Известные люди

»

Николай Петров

Николай Петров Nikolay Petrov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Москва, 14.4.1943
Николай Петров в особых представлениях не нуждается. Это один из лучших отечественных пианистов, народный артист СССР, президент Академии российского искусства. И при всех своих регалиях - человек с активной общественной позицией и принципами, которым не изменяет при любой власти.

- С чем выходит на предел веков отечественное исполнительское искусство?

- Оно гибнет в результате отношения к нему чиновников и безразличия нашего правительства, планомерно убивается. Если заработная плата профессора Московской консерватории составляет 1000 рублей в месяц, то это называется убийством консерватории. Если музыкант Госоркестра получает 600-800 руб. в месяц и подрабатывает тем, что возит проституток от клиентов и вспять, то это душегубство симфонического оркестра. Последний пример: преподаватели школ искусства имели копеечные надбавки за свой подвижнический работа и в результате непродуманного указа, введенного в конце года, лишились и этого, вследствие того что что были причислены к разряду работников "дополнительного" образования. Сегодня школы искусства закрываются одна за иной. Это без затей мокрое дело молодого поколения.

Мой приятель Павел Коган, занял недавно пост приглашенного дирижера в городе Солт-Лейк-Сити. Бюджет оркестра там составляет 28 млн. долл. в год. Бюджет же нашего Госоркестра - 120 тыс. долл. в год, при этом реально он получает, дай Бог, 30-40 тыс. Сравните эти суммы, и вы получите диаграмму отношений к культуре в цивилизованном мире и у нас.

- Но что остается в этой ситуации? Озапустить руки?

- Мне лично ничего не нужно. У меня есть имя, положение, госпремии, ордена, медали, я не что ни на есть бедный джентльмен в этой стране, и похоронят меня, поди, на приличном кладбище. Но, как говорилось в известном фильме, - "за державу оскорбительно!". Дело в том, что таланты рождаются у нас не в соответствии с президентскими указами. Эти таланты выращивают в России, на них греют руки дельцы от искусства, после этого чего пацаны удачно уезжают в теплые страны. Думаю, до 90% сделавших себе имя молодых исполнителей эмигрировали...

- Я знаю, вы создали международный благотворительный фонд помощи отечественным исполнителям...

- Я счастлив и горд, что кому-то могу подсобить. Те гроши, которые я достаю, передаются либо молодым талантливым ребятам, либо ветеранам искусства. В апреле в Московском Кремле пройдет I Международный фестиваль камерной музыки Николая Петрова.

- А как вам удается доставать средства для фонда? Приходится водить дружбу с олигархами?

- Я не тусовщик, хотя знаю многих банкиров и бизнесменов. Знаком и с Березовским, и с Гусинским, и с Потаниным. Но ни в жизнь не стану гоняться по Москве и разыскивать, где в эти дни будет Потанин, чтобы подступить и найти решение какой-то вопросительный мотив. Я обращаюсь к ним с официальными письмами. В моем фонде, во-первых, нет посредников (не мне растолковывать вам, сколь денег они забирают). Во-вторых, у нас запрещены банкеты, групповые поездки за рубеж. Фонд занимается только помощью людям и реализацией творческих задач. Мой генеральный управляющий замечательно справляется со всеми проблемами. А имя мое, слава Богу, значит довольно немало.

- Фонд - это все-таки общественная дело. Давайте поговорим о музыкальной. Вы исполняете на практике весь концертный репертуар пианиста...

- Я насчитал возле 60 названий концертов с оркестром, сыгранных мной.

- Каждый раз приходится разучивать произведения снова или все это держится в памяти?

- У каждого из исполнителей есть строй сочинений, которые выучены раз и навечно и играются как бы на автопилоте. Конечно, злоупотреблять этим воспрещено, но тем не менее для того, чтобы сыграть, условно говоря, 2-й концерт Рахманинова или 1-й концерт Чайковского, мне не нужно сиживать 3-4 дня, совершенно довольно часа, и все станет на свои места. Но некоторые произведения, конечно, требуют громадный "восстановительной" работы.

- Известно, что музыканты должны вечно заниматься поддержанием технического уровня, вот Коган всю существование играл гаммы...

- Должен сознаться, что с того момента, как сдал экзамен по гаммам в 4-м классе, не сыграл ни одного упражнения и считаю это пустой тратой времени. Все необходимое для поддержания профессиональной формы имеется в исполняемом нами репертуаре.

- Любите ли вы современную музыку или предпочитаете классику?

- К современной музыке я отношусь с крупный осторожностью. Для меня существует единственный критерий, тот, что может меня заинтересовать в новейших сочинениях. Это - эмоция. 85% современной музыки написано жестко в рамках той или другой системы, но всецело лишено индивидуальности, а эмоция - это и есть индивидуальность. Когда вы слушаете более того позднего Стравинского, то все одинаково чувствуете манера и почерк его гения. Но при всем моем уважении к таким композиторам, как Ксенакис, Штокгаузен или Луиджи Ноно (они все большие ученые!), различить их музыку разрешено, только заглянув в программку. Есть ещё единственный миг, присущий, в основном, современной музыке: невозможность отличить хорошее претворение в жизнь от плохого.

- Где вы чаще выступаете: в России или за рубежом?

- Трудно произнести. Концертов хватает: 60-70 в период. Но лучшим залом в мире считаю Большой зал Консерватории: и по акустике, и по ауре. Вообще, в последние годы стараюсь сократить число концертов. Недавно я закончил длившийся больше 20 лет ход строительства своего дома (на Николиной Горе), и хочу проводить в нем как позволительно больше времени. Безумно надоели самолеты, поезда, такси, гостиницы.

- Знаменитый бас Василий Петров, кажется, ваш дедушка? Вы его помните?

- Нет, к сожалению. Я родился посредством 6 лет затем его смерти.

Меня воспитала бабуся, выучила игре на рояле, иностранным языкам. В ЦМШ я поступил в меньшой подготовительный класс в возрасте 5,5 лет. У меня был отличный педагог - Татьяна Евгеньевна Кестнер. В консерватории - мой бесконечно милый и обожаемый Яков Израильевич Зак. С омерзением смотрю, как в эти дни ученики отрекаются от собственных учителей. В лучшем случае - методом умолчания. Но недавно я читал воспоминания некоего господина, где помоями поливается профессор, тот, что выучил его музыке. Я не хочу величать фамилии, это достаточно популярный джентльмен. И таких примеров страсть сколько.

- Я слышала, что ваша дочка также стала музыкантом...

- Она окончила Мерзляковское училище по классу фортепиано. Сейчас учится в МГУ на факультете журналистики и намерена обретать ещё второе высшее образование в МГИМО. Она будет тем, кем сочтет нужным. Я болезненно воспринимаю, когда именитые родители своими силами и авторитетом начинают "пробивать" своих чад.

- А чем занимается ваша благоверная?

- Она является вице-президентом моего фонда. Кроме того, везет на своем горбу весь свойский громадный жилье.

- У вас репутация человека с юмором. Расскажите какой-нибудь курьезный происшествие из богатой концертной практики...

- Был единственный шибко уморительный миг. Лет 12 вспять я подготовил для гастролей изысканнейшую программу. Она называлась "Французская музыка XVIII-XX веков". Затем мне позвонила некая чиновная леди и ледяным голосом сказала: эта программа для Италии не подходит. Почему? В ней нет произведений советского композитора! Я пытался привести доказательства, что во французской программе не может быть советской музыки. Ответ был один: "Не пойдет". Тогда я разозлился: "Вы хотите изгадить эту программу? Тогда вставьте туда сонату Тютькина (я совсем от фонаря назвал первую всплывшую фамилию) и перестаньте мне морочить голову". И кинул трубку. Наступает 31 декабря 1989 года. Звонок по телефону: "Колечка, здравствуйте! С Новым годом! Это говорит Тютькин". - "Здравствуйте, чем обязан?" - "А мне позвонили из Госконцерта и сказали, что вы будете игрывать в Италии мою сонату". Они не поленились разыскать его и сообщить радостную весть! Представьте мою реакцию, но учтите ещё и то, что тот самый субъект пару раз в году пребывал в психиатрических лечебницах. Поэтому мне ничего не оставалось, как сказать: "Вы знаете, тут произошло недоразумение. Конечно, ваша соната - замечательная, но, к несчастью, вы не француз".

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Печковский Nikolay Pechkovskiy

Он продержал слово "карты" на ля второй октавы вдвое дольше, чем положено, и вложил в него такое торжество, такое упоение победой, что перекрыл..
читать далее

Николай Рабинович Nikolay Rabinovich

Дирижерский дебют Рабиновича состоялся в Ленинградской филармонии в 1931 году. 23-хлетний юноша только что окончил Ленинградскую консерваторию, где..
читать далее

Николай Римский-Корсаков Nikolay Rimsky-Korsakov

Римский-Корсаков - выдающийся русский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог - оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15..
читать далее

Николай Рославец Nikolay Roslavetz

Я знаю, что творческий акт - это не какой-то мистический "транс", не "божественное наитие", а момент высшего напряжения человеческого интеллекта,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий