Известные люди

»

Николай Рощин

Николай Рощин Nikolay Roschin Карьера: Артист
Рождение: Россия
Самостоятельная творческая жизнь Николая Рощина началась тогда, когда он с группой своих единомышленников ушел из Молодежного театра, где начинал заниматься необычным актерским тренингом. На собственные средства группы поставил спектакль Пчеловоды, премьера которого была сыграна на фестивале UNIDRAM98 в Германии. За этот спектакль Николай Рощин уже в Москве получил премию Дебют в номинации лучшая режиссерская работа. После этого Валерий Фокин пригласил его в Центр имени Вс. Мейерхольда. Сейчас Николай Рощин стал заместителем художественного руководителя центра. И последовательно продолжает свои тренинги, выпуская странные, не похожие на традиционные спектакли.

Из чего родились ваши тренинги? Как вы к ним пришли? И что это вообще такое?

На каком-то этапе мы поняли, что с образованием в наших театральных вузах происходит скорбь. Студент достигает какой-то ступени в обучении, но дальше никто ничего не пробует. А потому как плюс к классической школе разрешается разыскать что-то ещё. Классическая учебное заведение не способна прибрать зазор, перегородку между внутренним и внешним. Мы тот самый зазор как раз и пытаемся ликвидировать. В нашем тренинге шибко большую образ играет физическое начало. Мы опираемся на теорию и практику Гротовского и Арто, на восточные боевые искусства. Плюс биомеханика Мейерхольда. С этим мы работаем. Надо, чтоб артист не играл одними глазами. А чтобы он мог выстраивать себе пластическую композицию. И владел телом.

Вы проходили тренинг и у Судзуки в Японии?

Я проходил у него тренинг дважды. А кроме того работал с греком Теодоросом Терзопулосом, тот, что сделал с нами спектакль, также основанный на особом тренинге. Терзопулос изучает состояние античного пафоса. Это сильно увлекательно. У него есть свой способ. Пафос это тяга, тяга, переходящая в манию, но рождающуюся не от предлагаемых обстоятельств, как в системе Станиславского, и более того не от сценического действия. Ее свойство основано раньше всего на дыхании и определенном состоянии тела. Это что-то идущее из подсознания. Природное. Это сложно для современного человека. В современном мире не хватает таковый энергии.

В обычном театре работают на понятной бытовой, социальной психологии. Играют про существование, про человеческие отношения.

Мы не играем на бытовом, психологическом уровне. Огромное важность мы придаем пластической выразительности, жесту. Жест должен активизировать определенную эмоцию. Если тот самый жест активен и сопровождается правильным дыханием, то эмоция приобретает другие качества. Внутренний душевный замес получается богаче и интереснее.

Вы в современном человеке, живущем в большом индустриальном обществе, хотите сыскать природные начала?

Они в нем заложены. Но не несложно заложены. Глубоко спрятаны. Однако до них разрешено достучаться. Во всяком случае, такая попытка интересна. Попытка проникновения в человека не посредством голову, а посредством животик. Другое занятие, получается это у нас или нет. Но мы в свое время всего должны заниматься собой, приметить в себе эти начала.

То есть вы считаете, что театр должен восполнить какие-то недостатки современного мира, нашего образа жизни?

Театр единственное местоположение, где это разрешается произвести. Больше нигде этим заниматься не разрешено. Такая энергия принадлежит только сцене. Ни в каком другом виде искусств ее нет.

Репертуар ваш довольно необычен. Это и античная драма Софокла Филоктет. И пластическая композиция по мотивам Брейгеля и Босха Пчеловоды. И Школа шутов, также основанная на средневековых реминисценциях. В вашем репертуаре нет ни одной нормальной пьесы. И более того словечко в ваших спектаклях играет подчиненную образ, его без малого нет. Что, на ваш точка зрения, отличает ваши спектакли от традиционных?

Если активизировать с процесса создания спектакля, стоило бы подметить, что реквизит, костюмы, а частично и декорации создаются руками самих актеров. Звуковое оформление, оригинальные музыкальные инструменты, вокальные и инструментальные партитуры разрабатываются нами же. Что касается сценографии и хореографии: зачастую спрашивают, кто художник и балетмейстер?, не веря, что все это создается участниками спектакля. В результате получается продукт ручной, авторской работы. Кроме того, идеи и эстетика наших спектаклей зарождаются в актерских психофизических упражнениях, а не в голове особняком взятого режиссера или хуже того директора. Ну и, конечно, свойство контакта со зрителями в наших спектаклях имеет иную природу. Выбирая материал для постановки, мы задаем вопросительный мотив, подходит ли это для реализации наших художественных задач?, а не будет ли это добро перевариваться зрителем?. Лаборатория, а не предприятие. Мастерская, в которой быть может явление новых идей. Такие условия необходимы для изучения театра как вида искусства в академических же театрах эксплуатируют давнехонько уже найденное.

А каковы ваши отношения с народившимся буржуазным театром, тот, что эксплуатирует звезд, моду, занимательные сюжеты?

Никаких отношений у нас с этим нет. Поэтому мы и ушли из академической труппы Молодежного театра. На определенном этапе мы поняли, что в этом нет никаких перспектив. Перспектив для поиска. Для художественной натуры. Там все ясно. И в то время как у нас есть силы и желания что-то пытаться, мы пытаемся это работать.

Вы видели спектакли новой режиссуры, Серебренникова, Чусовой?

Все называют это новым течением в театре. Я не понимаю, что там нового, помимо выбора современных пьес, помимо странных, прикольных решений классических произведений. Новый театр без нового актера невозможен. Молодые режиссеры продолжают эксплуатировать актеров прежней закалки. То есть все у них из того же качества красок. Только цвета чуть-чуть по-другому подобраны.

Сами вы живете какой-то особой жизнью? Или занимаетесь своими тренингами, а опосля проводите время как все обычные люди?

Работая так, как мы, и существовать нормальной жизнью без малого нереально. Наши организмы ибо натренированы вовсе на другое наличие. А вообще мы мечтаем не о театре в Москве. Мы хотим заиметь гектар земли где-нибудь подальше от города и соорудить там свою базу, чтобы целиком сконцентрироваться на деле. И пожить так, по крайней мере, немного лет.

Такая модель была у Гротовского в 6070-е годы.

Такая модель существует и сегодня. У Терзопулоса в Греции, у Судзуки в Японии, у Станиевского в Польше.

Есть ещё единственный японец, Мин Танака, занимающийся танцем буто. У него своя ферма, он там со своими актерами разводит кур, занимается сельским хозяйством и живет в отдалении от цивилизации.

Да, они приезжали, когда я ставил спектакль у Судзуки. У них в действительности специальный образ жизни, особенная философия, они существуют как монахи.

Это весьма интересная тенденция ХХ и ХХI веков. Искусство становится образом жизни. Результат, счастливый момент, к которому сегодня все стремятся, вас интересует?

Результат нас покуда не интересует. Но на этом пути немало своих препятствий и не все так идеально. Часто все происходит коряво и не так, как хотелось бы. Но покуда мы держимся.

Такое наличие, к которому вы стремитесь, требует здоровый внутренней независимости и мужества.

Да, и потому за семь лет из нашей группы многие ушли. Люди уходят, но, истина, приходят и новые.

Почему в Европе, в Японии существует среда такого театра, тот, что вы разрабатываете, а у нас нет? Я более того знаю, что спрос на этакий театр в Европе значительно выше, чем у нас. С чем это связано?

Мне кажется, что там, в Европе, в театры ходят люди определенного круга. Более требовательные, ждущие открытий, потрясений, а не развлечения.

Возможно, это связано с больше свободной психологией людей?

Вполне быть может. Но свободу нужно завоевывать. Нужно от чего-то отступиться, чтобы получить свободу. А человеку свойственно, чтоб было благоприятно. С этим и связан буржуазный театр. Я уже говорил, но ещё раз повторю, там не многого разрешено достичь. Такой стезя одним духом приводит в тупик, тупик довольно комфортный и верный. Но мы выбрали свой стезя.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Рыбаков Nikolay Riubakov

Рыбаков (Николай Хрисанфович) - известный драматический артист (1811 - 76); родился в Курске, в небогатой семье.
читать далее

Николай Сличенко Nikolay Slichenko

Николай Сличенко - известный советский и российский актер театра и кино, певец и режиссер. Родился 27 декабря 1934 года.Николай Сличенко является..
читать далее

Николай Хмелев Nikolay Hmelev

Представитель второго поколения МХАТа, Х. был ярчайшим выразителем метода социалистического реализма, относился к плеяде мастеров, принёсших..
читать далее

Николай Шевкуненко Nikolay Shevkunenko

В 1976 году Н.Н. Шевкуненко был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий