Известные люди

»

Орландо Лассо

Орландо Лассо Orlando Lasso Карьера: Музыкант
Рождение: Бельгия
Имя его употребляется в разных формах: часто в латинской (Орландус Лассус), итальянской (Орландо ди Лассо, этот вариант предпочитал сам композитор), иногда во французской (Роланд де Латтр). В русском музыкознании употребительна итальянская версия.

Лассо родился в Монсе (нынче Бельгия). Биографы рассказывают о детстве музыканта маловероятные истории. Якобы, когда Лассо мальчиком напевал в хоре кафедрального собора Монса, его волшебный звук очаровал вице-короля Сицилии Фернандо Гонзага, воевавшего в Нидерландах в армии императора Карла V, и тот супротив воли родителей взял ребенка с собой в Италию. Однако, в архивах собора нет никаких упоминаний о подобном факте. Верно то, что позже Лассо жил в Неаполе, по-видимому в доме другого мецената, а быть может, он посетил и Рим, где, по рассказам, в возрасте 22 лет исполнял обязанности руководителя хора в церкви Сан Джованни ин Латерано.

Позже Лассо вернулся в Монс и, узнав о смерти родителей, отправился во Францию, а по некоторым сведениям, совершил и турне в Англию. На какое-то время он припоздал в Антверпене: там были напечатаны его первые мотеты и мадригалы. Во время пребывания в этом городе он получил приглашение от правящего герцога Альбрехта V Баварского сделаться музыкантом при его дворе в Мюнхене. Лассо прибыл в Мюнхен в 1556 или 1557 и вскоре получил пост придворного капельмейстера.

В эпоху, когда музыканты зачастую бывали без затей слугами в дворянских домах (более того Бах, столетием позже, в юности носил лакейскую ливрею), Лассо резво сумел завоевать почтение своего хозяина. Он женился на дочери одной придворной дамы и, по всей видимости, стал другом герцога и его семьи: во всяком случае, герцог принимал от музыканта приглашения на обед. Герцогская семейство состояла из страстных любителей музыки, но позволительно допустить, что в Лассо герцог ценил не только блестящего профессионала, но и остроумного, веселого собеседника: Лассо зачастую развлекал хозяев оригинальными анекдотами о музыке и музыкантах и более того поставил при дворе собственную музыкальную комедию.

Жизнь Лассо текла сравнительно постепенно, и благодаря покровительству герцога он мог всецело отдаться сочинению и изданию своих произведений - нескончаемого потока музыки. В качестве интерлюдий позволительно анализировать поездки Лассо во Францию и Италию (где папа Римский пожаловал музыканта в кавалеры ордена Золотой шпоры).

Слава Лассо распространилась по Европе, и второй его визит во Францию был связан с приглашением занять пост при дворе. Поступали предложения от короля Саксонского и разных итальянских вельмож. Однако герцог Баварский, не желая затерять музыканта, принял соответствующие меры: был подписан пожизненный контракт.

В последние годы жизни Лассо впал в меланхолию, что, бесспорно, сказалось на его здоровье: герцог освободил музыканта от придворных обязанностей, дал ему высокую пенсионную выплату и подарил загородный здание. Лассо умер 14 июня 1594 и был похоронен на мюнхенском францисканском кладбище. Ныне его надгробный монумент находится в Баварском национальном музее.

Творчество. При взгляде на огромное творческое наследие Лассо - полторы тысячи мотетов, 53 мессы, сотня магнификатов и других литургических произведений, полторы сотни мадригалов, сотни французских шансон, немецких песен (Lieder), вилланел, мореск (практически 'мавританская' - музыкально-танцевальная форма; в данном случае зарисовка негров-рабов в Неаполе) и других мелких пьес - вспоминается остроумное замечание Генделя по поводу его современника Телемана: 'Он мог положить на музыку каждый контент, более того афишу'. Лассо рассматривал музыку как зеркало, отражающее все стороны жизни.

Слава Лассо как церковного композитора связана главным образом с его непревзойденными мотетами. Его мессы прекрасны, но вряд ли могут быть названы сильно духовными произведениями, на все сто отвечающими литургическим целям. Существует взгляд, что Лассо заходит порой уж очень неблизко в этом направлении: в частности, он вводит в литургию темы песен с красноречивыми названиями 'Я ни в жизнь не ем свинину', 'Доброе вино', 'Давай стащим ячмень', приспосабливая к ним слова Св. Писания. Одна из лучших месс Лассо написана на очаровательную мелодию песни с совершенно откровенным названием 'Сладкое воспоминание'. Конечно, композитор не завсегда использовал в церковной музыке песенные темы; немного превосходных месс Лассо не имеют никакого отношения к светским мелодиям.

В полной мере драматические, описательные и изобразительные качества дарования композитора раскрываются в его мотетах, иллюстрирующих еле-еле ли не все евангельские события и сцены, а ещё в произведениях, основанных на прозаических и поэтических текстах Божественной литургии. Высшее достижение Лассо в церковной музыке строгого стиля - Семь покаянных псалмов. В одном из мотетов - изящном трехголосном песнопении на Рождество Христово - позволительно выявить некое предвосхищение вагнеровской лейтмотивной техники: волхвы во время своего путешествия к яслям Младенца все время восклицают: 'В Вифлеем!' Созданные композитором сто музыкальных версий Магнификата, образующие, по удачному выражению одного писателя, 'душевный букет, преподносимый Пречистой Деве', - уникальный монумент художественного вдохновения и также одна из вершин творчества Лассо.

В сфере светской музыки Лассо не имеет соперников посреди современников. Здесь открывается широкое поле для его склонности к шутке и сатире, и в особенности это проявляется в лаконичных пьесах - зарисовках характеров и сцен из повседневной жизни. Тут и юная подруга жизни, жалующаяся на черствость старого мужа, и потешный судейский чиновник, и юный затворник, и солдат-наемник, взывающий к даме сердца, и серенада влюбленного, и портрет возлюбленной. Уже в молодости, находясь в Италии, Лассо обратился к жанру мадригала; он черпал вирши из сокровищницы ренессансной поэзии, как итальянской, так и французской - Петрарки, Ариосто, Ронсара и их современников, и воплощал вдохновенные строки в музыке.

Лассо считается последним из нидерландских мастеров, которые главенствовали на европейской музыкальной сцене в течение больше столетия; на самом деле его творчество демонстрирует слияние нидерландского и итальянского стилей. Влияние итальянских мадригалистов преображает старое нидерландское полифоническое сообщение, основанное на равноправии всех голосов, в больше нынешний и обеспеченный возможностями манера. Лассо - единственный из величайших художников той эпохи, когда на протяжении жизни двух поколений складывается новая техника гомофонно-гармонического письма (мелодия с аккомпанементом) в мажоро-минорной ладовой системе.

Так же читайте биографии известных людей:
Орнелла Мути Ornella Muty

Красивая женщина и выдающаяся актриса, символ итальянского кинематографа, игравшая как в фильмах мастеров интеллектуального кино Марко Феррери и..
читать далее

Орсон Уэллс Orson Welles

С 15 лет начав играть в театре, он в 1933 присоединился к труппе Кэтрин Корнелл. Годом позже покинул ее и в качестве актера и режиссера вошел в..
читать далее

Ортенсьо Парависино Ortensio Paravisino

Ортенсьо Парависино - испанский оратор и поэт, реформатор церковной проповеди в духе эстетики культеранизма, монах ордена тринитариев. Родился 12..
читать далее

Орэра ВИА Orera VIA

Орэра - это семь юношей из Грузии, объединенных любовью к песне, семь великолепных музыкантов, которые играют на различных инструментах, танцуют и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий