Известные люди

»

Павел Песков

Павел Песков Pavel Peskov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 26.1.1918
Всего совершил 368 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 20 и в составе группы 6 самолётов противника.После войны продолжал службу в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й cтепени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, "Знак Почёта", медалями, иностранными медалями.

Родился 26 Января 1918 года в деревне Фёдорово, в настоящее время Орехово - Зуевского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 3 курса Орехово - Зуевского текстильного техникума. С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Январю 1942 года начальник звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( Калининский фронт ) Гвардии Капитан П. И. Песков совершил 164 боевых вылета, из них 32 на штурмовку активный силы и боевой техники противника. В 13 воздушных боях сшиб 7 самолётов противника. 5 Мая 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого совершил 368 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб лично 20 и в составе группы 6 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. С Января 1979 года Генерал - Майор авиации П. И. Песков - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й cтепени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, "Знак Почёта", медалями, иностранными медалями.

* * *

Павел Ильич Песков родился в 1918 году в деревне Фёдорово Орехово - Зуевского района Московской области. По окончании 10-летней школы был направлен московской комсомольской организацией в Качинскую военную авиационную школу. В 1939 году в звании Младшего лейтенанта начал службу в рядах Красной Армии.

...Август 1941 года. Западный фронт. Аэродром Кулешовка. День погожий, тёплый. Возвратившись с задания самолёты единственный за другим делают посадку. Зарулив на стоянку и передав машины техникам, лётчики спешат на командный пункт полка. Первым о выполнении боевого задания докладывает начальник группы Лейтенант Фёдор Мочалов. Его время от времени дополняет широкоплечий лётчик в кожанном реглане. Это Павел Ильич Песков, или Паша, как его любовно называют в полку.

На выполнение боевого задания 9 самолётов Ил-2 вылетели ранним утром в сопровождении 7 истребителей. "Ильюшины" должны были причинить потрясение по вражескому аэродрому. Но ещё на подходе к нему нашу группу штурмовали два Ме-109. Их тотчас связали боем лётчики В. Давыдов и Ю. Друкарь. Остальные наши лётчики, увеличив прыть, устремились к земле, к местам скопления вражеских самолётов. И уже посредством немного секунд на поле появились первые дымки горящих вражеских машин.

Попытавшийся взмыть единственный из "Мессеров" был тут же атакован Песковым. Спустя немного секунд, подбитый Ме-109 упал в чаща на краю аэродрома. За первым заходом последовал второй, третий. Ещё заход. И еще раз к земле устремляются десятки реактивных снарядов и бомб. Аэродром заполняется огнём и густым чёрным дымом.

Прилетевший сквозь 30 мин свойский разведывательный самолёт с трудом произвёл съёмку результатов этого налёта. Фотоснимки подтвердили, что наши лётчики "поработали" неплохо. Вэтого в результате налёта ими было уничтожено возле 20 вражеских самолётов и 2 склада.

- При выполнении задания в особенности отличился лётчик Песков, - закончил свой отчет Лейтенант Молчанов.

Присутствующие при докладе с уважением и какой - то особой теплотой смотрят на Пашу. А тот, застенчиво улыбаясь, ещё сильнее сжимает свой шлемофон, стараясь утаить беспокойство.

Лейтенант П. И. Песков начал биться с первого дня войны, отступал с боями от западной границы до Москвы. Это он сообща со своими боевыми товарищами Фёдором Мочаловым, Степаном Горюновым, Михаилом Нюниным, Анатолием Соколовым, Василием Ефремовым, Иваном Лавейкиным, Николаем Романовым, Борисом Журиным, Фёдором Даховым, Григорием Онуфриенко, Борисом Сухановым и другими лётчиками 129-го истребительного авиационного полка начал первые воздушные бои на дальних подступах к Москве в грозные и трудные дни 1941 года.

Это он, Павел Песков, вкупе с лётчиками полка штурмовал прикрытые сильным зенитным огнём вражеские аэродромы в Смоленске, Ельне, Шаталове, Ярцеве, Ново - Дугине, Холме. Вместе с лётчиками своего полка и штурмовиками полка Майора Л. Рейно он принимал активное участие в срыве планов наступления немецких танковых колонн в районе Ярцева и Великих Лук.

Уничтожив 11 вражеских самолётов в воздушных боях и 7 при штурмовке аэродромов, Песков внёс весомый вклад в общее цифра уничтоженных полком неприятельских самолётов. Усилия лётчика - истребителя не пропали даром. В битве под Москвой 129-й истребительный авиаполк, в котором сражался Павел Песков, 6 Декабря 1941 года в числе первых шести авиационных полков получил право именоваться Гвардейским и стал именоваться 5-м ГвИАП.

Очень почётно сделаться Гвардейцем. Это и награда и признание боевых заслуг. Но почётное звание и ко многому обязывает. И Песков вновь, в настоящее время уже на Калининском фронте, поднимается во фронтовое небосвод, чтобы принять участие в жестоких воздушных схватках с самолётами противника.

Особенно памятен воздушный махач, проведённый Павлом Песковым со своими товарищами в Марте 1942 года. Он вошёл в историю полка под названием "5 супротив 30". Наших было 5 истребителей, немцев - 30 истребителей и бомбардировщиков.

В тот день пятёрка ЛаГГ-3, возглавляемая Героем Советского Союза Гвардии Капитаном Василием Ефремовым, держала вектор движения в район Ржева, чтобы закрыть атакование наземных войск частей 30-й Армии. Тёмной, побуревшей лентой уходила на запад стезя. Разрушенные колхозные постройки, машинно - тракторные станции, уродливые скелеты разбитых немецких танков, бронетранспортёров, автомашин. Привычные фронтовые картины. Промелькнули опустевшие, выжженные деревни, одиноко маячившие печные трубы. И вот уже внизу черта фронта.

Идя с набором высоты, пятёрка "ЛаГГов" встретила смешанную группу противника из 20 бомбардировщиков, прикрываемых 10 истребителями. Здесь были и "Юнкерсы" и "Мессершмитты". Внизу, на земле, дрались наши пехотинцы. Вражеские самолёты шли бомбить советские войска на авангардный. Надо было заслонить их от атак противника с неба.

На здоровущий скорости, с полупикирования наша пятёрка быстро атаковала врага. Казалось, в махач рванулась одна гигантская агрегатина, управляемая одним мотором, одним сердцем, одной властной, умелой и сильной рукой. И уже сквозь немного минут, дымя, отвалил в сторону единственный из "Юнкерсов", а за ним второй, третий. Строй самолётов противника был нарушен. А без строя бомбардировщики - шибко удобные мишени. Немцы понимали, что в таких условиях их могла спасти только прыть. И они поспешили "облегчиться", сбрасывая бомбы куда попало.

В это время на наших истребителей набросились Ме-109. Тогда Гвардейская пятёрка разделилась на две группы: Ефремов, Песков и Лавейкин связали боем "Мессеры", а Дахов и Журин продолжали штурмовать отходящие "Юнкерсы".

Уже 25 минут длился воздушный мордобой. Звуки завывающих моторов смешиваются с грохотом пушек и треском пулемётных очередей. Искусно маневрируя, Гвардейцы наносят потрясение за ударом. Вот пошла к земле третья вражеская агрегатина, четвёртая, пятая... Сокрушительные удары Гвардейцев надломили волю немецких лётчиков и они пустились наутёк. Семь вражеских машин уничтожили наши пацаны в этом бою и не потеряли ни одной своей.

Сотни бойцов и командиров, не отрываясь, с затаённым дыханием следили за воздушной дуэлью. Махая руками и подбрасывая кверху шапки, они восторженно приветствовали победителей. Показав в реакция крыльями, истребители взяли вектор движения на свой аэропорт.

После возвращения, только в бронеспинке самолёта Пескова мастер насчитал 13 вмятин от осколков и пуль. А пробоин в фюзеляже и плоскостях и не сосчитать. Не агрегатина - решето !

...Усталые, возбуждённые лица лётчиков. Но с какой радостью докладывали они командиру полка о результатах своего боевого вылета. А потом был разбор проведённого боя. Командир эскадрильи Капитан Ефремов мог выудить наука из боевой практики. Умел по косточкам разобрать каждую ошибку, допущенную в бою, разобрать так, что более того победитель непредумышленно опускал голову. Но на тот самый раз всё было по-другому. В конце разбора Ефремов с восхищением сказал: "У нашего Паши Пескова настоящая Гвардейская хватка !"

Такое на фронте бывало нечасто. И эта похвала командира эскадрильи в глазах лётчиков стоила полно. К тому времени Павел Песков совершил 267 боевых вылетов, 56 из них - на штурмовку. В 29 воздушных боях сшиб 13 самолётов. Был награждён тремя орденами Красного Знамени. 5 Мая 1942 года за мужество и воинское мастерство, проявленные в боях с врагами, Павлу Ильичу Пескову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В единственный из Майских дней 1942 года группа Героев - лётчиков была приглашена в Москву для вручения наград. Впервые Павел Песков был в Кремле, в Георгиевском зале. С необычным волнением принял он из рук Михайла Ивановича Калинина орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".

...В отрезок времени небольшого затишья на Ржевском направлении фронта в Июле 1942 года Гвардии Майору П. И. Пескову руководство поручило уехать с несколькими лётчиками на авиационный предприятие, выпускающий самолёты Ил-2, и вручить замечательному коллективу этого предприятия - победителю в социалистическом соревновании - переходящее Красное полотнище стяга Государственного Комитета Обороны. Делегация провела на заводе немного дней. Там она встретилась с рабочими, инженерами, посетила конструкторское бюро, возглавляемое С. В. Ильюшиным.

На заводе лётчики навалом выступали на митингах, в цехах, беседовали с рабочими, рассказывали им о своей фронтовой жизни и боевой работе. В тёплой, дружественной обстановке прошёл заключительный конец дня встречи лётчиков - Гвардейцев с рабочими авиационного завода. А посредством немного дней Песков уже опять был на фронте, опять начались жаркие поединки с опытным, коварным врагом, зачастую численно превосходящим.

Однажды Песков и его ведомый во время патрулирования встретились с 4 немецкими истребителями. Хотели их штурмовать. Но выше кружилась ещё одна четвёрка. Из - за здоровый облачности её обнаружили не разом. Первая четвёрка ретировалась, а вот со второй завязался мордобой. Немецкий лётчик обстрелял машину Пескова и перебил управление. Пилот был ранен в ногу. Скрепя сердце, он принял заключение оставить самолёт. Внизу проходила черта фронта. Парашют Пескова неторопливо опускался с высоты 2500 метров, а "Мессеры" подлетали к русскому лётчику и стреляли в живую мишень.

Приземлился Песков на нашей территории. Подбежала девица - санитар, стремительно и сноровисто оказала раненому лётчику первую подмога. Шесть осколков пробили его ногу. Пескова отправили в лазарет.

Таких ожесточённых поединков с врагом было у лётчика много. После возвращения из госпиталя в свой полк Павел Ильич сшиб ещё 3 вражеских самолёта.

В Феврале 1943 года штурман 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Павел Песков был назначен на место лётчика - инструктора Управления боевой подготовки фронтовой авиации. Теперь в его обязанности входила ревизия готовности молодых лётчиков к ведению боевых действий. Песков вылетал вкупе с ними, наблюдал их в деле и давал оценку их практическим навыкам и умениям. Но неужели мог он, боевой лётчик, индифферентно оставаться на земле, когда летали его друзья, его ученики ! Он рвался в небеса, чтобы снова помериться силами с неприятелем, чтобы ударять его беспощадно. И сызнова стал летать. Инструктор учил молодых не только словом, но и личным примером. К первым 16-ти сбитым вражеским самолётам на счету Пескова прибавилось ещё 4.

Свой финальный, 368 боевой вылет Гвардии Майор П. И. Песков совершил над Берлином, в группе истребителей, сбросивших красные стяги на рейхстаг. Чувство огромной, ни с чем не сравнимой радости наполняло сердца лётчиков, когда они пролетали над логовом поверженного врага. Войну он закончил имея на счету 20 личных и 6 групповых побед.

После войны Павел Ильич Песков поступил обучаться в Военно - Воздушную академию. Ему хотелось исследовать накопленный боевой навык, расширить свои знания. Он удачно окончил академию в 1950 году и стал служить в Управлении учебных заведений Военно - Воздушных Сил. На его глазах в послевоенные годы авиация вооружалась новой могучей техникой. Дозвуковые реактивные самолёты были заменены сверхзвуковыми, прыть которых в 2 раза выше скорости звука. Они оснащены мощным ракетным вооружением. Чтобы овладеть всеми знаниями, необходимыми современному военному лётчику, курсанты должны невпроворот и упрямо обучаться. Программы, по которым они обучаются, составлены при непосредственном участии Павла Ильича Пескова. Он был в курсе всех вопросов подготовки молодых лётчиков. Его нередко разрешается было видать и на лётном поле, и в аудиториях авиационных училищ.

...Более 35 лет стоял в стою крылатых Павел Ильич Песков. Он стал Генералом, время посеребрило его виски, но он по - прежнему оставался молод душой. Все свои силы и знания, всё тепло своего сердца отдавал он делу подготовки молодых кадров для Военно - Воздушных Сил страны. А ему было чем поделиться с молодым поколением !

Часто выступал Павел Ильич со своими воспоминаниями и перед авиаторами. И неспроста они постоянно так чутко вслушивались в его слова. Ведь тот самый дядя прошёл через жар сражений, побывал в жарких воздушных боях, познал горечь потерь и веселье побед...

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Пологов Pavel Pologov

Павел Пологов - Герой Совесткого Союза, советский военный лётчик. Родился 23 сентября 1913 года.Участник боёв на Халхин-Голе, Советско-финской и..
читать далее

Павел Поляков Pavel Polyakov

Гвардии Старший лейтенант П. Я. Поляков совершил 100 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, штурмовыми ударами нанёс ему..
читать далее

Павел Путивко Pavel Putivko

Участник национально - революционной войны испанского народа с Ноября 1936 года по 0 года. Летал в составе 1-й эскадрильи И-16, базировавшейся на..
читать далее

Павел Рыбалко Pavel Rybalko

Родился 23 октября 1894 года в селе М. Истороп Лебединского района Сумской области на Украине.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий