Известные люди

»

Николай Стольников

Николай Стольников Nikolay Stolnikov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 4.5.1916
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Родился в семье рабочего. Украинец. В 1932 г. окончил семилетку, а в 1933 г. 2 курса горного рабфака. Работал токарем на коксохимическом заводе.

В РККА с 1935 г. В 1937 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков. Служил в ВВС Белорусского военного округа.

Участвовал в советско-финской войне. Был старшим летчиком 31-го скоростного бомбардировочного авиаполка 16-й скоростной бомбардировочной авиабригады ВВС Северо-Западного фронта. Совершил 6 боевых вылетов.

17.02.40 г. у железнодорожной станции Сямяля звено, в составе которого он находился, приняло мордобой с семью истребителями противника.

Генерал-полковник авиации Рытов рассказывает: Однажды полк пятью девятками вылетел на бомбежку крупного железнодорожного узла противника, где, по данным воздушных разведчиков, скопилось до 70 эшелонов. При подходе к цели неприятельские зенитчики подбили на самолете Стольникова левый движок. Машина начала отставать. Командир полка знаками дал уяснить экипажу, чтобы он сбросил бомбы и возвращался домой. Но Стольников решил до конца быть со своими строя он не покинул. На обратном пути израненную машину штурмовали финские истребители.

- Держись, Жора! - крикнул Стольников стрелку Гуслеву.

Георгий, раненный в руку, упрямо отбивался от наседавших врагов. Вскоре два истребителя, задымив, отстали и скрылись за лесом. Остальные продолжали разбойничьи наскоки. Очередная штурмовая вылазка - и на самолете Стольникова пробит топливный бак. Бензин хлещет в кабину, обливает фюзеляж. Того и гляди, начнется пожар. Машина теряет прыть, ее неудержимо тянет к земле. Наконец финны бросили свою жертву. Вероятно, у них кончалось горючее. Но тут откель ни возьмись появилась новая четверка истребителей и зажала авиалайнер Стольникова в клещи. Гуслева ранило вторично. На тот самый раз несладко. Его пулемет умолк. Теперь осталось оружие только у штурмана Ивана Худякова. Однако с ним также стряслась какая-то напасть. Умолк финальный пулемет. Один из финских летчиков впритык пристроился к машине Стольникова, чтобы поиздеваться над экипажем. Противник был уверен, что совдеповский авиалайнер вдали не уйдет, защищаться ему нечем. Он погрозил Стольникову кулаком и указал рукой ориентация, куда следует лететь. Финну хотелось, видимо, привести российский авиалайнер на свой аэропорт и пленить экипаж.

- Зло вскипело во мне, - рассказывал позже Стольников. - Не думая о последствиях, я грубо накренил машину в сторону противника, намереваясь стукнуть его крылом. Но финн успел уйти на почтительное пространство. По-видимому, он также расстрелял все боеприпасы, потому как что новой попытки напасть на экипаж не предпринимал...

Под крылом самолета Стольникова вражеская территория. Летчики были полно наслышаны о зверствах финнов. Над теми, кто попадал в их руки, они жестоко издевались: отхватили уши, носы, на теле вырезали пятиконечные звезды... Плен - верная конец. Да и не в характере советских авиаторов сдаваться на милость неприятеля. Второй двигатель также начал дарить перебои, высота катастрофически падала. Дотянуть до своих не представлялось возможным.

- Садимся! - радикально сказал экипажу Стольников.

Он выбрал в лесу занесенное снегом озерко и посадил машину на фюзеляж. В первую очередность начальник кинулся к стрелку. Гуслев лежал без сознания, с запрокинутой головой. Лицо его было белое, как снег. Стольников попробовал вытянуть стрелка, да не хватило сил. Надеясь на подмога товарища, он расквасил фонарик кабины и помог штурману вылезти. Но Худяков тут же со стоном упал. У него были прострелены ноги. Положение создалось критическое.

- Полежи минуточку, я сегодня, - сказал он Худякову и опять бросился к кабине воздушного стрелка. С большим трудом удалось ему достать обмякшее стан Гуслева и уложить на разостланный парашют.

- Спасайтесь, - едва слышно простонал тот, с усилием открыв глаза. - Со мной все кончено...

- Что ты, Жора, что ты! - старался утешить его начальник. - Мы не бросим тебя. Ни за что не бросим.

Обернувшись в сторону штурмана, Стольников заметил, как тот слабеющей рукой достает из кобуры револьвер. Резким прыжком пилот упредил Худякова и вырвал у него оружие.

- Дурак, - обругал его начальник. Ишь, что надумал...

- Мне все одинаково не вылезти, - оправдывался Худяков.

- Не говори ерунды! - оборвал его начальник. Отрезав от парашюта немного строп, он перетянул ноги штурмана выше колен, чтобы тот не истек кровью.

С опушки леса послышался дробный перестук. Летчик прыгнул в штурманскую кабину, снял пулемет и положил его на снег перед Худяковым.

- В случае чего - открывай пламень, - сказал он, а сам бросился за пулеметом, установленным в кабине стрелка.

Вдали показалась группа лыжников. Свои или финны? Но вот засвистели пули, поднимая кругом самолета фонтанчики снега. Сомнений не оставалось: враги! Стольников начал палить короткими очередями.

- Слева! - капельку слышно вымолвил Худяков и открыл жар по новой группе лыжников.

Летчик и штурман не давали врагам приподнять головы. Но финны, разгребая снег, подползали все ближе и ближе. У Стольникова кончились боеприпасы.

- Дай твой, - скоро выхватил он оружие у ослабевшего Худякова.

Теперь нужно было палить расчетливо, только наверняка: патронов осталось шибко всего ничего. Казалось, надежды на избавление не было. Вприятель послышался гул моторов и в воздухе показались два И-16. Шли они невысоко, чуть не задевая за верхушки деревьев.

- Наши! - торжествующе крикнул Стольников и, бросив мимолетный воззрение на Худякова, увидел в его глазах мелькнувшую искру надежды.

Стольников выпустил вверх ракету, но истребители и без того подметили экипаж, попавший в беду. Один из них стал новости пламень по вражеским лыжникам, прочий ушел в сторону Ленинграда. Спустя некоторое время пришла целая группа Р-5. Они встали в круг и открыли по залегшим в снегу шуцкоровцам прицельную стрельбу. Финны отступили в деревья.

Стольников отбежал в сторону, лег на снег и просторно расставил руки, чтобы выказать ориентация захода на посадку. Вскоре три Р-5 пошли на понижение, а остальные продолжали прикрывать товарищей. Когда Гуслев и Худяков были посажены в кабины приземлившихся самолетов, Стольников подбежал к своему подбитому бомбардировщику, схватил пропитанный бензином чехол и чиркнул спичку. Над машиной взвилось яркое полымя.

- Скорей! - крикнул пилот третьего Р-5. Он помог Стольникову влезть в кабину и дал газ. После короткого разбега авиалайнер взмыл в небосвод.

Тяжело раненного воздушного стрелка доставили в ленинградский лазарет. Через месяц он был поставлен на ноги. Поправился и штурман

Позже, когда наши войска продвинулись вперед, бойцы увидели наполовину сгоревший совдеповский авиалайнер, а поблизости от него двадцать вражеских трупов.

7.04.40 г. лейтенанту Стольникову Николаю Максимовичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 323.

В 1941 г. он был назначен командиром звена 31-го скоростного бомбардировочного авиаполка 6-й смешанной авиадивизии.

Перед началом войны полк базировался в Митаве и имел на вооружении 60 самолетов СБ (в том числе 4 неисправных).

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром звена, заместителем комэска, а после этого командиром эскадрильи 31-го скоростного бомбардировочного авиаполка.

Член ВКП(б) с 1941 г.

С первых дней войны 31-й сбап наносил удары по военным объектам и войскам противника в Восточной Пруссии и Прибалтике.

В августе 1941 г. полк получил на вооружение пикирующие бомбардировщики Пе-2.

Вспоминает гвардии полковник Стольников: Наш 31-й скоростной бомбардировочный полк находясь в составе 7-й отдельной армии, действовавшей на Петрозаводском направлении, наносил бомбовые удары по объектам противника, расположенным близ Тихвина. У каждого из нас было одно влечение - отстоять Ленинград.

Приказом наркома обороны СССР 350 от 6.12.41 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм 31-й сбап был преобразован в 4-й гвардейский бомбардировочный авиаполк.

Вспоминает гвардии полковник Стольников: В начале сентября 1942 г. 4-й гвардейский бомбардировочный полк вошел в состав 14-й Воздушной армии и перелетел на аэродромы Волховского фронта...

Полк вел систематическую воздушную разведку в районе Мги, Синявина, рощи Круглая и аэродромов противника. Удалось своевременно приметить сосредоточение вражеской авиации на аэродроме Бородулино, переброску вражеских войск по железной дороге с южного направления под Ленинград, определить присутствие соединений 11-й вражеской армии, которая раньше дислоцировалась в Крыму.

Бомбовый потрясение по аэродрому наносила 3-я эскадрилья. Облачность 800-1200 метров, моросящий дождик, видимость 4-5 километров. Но ситуация требовала претворить в жизнь боевое поручение, ибо 60 вражеских самолетов на аэродроме готовились причинить потрясение по Ленинграду и нашим оборонявшимся войскам. Подлетая к цели увидели на летном поле большое скопление самолетов Ю-88, Me-109 и Ю-52, по аэродрому двигались автобензозаправщики. Последовала команда штурмана: Так удерживать! Все командиры самолетов Пе-2 заняли в строю свои боевые места. Настал самый-самый ответственный и натуженный момент: вынести заданный боевой вектор движения, прыть, высоту. Вражеская зенитка молчала, видимо, гитлеровцы из-за нехороший погоды приняли наши самолеты за свои, так как в это время заходили на посадку юнкерсы.

В прицелах показалась отдаленная часть жилой местности летного поля и стоявшие там самолеты со свастикой. Штурманы нажали на боевые кнопки. Наши петляковы вздрогнули, освободившись от фугасных, осколочных и зажигательных бомб, которые обрушились на вражеские самолеты, автобензозаправщики. Стрелки-радисты открыли жар по разбегающимся фрицам. На аэродроме произошли сильные взрывы. Все летное поле охватило зарево. Результат: 38 вражеских самолетов, большое численность бензозаправщиков и личного состава было уничтожено.

В 1942 г. гвардии капитан Стольников был награжден орденом Красного Знамени.

Вспоминает гвардии полковник Стольников: Осень и зимушка 1942 г. для всего личного состава полка и батальона аэродромного обслуживания были сильно тяжелыми. Стояла низкая облачность, частые осадки ограничивали видимость. Снежные заносы усложняли излет и посадку. Техническому составу приходилось по ночам расчищать аэровокзал и рулежные дорожки. Район полетов ориентирами был весьма беден, а вынужденная посадка на лесной и болотистой местности была шибко опасной. Полк нес невосполнимые потери. Нам пришлось спешно готовить молодые экипажи из пополнения.

В декабре 1942 г. и в начале 1943 г. боевая нагрузка на гвардейцев приметно увеличилась. Мы наносили бомбовые удары по скоплению вражеской техники на железнодорожных станциях Любань, Тосно, Батецкая, Мга вели постоянную фоторазведку укрепрайонов Мги, Синявина, Киришей, Рабочих поселков 1, 5, 7, 8, а ещё вражеских аэродромов. Ведя разведку, бомбили важные цели.

Частые полеты на площадную фоторазведку очень укрепленных районов подсказывали, что руководство Волховского и Ленинградского фронтов готовит большущий потрясение по врагу. Наши командиры и штурманы эскадрилий и звеньев, в том числе и я, были на передовых позициях 128-й и 376-й стрелковых дивизий, с наблюдательных пунктов при помощи стереотруб и полевых биноклей уточняли укрепленные точки врага и переносили их на свои летные карты. Мы видели, в каких невероятно тяжелых условиях наши доблестные пехотинцы, артиллеристы, саперы удерживают передовые позиции, находясь под вражеским обстрелом. За полтора года гитлеровские войска построили мощные укрепления, установили бронированные колпаки, зарыли на высоте танки. Сильная полоска обороны проходила в районе Синявина, Мги, Рабочих поселков 1 и 8, где немцы построили дерево-земляные валы шириной 1-2 метра и высотой до 2 метров, облили их водой, и они, обледенев, стали тяжело преодолимыми. С высоты 800-1000 метров полета эти сооружения славно просматривались.

В полку активно проводилась партийно-политическая служба, в звеньях и экипажах шел обмен опытом. Каждый коммунист, комсомолец и беспартийный хватал священные обязательства под девизами: Разобьем врага под Ленинградом!, Будем ударять гитлеровцев по-сталинградски! Во всех эскадрильях выпускались бюллетени и боевые листки, произвольный воин горел желанием приблизить разгром гитлеровских захватчиков.

В 7 часов утра 12 января 1943 г. был зачитан инструкция о нанесении совместных ударов Волховского и Ленинградского фронтов с задачей прорыва блокады Ленинграда. Технический состав готовил самолеты, вооруженцы, механики и мотористы заканчивали подвеску бомб, укладывали пулеметные ленты. Летный состав уточнял цели по фотопланшетам, готовил расчеты, командиры эскадрилий и звеньевые определяли боевой строй на маршруте и над целью.

И вот взлетела зеленая ракета - знак членам экипажей занять места в самолетах. Техники и мотористы хватко и скоро помогали своим боевым товарищам натянуть парашюты, убирали подушки с радиаторов и чехлы с трубок Пито, снимали струбцины с рулей управления. Никаких лишних слов, никакой суеты. В 8 часов 30 минут начался запуск моторов, все двадцать семь Пе-2 загудели, поднимая вихри кристаллического снега.

Эскадрильи и звенья, взлетая поочередно, собрались на петле и взяли вектор движения на заданные цели в районе Мги и Синявина. При заходе на цели вражеские зенитные батареи открыли мощный заградительный пламень, но бомбовый потрясение был нанесен точь-в-точь. Спустя два часа гвардейцы сызнова взлетели. И вновь недруг встретил нас сильным зенитным огнем. Казалось, в воздухе нет места, чтобы пробиться посредством сплошные разрывы. Презирая угроза, ведущие групп в аккурат вывели свои петляковы на цели. Отходя от них, мы увидели немного больших взрывов артиллерийских складов гитлеровцев.

С командного пункта последовал приказ: Петляковым исполнять повторный заход на мишень! Ведущий, приняв директива, передал своим экипажам: За мной в драку! Огонь новости по траншеям и бегущим фрицам!

С высоты 900-600 метров было видно, как от беспрерывных взрывов местами горели торфяники, испуская черный едкий дым и пар, нелегко было различить местность, все было перепахано. Это было возмездие и слезы и кончина дорогих ленинградцев.

При отходе от цели Пе-2 приняли боевой строй для отражения вражеских истребителей. В это время над целью барражировали четыре пары наших истребителей, которые смело ринулись на мессеры, завязался воздушный мордобой. Однако доля Me-109 прорвалась к нашим самолетам. Стрелки-радисты открыли прицельный жар. Атака снизу была отбита, единственный Ме-109 подбит. Вражеские пары Ме-109 перешли на атаку с верхней полусферы. Штурманы открыли жар с дистанции 500-600 метров, стремясь не предположить вражеские истребители. От трасс, прошивавших воздушное пространство, рябило в глазах. Атаки вражеские истребители продолжали и над нашей территорией. Они стремились забежать в хвостище, в мертвое пространство Пе-2. Более шести атак было отбито нашими экипажами. Ведущие групп В.К. Морозов, М.Ф. Тузов и я своевременно маневрировали. В результате групповым огнем штурманов и стрелков-радистов было сбито два Ме-109, по и наши два экипажа получили повреждения моторов и вынуждены были усесться на аэродромы истребителей.

В 1943 г. гвардии майор Стольников был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Вспоминает гвардии полковник Стольников: При подготовке и проведении Новгородско-Лужской операции мы продолжали бомбить противника, содействуя нашим сухопутным войскам в прорыве его обороны. Так, 8 января 1944 г. наша группа нанесла потрясение по автоколонне, которая двигалась из Новгорода на Подберезье. Было сброшено больше 450 осколочных и фугасных бомб. Возникло семь очагов пожара, последовало три больших взрыва. После бомбового удара мы штурмовали автоколонну всеми огневыми средствами...

Более двух лет полк вел тяжелые бои с немецко-фашистскими войсками под Ленинградом. Наши гвардейцы вложили внушительный вклад в фарт прорыва и снятия блокады. Мы выполняли задачи в сложной обстановке: лесисто-болотистая местность, частые снегопады и обледенение самолетов создавали только тяжелые условия

В феврале 1944 г. 4-му гвардейскому бомбардировочному авиаполку 188-й бомбардировочной авиадивизии за различие при освобождении Новгорода было присвоено почетное наименование Новгородский.

В 1944 г. гвардии подполковник Стольников был награжден орденом Александра Невского.

С октября 1944 г. и до конца войны он был заместителем командира 123-го гвардейского бомбардировочного авиаполка. Воевал на 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах.

В 1945 г. был награжден орденом Суворова 3-й степени.

Вэтого за годы войны гвардии подполковник Стольников совершил 263 боевых вылета на бомбардировщиках СБ и Пе-2.

После войны он командовал бомбардировочным авиаполком.

С 1947 г. на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Провёл испытания ряда авиационных двигателей на различных самолётах.

В 1950 г. подполковнику Стольникову было присвоено звание лётчик-испытатель 2-го класса.

В 1951 г. он был награжден орденом Красной Звезды.

В 1953 г. ему было присвоено воинское звание полковник.

C 1953 г. служил в Управлении боевой подготовки ВВС. В декабре 1953 - декабре 1956 гг. находился в загранкомандировке.

В 1956 г. награжден вторым орденом Красного Знамени.

В 1956-57 гг. полковник Стольников был старшим инспектором 26-й воздушной армии Белорусского военного округа. С 1957 г. в запасе.

Жил в Москве. Работал помощником директора Всесоюзного НИИ государственной патентной экспертизы.

В 1967 и 1968 гг. представлялся к награждению второй медалью Золотая Звезда, но оба ходатайства были отклонены Военным Советом ВВС.

Похоронен в Москве, на Хованском кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Сумской Nikolay Sumskoy

По поручению штаба "Молодой гвардии" Николай проводил большую разъяснительную работу среди рабочих шахты 17, вместе с Георгием Щербаковым устраивал..
читать далее

Николай Токарев Nikolay Tokarev

Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее

Николай Торопчин Nikolay Toropchin

Николай Торопчин - командир 25-го истребительного авиационного полка 59-й истребительной авиационной бригады 7-й армии Северо-Западного фронта,..
читать далее

Николай Тотмин Nikolay Iaovlevich Totmin

Николай Тотмин - Герой Советского Союза, советский военный летчик. Родился 19 декабря 1919 года.За год участия в войне Николай Тотмин совершил 93..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий