Известные люди

»

Олег Лундстрем

Олег Лундстрем Oleg Lundstrem Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Забайкальский край» Чита, 2.4.1916 - 14.10
Олег Лундстрем - известный советский и российский музыкант, джазмен, руководитель оркестра и композитор. Родился 2 апреля 1916 года.Олег Лундстрем являлся создателем и руководителем "Оркестра Лундстрема", который стал самым долгоиграющим в мире, что зафиксировано в российской Книге рекордов Гиннеса.

Родился 2 апреля 1916 года в Чите в семье потомка обрусевших шведов, связавших свою судьбу с Россией, Лундстрема Леонида Францевича (преподавателя физики Читинской гимназии) и его супруги Галины Петровны. Годом позже родился второй сынуля Игорь.

Дети Леонида Францевича, названные так в честь древних киевских князей, совместно с отцом в 1921 году переезжают в Харбин (Манчжурия) столицу русского землячества в Китае, в числе советских специалистов, занятых на обслуживании КВЖД, куда отца пригласили на работу вначале преподавателем физики в средней школе, а позже лектором Харбинского политехнического института.

Академический подход ко всему, за что бы он ни принимался, сложился у Олега ещё в детском возрасте. Однажды, услышав в 12-летнем возрасте полюбившийся фокстрот, он безошибочно расписывает его на трио с мелодией, басом и аккомпанементом.

Он увлекается живописью, учится игрывать на скрипке. В 1932 году Олег потом обучения в коммерческом училище поступает в Политехнический институт, и вместе с тем в мелодический техникум, тот, что оканчивает по классу скрипки в 1935 году.

1930-е годы поголовное увлечение новым танцем фокстротом и, сообразно, новой музыкой джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, в то время как ненароком (в 1933 году), подбирая пластинки для очередной вечеринки, он не наткнулся на пластинку идеально неизвестного в то время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась Дорогой, старинный юг. Она ошеломила Олега, и он безотложно понял, что это не только музыка для ног, но нечто большее.

С этого момента началось увлечение джазом. Олег по слуху аранжировал и воспроизводил пьесы с пластинок. В 1934 году, как-то раз собравшись, молодые музыканты решили составить свой джаз-оркестр и руководителем выбрали (путем голосования) Олега Лундстрема.

В 1936 году Олег решает попробовать судьбу в Шанхае. Он подписывает первостепеннный профессиональный контракт в отеле Янцзы, потом в 1937 году в Циндао.

У Лундстрема уже в эти годы созрела дума, что позволительно исполнять в джазовой обработке и русские песни. Он делает аранжировки: Песни о капитане И. Дунаевского, Чужие города А. Вертинского, Катюша М. Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. 1940 год верхушка популярности выступление в самом престижном боллруме Парамаунт. В оркестре уже 14 дядя, где Олег дирижер. А такие импровизаторы как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис выдвигаются в цифра лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема королем джаза Дальнего Востока.

В 1941 году, в начале войны Олег поступает во французский Высший технический середина. Окончив его как инженер-архитектор в 1944 году, Олег проявляет себя все-таки как композитор. Это на основополагающий воззрение парадоксальное явление, свойственное ряду выдающихся композиторов (Бородин был химиком, Флетчер Хендерсон окончил универ Атланты как химик и математик, истина, Лев Ландау, игравший в ленинградской джазовой капелле аспирантов, пошел по иному пути), видимо помогло О. Лундстрему в написании произведений. Послевоенные годы годы нового творческого подъема. В его оркестре уже 19 джентльмен, совершенный Биг-бенд. К концерту в театре Лайсеум, посвященному окончанию Второй важный войны, Олег пишет близкое первое самостоятельное произведение Интерлюдия, используя Рахманиновские интонации. Позже пьесу Мираж на восточные мотивы, продолжая попытки вписать свой вклад в джаз.

В 1947 году Олег Лундстрем сообща с музыкантами оркестра переезжает в СССР, в Казань. Этот городок был выбран вследствие того что, что там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают изготовить джазовым коллективом ТАССР. Но постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели Октябрь в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег поступает в Театр оперы и балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года совместно с здоровущий группой приехавших музыкантов становится студентом Казанской государственной консерватории. В 1953 году Олег Лундстрем оканчивает консерваторию по классу композиции (профессор А.С. Леман) и внефакультативно по симфоническому дирижированию (профессор И. Шерман), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и известия студенческий симфонический оркестр.

Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и при помощи директора Татарской государственной филармонии М.Ф. Боголюбова, худрука А.С. Ключарева и режиссера И.С. Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя участливость московских концертных организаций.

1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР на базе коллектива под руководством Олега Лундстрема создается концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже Росконцерта). Началась большая гастрольно-концертная существование. Почти за 40 лет коллектив объездил больше 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению сверкающий оркестр Олега Лундстрема.

Многие годы Олег Лундстрем и его оркестр неизменные участники крупных международных джазовых фестивалей: Таллин-67, Джаз Джембори-72 в Варшаве, Прага-78 и Прага-86, София-86, Джаз в Дюктауне-88 в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году, Гренобль-90 во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэендов Иматра-92 в Финляндии, строй международных фестивалей, проводившихся в нашей стране.

Глубокое проникновение в нрав джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и влечение вписать свой вклад в тот самый жанр, используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с прочий вот кредо оркестра, творческий тракт, по которому он идет уже не одно десятилетие. В этих простых словах Олега Лундстрема заключена вся его бытие музыканта, сумевшего миновать со своим биг-бендом сквозь годы и превратности судьбы, сохранившего свой звук, родное постижение искусства. Маэстро считал язык джаза современным эсперанто, ломающим любые национальные, социальные и политические предрассудки, сближающим людей, дающим вероятность общения и диалога. Он вечно ориентировался на реальный джаз, и граница его жизни показывает, как, несмотря на все внешние и внутренние препятствия, он и его оркестр, отдав в родное время дань прикладным жанрам джаза, танцевальным и эстрадным композициям, последние 20 лет играли только строгий и нынешний джаз.

О.Л. Лундстрем просторно известен как композитор, дирижер, аранжировщик. Он признанный в мире мэтр джаза. Выстраивая свои джазовые композиции, Олег Лундстрем соединял непременное в джазе эмоциональное, импровизированное начало с логикой, поистине с математическим расчетом. И занятие более того не в напрашивающейся аналогии архитектура застывшая музыка. Скорее во внутреннем ощущении красоты, гармонии, соразмерности. Широко известны его джазовые композиции: Интерлюдия (1945), Мираж (1947), Расцветает сирень (1955), Экспромт (Атом-буги) (1957), Юмореска (1958), Песня без слов (1960), Этюд для оркестра (1960), Пролог (1963), Мы заново вместе (1969), Бухарский орнамент (1972), В горах Грузии (1973), Любви дороги (1975), Спидвей (1980), Легенда о Сююмбеки (1981), Наступил рассвет (1984), а ещё камерно-инструментальные и вокальные циклы: симфоническая сюита на татарские темы, симфония до-минор, соната для виолончели с фортепиано, две пьесы для скрипки с фортепиано, вокальный цикл на вирши китайских поэтов, музыка к драматическим спектаклям.

Помимо полутора десятков выпущенных оркестром грампластинок и дисков Олег Лундстрем записал свой авторский диск Мы сызнова вместе. Последние художественные проекты маэстро (и, в особенности, масштабный цикл из шести программ История биг-бенда в джазе) своеобразная квинтэссенция его творческого пути, точка зрения с вершин опыта и мастерства на пройденные дороги, на музыкантов, с которыми свела его судьбина, на музыку, вызванную им к жизни.

Олег Леонидович Лундстрем всенародный артист РСФСР (1984), заслуженный артист РСФСР (1973). Он удостоен почетной степени доктора наук Международной академии Сан-Марино (1993), Национальной музыкальной премии Овация (1996), ордена За заслуги перед Отечеством III степени.

Скончался 13 октября 2005 года в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Олег Митяев Oleg Mityaev

Родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске. Отец - рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать - домохозяйка.В 1963г. поступил в начальную..
читать далее

Олег Петрович Oleg Petrovich

Петрович Олег Валерьевич родился 17.06.1975 года на Украине в Черновицкой области г. Новоселица.
читать далее

Олег Погудин Oleg Pogudin

БУДУЧИ профессиональным актером театра и кино, Олег ПОГУДИН известен прежде всего как блестящий исполнитель романсов и лирических песен. Ценители..
читать далее

Олег Скрипка Oleg Skripka

Странно придуманная в странное время странными людьми группа "Вопли Видоплясова" оказалась самым долгоиграющим и востребованным украинским..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий