Известные люди

»

Нина Тимофеева

Нина Тимофеева Nina Timofeeva Карьера: Балет
Рождение: Россия, 11.6.1935
Сейчас она не вспоминает свое блистательное прошлое. Кончив танцевать, Тимофеева поначалу занялась репетиторской работой в Большом театре, а потом подписала контракт и уехала в Израиль. Сегодня ее преследует мечта создать труппу классического танца в Иерусалиме, пока что здесь такого коллектива нет.

Балерина дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, выходила Машей в "Щелкунчике", Одеттой и Одиллией в "Лебедином озере". Ее первое выступление в "Лебедином озере" было без малого сенсационным. Знаменитая актриса Александрийского театра Елизавета Тиме (ее сильно чтила Уланова) писала в этой связи: "Удачный дебют молодого актера неизменно обещает явление нового художника". Сказалась академическая учебное заведение танца, полученная в классе Н. Камковой.

В 1956 году Тимофеева перешла в Большой театр, где танцевала тридцать два года. Ее считали холодноватой, и "полупризнание" долговременно преследовало ее. Спрятанный от постороннего глаза драматизм наделял ее искусство остротой, в нем явственно просвечивала современность. Ее с самого начала отличало фанатическое касательство к делу. Требовательность к себе не имела границ.

В балете Лавровского "Ночной город" на музыку Бартока Тимофеева танцевала Девушку. О спектакле спорили, возмущались, что его создатели изменили тему и сюжет балета "Чудесный мандарин", что на его музыку придумали другое либретто. А партия балерины поражала эксцентричностью пластики, немыслимой трудностью поддержек. Тимофеева танцевала влюбленность и охота отстоять любимого, протест супротив наглецов, убивших его, и уверенность, что надобно выстоять. Экспрессия музыки Бартока совпадала с редкой индивидуальностью балерины. Ее сильное неулыбчивое физиономия как бы говорило, что в этом поединке не может быть победителя.

Мехменэ-Бану в балете Григоровича "Легенда о любви" изумляла дьявольской энергией. Технические возможности Тимофеевой казались беспредельными, как будто трудностей для нее не существовало. Динамика движения передавала силу внутреннего порыва, страстную натуру, она выполняла головоломные трюки, но у нее они были выражением напряженнейшей внутренней жизни. Недавно Юрий Григорович признался, что Мехменэ-Бану лучше всех танцевала Тимофеева, но и в "Спартаке" она была лучшей Эгиной.

О виртуозности ее танца слагались легенды в балетном мире. За его пределами она была скромна. Природный ум, такт и истинная культура берегли ее, она не суетилась, а работала и шибко полно танцевала. Когда Васильев ставил балет на музыку Молчанова "Макбет", Тимофеева танцевала леди Макбет. Не невзначай в классическом репертуаре Тимофеева не всю дорогу достигала высот, которые открывала в современных балетах. Ее редкому таланту близки остроконфликтные и драматические ситуации. В ней - особая манкая пластическая выразительность. Ей в особенности удаются темы борьбы и смятения, душевного надрыва, спрятанного от око. Балетная мелодрама ей чужда. Ее сценический мир - это мир страдания.

Танцуя Мехменэ-Бану в "Легенде о любви", Нина Тимофеева передавала чувство скорбного торжества. Для того чтобы не сломаться, она выпрямлялась. Невозможно выпустить из памяти "взмахи ее повелительных батманов" (выражение Б. Львова-Анохина), вихрь ее вращений, позы, повороты, чеканность остановок. Она ни в жизнь не теряла психологической логики, ее физиономия было полно муки и какой-то лихорадочной работы мысли. Сложности пластики зрителю были незаметны. Хореография Григоровича была ей в особенности близка - соединение графической четкости рисунка с психологической многозначностью.

Когда она танцевала Эгину в "Спартаке", то в ее монологах, в железный упругости ее движений были очевидны все расчеты и просчеты знатной куртизанки. В ее соблазнительных танцах был нескрываемый цинизм. Тимофеева демонстрировала не только высокое танцевальное мастерство, но и искусство актрисы.

С таковый же видимой легкостью балерина танцевала Хозяйку Медной горы в "Каменном цветке". В положениях рук, в переходах от одного движения к другому чувствовалось пугливое любопытство, боль одиночества. Рассказывая о работе над "Каменным цветком", Тимофеева употребила такое выражение: "сложная кривая внутренних состояний". Бесстрастность ее внешнего поведения была только маской, фантастичность хореографического рисунка скрывала земные страсти.

Три партии в балетах Григоровича - верхушка ее артистических достижений. В них просвечивала незаурядность натуры. Юрий Григорович назвал ее "чуть ли не самой современной балериной".

В 1957 году Вайнонен ставил в новой редакции балет Хачатуряна "Гаянэ". Тимофеева поразила более того своих коллег, которые устроили ей овацию на генеральной репетиции. Ее Мариам была мягкой и женственной, но не это пленило балетную труппу Большого театра. Виртуозность балерины была ослепительной, позже ее исполнения Ольга Лепешинская решила не танцевать Гаянэ. В те годы ценности в балетном мире ещё существовали: мерилом было только искусство.

Хотя в балетах современной мысли ей было легче, чем в классике, она продолжала танцевать "Жизель", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", Персидку в "Хованщине" (партия, не имеющаяся в новой редакции оперы). Тимофеева давнехонько усвоила, что главное в жизни - суметь осуществить замыслы. Ее искусство по своей природе грубо конфликтно. Из "Лебединого озера" она творила трагедию, в трех великих балетах Григоровича - "Каменный цветок", "Спартак" и "Легенда о любви" - воплотила женскую судьбу со всеми ее страстями. Эту тему она проносила и в балетах Виноградова, когда танцевала "Ассель" на музыку Власова и Джульетту в спектакле Новосибирского театра оперы и балета. Виноградовскую версию "Ромео и Джульетты" показывали в Москве на сцене Большого театра. Столько лет прошло с тех пор, а память хранит отрешенное физиономия тимофеевской Джульетты и скрытое своеволие.

Теперь, через годы, когда судьбина занесла ее в Иерусалим, она не вспоминает близкое блистательное прошлое. Кончив танцевать, Тимофеева на первых порах занялась репетиторской работой в Большом театре, а опосля подписала контракт и уехала в Израиль. Сегодня ее преследует греза сотворить труппу классического танца в Иерусалиме, покуда что в этом месте такого коллектива нет. Ее "девочки" пришли к ней в консерваторию, где она преподает на хореографическом отделении, и начинали с азов. Вместе с дочерью Надей, балериной и помощницей, она занимается всем: учит, ставит номера, пробует одноактные балеты, шьет костюмы, звонит в Москву с просьбой выслать ещё 50 пар балетных туфель, потому как в Иерусалиме их нет. У нее усталое, но вдохновенное физиономия человека, полно пережившего и передумавшего.

При нашей встрече мы говорили об Улановой. Тимофеева многому у нее научилась, дружила с ней. Уверен, что ее кончина была для нее горем, ее телеграмма в Москву была неформальной, в ней чувствовались боль и острота потери.

Говорили о Григоровиче, его огромном таланте, его непоправимых ошибках, его неуступчивости. Вспоминая работу с ним, она послала ему свою книгу с теплой надписью. Говорили о Васильеве, о трудностях, которые он взвалил на себя, не соизмеряя свои организаторские возможности и путая дар танцовщика с даром сочинителя балетов. Говорили об изменении жизни, ее стиля, о том, как поубавилось тонкости, душевного тепла, как полно тревог за чужие и близкие судьбы.

Мне не хотелось расставаться с этой удивительной женщиной, мужественной, благородной, как бы познавшей на святой земле, в чем толк бытия. Она природно сдержанна, но полна скрытого огня и одержима делом, которое нашла, расставшись со сценой.

К сожалению, не в Москве, а в древнем, постоянно прекрасном, но чужом Иерусалиме. Может быть, за время нашей невстречи он стал "своим", хочется, чтобы ей было ладно, потому что люди, как Нина Тимофеева, нечасто рождаются на свет.

Так же читайте биографии известных людей:
Нина Чусова Nina Chusova

Нина Чусова режиссер с характером. Женщина с убеждениями и актриса с прошлым. Ее скоростям можно позавидовать. Кажется, еще недавно Москва фыркнула..
читать далее

Нина Унд Nina Und

Советская и российская актриса театра оперетты, народная артистка России (1996).
читать далее

Нина Думбадзе Nina Dumbadze

Девушкой она была рослой, сильной, а когда овладела техникой метания, быстро начала прогрессировать. Причем техника у Думбадзе была непривычной по..
читать далее

Нина Откаленко Nina Otkalenko

Своим возвращением в олимпийскую программу бег на средние дистанции для женщин обязан высокому мастерству Нины Откаленко и других советских бегуний..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий