Известные люди

»

Павел Нечепоренко

Павел Нечепоренко Pavel Necheporenko Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 31.8.1916
В год своего 80-летия в 1996 году Указом Президента РФ за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства музыкант был удостоен ордена За заслуги перед Отечеством IV степени.

Родился 31 августа 1916 года. Отец Нечепоренко Иван Игнатьевич, мореход. Мать Нечепоренко Агриппина Ульяновна, домохозяйка. Супруга Нечепоренко Татьяна Петровна, музыкант, преподаватель. Дочь Нечепоренко Ирина Павловна, окончила институт имени Гнесиных, пианистка, немного лет была концертмейстером П.И. Нечепоренко. Внуки: Юлия, музыкант; Марина; Анастасия; Алексей.

Имя Павла Ивановича Нечепоренко, выдающегося балалаечника и педагога просторно известно в России и за ее пределами, вписано золотыми буквами в историю русского исполнительского искусства ХХ столетия наряду с такими прославленными музыкантами, как Э. Гилельс, Д. Ойстрах, С. Лемешев, Л. Русланова... Исполнительское творчество П.И. Нечепоренко это незабываемые страницы музыкальной истории нашей Родины, зафиксированные в записях на радио, грампластинках, видеокассетах, статьях и монографиях. Павел Иванович относится к тем блестящим музыкантам, гений и мастерство которых определяют пути развития музыкального искусства. Он из плеяды тех художников, которые завсегда в поиске нового, ещё не изведанного, и в силу того что для других непонятного и недостижимого. Его по праву позволительно окрестить гением, добрым гением балалайки. Ведь как раз этому музыкальному инструменту он посвятил свою долгую бытие в искусстве.

Преданность избранному делу, одержимость вот то главное, что неизменно было присуще Павлу Нечепоренко.

Велик, кем прочно овладело

Одно, все другое поправ...

Упорствующий до предела

Почти неизменно бывает прав.

Эти строчки из стихотворения известного поэта Евгения Винокурова как воспрещено лучше определяют образ человека, посвятившего себя любимому делу, упрямо и страстно идущего к своей цели.

Вся существование П.И. Нечепоренко пронизана музыкой. С раннего детства он помнит себя поющим и играющим на музыкальных инструментах. Первые уроки игры на балалайке он получил от своего отца, далее занятия в самодеятельном оркестре народных инструментов под руководством А.А. Николаенко в Керчи, и, в конце концов, учеба в Ленинграде, в музыкальном техникуме имени М.П. Мусоргского у В.И. Домбровского.

Здесь, в Ленинграде, в 1936 году состоялось его знакомство с Борисом Сергеевичем Трояновским, тот, что отнесся к нему по-отечески. Общаясь с Трояновским, я учился у него, вспоминает Павел Иванович. На мою просьбу забрать меня в ученики Трояновский, к сожалению, ответил, что ни при каких обстоятельствах не преподавал и не будет: приходи, смотри, как играю, и учись... Именно так и поступал Павел. Был свидетелем создания многих знаменитых обработок Бориса Трояновского и на всю бытие запомнил полетный, чистый звук балалайки Трояновского, непринужденность его игры, выпуклость динамики и безупречность музыкальной формы исполняемых им произведений. Когда ему попалась пластинка другого замечательного балалаечника Николая Осипова, Павел выучил все произведения, звучавшие на ней, и повторял их вдогонку за своим кумиром, восторгаясь мастерством его исполнения.

В 1939 году Павел Нечепоренко оканчивает мелодический техникум, поступает на дирижерский факультет Ленинградской консерватории и выступает с концертами как солист-балалаечник Ленконцерта. После одного из концертов к нему подошел выдающийся российский композитор и ближний соратник В.В. Андреева Николай Фомин, тот, что с восхищением воскликнул: Я слышал игру Трояновского, знаю Осипова... Вас, без сомнения, ждет большое грядущее! И древний профессор не ошибся. В 1939 году на Всесоюзном смотре-конкурсе исполнителей на народных инструментах Павел Нечепоренко завоевывает первое местоположение и звание лауреата, поделив его со своим недавним кумиром Николаем Петровичем Осиповым.

Победа на конкурсе открыла перед молодым музыкантом большие перспективы. Он как собак нерезаных гастролирует по России, выступает на радио, записывает грампластинки. Во время Великой Отечественной войны Павел Нечепоренко остается в блокадном Ленинграде, как солист Ансамбля Военно-морского флота СССР выступает перед защитниками города, выезжает на Северный фронт. Его самоотверженная работа в грозные военные годы отмечена орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями За оборону Ленинграда, За победу над Германией. Вспоминая военные годы, ветераны Ладожской Краснознаменной флотилии в своем юбилейном адресе по случаю 60-летию музыканта писали: Звон струн Вашей балалайки мог передать нам тепло, веселье, роздых и вдохновлял моряков на новые подвиги.

После войны возобновилась активная творческая существование П.И. Нечепоренко, и в 1949 году на гастролях Оркестра имени Н.П. Осипова по Средней Азии за пульт встал юный дирижер, только что окончивший Ленинградскую консерваторию, Павел Нечепоренко. Он удачно провел гастроли, получил лестные отзывы от солистки Большого театра певицы В.В. Барсовой, заслужил одобрение художественного руководителя оркестра Д.П. Осипова и через два года, в 1951 году был приглашен в оркестр на место заместителя художественного руководителя и дирижером прославленного коллектива. Он с успехом дирижировал произведениями, требующими от оркестра особой виртуозности: это Полет шмеля из оперы Сказка о царе Салтане, Пляска скоморохов из оперы Снегурочка Н. Римского-Корсакова, произведениями Н. Будашкина, П. Барчунова, П. Куликова. Нечепоренко тонко аккомпанирует многим известным солистам-инструменталистам баянисту Сергею Колобкову, гусляру Всеволоду Беляевскому, балалайечнику Николаю Хаврошину, домристу Анатолию Александрову. В его сопровождении с удовольствием напевали солисты Большого театра В. Барсова, М. Максакова, М. Михайлов, С. Хромченко.

В 1952 году Оркестр имени Н.П. Осипова облетело радостное известие: Павел Иванович удостоен Сталинской премии (Государственной премии СССР) за выдающиеся достижения в музыкальном исполнительстве. Это событие определило дальнейшую судьбу артиста. Он становится солистом Госконцерта, насовсем оставляет дирижерский пульт и начинает как собак нерезаных концертировать заграницей. Но связь П.И. Нечепоренко с оркестром с годами не прервалась. Все это время он остается почетным членом художественного совета Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова. В год 75-летия оркестра П.И. Нечепоренко был награжден орденом Дружбы народов.

В 19501960-е годы о балалайке за рубежом знали негусто. Тем больше, что триумфальные гастроли андреевского оркестра стали забываться. Потому балалайка представлялась иностранцам чем-то экзотическим, сродни самовару или лаптям. В программе зарубежных гастролей Павла Нечепоренко стояли такие жемчужины важный классики, как Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа, Фантазия на темы оперы Кармен П. Сарасате, Испанский танец М. Де Фальи, Юмореска А. Дворжака, Пляска смерти К. Сен-Санса, произведения советских композиторов: С. Василенко, П. Куликова, Н. Будашкина.

Серьезно готовясь к зарубежным турне и всегда ощущая нехватку концертного репертуара, Павел Нечепоренко сочиняет немного концертных произведений это знаменитые сейчас вариация на тему Паганини, концертная пьеса на тему украинской народной песни От села до села, вариация на тему русской народной песни Час да по часу. Публика ждала от балалайки непритязательных русских наигрышей, а услышав виртуозные пассажи, гениальные мелодии любимых композиторов в своеобразной аранжировке Павла Нечепоренко, не могла выдержать от восторга. Как в сказке Андерсена, когда гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, вспоминает профессор Нечепоренко, балалайка в глазах гостей нашей страны превращалась в мелодический инструмент, наделенный своим неповторимым звучанием, состоятельный разнообразными приемами звукоизвлечения и штрихами, техничный и сильно национальный.

Неслучайно затем выступлений музыканта в газетах появлялись отзывы подобные этому: Павел Нечепоренко мастер игры на русской балалайке. Он саблезубый тигр в своем деле. Силой исполнения Фантазии Кармен он смог побороть красного быка, с которым боролся Геракл.

Для Нечепоренко каждое выступление это не только полная самоотдача, растворение в музыке, веселье раскрытия художественного образа, а и розыск идеального звучания произведения, боязнь не дотянуть до желанной черты. На сцене он нетороплив и серьезен. Ему в равной мере претят и суетность, и заигрывание с залом. От облика артиста веет спокойствием и уверенностью. Он властно уводит слушателей в мир своей музыки.

Звук балалайки Нечепоренко, дюжий, тембристый, обладает гипнотической силой, которая завораживает зал. В его руках она живет своей жизнью, имеет близкое физиономия, свой тембр и тон. Можно калякать об особенной манере игры с ее характерным, явственно фиксированным, предельно экспрессивным, во всех регистрах ярким звуком. В своей концертной практике музыкант обширно применяет разработанные и внедренные им в обиход балалаечников различные приемы игры и штрихи. С особым блеском звучат в его исполнении произведения Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта, И. Гайдна, И. Штрауса, П. Сарасате. По-новому, свежо и празднично слушаются в его обработке сочинения В. Андреева, С. Василенко, Б. Трояновского, Ю. Шишакова, П. Куликова и Н. Будашкина.

П.И. Нечепоренко известен и как даровитый педагог. Он не относился к педагогике, как к чему-то второстепенному, чем заполняют паузы между гастролями. Павел Иванович ни при каких обстоятельствах не ставил перед собой простых задач и в силу того что в одной из своих заметок 1960-х годов писал: Создавать профессиональную исполнительскую школу, расширить концертно-педагогический репертуар, вылезти на порядок мировых стандартов исполнительского искусства вот неотложная проблема инструменталистов-народников. Павел Иванович легко не представляет свою существование без работы в классе со студентами. Еще в 1936 году он начал преподавать в Музыкальном техникуме имени М.П. Мусоргского, где его учениками были Шитенков, Самсонов-Роговицкий, Шалов нынче обширно известные музыканты. После переезда в Москву П.И. Нечепоренко преподавал в Музыкальном училище имени Октябрьской революции, а потом (до 2004 года) в Институте имени Гнесиных. Среди его учеников известные балалаечники Владимир Болдырев, Валерий Зажигин, Александр Данилов. Каждый свежий выпуск в классе Нечепоренко дает новых замечательных исполнителей на балалайке, которые с гордостью говорят: Я ученик Нечепоренко. Анализируя сегодняшнее состояние жанра, позволительно прийти к выводу, что многое из того, о чем мечтал Павел Нечепоренко, сбылось. В России создана профессиональная учебное заведение игры на балалайке.

В год своего 80-летия в 1996 году Указом Президента РФ за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства музыкант был удостоен ордена За заслуги перед Отечеством IV степени.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Павел Нечепоренко это уникальное явление в русской музыкальной культуре. Его искусство исполнителя-виртуоза и педагога ещё до конца не осознано современниками и устремлено в грядущее.

Живет в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Овсянников Pavel Ovsyannikov

Президентский оркестр, руководимый П.Б.Овсянниковым, гармонично сочетает работу с оперными звездами (З.Соткилава, И.Архипова, Е.Нестеренко,..
читать далее

Павел Ривилис Pavel Rivilis

В 1959 году П. Ривилис окончил Кишинёвскую консерваторию по классу композиции Нахмана Лейба, ранее занимался также с Л. С. Гуровым и В. Г...
читать далее

Павел Смеян Pavel Smeyan

Павел Смеян - советский и российский музыкант, певец и актер. Родился 23 апреля 1957 года.Павел Смеян был участником таких коллективов как:..
читать далее

Павел Чесноков Pavel Chesnokov

Родился 24 октября 1877 г. в семье регента близ Воскресенска, ныне московской области. Советский хоровой дирижер, педагог и композитор.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий