Известные люди

»

Павел Никонов

Павел Никонов Pavel Nikonov Карьера: Художник
Рождение: Россия, 30.5.1930
В залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка Павла Федоровича Никонова - одного из основоположников сурового стиля; в 1962-м - автора знаменитых Геологов, экспонировавшихся тогда на разгромленной Никитой Хрущевым выставке к 30-летию Московского союза художников; впоследствии - народного художника России и действительного члена Российской академии художеств.

- Ваши ровесники, шестидесятники, уже удостоившиеся экспозиций в Третьяковке, выстраивали свои персональные экспозиции как ретроспективы. Вы также могли приступить, допустим, с Геологов, а завершить недавними вещами, написанными в деревне Алексино в Тверской области. Однако на экспозиции только самые недавние работы. Почему так получилось?

- Предложение свершить выставку, которое возникло год вспять, застало меня врасплох. Я стал судорожно подготавливаться, что-то пересматривать. Не было никакого желания являть ретроспективу, я решил, что это будет такая рабочая экспозиция. Последние вещи нигде не показывались: в Московском союзе художников давнехонько не было общих экспозиций. Работы накопились, и хотелось представить то, что сделано в последние годы. Это совпало, уместно сказать, и с позицией Третьяковской галереи: они также решили учинить камерный простой показ. Здесь то, что сделано за последние четыре-пять лет. В основном вещи деревенские - я езжу в одно и то же местоположение вот уже тридцать лет.

- Скажите, на ваш точка зрения, термин левый МОСХ, с которым связывают все эти имена, имеет ли в эти дни право на наличие - хотя бы для того, чтобы обрисовать установленный исторический отрезок времени московского искусства?

- Думаю, да. В отрезок времени 1950-х - начала 1960-х годов внутри МОСХа (Московского отделения союза художников РСФСР.) сформировалась такая группа художников, которая жаждала перемен - новых экспозиций, свободного обмена мнениями. Это возникло как преддверие оттепели, назревало не только в изобразительном искусстве, но и, к примеру, в литературе и сыграло сильно важную и положительную образ в подготовке того, что опосля позволительно было прозвать прорывом.

- Можно ли установить жесткие временные рамки существования левого МОСХа и список причастных к нему художников?

- Такого исследования не было, но я думаю, что все формировалось кругом авторов старшего поколения - таких, в частности, как Виктор Эльконин.

- А Александр Лабас или Александр Осмеркин?

- Нет, это люди, которые создали родное искусство. В 1960-е годы они также работали, но в общественном плане уже как бы высказались и потому что занимали достаточно пассивную позицию. Но была группа художников, которые стремились утвердить себя. Помимо Эльконина, это Андрей Васнецов, художники круга Владимира Фаворского. А мы, группа Девять, тогда только что вошли в союз. Левый МОСХ - это было сильно массовое явление.

- Современные арт-критики готовы довольно тепло чиркать более того об официальном искусстве социалистического реализма, но понятие левый МОСХ у многих вызывает максимальное раздражение. Почему это деликатное и менее плакатно-агитационное, чем соцреализм, искусство провоцирует настолько неприязненное к себе касательство?

- Я удивляюсь изредка резкому тону в адрес левого МОСХа - навалом выдумок, невпроворот легенд. Объясняю их тем, что пишут в основном люди молодые, которые тот самый отрезок времени не застали и физически его не ощутили. Еще одна причина: соцреализм был законченным в стилевом выражении направлением в искусстве, весьма толково отражал общую идеологию. А левый МОСХ был немножечко размыт, аморфен, зачастую более того не окончательно аргументирован с профессиональной точки зрения. Мы обращались к опыту художников Бубнового валета, Фалька, к тому, что уже было выражено, вследствие этого элементы эклектики присутствовали в этом движении. Может быть, поэтому оно кажется молодым искусствоведам не совершенно чистым и ясным. Сейчас вообще тенденция такая, что свойство живописи не немаловажно, это как раз ложится на концепцию современного видения изобразительного искусства.

- Вы преподаете в Суриковском институте. Насколько молодым художникам в эти дни психологически тяжело вступить на стезя станкового искусства?

- Сегодня молодым значительно сложнее, чем раньше: между институтом и тем, что их после этого ожидает, - пропасть. Они как бы выбрасываются на улицу, на сквозняк, судорожно пытаются разыскивать свою нишу, но перед ними рынок и галереи, где нужно как-то пристраиваться, крушить себя.

- Есть ли посреди представителей современного искусства авторы, которые у вас учились и о которых вы жалеете как о не пошедших по пути искусства традиционного?

- Есть. Сергей Шеховцов, работающий в текущее время с поролоном. Он достаточно известен. Невероятно способный был живописец, ученик Коли Андронова. Но есть пацаны, которые продолжают действовать и по окончании института. Приходится их опекать - включать в состав творческого союза, подсоблять с мастерскими. К сожалению, ни академия, ни сам союз этим не занимаются, а оттого что в родное время была хорошая программа поддержки молодежного искусства.

- Что важнее - углядеть свою выставку самому, явить работы знакомым, достичь успеха у публики?

- Улицезреть самому, в первую и во вторую очередность. Может быть, в третью

Его будни

Павел Никонов родился 30 мая 1930 года. С 1949 по 1957 год учился в МГХИ имени В.И. Сурикова, в год окончания института вступил в Московский союз художников. В 1959-м - первая творческая поездка в Сибирь, на Братскую ГЭС. Через год Никонов написал картину Наши будни, ставшую одним из манифестов сурового стиля времен хрущевской оттепели. В 1962-м только что написанной картиной Геологи участвовал в знаменитой экспозиции в Манеже, разгромленной Никитой Хрущевым. С того же года начал участвовать в экспозициях группы Девять и других многочисленных выставках.

В 1994 году его работы вошли в экспозицию Шестидесятники в девяностые в Третьяковской галерее.

Народный художник РФ и действительный член Российской академии художеств, с 1998 года Никонов руководит мастерской станковой живописи в Суриковском институте. Его произведения хранятся в собраниях ГТГ, Русского музея и во множестве других коллекций в России и за рубежом.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Федотов Pavel Fedotov

Глядя на рисунки Федотова, кажется, что интимный мир художника помещён им под лупу.
читать далее

Павел Филонов Pavel Filonov

Рано осиротев переехал в Петербург, где брал уроки живописи. С 1908г. Павел Филонов учился в Академии искусств, откуда был исключён в 1910г. В..
читать далее

Павел Чистяков Pavel Chistyakov

Русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи.
читать далее

Павел Винник Pavel Vinnik

Павел Винник никогда не играл героев-любовников, да и вообще главные роли в кино ему поручают редко. Обычно он появляется в фильме в эпизодах, но..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий