Известные люди

»

Нина Распопова

Нина Распопова Nina Raspopova Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 31.12.1913
Старший лейтенант Н. М. Распопова совершила 857 успешных боевых вылетов, нанеся большие потери врагу в живой силе и боевой технике. Бомбовыми ударами вызвала 135 взрывов, 96 пожаров, уничтожила 3 вражеские переправы, подавила огонь 3 артиллерийских батарей, взорвала склад и 6 автомашин с боеприпасами и горючим. Отличилась в боях при прорыве обороны противника на реке Проня, при освобождении Могилёва, Минска, Гродно. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звание Героя Советского Союза.

Родилась 31 Декабря 1913 года в селе Магдагачи, сегодня посёлок городского типа Магдагачинского района Амурской области, в семье рабочего. Окончила горнопромышленное училище, Хабаровскую лётную школу в 1933 году и курсы усовершенствования лётного состава при Центральном аэроклубе в Москве в 1940 году. Работала геологом на приисках Забайкалья, инструктором в городе Спасске ( Дальневосточный край ), инструктором - лётчиком в аэроклубах городов Омска и Мытищи ( Московская область ). С Октября 1941 года в Красной Армии. Окончила авиационную школу пилотов в городе Энгельс в 1942 году.

С Мая 1942 года в действующей армии. К концу войны начальник звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы, 2-й Белорусский фронт ) Гвардии старшой лейтенант Н. М. Распопова совершила 857 успешных боевых вылетов, нанеся большие потери врагу в активный силе и боевой технике. Бомбовыми ударами вызвала 135 взрывов, 96 пожаров, уничтожила 3 вражеские переправы, подавила жар 3 артиллерийских батарей, взорвала склад и 6 автомашин с боеприпасами и горючим. Отличилась в боях при прорыве обороны противника на реке Проня, при освобождении Могилёва, Минска, Гродно. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звание Героя Советского Союза.

После войны - в запасе. Жила в городе Мытищи. Работала ответственным секретарём районного отделения общества "Знание". Награждена орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями.

* * *

В 1978 году городок Дрезден в рамках визита дружбы посетила советская делегация, в состав которой входили ветераны Великой Отечественной войны. Во время пребывания в этом старинном германском городе, славящемся своей архитектурой, многочисленными театрами и музеями и являющемся одним из красивейших городов мира, советская делегация посетила музей, в одном из павильонов которого экспонировалась авиационная техника времён Второй важный войны.

Экскурсовод рассказывал и представлял "Мессершмитты", "Фокке - Вульфы", "Юнкерсы". Вприятель от делегации отделилась худенькая, невысокого роста дама и направилась к стоящему рядом маленькому советскому самолёту У-2. Она прижалась к нему и стала ласково поглаживать его обшивку. По щеке женщины скатилась слезинка. Заметив её, экскурсовод в недоумении стал без малого кричать:

- Нет ! Нельзя трогать! Это дрянной самолёт, на нём летали "ночные ведьмы".

Именно так во время войны немецкие солдаты называли наших лётчиц из женского авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков.

- Так эта дама и есть "ночная ведьма" - раздался звук одного из членов нашей делегации. Павильон недавно казавшийся пустым, как обухом по голове наполнился посетителями. Они шли отовсюду. Через немного минут дама была окружена со всех сторон. Всем хотелось посмотреть на настоящую живую "ночную ведьму", о которых ходило уймище легенд. За одну сбитую "ночную ведьму" в годы войны назначалось вознаграждение до 20 000 марок !

Этой женщиной была прославленная советская лётчица Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова, которая с Мая 1942 года до конца войны служила в составе 46-го Гвардейского авиационного полка ночных бомбардировщиков 325-й авиационной дивизии 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта.

Она родилась 31 Декабря 1913 года в селе Магдагачи Амурской области. Отец в то время работал на строительстве железной дороги. Родители были неграмотными. Семья жила тяжело, на случайные заработки отца. Мать умерла до срока, когда Нине исполнилось 8 лет. После смерти матери папа собрал нехитрые пожитки и с 5-ю детьми переехал в село Магоча, где жила сестра жены. Он надеялся на её подмога.

Отец устроился вкалывать на прииск "Урюм". Жили чуть-чуть сводя концы с концами. С голода не пухли, но нужда сказывалась. Всё это формировало отчаянный и твёрдый нрав у Нины. Детство пролетело скрыто, настало время подсоблять отцу. Она устроилась вкалывать на прииск.

Однажды, придя домой, папа сказал дочери, что ей от комсомола и профсоюза выделили путёвку на учёбу в Благовещенское горнопромышленное училище. Собеседование прошла с трудом, так как при поступлении требовались знания физики и химии, а их у Нины не было, как не было и полного начального образования. Но её всё же приняли. Учёба давалась нелегко. Жить приходилось на стипендию, которая составляла 15 рублей. В училище Нина была активисткой и заправляла всей общественной работой. Незаметно пролетели 3 года учёбы, и Нина ждала распределения. Дождалась, только не на работу по специальности. Её вызвали в Благовещенский военкомат совместно с подругой Дусей Усольцевой. Там они оказались не одни. Вместе с ними было ещё немного джентльмен. Военком спросил:

- Слышали о призыве партии: "Юноши и девушки - в авиацию !" ?

Нина не мечтала летать, но, как и все, кивнула головой в знак согласия. Военком объявил:

- Ну, раз согласны, получайте ориентация в Пермскую лётную школу.

- А сколь там обучаться ? - неуверенно спросила Нина.

Военком скривился, по всему было видно, что он и сам не имел понятия о сроке обучения, но твердо ответил:

- Лет пять.

Нина встревоженно зашевелила губами, подсчитывая в уме, сколь же ей будет лет к окончанию учёбы в лётной школе. Военком заметил её замешательство и спросил:

- У вас есть возражения ?

- Н... нет, - протянула Нина. - Только когда же я в настоящее время выйду замуж ?

- Выйдешь, выйдешь, красотка ! - услышала она звук за спиной. Повернувшись, она увидела двух молодых людей. Это были секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и секретарь крайкома ВЛКСМ Пётр Листовский. Ей предложили поступить во сызнова открытую в Хабаровске лётную школу ОСОАВИАХИМа, где готовили гражданских пилотов. Шёл 1932-й год...

В Хабаровскую лётную школу она приехала совместно с подругой по училищу Дусей Усольцевой. Из - за малого роста Нину не хватали в лётную школу. Помог Александр Косарев, которому удалось уболтать приёмную комиссию. Здесь в школе Нина познакомилась с Ольгой Малышевой, которая к этому времени уже летала на самолёте, Анной Кирюхиной и приехавшей из Алма - Аты Анной Гордиенко. Нелегко давалась учёба. Снисхождения к девушкам не было. Приходилось обосновывать, что они не хуже парней справляются с учебной программой. В единственный из дней Нина с Дусей решили глянуть на самолёт, на котором предстояло летать. Они пошли в ангар и там увидели натуральный самолёт, он им показался без затей огромным. Дуся испугалась и выскочила из ангара. Она сказала Нине, что ни при каких обстоятельствах не сможет присесть в кабину этого самолёта. Сколько Нина её ни убеждала, она всё же покинула авиашколу. Наконец была пройдена доктрина, сданы экзамены, наступило время лётной практики.

Нина помнит свой первостепеннный выездной полёт. Она сидела в задней кабине и чуть дотягивалась ногами до педалей. Пришлось сдвинуться без малого на край сиденья.

- Ноги до педалей - то достают ? - спрашивал Нину инструктор Пётр Лебедев.

- Достают. - лукавила Нина.

Она боялась, что её из - за малого роста могут отчислить. Наступил Март 1933 года. Подходила к концу вывозная программа, а с полётами что - то не ладилось. А тут, как на грешок, её вызывает на проверку техники пилотирования старшой патрон Александр Святогоров. "Теперь в аккурат отчислят", - подумала Нина. В полёте Святогоров определил, что у Нины страдает координация действия рулями управления. Он смог представить и обучить её правильным действиям, и у неё стало удаваться.

После заруливания самолёта Святогоров указал Нине на недостатки, допущенные ею в полёте, и как черт из табакерки она увидела, что в переднюю кабину загружают мешок с песком, а это означало, что её выпускают в независимый полёт. Инструктор дал последние указания и стал опускаться с крыла. От радости Нина грубо дала газ, и не успевший соскочить с крыла инструктор полетел на землю. Первый независимый полёт она выполнила на "отлично". Во время второго полёта с внешней стороны круга зашёл снежный заряд. Распопова приняла правильное вывод, срезав круг, зашла на посадку. После полёта её поздравляли друзья, радости не было предела. Теперь она лётчик - все сомнения сзади.

По окончании Хабаровской лётной школы ОСОАВИАХИМа Нину Распопову и Аню Гордиенко направили в град Спасск - Дальний в лётно - планерную школу инструктором. Шёл отрезок времени становления школы, они на практике не летали, больше месяца болтаясь без дела. Первой не выдержала Аня. Она уехала в Казахстан и вскоре вызвала к себе Нину во сызнова открывающуюся лётно - планерную школу в Болхаше. Но тут, как и в Спасске - Дальнем, их ждало разочарование. Аня Гордиенко ушла в Гражданский Воздушный Флот, а Нина Распопова уехала в Тушино, где вскоре получила ориентация на работу в Омский аэроклуб ОСОАВИАХИМа на пост лётчика - инструктора.

В Омске она летала не только на самолёте, но и на планере, а 7 Апреля 1934 года выполнила свой основополагающий скачок с парашютом. Незабываемой была саммит с прославленными лётчиками В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым, посетившими Омск. Нина впритирку приблизилась к Чкалову и внимательно рассматривала его Звезду Героя Советского Союза. Валерий Чкалов, заметив это, сказал: "Не смотри так на мою звезду, у тебя будет такая же".

Наступил 1937 год, принесший Нине тяжёлые испытания. Нина получила известие о гибели своей подруги Ани Гордиенко. В тот самый трагический день она заходила на посадку при сильном тумане, её самолёт столкнулся с высокой трубой промышленного объекта, находившегося поблизости от аэродрома. Все пассажиры и пилот погибли.

Другая скорбь также свалилась неожиданно: 17 джентльмен из Омского аэроклуба исключили из комсомола, им запретили летать. Среди них значилось и имя Нины Распоповой. Она не могла постичь, за что её так жестоко проучили. Не хотелось питать доверие в то, что с полётами покончено насовсем. Она безуспешно ходила по инстанциям, от неё шарахались как от прокажённой. Ей приписывали связь с "врагами народа", которыми в это время были объявлены многие, с кем ей приходилось контачить. Среди них: Александр Косарев, Пётр Листовский, патрон Хабаровской лётной школы Зинаида Кокорина.

Казалось, выхода не было. Но помог эпизод. Именно в тот самый отрезок времени Омск посетил член Политбюро ЦК партии Емельян Ярославский. В честь его приезда в одном из клубов была организована саммит с жителями города. Пришла на эту встречу и Нина Распопова. Она заняла местоположение у прохода. В зале появился Ярославский в окружении охраны. Нина оторвала угол газеты, которая оказалась в её руках, и написала записку. В конце записки она спрашивала, что значит "неприятель народа". Когда Ярославский поравнялся с Ндругой, она грубо вскочила с места и вложила записку прямо ему в руку. Растерявшаяся секьюрити более того не успела её застопорить. Ярославский начал свою речь с прочтения этой записки, не указывая фамилию её автора. Затем он повернулся в сторону президиума, тот, что в основном представляли городские власти, и, покачав головой, сказал: "Что же вы делаете с народом ?". Потом добавил: "Разберёмся !.."

На следующий день, когда Нина шла по улице домой, с ней поравнялся чёрный авто. Из автомобиля вышли двое и пригласили Нину в салон. Ледяной мороз пробежал по её телу, сердце забилось, перехватило дыхание. "Арест", - подумала Нина. Она села на заднее сиденье автомобиля, сжавшись от страха в комок. Автомобиль направился к центру города, мимо дома, где Нина вкупе с младшей сестрой снимала комнату.

Когда агрегатина подъезжала к дому, она обратилась к сопровождающим: "Можно я на минутку забегу домой ? Предупрежу сестрёнку". Автомобиль притормозил и остановился. "Только быстрее !" - сказал единственный из сопровождающих. Она вернулась скоро, держа в руках узелок. "А это ещё что ?" - спросил сопровождающий. "Как что ? Полотенце да кое - что из белья", - ответила Нина. Сопровождающий ухмыльнулся, но ничего не сказал.

Машина двинулась дальше, вскоре свернула в сторону и, к изумлению Нины, остановилась у здания обкома партии. Ей предложили вылезти из автомобиля и придерживаться в сооружение. Поднявшись по лестнице и пройдя по длинному коридору, остановились у дубовой двери. Один из сопровождающих открыл ворота, и Распопова увидела за большим столом Омских начальников, в центре сидел Емельян Ярославский. Увидев Нину, он вышел из - за стола, протянул ей знакомую книжицу и сказал: "Вот тебе, барышня, твой комсомольский квиток. Иди, летай". Но Омский аэроклуб не торопился брать Нину, руководство клуба перестраховывалось и по - прежнему не допускало её к полётам. Она догадывалась, чьих рук это занятие, и подозревала начальника штаба аэроклуба.

В Омске ожидать было нечего, и Распопова отправилась в Москву, в Центральный аэроклуб ОСОАВИАХИМа, в надежде поступить на курсы усовершенствования командного состава. Её не хватали, так как занятия на курсах шли уже 3 месяца. Но Нина не отступала. Вскоре она сдала зачёты, выполнила контрольные полёты и была зачислена на курсы, на которых проучилась 9 месяцев. После их окончания, она попросила сориентировать её на работу в Мытищи, во ещё открытый аэроклуб на место лётчика - инструктора. Работала с желанием, невпроворот летала. Но начавшаяся битва поломала все её планы.

На фронт единственный за другим уходили товарищи. 6 Октября, вслед за тем выполнения очередного полёта, к самолёту подошёл инженер аэроклуба и протянул Распоповой телеграмму. Это был вызов в Москву. В это время по инициативе известной советской лётчицы Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой там формировалась женская авиачасть. Спецнабор девушек - добровольцев проходил в здании ЦК ВЛКСМ. Сюда спешили лётчицы аэроклубов и ГВФ, студентки и работницы заводов. Попала на спецнабор и Нина Распопова. После зачисления девушки были направлены в Саратов, где готовили фронтовых лётчиков.

В авиаполк Нина прибыла, имея внушительный налёт. Ей хотелось быстрее на фронт. Она недоумевала: "Зачем так длительно обучаться, ибо я умею летать ?". Так думали и другие девушки, имеющие за спиной лётную практику в аэроклубах оборонного общества. Ведь они занимались до 12 часов в день.

8 Февраля 1942 года был объявлен состав выделившегося из авиачасти самостоятельного полка лёгких ночных бомбардировщиков, тот, что возглавила Евдокия Давыдовна Бершанская. Вскоре прибыли и самолёты. Вновь продолжилась учёба, оттачивалась техника выполнения ночных полётов. В Мае 1942 года полк принял участие в боевых действиях.

Боевое крещение экипаж Нины Распоповой получил во время выполнения 3-го боевого вылета. Первые два прошли без приключений. Вышли на мишень, отбомбились, как это было во время учебных полётов на бомбометание в Саратове, и вернулись на аэропорт. А вот и третий боевой вылет. К цели подошли раньше расчётного времени, помог дюжий попутный ветер. На тот самый раз пришлось вкалывать совместно с лётчиками соседних полков. Цель была общая. В воздухе ходили тяжёлые и средние бомбардировщики ТБ-3, СБ и Р-5. Они сбрасывали свой смертоносный груз на дорогу, сплошь забитую вражеской техникой.

При свете луны путь просматривалась недурственно. Внизу вспыхивали разрывы бомб, а с неба тянулись огненные трассы пуль и снарядов, выпущенных нашими лётчиками из пулемётов и пушек. Находиться вблизи дороги было угрожающе. Нина Распопова отвернула самолёт и стала кружить в стороне от дороги. Эти немного минут ожидания показались шибко долгими. Вскоре на дороге прекратили рваться бомбы, а с неба не тянулись огненные трассы пуль и снарядов.

- Леля, приготовься, настал свой черёд ! - скомандовала Распопова своему штурману Ларисе Радчиковой и развернула По-2 в сторону дороги. По дороге, объезжая подбитую технику и воронки, всё ещё шли вражеские танки и машины. Казалось, что после этого бомбёжки их не убавилось. Бросать на танки небольшие осколочные бомбы было бессмысленно, оттого Нина выбрала другую мишень. Это была вражеская пехота, тянувшаяся посреди танков и машин. После бомбометания в потоке пехоты образовались большие бреши.

Отбомбившись, Нина развернула самолёт в направлении посадочной площадки, где базировался их полк. Вприятель неожиданный шквал огня вражеских зениток обрушился на них. Вокруг самолёта появились огненные вспышки, далее его очень тряхнуло. Нужно было неотложно отправляться. Чтобы вылезти из - под огня, пришлось имитировать падение. Распопова перевела свой самолёт в крутое пикирование. Нос У-2 смотрел прямо в озерко. Противник поверил, что самолёт сбит. Только над самой водой Распопова вывела машину из пике и стала набирать высоту.

- Нина, у нас по правой плоскости что - то течёт ! - услышала лётчица звук штурмана. Взглянув на плоскость, она поняла, что пробит маслобак. Нужно было экстренно набрать высоту и, покуда работал двигатель, придерживаться на посадочную площадку. Однако ветер, тот, что помогал им прийти к месту бомбометания, на обратном пути стал помехой. Он грубо уменьшил и без того низкую прыть их У-2. Порой казалось, что самолёт повис в воздухе и не двигается вперед.

"Хватит ли масла дотянуть до площадки ? - думала Нина. - Ведь без масла неминуемо заклинит движок, и тогда возможна только вынужденная посадка в самом пекле фашистов". От эдакий перспективы по телу пробежал холодок. Но девушкам повезло - до своей площадки дотянули. На ней стоял только единственный самолёт - командира полка Е. Бершанской. Она была уже готова вылетать, не дождавшись экипажа Распоповой. Оставаться на аэродроме было запрещено, доносился рокот моторов вражеских танков. Наспех перетянув повреждённый трубопровод и не доливая в бак масла, которого в нём оставалось только одна треть, произвели взлёт. Вскоре они успешно приземлились на посадочной площадке, где предстояло базироваться полку.

Тяжёлым было лето 1942 года. Наши войска отступали под натиском противника. Задачей полка ночных бомбардировщиков было сдерживание продвижения вражеских сил. Бомбили вражеские колонны, места скопления активный силы, наносили удары по прожекторам противника. Вылетали звеньями. В единственный из вылетов под крылом самолёта Распоповой блеснул Терек. Почти у самой цели в лучи прожекторов попал самолёт командира звена Ольги Санфировой. Тут же начался его обстрел зенитным огнём. Санфирова на глазах у Нины пыталась вылезти из - под обстрела, выполняя различные маневры, но прожекторы не выпускали самолёт из своих объятий. Необходимо было экстренно ступать на выручку. Снизившись, Распопова направила самолёт на прожекторные установки, высвечивающие самолёт Санфировой. Сброшены бомбы. Это позволило Санфировой вылезти из - под обстрела и покинуть в темноту, но лучи прожекторов в настоящий момент выловили самолёт Распоповой, и тут же начался его обстрел.

Яркий свет прожектора ослепила Нину. Сквозь молочно - белую пелену чуть-чуть различались ленты расчалок, контуры крыла были размыты. Втоварищ в кабине мелькнула вспышка, и раздался треск. Кабина наполнилась запахом бензина, а по телу, ногам и левой руке потекло что - то липкое и тёплое. "Кровь", - подумала Нина. Мотор замолчал, а из пробитого бензобака вытекал бензин, наполняя своим тяжёлым запахом кабину самолёта. Лариса Радчикова также была ранена. Нина по - прежнему скверно видела и продолжала делать по подсказкам штурмана.

В глазах Распоповой мелькнул тоненький проблеск света, тот, что раскачивался из стороны в сторону "Это же свойский световой маяк", - обрадовалась Нина. По нему она смогла завернуть самолёт в сторону своего аэродрома. Вскоре показался Терек. По этой реке в то время проходила граница фронта. Приземлились на нейтральной территории. Собрав все силы и прихватив планшеты, девушки выбрались из самолёта. Необходимо было скоро покинуть в сторону от него и как позволительно быстрее оставить это местоположение. Идти было тяжело, в сапогах хлюпала кровь, а боль пронизывала бок и ногу. Подступали слабость и утомленность, но девушки, поддерживая приятель друга, неторопливо продвигались вперёд. Вскоре Нина окончательно обессилела. Она остановилась и предложила Лчуть топать одной, а найдя наших, возвратиться за ней. Леля наотрез отказалась от подобной идеи. Немного передохнув, девушки продолжили свой нелёгкий стезя, вышли на просёлочную дорогу, а следом подошли к небольшому мосту. Остановившись, они негусто подумали: ходить сквозь мост или объехать его стороной. Решили шагать прямо по мосту.

- Стой, кто идёт ? - раздался окрик.

- Не кричи ! Свои, - услышал часовой дамский звук.

Через немного минут они уже беседовали с комиссаром артиллерийского подразделения.

- Так вы те самые лётчицы, которых мы искали ? - удивился он.

Девушек перевязали и предложили перевести дух. По просьбе экипажа комиссар направил к самолёту боец в надежде спасти У-2. Но вернувшись, они сообщили, что самолёт приземлился на минное поле и к нему нельзя подступить. Оказывается, девушкам и на тот самый раз крупно повезло, они чудом не подорвались на минах. Утром их увезли в медсанбат, где обеих пришлось оперировать, а затем направили в тыловой лазарет в Орджоникидзе для дальнейшего лечения. В полк Нина вернулась посредством два с небольшим месяца.

К осени 1943 года немецкие войска были вытеснены в Крым. Начались бои за его отбояривание. Полк ночных бомбардировщиков поддерживал высадку десанта, бомбил позиции противника, совершал налёты на вражеские корабли. В этих боевых заданиях самое активное участие принимала Нина Распопова. Враг создал здоровый огневой заслон по всему побережью, сосредоточив на нём массу прожекторов. Для борьбы с ночными бомбардировщиками неприятель применил новую тактику. При появлении наших самолётов включались мощные прожектора, а сверху вражеские истребители в упор расстреливали У-2. В эти трагические дни полк потерял немного экипажей, но тактику врага вскоре разгадали.

А дальше ещё вылеты, ночные бомбометания. Летом за одну темное время суток приходилось осуществлять до 3-х боевых вылетов, а зимой их цифра доходило до 8. По наградным материалам на счету Нины Максимовны Распоповой значится 805 боевых вылетов, на самом деле их было больше - 857. Прошла дорогами войны от Дона до Берлина. Родина по достоинству оценила её заслуги. Командир звена лёгких ночных бомбардировщиков Нина Максимовна Распопова за мужество и отвагу награждена многими орденами и медалями. 15 Мая 1946 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны она долговременно лечилась. Вернуться в авиацию ей не удалось. Жила в подмосковных Мытищах. Даже непочатый край лет через, несмотря на заметный возраст, она замечательно помнила события тех далеких военных лет и своих друзей по Хабаровской лётной школе ОСОАВИАХИМа.

Так же читайте биографии известных людей:
Нина Русакова Nina Rusakova

Испытала 39 типов самолётов и 240 систем. Налетала 5000 часов, произвела 10 000 посадок. Награждена многими орденами и медалями.
читать далее

Нина Герасимова Nina Gerasimova

В период оккупации Нина Герасимова включается в активную борьбу против фашистских захватчиков, становится членом подпольной комсомольской..
читать далее

Нина Иванцова Nina Ivantcova

За участие в Великой Отечественной войне на фронте и в подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Нина Михайловна Иванцова награждена..
читать далее

Нина Кезикова Nina Kezikova

Нина Кезикова - подпольщица Великой Отечественной войны, участница антифашистской организации Молодая Гвардия. Родилась 5 марта 1925 года.В октябре..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий