Известные люди

»

Ольга Лепешинская

Ольга Лепешинская Olga Lepeshinskaya Карьера: Балет
Рождение: Россия, 5.9.1916
Народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственных (Сталинских) премий СССР О.В. Лепешинская награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Знак Почета, За заслуги перед Отечеством III степени, медалями За оборону Москвы, За доблестный труд в Великой Отечественной войне, орденами и медалями Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии. Она единственный в бывшем Советском Союзе кавалер высшего ордена Филиппин. Она отмечена Большим янтарным крестом Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства (За Талант, Труд, Честь и Постоянство).

Родилась 28 сентября 1916 года в Киеве. Происходит из старинного дворянского рода. Дед Василий Павлович Лепешинский считался вольнодумцем: участвовал в Народной воле, за что был арестован, а позже построил в своем имении школу и обучал в ней грамоте крестьянских детей. Отец Василий Васильевич в 1905 году блестяще окончил Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и уехал в Харбин, где стал одним из руководителей строительства Китайско-Восточной железной дороги. Мать Мария Сергеевна.

С началом Первой важный войны Лепешинские вернулись на родину, в Киев. С детства девчонка, которую за неистовый темперамент и мальчишеские задиристые повадки многие предпочитали величать Лешей, танцевала под любую музыку и более того без музыки. В семье шутили, чисто Леля научилась танцевать раньше, чем бродить. Но девчонка и не думала о своем увлечении как о будущей профессии: она мечтала сделаться, как папа, инженером и создавать мосты и не раз представляла себе, как первой ступит на только что построенный по ее проекту мост. Но судьбу решил происшествие.

Летом 1925 года Лепешинские отдыхали в Крыму. Маленькая непоседа Лешка, когда внизу играла музыка, выходила на балкон и пыталась танцевать. По соседству отдыхала семейство художника Большого театра Федорова. Однажды его благоверная, в прошлом балерина, увидела выступления девочки и уговорила Марию Сергеевну возвратить дочка в хореографическое училище.

Однажды Мария Сергеевна решилась представить Олю приемной комиссии Московского балетного техникума. Девочку чутко проверили и... не приняли. Тут проявился нрав Лели. Все свободное время она занималась хореографией, немного раз в неделю ездила хватать уроки у О.Н. Некрасовой. И ей повезло. Одна из принятых девочек захворала, и на освободившееся местоположение взяли Олю Лепешинскую.

Учиться было нелегко. Но темперамент, свобода и трудолюбие делали близкое занятие. Ее юношеский азарт позволял ей без затей из озорства прокрутить 64 фуэте. И вот 1933 год. Училище окончено. Ее ждал Большой театр. Это казалось очевидным, тем больше, что в первый раз на сцене этого театра юная балерина выступила в 10-летнем возрасте, когда училась во 2-м классе. В прологе оперы Снегурочка из кустов выскакивают озябшие пичужки, приветствующие весну. Одной из этих пичужек и была Оля Лепешинская. А в 1932 году она уже танцевала партию Феи Драже в балете Щелкунчик.

Большой театр для молодежи начинался с его филиала, где Ольга Лепешинская танцевала главную партию в балете Тщетная предосторожность в 1933 году. А в 1935 году была сенсационная премьера балета Три толстяка в постановке И.А. Моисеева. Спектакль был встречен в высшей степени доброжелательно. Рассчитанный на детвору, он стал интересным и для взрослых. Пресса также не скупилась на похвалы. 18-летняя Ольга получила известность.

В 1933 году случилось и ещё одно событие, на долгое время определившее дальнейшую судьбу О. Лепешинской. В райкоме комсомола ей дали важное поручение: приобщить старых артистов к общественной работе. С этим заданием юная комсомолка пришла в Клуб артистов (грядущий Центральный жилище работников искусств) в молодежную секцию, где ее избрали заместителем председателя правления. Так ЦДРИ вошел в бытие актрисы на многие десятилетия.

В 1939 году комсомолку Ольгу Лепешинскую избрали депутатом Московского совета. А до этого она уже не единственный год была членом Свердловского райкома и Московского горкома комсомола. В 1999 году, выступая на торжественном собрании, посвященном 80-летию комсомола, Ольга Васильевна сказала: Свою комсомольскую молодость я не променяю ни на что.

В феврале 1940 года в Большом театре состоялась премьера новой постановки балета Дон Кихот. Ольге Лепешинской была доверена партия Китри. Балет имел таковой счастливый момент, что О. Лепешинская была удостоена первой своей Сталинской премии. Этот балет прославил Ольгу Васильевну. Казалось, театр не выдержит аплодисментов, завершавших фуэте Лепешинской. Дон Кихот не нетрудно имел гигантский фарт. Он побудил лидировавший тогда в балете Ленинград пристальнее приглядеться к Москве. Весной 1941 года решено было позвать одну из московских балерин для выступлений в Ленинградском театре имени Кирова. Выбор пал на О.В. Лепешинскую. Выступления балерины на сцене Театра имени Кирова состоялись в мае 1941 года. Публика встретила ее Китри бурной овацией. С успехом прошел и второй спектакль.

В СССР была учреждена Сталинская премия двух степеней. В марте 1941 года появились ее первые лауреаты. Среди них была и Ольга Лепешинская. Она была удостоена премии 1-й степени за громадный вклад в искусство балета. Артистке было 24 года.

Началась Великая Отечественная махаловка. Комсомолка О.В. Лепешинская немедленно пришла в райком комсомола и потребовала, чтобы ее отправили на фронт. А ей предложили записаться на курсы медсестер. Артистка была возмущена как же так, потому что она сдала все нормы ГТО и имеет значок Ворошиловский стрелок. Тогда О.В. Лепешинская стала дежурить во время налетов вражеской авиации, проводить уезжавших на фронт служивый и офицеров. Однажды во время таких проводов она выступала, призывая бойцов крепче ударять врага, как нежданно кто-то из слушателей крикнул: Лепешинская, ты лучше станцуй. Присутствующие образовали круг, и артистка стала танцевать. Сменялись зрители, а Ольга все танцевала.

Вскоре в Большом театре была создана фронтовая бригада. Она так и называлась 1-я фронтовая бригада Большого театра. Первыми ее участниками стали В. Барсова, М. Михайлов, Е. Кругликова, А. Мессерер, К. Лаптев, Д. Журавлев и О. Лепешинская.

Первое выступление бригады состоялось в сентябре 1941 года перед бойцами и командирами 100-й стрелковой дивизии. В кровопролитных боях эта дивизия стала гвардейской, и ей вручили гвардейское полотнище стяга. В разрушенной церкви прошел концерт мастеров Большого театра. Артисты выступали с полной отдачей. И наградой им были счастливые лица бойцов, на миг забывших о страшной войне.

Пройдут годы. В 1975 году, намедни 30-летия Победы, Ольга Васильевна расскажет об этом концерте в выступлении по радио. А вскоре поступит сообщение. В нем автор напишет, как ему, в те дни 1941 года молодому офицеру, препоручили поддержать артистам в организации этого концерта, как отбирали лучших бойцов, как сложились судьбы некоторых из них. Сообщит он и о том, что дорогу, по которой бригада поехала домой, сквозь 30 мин затем отъезда перерезали немцы. Артисты чудом не попали к ним в руки. Но ничего не знала об этом Ольга Лепешинская, когда, счастливая и гордая, возвращалась в прифронтовую Москву.

С фронтовой бригадой она прошла всю войну. Площадка грузовика, поляна в лесу, палата в госпитале, сцена театра... Ей приходилось танцевать и на обычном грунте. И тогда на ее знаменитых фуэтэ нижняя конечность легко ввинчивалась в песок. Но веселье зрителей была выше боли и травм. Лепешинская старалась выступать как разрешено лучше. В реакция получала письма от офицеров и боец, благодаривших артистку за короткие минуты радости и счастья, подаренные ею.

Вот одно из таких писем. Заслуженной артистке республики Ольге Васильевне Лепешинской. Военный совет и Политическое управление Степного фронта выражает Вам глубокую признательность за участие в концертах для частей действующей Красной Армии и населения освобожденного от немецких захватчиков гор. Харькова. Рядовой, сержантский, офицерский состав и генералы фронта восхищены высоким художественным мастерством Ваших творческих выступлений и неизменно рады лицезреть и чувствовать Вас на фронте. Искренне желаем Вам новых успехов в развитии нашей прекрасной советской культуры! Командующий войсками Степного фронта генерал армии И. Конев. Член Военного совета Степного фронта генерал-лейтенант И. Сусайков. Начальник Политического управления Степного фронта генерал-майор А. Тевченков. 1 сентября 1943 г., действующая армия.

В мае 1945 года Ольга Васильевна получила телеграмму с благодарностью за свою работу во имя победы от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Но были не только выступления на фронте. Проходили и сольные концерты в тылу, сбор средств от которых поступал в фонд обороны и на возведение танковой колонны Советский артист. В 1942 году создается Антифашистский комитет советской молодежи, где Ольгу Васильевну избрали заместителем председателя. А ещё было творчество. 5 декабря 1943 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета Алые паруса, поставленного по одноименной повести А. Грина. Основной исполнительницей партии Ассоль в нем стала О.В. Лепешинская.

В 1943 году ее героиня, терпеливо ждущая свой довольный судно, поддерживала в людях бодрость, укрепляла веру в победный исход жестокой войны. Когда Ассоль с вершины скалы, взвив над головой платочек, широким жестом призывала свой судно, зрители вкупе с нею верили она увидит алые паруса, и ветер, наполняющий их, принесет ей отбояривание и фортуна.

9 мая 1945 года О.В. Лепешинская встретила в Варшаве. А на следующее начало дня получила телеграмму. Хореограф Р.В. Захаров сообщал, что ставит для нее балет Золушка на музыку С.С. Прокофьева, и просил спешно приехать. 21 ноября 1945 года балет вышел на сцену. Это была первая послевоенная премьера Большого театра. Постановщики сделали все, чтобы спектакль стал своеобразным подарком народу-победителю. Золушка трогательное создание Ольги Лепешинской показывала, что позже дней печали, одиночества, лишений неизбежно придут дни любви, счастья, добра, дни осуществленных надежд и мечтаний. За тот самый образ в 1946 году Ольга Васильевна была снова удостоена Сталинской премии.

А вскоре новая премьера: в апреле 1947 года на сцене Большого театра был возобновлен балет Пламя Парижа. Балерине была поручена партия Жанны, дочери разоренного и униженного крестьянина Гаспара. Эту образ она исполняла страсть сколько лет. И любой раз, идя с отрядом марсельцев на содействие восставшим парижанам или совместно с народом штурмуя Тюильри, она как бы возвращалась в годы своей комсомольской юности. Наверное, потому Жанна Лепешинской стала олицетворением юности, полной революционной романтики.

За эту образ она снова была удостоена Сталинской премии.

В самом конце 1949 года Большой театр выпустил в обновленной редакции балет Красный мак. Центральная партия Тао Хоа была поручена О.В. Лепешинской. Результатом стала Сталинская премия, уже четвертая, которой была удостоена О.В. Лепешинская. В 1951 году О.В. Лепешинской и Г.С. Улановой было присвоено звание народных артисток СССР.

Вспоминается этакий момент. 7 ноября 1953 года, танцуя в Красном маке, по ходу первого акта спектакля она сломала ногу. Дотанцевала его до конца и уже за кулисами потеряла рассудок. Врачи констатировали перелом аж в четырех местах. Но уже сквозь три месяца, на изумление всем, она танцевала главную партию в балете Фадетта. Ее выход на сцену зрительный зал встретил овациями стоя. Так было ещё только на спектакле Три толстяка в марте 1941 года потом присуждения ей первой Сталинской премии.

В 1956 году следом одного из приемов в Кремле Ольга Васильевна вышла на улицу. Моросил дождина, а машины за ней почему-то не прислали. Вышедший следом мужчина в военной форме, увидев ее растерянность, предложил подвезти. Ольга Васильевна понятия не имела, что рядом с ней немалый военачальник, генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов, а ее спутник и не думал, что едет с известной артисткой Ольгой Лепешинской. Короткий разговорчик в пути положил начало большому чувству. Вскоре они стали мужем и женой.

Это была удивительная пара. Стройный, благородной внешности генерал и невысокая, хрупкая балерина. Они шибко любили и берегли товарищ друга. Друзья по-доброму завидовали, наблюдая, как Антонов и Лепешинская, будто два голубка, общаются на французском, а по вечерам частенько собирались в их гостеприимном доме.

О.В. Лепешинская полно и удачно выступала на сцене, более того исполнила главную партию в фильме-балете Граф Нулин. Задумка вынести балет на телевизионный экран родилась ещё намедни войны, но только в 1959 году ее удалось воплотить в существование. Это был основополагающий в истории фильм-балет.

18 июня 1962 года Алексей Иннокентьевич Антонов скоропостижно скончался. Хоронили его на Красной площади, в Кремлевской стене. Ольга Васильевна, с трудом шла за урной с прахом самого дорогого ей человека. Шок был таким сильным, что она потеряла зрение. В 1963 году руководство отправило Ольгу Васильевну для лечения в Италию. Зрение ей возродили, но ещё некоторое время ей требовалось постоянное слежение врачей. Однако кипучая энергия Лепешинской не могла оставаться без дела. Поэтому когда Римская академия танца Санта Чечилия сквозь наше посольство обратилась к балерине с просьбой провести с ученицами немного показательных уроков, она согласилась, взяла класс и стала вкалывать. Так началась ее педагогическая существование в искусстве.

Возвратясь в Москву, О.В. Лепешинская пыталась возвратиться на сцену. Форма не потеряна, убеждала ее Г.С. Уланова. Но возвращение не состоялось. После смерти мужа из танца Лепешинской ушла веселье, заставлявшая зрителей заливаться слезами и заливаться во время ее выступлений. Знания и навык ее оказались не востребованы ни в родном театре, ни в хореографическом училище. И в это время руководители немецкой Комише опер Вальтер Фельзенштейн и Том Шиллинг пригласили Ольгу Васильевну подмогнуть им в создании балетной труппы. Так она стала представителем советского балета на немецкой земле.

Десять лет отдала она коллективу Комише опер. Потом были другие города, другие страны. За Римом и Берлином последовали Дрезден, Штутгарт, Мюнхен, Будапешт, Вена, Белград, Стокгольм, Нью-Йорк, Токио и многие другие города. Я объездила весь мир, говорит она, не была только в Австралии. О.В. Лепешинская стала почетным гражданином и Западного, и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма, многих других городов. Ольга Васильевна начальный агент советского балета, награжденный в Швеции почетной медалью имени Карины Ари, известной шведской балерины.

Много лет О.В. Лепешинская была заместителем председателя Комитета советских женщин, заместителем председателя правления общества СССР Япония, членом правления общества СССР США. Уже 30 лет Ольга Васильевна председатель оргкомитета международных конкурсов артистов балета в Москве. Она обозреватель Центрального телевидения и член редколлегии Энциклопедии балета.

Более 50 лет, ещё с довоенных времен, Ольга Васильевна являлась заместителем председателя Центрального дома работников искусств. В этом доме она получила свой начальный выговор за организацию выставки никому не известного тогда художника И. Глазунова. Теперь признанный мэтр, Илья Сергеевич считает О.В. Лепешинскую своей крестной матерью в искусстве.

Ольга Васильевна Лепешинская президент Российской хореографической ассоциации (1992), академик Международной академии творчества, действительный член четырех иностранных академий, член-корреспондент Академии искусств Германии, медик гуманитарных наук Филиппин, профессор. Уже больше 50 лет возглавляет государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа.

Народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственных (Сталинских) премий СССР О.В. Лепешинская награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Знак Почета, За заслуги перед Отечеством III степени, медалями За оборону Москвы, За доблестный работа в Великой Отечественной войне, орденами и медалями Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии. Она один в бывшем Советском Союзе кавалер высшего ордена Филиппин. Она отмечена Большим янтарным крестом Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства (За Талант, Труд, Честь и Постоянство).

В мае 2001 года Ольга Васильевна ещё раз избрана председателем правления Центрального дома работников искусств. Она по-прежнему излучает искрящийся прикол и неуемный заинтересованность ко всему новому и непознанному.

Живет в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Ольга Спесивцева Olga Spesivtseva

Ольга Спесивцева - выдающаяся русская балерина. Родилась 18 июля 1895 года.В 1923 году Ольга Спесивцева эмигрировала во Францию где стала ведущей..
читать далее

Ольга Бородина Olga Borodina

2 декабря Мариинский театр представит первую премьеру сезона оперу Сен-Санса Самсон и Далила. Партию Далилы исполнит Ольга Бородина, одна из самых..
читать далее

Ольга Лозовая Olga Lozovaya

Хотя Питер и отстает от Москвы в жанре мюзикла, зато держит первенство по оперетте. На недавнем Международном конкурсе им. Михаила Водяного в Одессе..
читать далее

Ольга Свиблова Olga Sviblova

Об особенностях фестиваля "Мода и стиль в фотографии", и не только о них, с Ольгой Свибловой поговорил корреспондент "Известий" Дмитрий Смолев.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий