Известные люди

»

Николас Парк

Николас Парк Nicholas Wulstan Park Карьера: Аниматор
Рождение: Великобритания, 6.12.1958
Если измерять кинематографические достижения в Оскарах, то одного из самых известных современных британских аниматоров Ника Парка уже вполне можно назвать Диснеем пластилиновой анимации. И хотя у Диснея было двадцать девять золотых статуэток, a у Ника Парка их пока три, среди создателей кукольных фильмов Ник Парк такой же абсолютный чемпион, как и Дисней в рисованном кино. К тому же у сорокалетнего Парка есть еще немало возможностей потягаться со знаменитым автором Белоснежки и Бэмби.

Впрочем, вряд ли Ник Парк смог бы до того удачно передвигаться к своим мировым победам в одиночку. Лет пятнадцать вспять судьбина свела его с прославленной бристольской мультстудией Аардман Анимэйшн и ее создателем Питером Лордом. Сегодня с маркой Аардман в анимационном мире ассоциируется высочайший класс работы с пластилиновыми киноактерами, рекордное цифра международных фестивальных наград и восторженное признание публики. Именно на пике звездной популярности появился на свет и начальный полнометражный кино студии Аардман Куриный побег, созданный звездами пластилинового кино Ником Парком и Питером Лордом в дуэте. Однако разговорчик о триумфальной судьбе аниматора Парка и компании Аардман Анимэйшн стоит приступать не с этого выдержанного в голливудских традициях киноколосса, а с первых школьных опытов тринадцатилетнего любителя мультиков из города Престона в Ланкашире.

Сказать про Парка, что он с детства мечтал заниматься анимацией, значит не вымолвить ничего. По его собственному признанию, он не представлял, что бы делал на свете, если бы родился до изобретения кино. Свой начальный мультфильм он рисовал в школьных тетрадках на чердаке родительского дома. А в 1975 году, когда Нику было всего семнадцать, единственный из его детских фильмов Ночной кошмар Арчи уже был показан по каналу Би-Би-Си. Позже, в 1980-м, Парк получил диплом бакалавра, закончив Шеффилдскую школу искусств, и в том же году начал обучаться анимации в Национальной школе кино и телевидения в Беконсфилде. Еще в студенческий отрезок времени в 1983 году он начал к работе над своим первым профессиональным фильмом про мистера Уоллеса и пса Громита Великая прогулка, начав экспериментировать с пластилином и абсолютно не предполагая, что тот самый студенческий навык принесет ему народную славу, первую номинацию на Оскар и сделает его героев такими же популярными, как Микки Маус.

Во время учебы мне нужно было выдумать какую-то историю с двумя персонажами, вспоминает Ник Парк. И вот в своих старых школьных тетрадках я невзначай обнаружил немного рисованных скетчей, там как раз действовали два героя котик по имени Громит, тот, что позже стал псом, и Почтальон, которого я позже назвал Уоллес. Мне тогда показалось, что эту пару будет без труда соорудить в пластилине и изобрести для них интересные истории. Но служба над первым фильмом оказалась не эдакий элементарный и затянулась на шесть лет

Талантливый дебютант проявил в этой работе не только завидную режиссерскую изобретательность, но и чудеса трудолюбия, потому что все для своей двадцатиминутной приключенческой ленты создавал собственными руками и кукол, и макет декораций, и мультипликат. Возможно, эта самоотверженная рукотворность и придала дебютному фильму Парка неповторимое обаяние и особую энергетику.

Мало того что кукольная картина необычайно убедительно рассказывала о невероятных похождениях уморительной пары (не обнаружив в своем холодильнике обычный торжественный сыр, вдумчивый господин и его ученый кобель отправлялись в поисках оного продукта на Луну, оттого что она сделана из сыра!), но и сами выразительные образы и пластика пластилиновых кукол были бесподобны. Откровенно карикатурные портреты персонажей шарики вытаращенных зрачок, носы картошкой, торчащие полукруглые уши Уоллеса и мягкие бугорки умных бровей на все время мыслящем лбу Громита трогательно дополняли полностью реалистические бытовые детали. Вязаный свитер и галстук Уоллеса, шуршащая газета в лапах Громита, на стенах обои с нежным детским рисуночком, сияющий чайничек на столе или столярные инструменты, с помощью которых герои с невозмутимым английским спокойствием на наших глазах строили в своем чулане из подручного материала настоящую космическую ракету

Неудивительно, что британская публика разом влюбилась в тот самый комический пластилиновый дуэт. Восторженная реакция побудила молодого режиссера продолжать одиссею Уоллеса и Громита.

Однако начинающему аниматору Нику Парку вряд ли удалось бы одному до того удачно завершить свой основополагающий кино, если бы он не встретился с Питером Лордом и его студией, где дебютанту помогли осуществить одаренный проект. И две следующие за Великой прогулкой серии Неправильные штаны и Чистое бритье оказались оскароносными.

В семье профессионалов

Основатель и вождь студии Питер Лорд родился в 1953 году в Бристоле. С детства он мечтал сделаться художником и так же, как Ник Парк, со школьных лет увлекался анимацией. В старших классах вкупе со школьным приятелем Дэвидом Спрокстоном, тот, что позже стал его постоянным партнером в профессиональной жизни, Питер начал заниматься рисованной анимацией. Поскольку у Дэвида была своя кинокамера, которая, по признанию Лорда, во многом и определила их судьбу, а папа Питера был связан с телевидением, друзья решили снимать кино для ТВ. Их начальный рисованный мультфильм про некоего господина Аардмана получился смешным, на него обратил внимательность канал Би-Би-Си, и в честь такого неожиданного успеха мультипликаторы-любители тогда же, в 1970 году, присвоили себе имя своего первого удачного персонажа. Потом были годы учебы в университете, занятия литературой и географией, и все же увлечение анимацией мало-помалу из хобби переросло в карьеру в 1976 году в Бристоле была основана студия Аардман Анимэйшн.

Сначала на студии было только два студента: я и Дэвид Спрокстон, вспоминает Питер Лорд, сейчас этим студентам шибко за сорок и с ними стабильно работает штат в триста профессионалов на трех отделениях студии. Конечно, наша студия давнехонько превратилась в большую фирму, а мне как боссу приходится заниматься не только творческими делами. Но, как и в свое время, все у нас держится на энтузиазме и на дружеских отношениях. Аардман не без затей дружная команда, это настоящая семейство профессионалов, которые любят анимацию больше всего и заботятся о престиже своей студии.

Начав свою профессиональную занятие с рисованных фильмов, аардмановцы, и все-таки, уже сквозь год осмыслили, что для них это чрезмерно тяжелое и трудоемкое дело, и стали экспериментировать с различными материалами объемной анимации. Создание кукол и их среды обитания прямо за небольшим рабочим столом показалось молодым аниматорам больше увлекательным и технически простым делом. Как признается сам Питер Лорд, быть может, вследствие того что они выжили и смогли достичь успехов, что безотложно стали совершать аккурат пластилиновую, а не традиционную рисованную анимацию, в рамках которой не смогли бы серьезно конкурировать с профессионально подготовленными художниками и мультипликаторами. И как в настоящий момент показывает триумфальная фатум студии, ее создателям удалось не только откопать свою оригинальную, ставшую уже фирменной, манеру кукольной пластики, но и сформировать новую традицию британской анимации, покорившую весь мир.

Прежде всего аниматоры Аардмана научили своих пластилиновых кукол беседовать и игрывать, как живые актеры. В тот отрезок времени и родился их первостепеннный герой Мерф, а одна из первых серий фильма Питера Лорда и Дэвида Спрокстона для Британского телевидения так и называлась Анимационные беседы (1978). Сам технология очеловечивания говорящих кукол от фильма к фильму становился все больше совершенным и выразительным. За первыми анимационными диалогами последовал свежий телецикл Разговорные пьесы (1981-1983), куда, в частности, вошел их всемирно прославленный кино Ранняя птичка, чертовски достоверно показавший работу радиожурналиста, которого, разумеется, сыграла выразительно говорящая пластилиновая кукла. Затем была ещё больше знаменитая аардмановская серия для Четвертого канала Британского телевидения Синхронные губы (1989).

Участником этого уникального анимационного проекта кроме Питера Лорда (Военная история и Экипированный), Ричарда Голезовского (Идентификация) и Барри Первса (Следующий) стал и Ник Парк с новой работой Комфорт живых существ.

Все фильмы этого кукольного телецикла были абсолютно различны по тематике, интонации и художественной манере. Совсем не походили приятель на друга более того два фильма самого Лорда в картине Экипированный драматическую историю своей жизни рассказывал зрителям уже именитый кукольный герой из Ранней птички, а в Военной истории о тяготах военной жизни с иронией вспоминал уже окончательно новоиспеченный для мультэкрана карикатурный пластилиновый человек с длинным носом и торчащими щеткой усами, позже ставший фирменным аардмановским мультгероем. Объединяла все авторские картины серии Синхронные губы неужели что мастерская служба аниматоров с мимирующими и синхронно говорящими кукольными персонажами.

И все же самым значительным художественным открытием стал как раз кино Ника Парка Комфорт живых существ, где результат кукольной говорящей головы обыгрывался в контексте довольно рискованной, и все-таки безупречной в художественном отношении пародии.

Записав до этого беседа с обитателями реальных домов престарелых, общественных больниц и приютов для бедных, Парк остроумно вложил эти трогательные и смешные монологи в уста пластилиновых зверей из своего анимационного зоопарка. В итоге зрители всего мира в течение десяти минут сочувственно внимали белым медведям, льву, горилле, черепахе, павлину и прочим божьим тварям, которые в своих беседа несладко жаловались корреспондентам на недочет пространства, еды, комфорта, свободы в их вольерах и клетках.

Комфорт живых существ принес Нику Парку и студии Аардман Анимэйшн первого Оскара и ещё десять престижных кинонаград в разных странах мира. И недавний выпускник киношколы к началу 90-х годов стал признанным мастером кукольной анимации, любимцем публики и телепродюсеров. Под новые проекты Ника Парка студия Аардман Анимэйшн начала обретать существенную финансовую поддержку влиятельных телекомпаний Великобритании. Кстати, как раз многолетнее сотрудничество с Британским телевидением, которое всегда заказывает студии Питера Лорда страсть сколько коммерческой продукции (видеоклипы, телезаставки, рекламные ролики), позволяет независимой компании Аардман Анимэйшн не только безбедно наличествовать в кинобизнесе, но и оплачивать авторскую работу высоких профессионалов.

К сожалению, более того прекрасные фильмы Ника Парка, признается Питер Лорд, не позволяют студии выживать без коммерческих заказов и связи с телевидением. Коммерческая служба отнимает большую доля времени и сил, но зато приносит капиталы, и вследствие этого произвольный свой режиссер за год, как правило, имеет вероятность свершить родное авторское кино минут на двадцать. Конечно, положение Ника Парка, тот, что получил уже все возможные призы в мире и любой свежий кино делает все лучше и лучше, на студии Аардман Анимэйшн особенное. Его гений непредумышленно требует другого отношения. Например, предложить Нику соорудить что-нибудь коммерческое для ТВ супротив его желания было бы нереально. Но для меня сильно существенно наличие на студии таких ярких индивидуальностей, как Парк. Качество его работы, его слава мобилизуют и вдохновляют всех остальных.

Уоллес и Громит оскароносцы

В 1993-м вдохновленный своими первыми успехами и поддержкой коллег Ник Парк создает вторую, по меркам анимации без малого полнометражную (двадцать шесть минут), количество приключений своих любимых фирменных героев Уоллеса и Громита Неправильные штаны.

Этот поистине звездный, безумно уморительный, обожаемый детьми и взрослыми, раскрученный по всем правилам качественной европейской коммерции кукольный кино Парка имел большой фарт во всем мире и принес студии Аардман Анимэйшн второго Оскара, ещё восемнадцать высоких международных наград и славу неоспоримого лидера важный кукольной анимации. Невероятно зрелищная и выразительная по форме, увлекательная и остросюжетная по драматургии, блистательная по профессиональному мастерству и качеству анимационной игры, кукольная картина реально попала в десятку, покорив сердца широкой публики, строгих критиков и более того самых скептически настроенных эстетов. Это была в действительности новая глобальная по-беда современного мульткино, соединившего в одном произведении все достоинства популярного комедийного хита и высочайшее свойство подлинной авторской анимации, причем анимации объемной, кукольной, которой по странной традиции бывает неизменно сложнее, чем рисованной, растопить сердца зрителя.

На этот раз не только сам выдумщик Парк, но и все профессиональные силы аардмановской команды работали над реализацией новой авторской затеи молодого режиссера. Сценарная мысль того стоила. Ведь постановщик не легко придумал для своих героев захватывающую детективно-комедийную историю про коварного грабителя Пингвина, обманом проникшего в уютный жилье Уоллеса и Громита и испортившего чудный шагающий агрегат для прогулок с собакой. Ник Парк с блеском и мастерством, в самых лучших традициях яркого жанрового кино разыграл со своими пластилиновыми актерами немыслимое число эффектных комедийных сцен, динамичных погонь, сложнейших каскадерских трюков и клоунских гэгов, которые раньше было без затей нереально представить в кукольной анимации. Фильм поражал не только виртуозностью исполнения, но и безграничной фантазией режиссера-аниматора, напридумавшего для получасовой ленты столь смешных ходов и самоигральных деталей. Впервые кукольное действо рискнуло продолжить классическую традицию карикатурных диснеевских фильмов и в буквальном смысле воплотить все фантастические трюки и метаморфозы рисованной анимации в осязаемые, объемные, а значит, и больше убедительные пластические формы без малого актерского пластилинового кино.

Вылепленные из податливого, вроде бы живого материала, мультперсонажи заставили миллионы зрителей уверовать в действительность их жизненных судеб и невероятных приключений, сохранив всю условность кукольных образов и движений.

Неудивительно, что вслед за тем успеха Неправильных штанов популярные герои Ника Парка двинулись с экрана в реальную жизнь: различные игрушки и сувениры от Парка составили нешуточную конкуренцию уже состарившимся в витринах мультзверюшкам, а ещё кукольным двойникам знаменитых киномонстров и красавиц.

Казалось, Неправильные штаны исчерпали тему. Но посредством два года, вопреки скептическим прогнозам критиков и на отрада всем поклонникам Уоллеса и Громита, Ник Парк снял ещё одну увлекательную двадцатишестиминутную серию о приключениях знаменитой комической пары. Фильм Чистое бритье (1995) заново стал оскароносным.

Вновь выдумка режиссера-аниматора бросила известных мультгероев в гущу самых невероятных трагикомических испытаний и снова наполнила их экранную существование каскадом цирковых трюков и комических номеров. Но диапазон характеров и Уоллеса, и Громита, модели их поведения в самых нелепых и опасных ситуациях уже были в полном блеске продемонстрированы в Неправильных штанах. И поэтому забавная и динамичная история про борьбу с механическим истребителем овец оказалась все-таки во многом вторичной.

Впрочем, по мнению английских продюсеров, как раз в картине Чистое бритье Нику Парку удалось представить в комедийном материале тончайшие психологические особенности национального британского характера. Им, продюсерам, конечно, виднее. Однако зрители разных стран, аплодирующие в первую очередность трюковым сценам этого фильма, думаю, вряд ли вникают в его психологические глубины. Публику раньше всего заражают энергетика и здоровый прикол кукольного зрелища. А сам Ник Парк весьма ценит популярность своих фильмов и считает себя счастливым аккурат потому что, что люди отвечают ему благодарностью за наслаждение быть аниматором.

Голливудский рай в пластилиновом курятнике

Сегодня тяжело вымолвить, вернется ли Парк заново к своим прославленным героям Уоллесу и Громиту. А покуда же случилось то, что случилось: большая аудитория потребовала большое кино, и осенью 2000 года состоялась долгожданная мировая премьера нового полнометражного фильма Ника Парка и Питера Лорда Куриный побег, над которым известные аниматоры работали больше трех лет. Заранее с уверенностью разрешается было допустить, что первая совместная лента аардмановских корифеев будет комедийной, но все же было тяжело отгадать, чей авторский почерк возьмет тут верх. Ведь когда Ник Парк снимал свои знаменитые фильмы, вождь аардмановской команды Питер Лорд также накапливал знаки мирового признания. Его иронические авторские ленты Адам (1991) о первом человеке на Земле и Свинья Уота (1995) о средневековых близнецах с разными судьбами украшали экраны самых престижных мировых фестивалей. В этих картинах обитали не менее обаятельные и не менее узнаваемые, чем Уоллес и Громит, персонажи со смешными длинными носами и выразительной лаконичной мимикой.

Теперь же, когда два создателя пластилиновых миров объединили творческие усилия в остросюжетной полнометражной феерии с множеством пернатых персонажей, их герои как подобно как лишились индивидуально авторские родовые черты и оказались похожими разом на многих аардмановских героев собак, свиней, пингвинов и людей.

В начале 50-х годов большой британский аниматор Джон Халлас в знаменитой рисованной ленте Скотный двор создал выразительную модель жизни тоталитарного общества в лучших традициях анимационного реализма с антропоморфными четвероногими и пернатыми героями. Это была высокая политическая сатира с явным антисоветским пафосом. Ныне соотечественники Халласа со студии Аардман слепили из пластилина огромный курятник, шибко напоминающий концлагерь, и сняли в этих впечатляющих декорациях зрелищный голливудский боевик с динамичным приключенческим сюжетом, парой лирических героев, выразительной массовкой, ироничными диалогами и благостным хэппи эндом. Получилась эффектная пародия уже на американскую кинореальность.

Новая кукольная комедия предложила зрителям чуть-чуть затянутую историю многоэтапного побега кур с птичьей фермы за колючей проволокой, хозяева которой собрались произвести все куриное народонаселение начинкой для пирожков. Пластилиновое похождение растянулось аж на восемьдесят минут и сплело в одну сюжетную вязь уймище уже испробованных аардмановцами комедийных ходов и трюковых сцен (охватывая борьбу главных героев с истребляющим кур агрегатом или полет куриного экипажа на самодельном летательном аппарате), которые не только пародируют голливудские образцы, но копируют и известные фильмы Парка и Лорда.

Полнометражный Куриный побег, с успехом вышедший в важный кинопрокат и резво достигший России как бы бы на лицензионных видеокассетах, конечно же, доказал публике и самим режиссерам, что аардмановская учебное заведение, отшлифовав свои лучшие авторские приемы в коротком метре, созрела для завоевания мирового экрана и крупномасштабными полотнами, которые в текущее время в особенности ценятся на анимационном рынке. Выразительности многоглазой и многоротой пластилиновой куриной массовки, реально, могут позавидовать не только аниматоры, но и создатели серьезных костюмных эпопей с сотнями статистов. Собрать в кадре такую массу анимационных актеров до этот поры удавалось только в рисованных или компьютерных фильмах, но не в рукотворном пластилиновом пространстве и это несомненная виктория аардмановцев. Однако аккурат такое грандиозное, поистине голливудского размаха анимационное представление, несмотря на все профессиональное совершенство, заставляет с ностальгической грустью припоминать о первых пластилиновых фантазиях Ника Парка, Питера Лорда и младой студии Аардман Анимэйшн, в которых было меньше современного голливудского шика, но зато больше традиционного британского юмора, вкуса и очаровательной кустарности талантливых ремесленников.

Интересно, что герои нового фильма Парка и Лорда отважная фирма свободолюбивых кур завершают свои экранные похождения бегством с огромной птичьей фермы. Беглецы создают себе спокойный куриный рай на уютной зеленой лужайке воплощение романтической мечты о патриархальном фортуна. Возможно, и сами бристольские аниматоры в этой ироничной метафоре выразили свои романтические грезы об идеальной свободной жизни на независимой творческой территории, где сбываются все заветные мечты и фантазии.

Так же читайте биографии известных людей:
Николас Симмондс Nicholas Symmonds

Американский спортсмен, талантливый легкоатлет, участник Олимпийских Игр 2008 года в Пекине. Николас является бегуном на короткие и средние..
читать далее

Николас Ломбартс Nicolas Lombaerts

Николас Ломбартс - бельгийский футболист. Родился 20 марта 1985 года.В июле 2007 года Николас Ломбартс перешёл в санкт-петербургский Зенит,..
читать далее

Николас Бломберген Nikolas Blomberg

Нидерландско-американский физик Николас Бломберген родился в Дордрехте (Нидерланды) и был вторым из шести детей у Оке Бломбергена и Софии Марии (в..
читать далее

Николас Дрейк Nikolas Dreyk

Английский певец и композитор, известный своими печальными, сумрачными песнями под акустическую гитару.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий