Известные люди

»

Николай Семейко

Николай Семейко Nikolay Semejko Карьера: Герой
Рождение: Украина, 20.4.1945
Свой боевой путь Николай Семейко начал совсем юным офицером. Был командиром звена, эскадрильи, штурманом полка. Участвуя в боях, он совершил 227 успешных боевых вылетов, в результате которых лично уничтожил и повредил 7 танков, 10 артиллерийских орудий, 5 самолетов на вражеских аэродромах, 19 автомашин с войсками и грузами, паровоз, взорвал 2 склада с боеприпасами, подавил 17 огневых точек зенитной артиллерии и уничтожил много другой боевой техники и живой силы противника. 19 апреля 1945 года Н. И. Семейко присвоено звание Героя Советского Союза.

Николай Илларионович Семейко по национальности украинец. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

На одной из площадей города Славянска стоит на постаменте бронзовый бюст, под ним начертано золотом: Николай Илларионович Семейко, 1923 1945 гг..

В дни торжеств застывает у постамента пионерский караул. Как изваяние, стоит недвижно у памятника и матушка героя. Во взгляде женщины, в ее фигуре неутешное напасть, безграничная влюбленность к сыну.

Чуть больше 20 лет прожил боец, но он полно успел свершить. Чтобы сделаться настоящим воздушным бойцом, надобно было немало приложить сил и энергии. И младой коммунист не жалел их для этого.

Николай был человеком незаурядным. Его пытливый нрав, влюбленность в небосвод, откровенность и смелость суждений нравились товарищам. Он одним духом завоевал авторитет посреди авиаторов и для многих стал примером, завсегда настраивал только на победу, укреплял у каждого летчика веру в свои силы.

Недюжинные способности летчика обнаружились в боях за Левобережную Украину, под Мелитополем, когда немецко-фашистские полчища все ещё пытались не предположить наши войска к Днепру.

Стремясь спасти свои войска от полного разгрома, гитлеровское руководство спешно укрепляло свою оборону по реке Молочной. Над этой безвестной речушкой вечно барражировали мессершмитты и фокке-вульфы. Сплошная стена зенитных разрывов вставала перед нашими штурмовиками. И тогда все зависело от летчиков, их смекалки, выучки. В единственный из дней Семейко повел группу штурмовиков для атаки артиллерийских батарей противника, мешавших нашим войскам при наступлении. Группу прикрывали истребители сопровождения.

Штурмовики летели на малой высоте. Под крылом уже промелькнула извилистая речушка, сполохом артиллерийского огня и веерами разрывов возвестила о себе черта фронта. И неожиданно внезапно из-за облаков вывалилось возле десятка мессеров. Фашисты пытались с ходу штурмовать наши илы, но истребители сопровождения были начеку. Завертелась, закружилась бешеная карусель. Не унимались и зенитки. Совсем непросто было штурмовать врага. Семейко делает резкие развороты налево, направо. Наконец ведущий находит вражескую артиллерийскую батарею. Палец левой руки на кнопке бомбосбрасывателя. Шесть соток посыпались вниз.

Примеру ведущего последовали ведомые летчики. Затем ведущий пошел на второй заход. Семейко учел обстановку и изменил первоначальный проект. Сделав правый разворот, он повел свою шестерку в атаку с северо-востока, в то же время снизившись на предельно малую высоту.

Расчет оказался правильным. Зенитчики не успели раскрыть пламень по невысоко летящим штурмовикам.

Атака была стремительной, разящей. Пули и снаряды ложились точь-в-точь в мишень.

Заход следовал за заходом: шесть раз шестерка илов штурмовала артиллерийские батареи гитлеровцев. Ильюшины с ревом проносились у самой земли, нагоняя боязнь на гитлеровских боец.

Тактический прием и привычка атаки не могли быть не замеченными авиационным начальником. Комдин Токарев, находясь на передовом командном пункте, восхищался действиями летчиков:

Молодец, Семейко!

На аэропорт группа вернулась без потерь. Летчики были довольны своей работой: они подавили две батареи полевой артиллерии противника, сожгли немного автомашин, уничтожили полно гитлеровцев.

В результате ряда успешных операций наши войска освободили Левобережную Украину. Донбасс, близкий и близкий Николаю Семейко шахтерский край, залечивал тяжелые раны. Был освобожден и близкий град Николая Славянск.

Трудно передать словами, что думал Николай, какие чувства испытывал, когда узнал, что освобождена его Родина! Он вспоминал плачущую мама, провожавшую его в армию летом 1941 года. Жива ли она? Скоро он об этом узнает. Родной град освобожден! Это придавало летчику дополнительные силы.

Есть суровое очарование в скупом пейзаже фронтового полевого аэродрома, в его напряженной повседневной жизни. Сегодня над ним стоит невысокий предрассветный туман. Сквозь него пробиваются желтые огоньки от работающих моторов. Штурмовики готовятся к вылету. С КП взвивается зеленая ракета. Ильюшины, оставляя на росистой траве след колес, со стоянок устремляются к старту.

В воздух поднимается боевая шестерка. Ведет ее старшой лейтенант Семейко, недавно назначенный комэском. Не каждому летчику разрешается доверить взлетать в такую погоду. Для этого полета отобраны лучшие летчики Жабинский, Тараканов и другие.

Группе штурмовиков предстояло до времени утром причинить потрясение по переправе врага, которая, по докладу разведчика, находилась севернее Каховки.

Фашисты заурядно на день эту переправу разбирали, а понтоны маскировали. На тот самый раз переправа не разбиралась. Гитлеровцы, видимо, надеялись на нелетную погоду.

Опытный зрачок ведущего резво определил переправу. По ней шли автомашины. У Семейко появилось охота как позволительно быстрее совместить метки прицела с этой узенькой полоской, которая пересекала Днепр, побыстрее избавить бомбоотсеки, верно свалить стокилограммовые фугасные бомбы.

В воздухе появилось хоть отбавляй шапок зенитных разрывов. Самолеты ИЛ-2 ладно защищены броней от осколков зенитных снарядов. И все же зенитки врага были серьезной угрозой для илов. Об этом Семейко не забывал ни на секунду.

Подойдя ближе к переправе, группа перешла в атаку. Сброшены бомбы. Вывод из атаки и резкий разворот налево. Все участливость переправе. И какая веселье охватила Семейко, когда он увидел, что она разрушена и разошлась на две части. Все, что было на ней, скрылось в кипучей пене Днепра.

Задание выполнено. Можно придерживаться на свой аэропорт. В тот самый миг Николай почувствовал потрясение. Потемнело в глазах, онемела левая десница, она больше не подчинялась воле летчика. Но он нашел в себе силы, сумел вывести авиалайнер из крена, собрал группу и взял вектор движения на восток.

При подходе к аэродрому Семейко приказал группе рассредоточиться и первым пошел на понижение. Он предупредил командира полка Ляховского, находившегося на земле: Сажусь левее Т, авиалайнер поврежден.

Даже в тот самый миг Семейко не думал о себе, его больше волновали ведомые: если он сядет правее посадочного знака, то, развернувшись, загородит посадочную полосу для других, тем самым осложнит положение ведомых.

После приземления пилот безотложно же выключил мотор. В конце полосы агрегатина остановилась, но пилот не открывал фонарик кабины. Воздушный стрелок Павел Кудрин сей же час бросился на поддержка комэску. Командир был недвижим. Голова его беспомощно уткнулась в переднее бронестекло кабины.

Вытащив из кабины своего командира, стрелок позвал санитарную машину, на которой пилот и был отправлен в лазарет.

К счастью, ранение оказалось не весьма серьезным, и посредством немного дней Николай вернулся в близкий полк.

После освобождения Украины от фашистов Семейко принимал активное участие в освобождении Белоруссии.

Боец-коммунист, он предъявлял врагу обвинение за страдания и жертвы советского народа, которые принес фашизм. Каждым своим боевым вылетом увеличивал счет уничтоженных фашистов, умножал славу эскадрильи.

Шестерка илов, взревев моторами, пошла на взлет. Это комэск Николай Семейко повел свою группу для выполнения штурмового удара по железнодорожной станции Толочин. К этому времени за плечами у молодого летчика было уже больше сотни успешных боевых вылетов, грудь украсили четыре боевых ордена.

Полет к цели проходил на малой высоте. Когда показалась станция, ведущий прибавил газ. На путях стояли два эшелона вагонов по пятьдесят, паровозы под парами. Чуть набрав высоту, вся шестерка устремилась в атаку.

Вначале были применены реактивные снаряды, пушки и пулеметы. При выходе из атаки сбросили бомбы.

Опыт не подвел. С первого захода взорван паровоз, загорелось немного цистерн. Белые клубы пара, перемешиваясь с черным, смоляным дымом горящих цистерн, заволокли небеса.

Семейко сделал предприимчивый разворот и повел группу на повторную атаку. Ярким пламенем заполыхали оба железнодорожных состава. Взорван второй паровоз. Все шесть самолетов встали в круг, и произвольный выбирал себе мишень.

Николаю казалось, что он в первый раз с таковый силой нажимал на гашетки пушек и пулеметов. Волнения не было, оно пришло позже, когда он совершил посадку на своем аэродроме и друзья поздравляли его с успешным выполнением боевого задания.

После освобождения Советской Белоруссии начались бои на территории Восточной Пруссии. Советские танкисты неудержимой железный лавиной двигались вперед. Они стремились молниеносным ударом рассечь восточнопрусскую группировку фашистских войск и, выйдя к берегам Балтийского моря, севернее Эльбинга, отхватить им пути отхода на Померанию.

Фактор времени имел решающее важность. На поддержка танкистам пришли летчики-гвардейцы штурмовой авиационной дивизии полковника Токарева. Поддержи они с воздуха танкистов, танки захватят Эльбинг, выйдут к морю; в противном случае супротивник успеет подбросить резервы, постарается удержать за собой прибрежную магистраль, тогда нашей пехоте понадобится хоть отбавляй усилий, чтобы вышибить гитлеровцев.

К решающим боям с врагом готовились летчики всех эскадрилий дивизий. Их возглавляли опытные командиры Герои Советского Союза А. Я. Брандыс, Л. И. Бпища, А. К. Недбайло, Д. Жабинский. К этому времени младой, активный Николай Семейко был назначен штурманом полка. Он получил задачу в качестве ведущего группы причинить потрясение по подходящим резервам противника.

Подготовив летчиков к полету, он отчетливо отдал команду: По самолетам!

Через 30 мин полета штурман обнаружил колонну автомашин противника с пушками. Он развернул свою группу на мишень, и все шесть самолетов устремились в атаку. Понеслись вниз реактивные снаряды. Ведущий расстреливал фашистов из пушек и пулеметов. Сбрасывались бомбы. В результате внезапного удара было уничтожено полно активный силы и техники врага.

Вслед за группой Семейко пришли штурмовики эскадрильи Жабинского, а после этого летчики Недбайло. И так продолжалось до позднего вечера.

Наши войска продвигались на Запад. Противник нес большие потери.

В боях за Восточную Пруссию с целью непрерывного воздействия на противника штурмовики нередко дежурили в воздухе, заурядно шестерками. 20 апреля 1945 года Герой Советского Союза капитан Семейко во главе группы штурмовиков выполнял свой 227 боевой вылет.

Воздушная ситуация казалась спокойной: истребителей противника в воздухе не было.

Делая разворот, летчики снижались до 300 метров, все участливость уделяли береговой черте. Семейко участливо просматривал любой участок западнее Кенигсберга, стремясь приметить расположение зенитных батарей.

Время от времени до него доносился негромкий звук воздушного стрелка:

Разрывы с правой стороны, ниже, но откель бьет зенитка, стрелок не видел.

Разрывы слева, торопливо передает он.

Семейко делает разворот, внимательно смотрит на песчаную отмель залива, выводит авиалайнер в горизонтальный полет и видит, как спереди самолета мелькают огоньки, в воздухе появляется немного шапок зенитных разрывов. Летчик запоминает это местоположение и пытается приметить зенитную артиллерию. Но как лучше выстроить боевой строй группы? Построиться парами значит сформировать лучшие условия для вражеских зенитчиков. Командир перестраивает группу в боевой строй круг одиночных самолетов, тем самым дает вероятность прицеливаться каждому.

Внимание Семейко привлекает площадка вблизи от берега. Оттуда мелькают зловещие блики. Нет, это не фары автомашин.

В воздухе появляются разрывы. Развернувшись, ведущий вводит авиалайнер в пикирование.

Перед глазами ещё мелькают знакомые блики. Ясно, что это зенитная батарея ведет пламень.

Теперь от возмездия не уйдут, решает Семейко, увеличивая уголок пикирования. Еще немного секунд, и ведущий откроет ураганный пламень из пушек и пулеметов.

В тот самый миг с земли передали дозволение на уход. Группа штурмовиков Анатолия Недбайло готова была поменять эскадрилью Семейко.

Казалось бы, штурману полка разрешается в настоящее время отправляться на свой аэропорт, но не таков Николай Семейко. Его шестерка идет в атаку, ведя жар из пушек и пулеметов.

Анатолий Недбайло, подошедший со своей группой, видел жар зениток и стремительное пикирование штурмовика. Он спешил подсобить товарищам быстрее унять обнаруженную зенитную батарею, ни на секунду не выпускал из виду пикирующий авиалайнер.

Выводи, врежешься в землю! крикнул он в микрофон.

У ведущих групп штурмовиков было установлено такое правило: если увидел зенитку, сразу же подави ее, только тогда можешь полагать, что совесть твоя чиста. И авиалайнер Семейко пикировал на площадку, откель продолжали ударять зенитки. Были ясно видны стволы зенитных орудий, от них разбегались в стороны солдаты, которые, видимо, поняли, что подбитый штурмовик врежется в расположение батареи. Еще миг и на земле взметнулся взрыв.

Летчик не воспользовался парашютом, не покинул боевой машины, до последнего дыхания продолжал борьбу с врагом, выполняя свой священный должок перед Родиной, оставив о себе бессмертную память.

И возвышается посреди памятников, навеки поставленных нашим народом, бронзовый бюст прославленному сыну Советской Родины Николаю Семейко, коммунисту-воину, дважды Герою Советского Союза.

20 апреля 1945 года гвардии капитан Н. И. Семейко геройски погиб, выполняя важное боевое поручение. 29 июня 1945 года он посмертно удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден кроме того многими орденами.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Сдобнов Nikolay Sdobnov

Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
читать далее

Николай Серебряков Nikolay Serebriakov

Герой Советского Союза (7.05.40). Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами..
читать далее

Николай Скоморохов Nikolay Skomorohov

За годы Великой Отечественной войны Н. М. Скоморохов, сражаясь на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах, совершил..
читать далее

Николай Столяров Nikolay Stoliarov

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество, отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий