воина, но и стойкость характера ?

Окончив 7-летку, Николай поступил в Костромской землеустроительный техникум и после этого 2-х лет учёбы уехал трудиться землемером на Украину. А следом - увлечение авиацией, лётное училище.

Катюше нравился весёлый, подтянутый и ни при каких обстоятельствах не унывающий курсант с голубыми петлицами. И он, кажется, в ней души не чаял. Ежедневно, чтобы увидаться, Николай проделывал тракт в 12 километров от Поповки до Яковлевского. После провожанья, ночью, а то и поутру возвращался домой. И Катюша была уверена, что вечером он заново будет в Яковлевском.

Вскоре они поженились. И с этого дня хозяйка военного лётчика Николая Зеленова потеряла мир. Она знала, что супруг её влюблён в свою лётную профессию, отважен и храбр, старается во всём подражать прославленным истребителям, чьи имена гремели в те годы по всей стране - Валерию Чкалову, Анатолию Серову, Степану Супруну. Его короткая, но славная бытие как будто зеркало отразила величие и трагизм эпохи...

Что Николай напорист и не из трусливого десятка, Катюша знала славно. Видно, в мама, Елизавету Алексеевну, пошёл. Отца своего Николай не помнил - тот умер вскоре следом его рождения в 1917 году, от ран, полученных на "германской" войне. Мать Николая - дама волевая, независимая. Рано овдовев, она одной из первых подала заявление в колхоз, стала первой в деревне женщиной - коммунисткой, председателем колхоза.

Упорным, отчаянным рос и Николай. Однажды в глухом месте кулацкие выкормыши подстерегли молодого землемера - активиста и думали нетрудно разделаться с ним. Зеленов не растерялся и смело вступил с ними в схватку. Домой он вернулся с ножевой раной, но с победой - бандиты позорно бежали.

В 1936 году Николая Зеленова призвали в ряды Красной Армии и направили в Луганское лётное училище, которое он закончил в 1937 году. Потом была работа в 154-м истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. Зимой 1939 - 1940 года он участвовал в Советско - Финляндской войне, совершив больше 10 вылетов на штурмовку войск противника.

Вот и в текущий момент Екатерина Семёновна знала, что Николай, не щадя себя, дерётся где - нибудь в воздухе с численно превосходящим противником, защищая городок на Неве, наземные войска, Ладогу - дорогу жизни.

С первого же дня Великой Отечественной войны, Николай Зеленов принимает участие в воздушных схватках с противником. О своей боевой мощи он заявил тотчас же следом перевооружения полка с И-16 на больше идеальный истребитель P-40Е - "Вохаук". В течение 1, 6, 30 Апреля и 1 Мая 1942 года он одерживает беспрецедентную серию только двойных побед, лично сбив 5 Ju-88, Ju-87, Ме-109F и Hs-126. 4 двойные победы кряду !

В боевой характеристике, подписанной командиром полка, отмечалось: "Молодой, быстрорастущий, волевой начальник. Является хорошим организатором боевых действий эскадрильи. Показал себя отважным лётчиком - истребителем..."

* * *

Краснозвёздый истребитель, пробежавшись по добро выровненному полю, немного раз фыркнул мотором и подрулил к капониру. На землю соскочил заместитель командира эскадрильи, Старший лейтенант Николай Зеленов. Техник незамедлительно же начал к осмотру самолёта.

- Как только долетели, приятель начальник ! Живого места на самолёте нет.

- Да, мордобой сейчас был горячий: 7 "Юнкерсов" фрицы не досчитаются, и 2 из них на счету вот этого израненного "ястребка", - Зеленов нежно похлопал рукой по фюзеляжу самолёта и неторопливо пошёл к штабу. Нужно было сдать официозный рапорт о проведённом только что бое командиру полка, Подполковнику Матвееву.

- Значит живописать ещё 2 звёздочки ? - не скрывая радости, крикнул вдогонку лётчику авиамеханик и, получив утвердительный кивок, заверил: - А насчёт самолёта не беспокойтесь: к утру привёдем в совершенный строй ! К вылету будет готов.

Николай только тут, на земле, почувствовал утомленность. Возглавляемая им шестёрка истребителей утром получила поручение закрыть от вражеской бомбёжки наземные войска 54-й армии. В районе Макарьевская Пустынь истребители встретили 9 бомбардировщиков Ju-87, шедшйх на поручение под прикрытием 2 Ме-109. Зеленов разом же принял вывод. Он первым ринулся на головной бомбардировщик, поднырнул под него и, как только позволило пространство, нажал на гашетки пулемётов. Его примеру последовали другие истребители, выбравшие свои цели. Завязался ожесточённый мордобой.

Озлобленные потерей ведущего, сбитого Зеленовым, прикрывавшие группу "Мессеры" взяли его машину в клещи. Но неспроста Зеленов числился в полку одним из лучших пилотов, замечательно владевшим техникой пилотирования, и лучшим воздушным стрелком. Получив вражеский "гостинец" в плоскости, он мастерски ушёл из - под удара и, оторвавшись от "Мессеров", сам атаковал оказавшийся рядом "Юнкерс".

Тем временем товарищи расстроили всю вражескую группу: 4 "Юнкерса" были сбиты, а 5-й с густым, чёрным шлейфом дыма уходил на бреющем к своей базе.

Задание было выполнено - группа не допустила бомбёжки наземных войск и возвратилась на свой аэропорт с победой.

Но день ещё не кончился. И истребителям группы Зеленова вскоре пришлось снова вступить в мордобой с немецкими бомбардировщиками - на тот самый раз с девяткой Ju-88. И заново немцы не досчитались немного машин ! Двумя кострами из обломков вражеских самолётов - у деревень Смердыня и Доброе - отметил Старший лейтенант Зеленов день 1 Апреля 1942 года. Да ещё помог сшибить 2 "Юнкерса" своим товарищам.

Первая звёздочка на борту самолёта Николая Зеленова появилась 12 Октября 1941 года следом боя у Новой Ладоги. Тогда её с особой тщательностью и любовью нарисовал на фюзеляже по выпиленному трафарету его авиамеханик. Теперь на самолёте Зеленова было уже немного таких звёздочек. Но та, первая, для лётчика осталась самой дорогой. И вот зачем.

Когда началась махаловка, лётчики 154-го истребительного полка, как и все наши авиаторы, надеялись, что в первых же боях покажут немцам почем фунт лиха. Они были уверены в своем воздушном мастерстве, мужестве, надеялись на свои машины. Эти - то боевые машины их и подвели. Старые наши самолёты существенно уступали немецким в скорости, маневренности, в мощности двигателя, не имели бортовой радиосвязи. А перевооружение на новую технику только что начиналось.

Сколько злости, горечи и досады во время боёв было у лётчиков, храбрых и отважных людей, готовых в любую минуту сходить на риск, когда они чувствовали, что машины их подводят. Они жали до отказа на сектора, самолёт трясся мелкой дрожью, мотор захлебывался, но немецкие самолёты были недосягаемы - они постепенно уходили от советских И-16. Много горечи испытал тогда Старший лейтенант Зеленов. Он, участник боев с белофиннами, награждённый медалью "За отвагу !", неизменно на учебных состязаниях и проверках бывший в числе передовых, в текущее время, в сражениях с немцами, зачастую чувствовал себя безупречно беспомощным. Немецкие самолёты не давались ему, они уходили, как быстроходный авто от колченогой лошади, трясущейся по неровной дороге с дребезжащей телегой.

Но нужно было обучаться сражаться и на тех машинах, какие были. И лётчики стали считать. "Не хватает скорости - значит при перехвате надобно обрести превосходство в высоте, дожидаться противника и после этого сверху вниз камнем, как сокол, превращая высоту в так не хватающую машинам прыть. Тогда уж фрицам никуда не покинуть !"

С каждым днём совершенствовалось боевое мастерство лётчиков, рос счёт сбитых вражеских самолётов. В районе болота Малуксинский мох Николай Зеленов сшиб быстроходный германский истребитель Ме-109F, у Виняголово подстерёг и вогнал в землю разведчик Hs-126. А сколь вражеских стервятников было сбито в групповых боях !

30 Апреля 1942 года, в канун Первомайского праздника, немецкой авиации был дан инструкция разломать ж-д мост посредством Волхов и Волховскую ГЭС, снабжавшую электроэнергией Ленинград. Вражеские бомбардировщики шли к Волховстрою несколькими группами - эшелон за эшелоном.

Все истребители были подняты в воздух для прикрытия жизненно важных для Ленинграда и Ленинградского фронта военных объектов.

- Ну, пацаны, день ныне предстоит палящий, - сказал Зеленов перед вылетом своим товарищам по звену Лейтенантам Горбачевскому и Солодкову. - Боекомплект расходуйте экономней. Особенно это касается тебя, Горбачевский. А то одна - две атаки, и у тебя палить нечем, хоть пропеллером отбивайся.

- Уж весьма он, друг начальник, этих фашистов ненавидит, - не выдержал богатырь Солодков, - как увидит фрица, в каждого готов весь боезапас выпустить.

В небосклон взвилась сигнальная ракета. Истребители единственный за другим выруливали на взлётную полосу и отрывались от земли. Посты ВНОС уже оповестили, что немецкие бомбардировщики в воздухе.

Зеленов собрал своё звено и повёл в заданную зону. Нужно было поспеть не только своевременно повстречать вражеские самолёты, но и суметь набрать максимальную высоту, выгодную для маневра и нанесения внезапного удара.

Когда истребители вышли в зону, спереди на встречном курсе показался первостепеннный эшелон вражеских бомбардировщиков. В ведущей группе шли 6 Ju-88.

- Лобовая штурмовая вылазка всем звеном !

Зеленов первостепеннный ринулся на врагов. Сзади густо шли Солодков и Горбачевский.

Атака была до того энергичной и неожиданной, что весь строй вражеских самолётов сию минуту же рассыпался. Зеленову с первого захода удалось запалить ведущий самолёт, и тот, объятый пламенем, рухнул на землю вблизи деревни Гороховец. Второй "Юнкерс" зажёг Лейтенант Горбачевский. Бомбардировщик отвалил в сторону, но сей же час же попал под трассирующую очередность, пущенную разворачивающимся потом атаки Солодковым. Второй стервятник штопором пошёл к земле. Быстро освободившись от бомб, другие "Юнкерсы" повернули вспять.

Но махач за Волховстрой не был ещё окончен. В прозрачной дали появилась вторая группа немецких бомбардировщиков.

Сходу звено Зеленова атаковало и эту группу. И второй эшелон был рассеян и не прорвался к Волховстрою.

Задание по прикрытию наземных целей было выполнено, и Зеленов повёл звено на аэровокзал. Но тут истребители подметили третью группу "Юнкерсов", идущих с другого направления.

Боезапас был без малого целиком израсходован, на исходе было и горючее. И всё же истребители решили штурмовать немецкие самолёты.

Правда, приходилось экономить: нажимать на пулемётные гашетки только тогда, когда потрясение был неотвратим, и не форсировать работу моторов при выполнении фигур высшего пилотажа. Но, несомненно, участь первых эшелонов "Юнкерсов" немецким лётчикам третьей группы была уже известна. Поэтому как только ястребки начали свою атаку, вражеские бомбардировщики разом же рассыпали строй и поодиночке стали укладываться на задний вектор движения. Одному всё же не удалось покинуть - его сшиб в районе Веретье лётчик Старший лейтенант Зеленов. Советские истребители без потерь вернулись на свой аэровокзал.

- Отлично поработали ! - поздравил лётчиков начальник полка Подполковник Матвеев, выслушав рапорт Зеленова. - В канун Первомая - отличный гостинец Родине.

А назавтра звено Зеленова по сигналу тревоги заново поднялось в воздух. Истребителей сызнова бросили на перехват вражеских бомбардировщиков. В районе Оломна - Шум лётчики встретили 6 Ju-88. Но на тот самый раз они шли под прикрытием 4 Ме-109.

"Твёрдый орешек, - подумал Николай. - Видно, фрицы учли вчерашний горький наука и выделили истребителей прикрытия. Нелегко ныне будет". Но не случайно его аттестовали в полку волевым и инициативным командиром, прекрасным воздушным бойцом. Зеленов и на тот самый раз первым ринулся в стремительную атаку на вражеские бомбардировщики и ударил по ближайшему "Юнкерсу". Но уже посредством миг он увидел, что навстречу в лобовую атаку идёт на него "Мессер". Николай стиснул зубы. "На испуг берёшь ? Не выйдет ! Нервы у меня крепкие".

Первому выдержки не хватило немцу. Боясь врезаться в идущий на него "ястребок", он сделал "горку" и отвалил в сторону.

Набор высоты, и вот Зеленов ещё раз устремляется в атаку на "Юнкерсы". Горбачевский и Солодков рядом ведут упорный махач с "Мессерами", с трудом отражают их яростные атаки. Отогнав пристроившегося в хвостище Солодкову "Мессера", начальник звена сам оказался на хвосте у замыкающего "Юнкерса" и меткой очередью зажёг его.

- Готов, вражина ! Туда тебе и стезя ! - Проводив взглядом падающий бомбардировщик, Зеленов снова бросился на выручку товарищам.

Потеряв 2 самолёта и получив значительные повреждения других машин, немцы освободились от бомб и повернули вспять. Ещё длительно их преследовали советские истребители.

В тот самый день, 1 Мая 1942 года, на истребителе Старшего лейтенанта Зеленова мастер нарисовал 8-ю и 9-ю звёздочки. И отметил в своей записной книжке: "Плюс 8 вражеских самолётов, сбитых в групповых боях".

К 25-летию Великого Октября на фюзеляже зеленовской машины красовались уже 12 красных звёзд.

9 Июня 1942 года начальник полка Матвеев и военком Сясин направили командованию ВВС 8-й армии Ленинградского фронта наградной лист о присвоении Николаю Андриановичу Зеленову звания Героя Советского Союза.

18 Сентября 1942 года заместитель командира эскадрильи 154-го авиаполка Капитан Н. А. Зеленов в районе Новой Ладоги перехватил одиночный Ме-109F и позже короткого боя, подбил его. Лётчик I-й Группы известной немецкой истребительной эскадры JG 54 "Grunherz" ( "Зелёное сердце" ), фельдфебель Петер Зиглер ( имевший 49 побед ) получил серьёзные ранения, не смог довести истребитель до своего аэродрома и разбился.

В Ноябре 1942 года 154-й истребительный полк был переименован в 29-й Гвардейский. А ещё посредством 3 месяца: 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Николаю Андриановичу Зеленову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Впереди были новые бои: при прорыве блокады Ленинграда, освобождении Эстонии, Карельского перешейка. И в этих боях не меркла воинская слава командира эскадрильи Гвардии Капитана Н. А. Зеленова.

Боевой счёт отважного лётчика продолжал вырастать. 23 Марта 1943 года вдвоём со своим ведомым он дрался супротив 8 "Юнкерсов". Два из них были подожжены. 3 Апреля, бросившись на подмога молодому пилоту, Зеленов единственный вражеский самолёт сшиб, а второй повредил. На следующий день Николай еще раз спас лётчика, атакованного двумя вражескими истребителями...

Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом в Январе - Феврале 1944 года проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в значительной степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Но неприятель прилагал все усилия, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу. В ходе боёв немецкое руководство неоднократно перебрасывало на Ленинградское ориентация новые авиационные части и соединения, доведя к началу Марта самолётный парк до 400 единиц. Резко возросла и активность вражеской авиации. Всё чаще немецкие истребители стали нападать на наши самолёты. В Марте 1944 года внезапно разгорелись ожесточённые воздушные бои.

7 Марта собственный состав 14-го Гвардейского ИАП, в котором в настоящее время служил Николай, фиксировал вторую годовщину присвоения полку Гвардейского звания. В тот самый день шестёрка истребителей под командованием Гвардии Капитана Н. А. Зеленова вылетела на сопровождение эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. Ещё при подходе к Тарту на отставший Пе-2 напал истребитель FW-190, но был отогнан. При отходе от цели Младший лейтенант М. Глазунов заметил, как снизу позади заходит в атаку пара "Фоккеров". Он благополучно отразил их атаку, сбив единственный из FW-190.

Вскоре пришлось отражать нападение врага и самому командиру группы прикрытия. При атаке 2 Ме-109 Николай Зеленов зашёл в хвостище ведущему пары и с дистанции 50 - 100 метров сшиб его. Ведомому удалось спрятаться. Неожиданно на наши истребители напала группа FW-190. В завязавшемся бою, спасая своего ведущего В. Д. Деревянкина, только что сбившего одного "Фоккера", Младший лейтенант В. П. Гусев таранил вражеский истребитель. При ударе оба самолёта разрушились... Но товарищи отомстили за его кончина, сбив ещё 4 вражеские машины.

Николай Зеленов продолжал героически сражаться с врагом и дальше, но, к сожалению, дожить до Великой Победы советского народа ему не пришлось. 29 Июня 1944 года он погиб в авиационной катастрофе в районе Выборга. Боевые друзья захоронили его со всеми воинскими почестями на Шуваловском кладбище в Ленинграде.

За годы войны отважный лётчик совершил больше 600 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях, в ходе которых лично сшиб 31 самолёт противника и 10 - в группе с товарищами. Среди лично сбитых им самолётов 10 бомбардировщиков Ju-88. За время войны он летал на истребителях: И-153, И-16, Р-40 "Киттихаук", Як-7Б, Як-9.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Зуб Nikolay Zub

К Июлю 1943 года Гвардии Подполковник Н. А. Зуб произвёл 120 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 1 и в группе ещё 1 самолёт, 9..
читать далее

Николай Иванов Nikolay Ivanov

Гвардии Подполковник Н. П. Иванов совершил 50 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника. 0 года погиб в при выполнении боевого задания. 2..
читать далее

Николай Игнатьев Nikolay Ignatiev

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Петровичу Игнатьеву присвоено 13 апреля 1944 года.
читать далее

Николай Искрин Nikolay Iskrin

Гвардии старший лейтенант Н. М. Искрин совершил 218 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника и 1 - в составе..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий