Известные люди

»

Николай Харитонов

Николай Харитонов Nikolay Haritonov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 1.1.1920
Старший лейтенант Н. В. Харитонов совершил 197 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 7 - в составе группы. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 1 Января 1920 года в селе Пусто - Ярославль, сейчас Собинского района Владимирской области, в семье крестьянина. После окончания 7 классов средней школы в 1935 году приехал в Москву, работал штукатуром на ТЭЦ 11. Начальные лётные навыки получил в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года на фронте. По Февраль 1942 года, летая на Як-1, сражался в небе Белоруссии в 521-м ИАП. Затем, в составе 520-го ИАП ( 56-го ГвИАП ), сражался с врагом в небе Минска и Вязьмы, Сталинграда и Курска, Орла и Белгорода, Варшавы и Берлина.

К Февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 520-го истребительного авиационного полка ( 283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вс, Центральный фронт ) Старший лейтенант Н. В. Харитонов совершил 197 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в воздушных боях сшиб 7 самолётов лично и 7 - в составе группы. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого совершил свыше 250 успешных боевых вылетов. Проведя 80 воздушных боёв, сшиб 14 самолётов лично и 10 в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1960 года Полковник Н. В. Харитонов - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, 10 медалями. Умер 11 Сентября 1988 года.

* * *

Николай Васильевич Харитонов прошёл с боями от Москвы до Берлина. Не как-то раз горел в воздухе, был тяжко ранен, пропадал без новости, но неизменно возвращался в строй, садился в кабину истребителя и сызнова устремлялся на врага. Был в самом пекле многих воздушных сражений. Великая Отечественная застала его в Белоруссии. В основополагающий же день войны вступил в махач с вражескими истребителями. Большим уважением пользовался он в полку. Ещё в середине Октября 1941 года под Москвой на собрании с повесткой дня: "Умрём, но не отдадим Москву !" он сказал:

- Самолёт не должен стоять на земле !

Эти слова стали его девизом. За короткое время Николай Харитонов совершил 60 боевых вылетов. Дрался с врагами над Москвой, Смоленском, Ельней и Духовщиной, штурмовал с бреющего полёта позиции противника, сопровождал на задания наши бомбардировщики, летал на разведку, патрулировал над аэродромами, вступал в неравные схватки с большими группами вражеских истребителей.

Особенно запомнилось Николаю Харитонову 5 Ноября 1941 года. Запомнилось потому что, что в тот самый день он прошёл настоящее опробование на крепость нервов, выдержку и стойкость характера и достойно выдержал его.

В Подмосковье была сплошная облачность. Вынырнув на своём "Яке" под нижнюю кромку облаков, Харитонов заметил громадный транспортный обоз противника, двигавшийся к линии фронта. Не раздумывая, кинул самолёт в атаку. Поражённые меткими очередями, вспыхнули головные машины. Движение колонны застопорилось. Враги в панике заметались. Не дав им опомниться, Николай развернул самолёт и еще раз обрушил на колонну шквал огня. Третья, четвёртая атаки - в то время как не израсходован весь боезапас до последнего патрона.

Враги заметались в панике. Движение колонны застопорилось. Новый шквал огня. И вот уже запылал обоз. Начали рваться боеприпасы... Задание было благополучно выполнено. Но в тот самый миг из облаков на Харитонова свалились 2 Ме-109. Они прижали его к земле, знаками подали команду: "Следуй за нами".

Харитонов только крепче сжал ручку управления и грубо развернул свою машину направо, навстречу врагу. "Только таран" - решил лётчик. Нажал на гашетку и отпустил её только тогда, когда "Мессер"задымил, а потом камнем устремился к земле.

Но и "Як" Харитонова получил смертельную дозу свинца. Немец, шедший от него слева, успел выпустить длинную очередность. Николай с трудом вывел машину в горизонтальный полёт и, пользуясь низкой облачностью, оторвался от "Мессера". И только тут он заметил, что горючее на исходе. К тому же самолёт без малого не управлялся. Надо было неотложно решать: выпрыгивать с парашютом или ходить на вынужденную посадку.

"Выпрыгнуть из самолёта нереально, - мозговал лётчик. - Малая высота. Не успеет раскрыться парашют. Посадить же истребитель в незнакомой местности - циклопический риск. И всё же нужно постараться это изготовить. Другого выхода нет".

Харитонов на все сто выбрал ручку управления на себя. Самолёт плюхнулся на тонкие берёзы, которые смягчили потрясение. Лётчик потерял рассудок. Очнулся он уже в госпитале, с перебитой у плеча рукой, со многими мелкими ранами на лице, груди и ногах.

Николай Харитонов был молод, любил существование, своих товарищей. Находясь в госпитале, подолгу любовался восходом солнца, восхищался его закатом, полно читал, мечтал. Он щедро делился с фронтовыми друзьями последним сухарем, последней папиросой, заветными мыслями.

После госпиталя он заново активно включился в боевую работу, хотя ему предлагали передохнуть, подлечиться. И необходимо было зреть, с какой яростью дрался Николай в небе над Сталинградом. Не спасали врагов от его огневых атак ни маневренность "Мессеров", ни броня "Фоккеров".

Как - то раз в районе Сталинграда, когда советские войска добивали окружённую группировку врага, Николай Харитонов, подлетая к аэродрому Большая Россошка, заметил, как оттуда начал вставать тяжёлый четырёхмоторный FW-200 - "Кондор". "Не уйдёшь !" - решил Харитонов и кинул свой "Як" в пике. Он выпустил пулемётную очередность, другую. На вражеском самолёте загорелся правый движок, но агрегатина всё ещё держалась в воздухе и продолжала отправляться. Тогда Николай ударил по врагу всей огневой мощью своего истребителя и заставил его сходить на посадку.

Позже выяснилось, что в самолёте находились высокие чины из окружения самого Паулюса, немало крупных штабных и тыловых работников. И уже на иной день на гимнастёрке Харитонова засверкал орден Красного Знамени - начальный из боевых орденов, полученный им с начала войны.

Вскоре полк, в составе которого сражался Николай Харитонов, был преобразован в Гвардейский. Никогда не запамятовать лётчику вручение полку Гвардейского знамени. На лицевой стороне полотнища он увидел портрет Ленина, а над ним слова: "За нашу Советскую Родину !" Внизу надпись: "СССР". На обратной стороне - золотая пятиконечная звездочка.

Вскоре такая же звездочка украсила грудь и Николая Харитонова. 4 Мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Получал награду в Кремле. Его вызвали в Москву с фронта. Ехал и волновался, собирался с мыслями, готовился к встрече с Михаилом Ивановичем Калининым. Думал, как подойдёт к нему, что скажет в реакция на вручение высокой награды.

В Кремль явился пораньше. Предъявил документы. Прошёл в указанный зал. Увидел себя в большом зеркале во весь увеличение и ахнул. Как ни стирал в гостинице хлопчатобумажную гимнастёрку и штаны, выглядели они невзрачно: сверх меры уж вылиняли. Ещё хуже занятие обстояло с сапогами. Кирза есть кирза, да к тому же потрескавшаяся. Никаким кремом не заставишь её блистать. "Худо занятие, герой", - иронически улыбнулся Харитонов и сел на что ни на есть задний строй мягких кресел. "Всё - таки не на глазах буду торчать, - подумал лётчик. - Вызовут не первым. В общем потоке награждаемых, быть может и проскользну незамеченным".

Однако всё оказалось напротив. Награждаемых было вовсе кот наплакал, дядя 10, не больше: разведчики, моряки танкисты, пограничники и сочинитель Фёдор Гладков. Звезду Героя вручали только ему, Николаю Харитонову. Естественно, что в списке награждённых его фамилия стояла первой.

Обращаясь к награждённым фронтовикам, Михаил Иванович сказал, что трудная у них путь. Нет и не будет ещё долгое время покоя ни на земле, ни на море, ни в воздухе. И всё же завидна солдатская работа. Он, служивый, сражается за советскую Родину. "Смело идите навстречу врагу. Наше занятие правое, виктория будет за нами" - так закончил свою краткую речь Калинин.

Запомнилась она Харитонову, навечно запала в сердце. Вернулся он в близкий полк из Москвы как подобно тому как повзрослевшим. И с ещё большей отвагой стал сражаться с ненавистным врагом. Довёл счёт лично сбитых самолётов на Волге до 10, а далее продолжил его на Курской дуге, под Минском и Брестом, Варшавой и Познанью, над Одером. О нём писали фронтовые газеты. Его боевой почерк перенимали друзья. Во всех воздушных боях Харитонов действовал по известному закону фронтовой дружбы: сам погибай, а товарища выручай.

Героически сражались и друзья Николая, умножая славу советских воздушных бойцов. Яркую страницу в летопись 56-го Гвардейского авиационного полка вписал сержант Борис Гомолко. В тяжёлом бою он сшиб "Юнкерс-88", а когда кончились снаряды, таранил иной. Первым, приземлившись с парашютом, вступил в неравную схватку с вражескими лётчиками, выпрыгнувшими из горящих бомбардировщиков. Одного фашиста застрелил, а двух других взял в плен и доставил на аэропорт. За тот самый геройский поступок его наградили орденом Ленина, присвоили звание Лейтенанта и назначили командиром авиационного звена.

Как - то раз перед вылетом на боевое поручение ведомый Харитонова комсомолец Борис Баранов сказал:

- Я люблю свою Родину. Готов возвратить за неё свою кровь до последней капли. Пока дышу, буду уничтожать фашистских захватчиков.

14 Апреля 1945 года Харитонов и Баранов прикрывали переправу наших войск сквозь Одер. Тяжело и неуклюже подходили к реке нагруженные до предела немецкие бомбовозы. Два из них Харитонов и Баранов сшибли в первых же стремительных атаках. Но тут на выручку "Юнкерсам" подоспели "Мессеры". Разгорелся знойный неравный бой: сражались 2 "Яка" супротив 8 Ме-109. Немцам удалось разъединить нашу пару. Однако, оставшись без ведомого, Баранов не растерялся, не дрогнул. Отбиваясь от наседавших врагов, он помнил о главном: не предположить бомбардировщики к переправе.

Вражескими очередями были изрешечены крылья и фюзеляж самолёта, пробит снарядом фонарик кабины. Осколок снаряда впился в голову лётчику. Но, несмотря на мучительные боли, Баранов продолжал править машиной, не отвёл цепкого взгляда от прицела, в перекрестии которого чернел не предвещающий ничего доброго силуэт "Юнкерса". Собрав последние силы, он нажал на гашетку. Воздушный пират пошёл к земле. И только после этого этого, истекая кровью, лётчик повёл самолёт в сторону своего аэродрома.

Услышав стонущий, неровный шум мотора, люди высыпали на лётное поле. Вот показался "ястребок". Шёл он как - то шатко, "нырял". Приземлившись, пробежал немного метров и остановился. Авиаторы бросились к нему. Ревел невыключенный двигатель. Неподвижно сидя в кабине и стойко зажав ручку управления, Борис Баранов не отозвался на голоса однополчан. Он был мёртв...

Долго ждали в части возвращения Николая Харитонова, но его не было. Через немного дней в районе Торнов друзья нашли обломки его сгоревшего самолёта. Сомнений не оставалось - Николай погиб. Из этих обломков друзья соорудили монумент своему бесстрашному другу и поклялись отомстить за него в Берлине.

А 30 Апреля, когда полк находился в непосредственной близости от Берлина, на аэровокзал приземлился какой - то самолёт. На носилках вынесли человека, перебинтованного с ног до головы.

- Николай ! Ты ?! Жив ?! - кинулись к нему друзья.

Да, это был Николай Харитонов. В ожидании эвакуации в лазарет он рассказал, что приключилось с ним потом боя над Одером 14 Апреля.

Оставшись без ведомого, он решил заново соединиться с ним. Пошёл с набором высоты в сторону солнца, чтобы отстать от врагов. Но тут на него внезапно свалились "Мессеры". Убродить в сторону не было времени. Харитонов нажал на гашетку. Самолёт покачнулся. На какую - то долю секунды лётчик увидел лик человеческий врага. Их разделяли в воздухе считанные метры. А позже всё заволокло туманом...

Сколько это длилось, Харитонов не помнил. Очнулся от резкого запаха бензина. В нескольких местах пробило трубку заливной системы. От снаряда, начиненного фосфором, бензин загорелся. Языки пламени подбирались к пилоту. Всё труднее становилось дышать и править самолётом. Николай сбросил фонарик. В кабину ворвался свежий воздух. Пламя вспыхнуло ещё сильнее. Харитонов опрокинул самолёт. Вывалился из кабины, при этом ударился ногой о стабилизатор. С запозданием раскрыл парашют. В миг приземления у него подвернулась нижняя конечность. Николай упал и уже не мог подняться, тут же потерял рассудок. Парашют приволок его в траншею к фашистам, находившимся окончательно рядом.

Его отправили в германский медпункт. Однажды к Харитонову подошёл дядя в немецкой форме и спросил:

- Вы российский ?

- Да.

- Вам не разрешено оставаться, - еле слышно сказал незнакомец. - Я нахожусь в этом месте по заданию. Помогу вам возвратиться к своим.

Харитонова положили на кроватную сетку, накрыли матрацами и погрузили в машину. На станции его таким же способом поместили в эшелон с инвентарем. Кроме Николая в этом вагоне оказалось ещё немного советских воинов. Им также помог незнакомец в немецкой форме.

Ехать было несладко. Ни пошевелиться, ни слова сказать: всё лик человеческий, руки и ноги Харитонова были забинтованы. Лётчик то терял разум, то еще раз приходил в себя. Однажды, очнувшись, увидел над собой солдата с красной звездой на шлеме. Оказалось, танкисты 2-го Белорусского фронта, прорвав оборону противника, захватили железнодорожную станцию, а на одном из её запасных путей и эшелон с пленными. Это случилось 30 Апреля 1945 года. 16 дней и ночей, мучительных и зыбких, находился лётчик во вражеском стане.

Много лет через, вспоминая о том далеком кошмарном времени, Николай Васильевич Харитонов говорил:

- Мне без затей повезло. Спасибо нашим доблестным танкистам. Обязан им жизнью.

Боевые подвиги Харитонова - макушка силы человеческого духа. В его фронтовых делах, в геройских поступках его боевых друзей сконцентрировались сыновняя влюбленность к Родине, непоколебимая вера в правоту того дела, за которое они шли в схватку с врагом, соединились воедино отвага и дисциплина, честь и совесть советских патриотов.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Химушин Nikolay Himushin

4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён..
читать далее

Николай Храмов Nikolay Hramov

Подполковник Н. И. Храмов совершил 327 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в 113 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 4 самолёта..
читать далее

Николай Худяков Nikolay Hudyakov

Всего совершил за войну около 460 боевых вылетов, провёл десятки штурмовок, в 70 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 3 самолёта противника. 0..
читать далее

Николай Часнык Nikolay Chasnyk

В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года работал в Северо - Кавказском управлении Гражданской авиации. Награждён орденами Ленина..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий