Известные люди

»

Николай Лавицкий

Николай Лавицкий Nikolay Lavickiy Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 7.12.1919
Лейтенант Н. Е. Лавицкий совершил 185 боевых вылетов, в 66 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 7 Декабря 1919 года в деревне Слобода, теперь Монастырщинского района Смоленской области. Окончил 8 классов, работал продавцом универмага в Свердловском районе Москвы, окончил аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии. Был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 году.

С Декабря 1941 года в действующей армии. К Июлю 1943 года начальник звена 45-го истребительного авиационного полка ( 216-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы, Северо - Кавказский фронт ) Лейтенант Н. Е. Лавицкий совершил 185 боевых вылетов, в 66 воздушных боях лично сшиб 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб 10 Марта 1944 года имея на счету 23 самолёта сбитых лично и 2 в паре с ведомым. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Aлександра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, медалями.

После войны останки Николая Лавицкого перезахоронили в парке города Мариуполь ( Жданов ) Донецкой области, где на берегу Азовского моря воздвигли монумент бесстрашному лётчику - истребителю. Его имя носят улочка в городе Гудермес и учебное заведение в селе Шиловичи Духовщинского района Смоленской области, где он учился. На родине создан музей Героя.

* * *

Николай Лавицкий родился 7 Декабря 1919 года в деревне Слобода, нынче Монастырщинского района Смоленской области. Отец его Ефим Егорович и мамаша Анастасия Федоровна, потомственные крестьянине, воспитали в сыне большое трудолюбие, честность, влюбленность к близкий земле и природе.

Учителем светлоголового худенького Коли в его близкий деревеньке был Венниамин Петрович Гриценко, у которого двое сыновей стали лётчиками. Об этом знали все деревенские мальчишки, и все до одного хотели, как братья Гриценко, летать в небе. Когда же мужественные пилоты, сыновья старого учителя, погибли в небе Испании, вывод Николая, окончившего тогда 7-й класс, утвердилось совершенно - только в небосклон.

Родители же решили по - другому и отправили сына к тётке в Москву - трудиться в торговле. Но узнав о наборе в Смоленский аэроклуб, Николай тотчас записывается туда. Так начался его стезя в авиацию: аэроклуб, Борисоглебская военная учебное заведение лётчиков.

... Боевой крещение Младший лейтенант Лавицкий принял осенью 1941 года в небе под Одессой. А к первой военной весне Николай был уже одним из лучших воздушных бойцов полка. В Декабре 1941 года Младший лейтенант Н. Е. Лавицкий был направлен в Крым оберегать Севастополь. Свою первую победу Лавицкий одержал 30 Декабря 1941 года в районе Феодосии. Этот мордобой был замечателен тем, что на своей "Чайке", на биплане, ему удалось сшибить современнейшую по тем временам машину - истребитель Ме-109F...

Как - то в Апреле 1942 года, увлекшись воздушным боем, Лавицкий без малого без бензина произвёл вынужденную посадку на аэропорт 45-го истребительного авиаполка. На войне это не было редкостью. И покуда техники заправляли его самолёт, Николай познакомился со многими лётчиками, с крупный радостью встретил Лейтенанта Павла Берестнёва - своего старого друга. Но вот с КП полка взвилась красная ракета - знак группе Капитана Забоштана, которая вылетела на выполнение боевого задания. Пристроился к этой группе и Николай Лавицкий. Правда, без разрешения командования. Где там было выискивать кого - то !

Вскоре после этого взлёта группа Забоштана вступила в махач с бомбардировщиками противника, шедших под прикрытием истребителей. Прибывшие на КП Генералы Белецкий и Климов никак не могли осознать, откель в наших боевых порядках ненужный самолёт. К тому же чужак вызывал у них немалое восхищение дерзостью своих атак, грамотным маневром, метким огнём. В этом бою наши лётчики одержали крупную победу, весомый вклад в которую внёс и Николай.

Через немного дней Лейтенант Н. Е. Лавицкий был официально переведён в 45-й истребительный авиаполк. С каждым вылетом зрело мастерство лётчика. Так, 11 Июня в бою с немалый группой самолётов противника он уничтожил истребитель Ме-109, тот, что рухнул в районе Балаклавы. 29 Июня 1942 года, во время свободного патрулирования в паре с Иваном Сапрыкиным, сшиб бомбардировщик Ju-87, подведя черту победам лётчиков - истребителей 3-й особой авиагруппы.

Летая на самолёте Як-1 Лавицкий в составе 45-го ИАП сражался в Крыму и на юге Украины.

В боях за Крым Николай уничтожил 60 автомашин, 2 зенитно - пулемётные установки, батарею зенитных орудий и до 200 боец и офицеров врага. Только во время героической обороны Севастополя отважный лётчик сшиб 4 немецких самолёта.

В одном из боёв в его машину угодил большой осколочек зенитного снаряда, но истребитель ещё держался в воздухе. Николай продолжал реализовывать поручение и штурмовыми ударами уничтожил немного орудий противника.

В Октябре 1942 года лётчики полка отбыли на переформирование в град Орджоникидзе, где освоили американские истребители P-40 "Киттихаук". В Феврале 1943 года 45-й ИАП вернулся на фронт и Старший лейтенант Н. Е. Лавицкий был назначен командиром звена. Весной 1943 года начались новые воздушные схватки, в настоящее время уже в небе Северного Кавказа.

22 Марта в районе станции Анастасиевская звено Лавицкого встретило 20 немецких самолётов. Лётчики приняли мордобой и сшибли 6 вражеских машин. Лично начальник звена сшиб 2 самолёта.

В небе Кубани, Николай проворно стал одним из лучших бойцов, о которых писали в газетах, передавали по радио.

15 Апреля 1943 года примерно 60 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 25 истребителей пытались причинить потрясение по боевым порядкам наших войск. Восемь наших лётчиков смело штурмовали врага и в завязавшемся бою уничтожили 1 истребитель и 5 бомбардировщиков. Неприятельская штурмовая вылазка была сорвана. Лавицкий сшиб единственный бомбардировщик.

К Июлю 1943 года он одержал 11 личных и 1 групповую победы в 185 боевых вылетах и 66 воздушных боях. Затем полк был переброшен на Южный Фронт под Донбас. В Августе 1943 года 45-й ИАП был переименован в 100-й Гвардейский, а 24 Августа 1943 года Николай Ефимович Лавицкий стал Героем Советского Союза.

Мужественный и дерзкий лётчик, он обладал нервной, чувствительной натурой. При выполнении заданий был только азартен и смел. Его семейные отношения, а женат он был на яркой красавице, нисколько не были спокойными. В 1943 году следом их разрыва комэск 3-й эскадрильи Н. Е. Лавицкий, и до того "не выбиравший" себе заданий, в боях стал беспредельно рискован, более того бесшабашен. Его боевой счет стремительно рос. Один из любимых бойцов комдива И. Дзусова, он вслед за тем назначения последнего командиром корпуса, был назначен заместителем командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии по воздушно - стрелковой службе.

К концу 1943 года на боевом счету пилота было 22 сбитых вражеских самолёта, рядом 300 боевых вылетов, десятки штурмовок. Нисмотря на громкую славу, Николай ничем не выдавался посреди других лётчиков полка - неужели что лентой боевых орденов. К тому времени он был награждён Орденами Ленина и Александра Невского, а сверху - сияла Золотая Звезда. К весне 1944 года Николай был уже опытным воздушным бойцом, но 10-е Марта оказалось для него трагическим...

Еще в начале Марта группа лётчиков во главе с Гвардии Капитаном Н. Е. Лавицким убыла в основательный тыл, в Заковказье, откель должна была перегнать для пополнения полков дивизии новую партию самолётов. 10 Марта группа Николая, собравшись затем взлёта в боевой строй, взяла вектор движения на запад. Вот уже сзади и с правой стороны остался Каспий. Слева - отроги Главного Кавказского хребта. Погода прекрасная. Ровно, монотонно, без перебоев гудели моторы новых машин. Казалось, что неоткуда прийти беде.

И как снег на голову скорее чутьем пилота, чем по показаниям приборов, Николай догадался о неполадках в моторе. Аварийная ситуация стремительно нарастала: упала тяга, самолёт, теряя прыть, пошёл на понижение. В кабине появился предательский едкий дым. А внизу - Гудермес, маленький кавказский городишко. Взглянув на землю, Лавицкий увидел спереди крупную железнодорожную станцию и уймище цистерн с бензином.

Значит, нужно отвернуть, а то случится напасть... Покинуть самолёт, выбросившись на парашюте, уже нельзя - поздненько. Плавный отворот - только бы не пасть на составы ! В кабине пламень - жжёт руки, физиономия. Неимоверными усилиями воли и мускулов Николай отвернул самолёт от железнодорожных составов, выровнял его, но тут же без скорости упал на вспаханное поле, рядом с железной дорогой. Николай все - таки пытался вылезти из горящей машины, но не успел - оглушительный взрыв поразил воздух...

К этому времени отважный лётчик провёл больше 100 воздушных боёв, сшиб 23 самолёта лично и 2 в паре с ведомым.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Макаренко Nikolay Makarenko

Майор Н. Ф. Макаренко совершил 262 боевых вылета, в 11 воздушных боях сбил 1 и уничтожил на земле 2 самолёта противника. Всего выполнил 325 успешных..
читать далее

Николай Максимов Nikolay Maximov

Капитан Н. В. Максимов совершил 131 боевой вылет на штурмовку скоплений живой силы и боевой техники противника. В воздушных боях сбил лично 6 и в..
читать далее

Николай Москвителев Nikolay Moskvitelev

Генерал-полковник Н.И. Москвителев - Заслуженный военный летчик СССР (1968), кандидат военных наук (1984). Он кавалер орденов Октябрьской Революции,..
читать далее

Николай Найденов Nikolay Naydenov

Старший лейтенант Н. А. Найдёнов совершил 281 боевой вылет, в 32 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 3 самолёта противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий