Известные люди

»

Олег Стриженов

Олег Стриженов Oleg Strizhenov Карьера: Актер
Рождение: Россия» Амурская область» Благовещенск, 10.8.1929
Олег Стриженов - советский и российский актёр театра и кино. Родился 10 августа 1929 года.Дебют Олега Стриженова в кино состоялся в 1951 году со съемок в фильме под названием "Спортивная честь". На сегодняшний день фильмография актера насчитывает более тридцати фильмов и сериалов. С 1957 года Олег Стриженов становится актёром Театра-студии киноактёра. В период с 1966 по 1976 год Олег Стриженов состоит в труппе МХАТа, хотя на Мхатовской сцене начинает играть ещё с сезона 1963-1964 годов. Позднее работал в Театре-студии киноактёра.

Олег Стриженов родился в городе Благовещенске на Амуре в семье военного. Его папа - Александр Николаевич - воевал на фронтах гражданской войны в рядах Красной Армии, имел немного боевых наград. В начале 20-х, волею судьбы, он полюбил жену своего непосредственного начальника Ксению (она в родное время окончила Смольный институт благородных девиц). Произошло это, разрешается произнести, невзначай. В единственный из дней Ксения должна была с мужем сходить в театр. Однако супруг вылезть туда так и не смог и перепоручил это занятие своему подчиненному - Александру Стриженову. С того вечера и начался их роман. Длился он немного месяцев и завершился совершенно счастливо: супруг Ксении оказался человеком с пониманием и, видя, что молодые вправду любят приятель друга, дал родное согласие на развод. Ксения взяла с собой маленького сына Бориса и переехала существовать к Александру Стриженову. В последующем у них родились ещё два сына: поначалу Глеб (21 июля 1925 года), а потом - Олег.

В 30-е годы семейство Стриженовых перебралась в Москву. Когда началась битва, Олег и Глеб совместно с матерью остались в столице, а папа и старшой брат Борис ушли на фронт. В одном из боев под Сталинградом Борис погиб смертью храбрых. В то же время решил покинуть добровольцем на фронт и Глеб Стриженов. Приписав себе в метрике лишних пару лет, он был признан годным к военной службе и вскоре очутился на авангардный. Однако повоевать ему так и не удалось: в первом же бою он был нелегко контужен, и после этого лечения в госпитале его комиссовали.

Олег Стриженов в те годы учился в средней школе и был жутко одаренным учеником. По словам его друзей, он уже тогда был наделен множеством талантов: превосходно читал вирши, прозу, рисовал. Причем последнему занятию он отдавал особенное предпочтение и в будущем мечтал сделаться профессиональным художником.

Между тем в 1949 году его брат надумал шагать в актеры и стал усиленно склонять к этой же профессии и Олега. Тот какое-то время колебался, но поддался уговорам и подал документы в Театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова (Глеб - в Школу-студию при МХАТе). Экзамены для нашего героя прошли удачно, и он был зачислен на первостепеннный вектор движения. На студенческой сцене О. Стриженов играл самые разные роли: Емелю в водевиле Д. Ленского "Простушка и воспитанная", Ромео в "Ромео и Джульетте", Самозванца в "Борисе Годунове", Жадова в "Доходном месте" и др.

Закончив училище в 1953 году, О. Стриженов был распределен в Таллинский театр русской драмы. Там ему тотчас досталась главная образ - Незнамова в "Без вины виноватые" А. Островского. Спектакль имел большущий фарт у зрителей как раз благодаря исполнителю главной роли - Олегу Стриженову, которого таллинские театралы тут же нарекли восходящей звездой. Вполне наверное, что спереди нашего героя ждала счастливая театральная карьера, если бы в единственный из дней в занятие не вмешался его величество Случай.

В 1952 году прославленный кинорежиссер с "Ленфильма" Александр Файнциммер (в 1949 году он выпустил в свет кассовый боевик "Константин Заслонов") решил экранизировать роман Этель Лилиан Войнич "Овод". Для роли отважного Артура ему требовался юный и прекрасный артист из числа дебютантов. Чтобы выискать этого актера, помощникам режиссера пришлось объездить многие учебные заведения страны и просмотреть огромное численность молодых людей. Во время одной из таких поездок в Москву в Училище имени Щукина режиссер А. Тубеншляк попала на спектакль "Ромео и Джульетта", где одну из главных ролей играл свой герой - О. Стриженов. Его развлекуха в такой степени понравилась режиссеру, что она тут же попросила у руководства училища вручить ей фотографию этого актера, чтобы представить ее А. Файнциммеру. Но тот, повертев ее в руках, остался идеально равнодушен к изображенному на ней красавцу. Короче, в основополагающий раз Стриженов впечатления на режиссера не произвел.

Между тем съемки "Овода" в 1952 году так и не начались из-за каких-то производственных неурядиц. Их перенесли на следующий год. К тому времени Стриженов был уже в отдалении от Москвы - в Таллине, где блистал в роли Незнамова. И надобно же было такому выдасться, что в Таллине проездом оказался второй режиссер фильма "Овод" Николай Акимов. Естественно, он не мог одолеть путь мимо шумной премьеры в местном драмтеатре и в единственный из дней посетил спектакль "Без вины виноватые". Игра Стриженова произвела на него хорошее ощущение, и он уехал в Ленинград с чувством, что, кажется, нашел актера на образ Артура.

Когда А. Файнциммер услышал, что в Таллине объявился одаренный младой артист, он спросил его имя, "Олег Стриженов", -ответил Акимов. "Где-то я уже слышал эту фамилию", - вдумчиво произнес режиссер. И тут нежданно вспомнил, что год вспять фотографию человека с эдакий фамилией приносила ему А. Тубеншляк. Заинтригованный таким совпадением вкусов двух своих ассистентов, Файнциммер тут же распорядился начать молодого актера на "Ленфильм" для проб.

В Ленинград Стриженов приехал в начале 1954 года, в душе самое малое надеясь на то, что его утвердят на главную образ. В своем красном свитере и коричневых брюках он выглядел как паренек и на всех участников съемочного процесса произвел грустное ощущение. Внешне в нем безупречно нереально было рассмотреть бесстрашного и несгибаемого Артура. И многие тогда посчитали, что кандидатура этого актера отсеется сама собой вслед за тем первой же пробы. Тем больше что другими кандидатами на эту образ были больше маститые актеры, например: С. Бондарчук, Ю. Панич. Однако произошло совсем неожиданное. Видимо, не привыкший отходить, Стриженов решил не уступать другим кандидатам образ без боя и выказать все, на что он был способен как артист. На пробах он был очень собран, от его мальчишества не осталось более того намека. А. Файнциммер был со всей откровенностью поражен игрой молодого актера и заявил, что больше никаких проб не будет. Так свойский герой был утвержден на главную образ. В марте 1954 года начались съемки картины.

Успех "Овода" был ошеломляющий. Олег Стриженов стал знаменитым.

Чем ещё памятен для нашего героя тот самый дебют в кино? Тем, что на съемках картины он полюбил исполнительницу роли Джеммы, актрису с редким именем Марианна, и вскоре женился на ней. В этом браке у них родится дочка Наталья.

Между тем блестяще сыгранная образ Овлага привлекла к Стриженову участливость других советских кинорежиссеров. Так, Владимир Каплуновский в качестве своего режиссерского дебюта (до этого он работал как художник) решил экранизировать Джека Лондона. Его кино назывался "Мексиканец", и Стриженову досталась в нем главная образ. Фильм имел ладный прием у зрителей, при всем при том критика его в открытую ругала.

Одновременно с "Мексиканцем" Стриженов в 1955 году снимался ещё в одном фильме - у Григория Чухрая в "Сорок первом". Причем утверждение его на главную образ было не таким уж простым. Дело в том, что начальник "Мосфильма" Иван Пырьев хотел, чтобы в роли Говорухи-Отрока снимался иной младой артист - Юрий Яковлев. Однако Г. Чухрай был супротив этой кандидатуры и настаивал на Стриженове. В конце концов точка зрения режиссера победила, и свойский герой получил ещё одну образ, принесшую ему заслуженную славу.

Фильм "Сорок первый" вышел на экраны страны осенью 1956 года и имел здоровущий фарт у зрителей.

После триумфального успеха "Сорок первого" (картина была отмечена призом в Каннах) спрос на актера Олега Стриженова грубо возрос. В конце 50-х он был одним из самых снимаемых актеров советского кино.

Критик Э. Лындина справедливо отмечала: "Стриженов становился кумиром, его имидж идеально вписывался в контекст ломки середины 50-х годов. Шла смена караула, хотя Стриженов никоим образом не близок социально озабоченным "шестидесятникам". Он постоянно жил в искусстве сам по себе. Сила и острота реакции пробуждающегося нашего общества по-своему сварьировала близкие Стриженову мотивы. Тогда его порой называли "русским Жераром Филипом", сравнивая с французом, завоевавшим важный экран. В этом сравнении разрешается разыскать некую долю истины, если возвратиться к идее рыцарской. Но Стриженов все-таки не был эквивалентом французского Сида и Фанфана-Тюльпана, победительно сыгранных Жераром Филипом. И слава богу: он остался собой, с российской болезненной самоуглубленностью, нашим извечным стремлением вступить в махач, чреватый гибелью, с устремленностью к страданию как моменту высшего очищения..."

Тем временем свою первую образ современника Стриженов сыграл все в том же конце 50-х. Летом 1958 года (безотложно следом работы в "Капитанской дочке") Стриженов начал сниматься у режиссера Николая Розанцева в фильме "В твоих руках жизнь". Он сыграл в нем образ капитана саперов Дудина. Картина рассказывала о том, как посредством пятнадцать лет позже войны саперы, рискуя жизнью, разминировали склад боеприпасов, оставленный фашистами в жилом районе города. В этом же фильме одну из ролей играла и подруга жизни нашего героя Марианна Стриженова. Как писал об этой роли актера Р. Соболев, "Стриженов расквасил предубеждение, что он может игрывать только "книжных" героев, создав душевно пригожий и полнокровный образ советского офицера - нашего современника. Заметим при этом, что никаких предшественников в этом у него не было. В кино много создано ярких и запомнившихся образов офицеров Советской Армии, но только в фильмах, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны. В картинах же о мирных буднях армии мы видели преимущественно плохих боец, которых перевоспитывают в боец хороших этакие "голубые" и "розовые" офицеры-резонеры. После выхода "В твоих руках жизнь" воины Советской Армии с удовлетворением писали, что в первый раз они увидели в фильме правдивый и близкий им образ офицера".

В том же 1958 году в творческой карьере Стриженова могла произойти ещё одна прекрасная образ. Г. Чухрай приступал к съемкам фильма "Баллада о солдате" и предполагал вернуть образ Алеши Скворцова как раз Стриженову. Однако судьбина распорядилась по-своему, и нашему герою сыграть в этом фильме так и не довелось. Но стоит ли об этом сочувствовать, если эта картина открыла нашему кинематографу другого замечательного актера - Владимира Ивашова.

В 60-е годы Стриженов продолжал активно сниматься в кино в ролях самого разного плана. Например, он играл персонажей классических произведений ("Дуэль", "Три сестры", современников ("Перекличка", образ космонавта), реальных исторических деятелей ("Третья молодость", образ П. И. Чайковского), вымышленных героев ("Его звали Роберт", образ робота и его создателя). Последняя образ была дебютом нашего героя в жанре комедии, и, нужно пометить, дебютом удачным, кино имел циклопический счастливый момент у зрителей и был награжден призами на фестивалях в Триесте (1968) и Милане (1969).

Однако фильмов с участием Стриженова могло быть тогда немаловажно больше. Дело в том, что во время работы в нескольких картинах отношения нашего героя с режиссерами как снег на голову портились, и образ уходила к другому исполнителю. Причины у этих конфликтов были самые разные: начиная от нарушения режима самим актером и заканчивая его чрезвычайной требовательностью к режиссерам. Так, в 1962 году Стриженов отказал самому С. Бондарчуку, когда тот предложил ему образ князя Болконского в фильме "Война и мир". Как это получилось? Послушаем самого О. Стриженова: "Я Бондарчука подвел, послал его перед самой съемкой. За что? За то, что меня ни при каких обстоятельствах не пробовали! Режиссер легко обязан ведать, кто ему нужен на главную образ. И почитать актера обязан. Такой немалый мужчина, как Пырьев, не гнушался подступить к артисту и сказать: "Я знаю, ты сегодня свободен. И. нужен мне. Хочешь у меня сыграть? Придешь?" И никаких проб - таковый это был художник!

Бондарчуку я решил освежить память, что мы оба артисты, друзья и на равных! Да потому как он мне год голову морочил. Предложил образ Долохова, я согласился, а он тем временем на образ Болконского пробовал всю страну, ко всеобщему удивлению, не предлагая ее только мне. А я же Лев, я же высокомерный! Я ждал звонка и думал: "Эх, Серега, - царствие ему небесное! - как же ты роли распределяешь? Какая из твоей жены Элен?" И когда звонок раздался: "Старик, нет Болконского", - я выдвинул Бондарчуку условия. Первое. Я слышал, говорю, что ты пробы актерские взаперти с женой смотришь и никто прочий их не видит. Так вот, ты мне покажешь все пробы, все, что наснимал. А во-вторых, в моих пробах ты сам мне будешь подыгрывать. Ну а третье обстоятельство я тебе позже скажу, когда плод увижу. Договорились. Я отсмотрел все пробы, прохохотал: "Боже, бедный Толстой!" И с упоением отыграл в своих пробах. Мой Андрей не был "остолбеневшим князем", как опосля о Тихонове писали.

Он был разным, живым. И когда Бондарчук это признал, тут-то я ему и объявил о своем третьем условии - у тебя как у режиссера я игрывать ни в жизнь не буду!

Что тут началось! Ведь газеты и журналы уже дали анонсы. Кто меня только не убеждал! Но самое интересное продолжение эта история получила у Фурцевой. Однажды я сплю, окна зашторены, и тут звонок: "Это Фурцева!" Кокетливым тоном. А я спросонья не пойму-день или темное время суток. И решил, что это кто-то из девочек киношных, знаете, кругом фильма постоянно полно каких-то писюх, решил меня разыграть. И понес на нее едва ли не на нашем фольклоре. А вслед за тем кинул трубку. Она перезванивает. Слышу, в голосе низы появились: "Олег Александрович, это реально Екатерина Алексеевна говорит"... Короче, посредством пару часов я был у дверей ее кабинета. По коридору туда-сюда ходит Бондарчук. Только я подумал: вот, может, мы сегодня с ним поговорим, и я его прощу, - а тут секретарша Фурцевой меня к ней на коврик вызывает. За столом - целая коллегия. От Сергея Герасимова до чиновников всяких. Ну ясно. На испуг будут забирать. Но я же Лев! Никого не боюсь... И нежданно слышу из уст Фурцевой гневное: "Я не понимаю, зачем вы не хотите игрывать милый образ нашей молодежи?!" А я и говорю: "Екатерина Алексеевна, я окончил два учебных заведения - художественное училище и театральное. И только и слышал, что у нашей молодежи всего два любимых героя: Овод и Павка Корчагин. А вот то, что князь Андрэ стал любимым образом молодежи, я в первый раз от вас слышу. Но не печалюсь, потому что Овлага я сыграл". Герасимов, сидевший напротив меня, нетрудно заплясал на стуле и с хохотом выбежал из кабинета. А Фурцева многозначительно стала допытывать, как я живу. Попроси я тогда орден, звание, другую квартиру - уверен, дали бы. Но я ответил, что живу, мол, себе потихонечку, чего и всем желаю!"

В 1967 году Стриженов потом долгого перерыва возвращается на театральную сцену. Он приходит в труппу МХАТа. Выбор этого театра был не случаен для актера: ещё в 1964 году он сыграл на его сцене образ Тятина в спектакле "Егор Булычев и другие". Теперь ему предстояло сыграть Мортимера в "Марии Стюарт" Шиллера, Треплева в чеховской "Чайке" и другие роли. Приход в театр изменит и личную существование актера. Здесь он встретит актрису Любовь Стриженову, которая станет его второй женой, родит ему сына Александра.

В 1969 году О. Стриженову будет присвоено звание народного артиста РСФСР. А сквозь год потом этого произойдет свежеиспеченный всплеск зрительской любви к этому артисту. В тот год на экраны страны выйдет кино Владимира Краснопольского и Валерия Ускова "Неподсуден", в котором свойский герой сыграет главную образ - летчика Егорова. О том, как проходили съемки этой картины, рассказывают сами режиссеры.

В. Усков: "Когда мы приглашали Стриженова, у него уже был конфликт с Госкино, был более того директива, запрещающий его снимать, - он сорвал немного картин. Он мог плюнуть и оставить со работы. Очень крутой дядя. Потом мы его поняли. Дело не в нервном характере пьющего человека, а в том, что он ужасно не любил халтуру. Как только он чувствовал режиссерскую немощь или убогость замысла, он говорил: "Jamais". И уходил. Для него было значимо, чтобы ему было занятно действовать. Если этого не случалось, он безотложно становился скучным, грустным и грубым".

В. Краснопольский: "Однажды он устроил дебош в костюмерной из-за того, что художник по костюмам позже длительного перерыва в съемках дала ему не ту рубашку, а он - профи, он помнит, какая у него была сорочка.

В. Усков: "Он помнит, на какой ноте закончил сцену: картина сквозь месяц снимается, и он тут же подхватывает тот же порядок темперамента... Когда он надевал наряд летчика и выходил из костюмерной, все затихали. Он был реальный герой-любовник. Умел обожать, мог взирать, мог внимать. Хотя начинал он, говорят, не весьма складно. В массовке. Режиссер кричал: "Это кто эдакий белобрысый сидит в кадре? Уберите его - он кадр портит".

Несмотря на то что начало 70-х годов было жутко многообещающим для актера Стриженова, все-таки в целом наречь их творчески удачными разрешено чуть ли. Его актерский потенциал так и не был раскрыт тогда по-настоящему. Из наиболее заметных работ актера в тот отрезок времени назову следующие: в картине В. Дормана "Земля, до востребования" он сыграл советского разведчика Л. Маневича, в фильме В. Мотыля "Звезда пленительного счастья" - образ князя Волконского, в фильме П. Тодоровского "Последняя жертва" - образ Вадима Дульчина.

На съемках последней картины Стриженов встретил свою новую влюбленность - актрису Лионеллу Пырьеву (в девичестве - Скирда). Зрители старшего поколения помнят эту актрису в свое время всего по фильмам "Братья Карамазовы", "Хозяин тайги" и "Опасные гастроли" (в двух последних фильмах она играла любимых женщин Владимира Высоцкого). До 1968 года она была женой И. Пырьева. Вот что рассказывает сама актриса о встрече с О. Стриженовым:

"12 ноября 1996 года у нас круглая дата - 20 лет в браке. В браке со штампом! А вообще... Начался свой роман ещё в 1962-м. К слову, когда я рассказала историю наших взаимоотношений Виктории Токаревой, она воскликнула: "Этот роман я должна черкануть!" Но тогда, в 1962-м, мы с Олегом расстались. Потому что были молодые, горячие, ведомые страстью, романтикой, но и чувством долга. У Олега была семейство, чадо махонький. Вот и решили: раз вкупе не разрешено, рубить - так под корень. А сквозь 14 лет Петр Тодоровский, пригласив сниматься, свел нас, на фортуна. Однажды я приехала на озвучивание, и в студию вошел Олег. И в присутствии директора, Петра, короче, при всех, кто там был, публично, с порога сделал мне предложение. Так просто: "Выходи за меня замуж". И я тут же согласилась". (Со своей второй женой О. Стриженов развелся в 1974 году. Любовь Стриженова далее вышла замуж за актера Владимира Земляникина.)

Творческая активность Стриженова продолжалась до середины 80-х годов. В то время он снялся в нескольких фильмах, наиболее удачными из которых были три: "Юность Петра", "В начале славных дел" и "Приступить к ликвидации". Это был крайний ощутимый счастливый момент Стриженова в кино. За отрезок времени 1984- 1991 годов артист снялся всего только в пяти фильмах, при всем при том ни единственный из них не принес ему настоящего творческого удовлетворения. Так как список этих картин не до того велик, назову их все: "Господин Великий Новгород", "Мой ненаглядный клоун", "Акция", "Оглашению не подлежит", "Снайпер".

В 1988 году О. Стриженову было присвоено звание народного артиста СССР.

На нынешний день артист на практике перестал сниматься в кино, один кино потом восьми лет простоя - "Вместоположение меня"(2000 г.). Все свободное время Стриженов предпочитает возвращать живописи. В одном из последних своих беседа он несладко резюмирует: "Я прошел по "Мосфильму": гримерный цех уничтожен, в павильоне, где я снимался, склад коробок с итальянской лапшой. Людей, составляющих гордыня нашего искусства, забыли. Мне не прислали более того билета на открытие последнего кинофестиваля. Этот квиток мне что - по рангу не положен? Я, конечно, могу и без билета миновать, но я хочу-под руку с женой, и сказать: "Меня пригласили". Раз такое касательство, буду продолжать строчить картины маслом, а с кино - все!"

Исходный текст: кн."Секс-символы России", с.113-125.

Так же читайте биографии известных людей:
Олег Шкловский Oleg Shklovskiy

Олег Менделеевич Шкловский. Блистательный характерный актёр, исполнивший роль Джеки Чеснея в комедии "Здравствуйте, я ваша тётя!" Ведущий..
читать далее

Олег Янковский Oleg Yankovsky

Олег Янковский - известный советский и российский актер театра и кино, режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственных премии СССР и России...
читать далее

Олег Лоевски-Кассини Oleg Loevsky-Kassini

В 1960 году он был объявлен официальным модельером Первой леди США Жаклин Кеннеди.
читать далее

Олег Бирюков Oleg Biryukov

Марка BIRYUKOV это коллекции женской и мужской одежды, выполненные ограниченными тиражами и имеющие все признаки одежды от дизайнера.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий