Известные люди

»

Павел Таран

Павел Таран Pavel Taran Карьера: Герой
Рождение: Украина
Когда началась Великая Отечественная война, П. А. Таран командовал авиазвеном, затем командовал эскадрильей, гвардейским бомбардировочным авиаполком. Участвовал в боях на Украине, в Крыму, Белоруссии, Прибалтике, водил самолеты в глубокий тыл врага, вплоть до Берлина. Всего за годы войны совершил 386 успешных боевых вылетов. 20 июня 1942 года П. А. Тарану присвоено звание Героя Советского Союза. 13 марта 1944 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Павел Андреевич Таран родился, в семье крестьянина. По национальности украинец. Член КПСС с 1942 года. После окончания школы ФЗО работал электриком на Никопольском металлургическом заводе. Без отрыва от производства учился в аэроклубе. В 1937 году был принят в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Участвовал в освобождении Западной Украины.

После войны благополучно окончил Академию Генерального штаба. Ныне генерал-лейтенант авиации П. А. Таран продолжает службу в Советской Армии.

С дважды Героем Советского Союза Павлом Андреевичем Тараном, сегодня генерал-лейтенантом авиации, мы служили вкупе в окончательный год Отечественной войны и славно знали приятель друга. Но случилось так, что начиная с середины сорок шестого года наши служебные пути вдруг разошлись. И с тех пор мы ни разу не виделись.

И вот саммит сквозь многие годы. Смотрю на Павла Андреевича, и кажется, что он нимало не изменился. Все та же веселая улыбка, молодцеватый внешность.

Павел Андреевич пригласил меня в свой офис. В руках он держал книгу Крылья Качи.

Только что прочитал. Очень интересная книга о Качинском авиационном училище. В 1938 году вслед за тем Никопольского аэроклуба и мне посчастливилось его окончить, воодушевляясь, сказал генерал. Я горжусь этим! Горжусь оттого, что на качинском летном поле получили путевку в небосвод покоритель штопора Арцеулов, главные маршалы авиации Жигарев и Вершинин и маршалы авиации Руденко, Скрипко, Судец, Жаворонков, прославленные летчики Покрышкин, Амет-Хан Султан, Дмитрий Глинка и многие другие. Читаешь их летные биографии, и сердце наполняется гордостью за нашу славную авиацию...

Качинское училище для П. А. Тарана начало его богатой авиационной биографии. Потом первые шаги в строевой части и первостепеннный мордобой на Карельском перешейке. Тогда ему было всего 23 года. За храбрые и дерзкие налеты на объекты врага начальник воздушного корабля Павел Таран был удостоен первой правительственной награды ордена Красной Звезды.

Великую Отечественную войну начал командирой звена, продолжает сказывать Павел Андреевич. Затем стал командиром эскадрильи. Остальное сам знаешь...

Остальное это напряженная боевая служба над просторами Украины, в небе Крыма и Северного Кавказа, над лесами Белоруссии и на других участках советско-германского фронта. Остальное это сложнейшие и опаснейшие удары по важнейшим военным, стратегическим объектам, требовавшие высшего летного мастерства, храбрости, исключительного напряжения всех моральных и физических сил.

Павел Андреевич скромный джентльмен, он не любит сказывать о себе. Родился на Днепропетровщине в бедной крестьянской семье. Простоту и скромность унаследовал от отца Андрея Андреевича. Как и папа, Павел не любит высокопарных фраз, кичливости, а слова героизм, отвага в применении к себе сносить не может.

При разговорах о боевых полетах чаще всего употребляет словечко работа: За Днепром, под Киевом и Запорожьем довелось поработать немало, Над Керчью, Данцигом и Варшавой пришлось здорово попотеть!.. Слушаешь его, и кажется, что речь идет об обыкновенном будничном деле человека мирной профессии.

Боевую работу Павел Таран начал на второй день Великой Отечественной войны. Эскадрилья поднялась по тревоге и взяла вектор движения на запад. Экипажам тяжелых бомбардировщиков предстояло необычное поручение причинить бомбовый потрясение по скоплению танков в населенных пунктах западнее Ровно. Таран вел в том полете одно из звеньев. Ни атаки вражеских истребителей, ни заградительный жар зениток не остановили мужественных авиаторов. Они вышли в аккурат на мишень. И штурман лейтенант Быков поджег два танка, которые загорелись, как будто факелы.

Другие экипажи и звенья кроме того действовали смело и совершенно. Они подожгли немного танков и автомашин. Врагу был нанесен ощутимый урон. Но не успели бомбардировщики уйти от цели, как на них набросились истребители противника. Завязался воздушный мордобой. Павел Таран умело маневрировал, и стрелок-радист сержант Сытник сшиб мессера. Еще две победы в бою одержали другие экипажи. За действиями звена наблюдал в воздухе начальник полка майор Микрюков. После посадки он поздравил Тарана с успехом и сказал:

Хвалю за умелые и храбрые действия. Так удерживать и дальше, старшой лейтенант!

И офицер Таран с честью и достоинством выполнял свой воинский должок.

Фронт борьбы становился все шире и шире. Не только полк, но подчас более того эскадрильи стали осуществлять разные задачи: одни бомбили скопление войск в населенных пунктах и на дорогах, другие летали на разведку, третьи уничтожали живую силу и технику врага на железнодорожных станциях и узлах. Павел Таран и его боевые товарищи понимали, что все задания трудные, для их выполнения необходимы не только смелость и решительность, но и умение, находчивость каждого члена экипажа. И они настойчиво учились в боях.

В очередной полет Павел Таран повел пятерку бомбардировщиков, чтобы ликвидировать большой склад боеприпасов противника. Штурман точь-в-точь вывел группу на поворотный ориентир, откель самолеты должны были забрать боевой вектор движения на мишень. Таран подал команду:

Боевой! Группе сомкнуться для удара! Как только бомбардировщики развернулись, из-за облаков со стороны солнца показалась девятка вражеских истребителей.

Справа спереди истребители, сразу же предупредил Таран. Приготовиться к отражению атаки!

Летчики заняли строй для боя. Пока штурманы вели боковую наводку и прицеливание по дальности, воздушные стрелки-радисты прильнули к прицелам. И когда фашистские летчики ринулись в атаку, их встретили дружным огнем. Два мессера из ведущего звена загорелись и стали валиться на землю. Атака других не имела успеха. Тем временем штурманы вывели бомбардировщики на предмет. Бомбовый залп пришелся по территории склада, и немедленно языки пламени взметнулись приподнято вверх.

Молодчина! крикнул штурману Таран.

Повторные атаки мессеров стоили им ещё двух истребителей. Пятерка, ведомая Тараном, вернулась на базу в полном составе.

Но не завсегда шло так гладко, как бы хотелось. Однажды группа бомбардировщиков получила задачу причинить потрясение по скоплению активный силы и техники противника на шоссе около города Дубно. И вот, придя в район цели, звенья растянулись, некоторые экипажи увлеклись индивидуальным бомбометанием. Неожиданно налетели истребители врага. В неравном воздушном бою в экипаже Тарана был убит штурман лейтенант Быков и смертельно ранен стрелок-радист сержант Сытник. Правая плоскость самолета загорелась.

Фашистские летчики считали, видимо, что с бомбардировщиком все покончено, они развернулись и ушли на запад. Таран стал кидать авиалайнер вниз, в стороны и резким скольжением сшиб полымя. В тот самый миг отказало управление. Машину грубо накренило налево, и она резво пошла к земле. Павел открыл колпак, и его, как пылинку, вышвырнуло из кабины. На низкой высоте он дернул за колечко парашюта и приземлился неподалеку от упавшего самолета. С помощью прибежавших из деревни колхозников пилот отыскал останки дорогих ему людей Быкова и Сытника и похоронил их на окраине села в братской могиле.

Через три дня Таран был уже в родном полку. Он получил иной авиалайнер. Штурманом в его экипаже стал старшой лейтенант Федор Дудник, радистом старшой сержант Женя Ермоленко, а воздушным стрелком Степан Бондаренко. Экипаж коммуниста Павла Тарана, как и другие экипажи, по нескольку раз в день вылетал на боевые задания, огнем фугасок и зажигалок, меткими пулеметными очередями уничтожал живую силу и технику врага. Постепенно экипаж освоил полеты ночью, стал исполнять самые сложные задачи.

Как-то разведка донесла, что у одного населенного пункта сосредоточилась танковая колонна, скопилось немного батальонов пехоты. Необходимо было причинить бомбовый потрясение. Командир выделил для этого полета пятерку экипажей, ведущим которой назначил Павла Тарана. Ставя задачу, начальник предупредил:

Погода на маршруте и в районе цели плохая. Удар придется наносить с минимальной высоты.

Сделав круг над аэродромом, группа легла на заданный вектор движения. Низкая облачность и моросящий дождик затрудняли ориентировку. Но, несмотря на это, Таран сообща со своим штурманом Федором Дудником метко вывели самолеты на мишень, и пятерка под его командованием с ходу ринулась на врага.

Нервы у летчиков были напряжены до предела, под огнем врага штурманы вели боковую наводку и прицеливание. Только бы не промахнуться, стучало в голове офицера Дудника. А навстречу, подобно тому как светлячки, уже летели пучки трассирующих пуль. Несмотря ни на что, он энергично делал довороты самолета. Нажата боевая кнопка и тут же вниз в гущу танков посыпались бомбы. Ведомые экипажи сбросили бомбы, выполнив прицеливание индивидуально, что немаловажно повысило эффективность удара.

По команде Тарана группа резво сомкнулась. После разворота летчики снова штурмовали противника.

Выполнив поручение, наши бомбардировщики вернулись на свой аэровокзал в полном составе.

Вскоре в полк от командующего наземной армией пришла телеграмма: Благодарим за дерзновенный и точный бомбовый потрясение. Соединение переходит в контрнаступление. Ходатайствуем о представлении участников полета к правительственным наградам.

Такая оценка боевого полета, полученная от наземного командования, окрыляла воздушных воинов, и они с ещё большим желанием рвались в мордобой. Пока летчики отдыхали, техники осмотрели и заделали пробоины в плоскостях и фюзеляжах самолетов, заправили их горючим, боеприпасами. И когда наступили полумраки, Таран и его товарищи на этих же боевых машинах ушли в отдаленный полет бомбить ж-д узел, на котором скопилось страсть сколько воинских эшелонов с техникой и активный силой противника.

И так без малого любой день.

Никогда не забудется в памяти Павла Тарана день 21 июня сорок второго года. На рассвете экипаж ушел на разведку. После фотографирования объектов встретился в воздухе со звеном вражеских истребителей. Ведя жар и маневрируя по высоте и скорости, экипаж вырвался из клещей и удачно прилетел на свою базу.

Во второй половине дня в составе эскадрильи Таран вылетел на бомбежку наступающего на юге противника. Поздно вечером экипажи вернулись с задания. Как только авиалайнер зарулил на стоянку и пилот выбрался из кабины, его окружили однополчане и горячо поздравили с присвоением ему звания Героя Советского Союза. Павел Андреевич старался быть спокойным, но такую отрада тяжко было сдержать.

Друзья, товарищи! взволнованно говорил он. Вместе с вами радуюсь я этому событию и от всей души благодарю партию и руководство за высокую оценку нашей с вами боевой работы...

Вскоре звание Героя Советского Союза получили летчики полка Василий Осипов, Степан Кретов и Василий Давыдов. Многие летчики, штурманы, радисты, воздушные стрелки были награждены орденами.

Ордена Ленина был удостоен штурман эскадрильи Федор Дудник.

С Федором Федоровичем, вспоминает Павел Андреевич, мы совершили примерно 150 боевых полетов. Бесстрашный он дядя, не жалел себя, только бы бомбы угодили в мишень. Ушел из эскадрильи с повышением.

В основательный тыл врага П. А. Таран летал с майором Акимом Павловичем Карпенко, тот, что, по словам Павла Андреевича, был превосходным тактиком, настоящим мастером самолетовождения и бомбометания. У Карпенко в особенности проявились эти качества при бомбометании военно-промышленных объектов врага. В сложнейших погодных и навигационных условиях выводил он бомбардировщик на заданный предмет и метко поражал его. Под сделаться ему были стрелок-радист Селиванов и воздушный стрелок Ахтырский.

...Полк бомбардировщиков подготовился к налету на ж-д узел и порт Кенигсберг. Экипажи полка единственный за другим стартовали с аэродрома в ночное небосвод. Майор Таран поднялся в воздух одним из первых и тут же попал в сплошные облака. Так и летели до линии фронта за пределами видимости земли. Самолет все время бросало из стороны в сторону. Таран с трудом удерживал на заданном курсе нагруженный бомбами и горючим авиалайнер. От напряжения немели ноги, штурвал вырывался из рук. А облачности и болтанке, казалось, не будет конца. Но экипаж настойчиво пробивался к заданному объекту.

Постепенно облака стали редеть, и сквозь некоторое время на небе показались звезды. Пока пилот и штурман уточняли силу и ориентация ветра и договаривались о своих дальнейших действиях, стрелок-радист запросил от разведчиков погоду в районе Кенигсберга. Оказалось, что над целью облачность позволяла исполнять поручение.

Со времени взлета прошло уже больше четырех часов. Самолет в составе боевого порядка полка продолжал полет на запад. Штурман Карпенко снимал пеленги боковых радиостанций, прослушивал позывные радиомаяков и полученные данные наносил на карту. Все это делалось для того, чтобы как разрешено точнее установить близкое действительное местоположение, чтобы меньше уклониться от линии заданного пути.

Через пятнадцать минут выйдем на берег Балтийского моря, доложил Карпенко.

Селиванов, Ахтырский, усильте слежение за воздухом, распорядился Таран.

Впереди показался Кенигсберг. Павел Андреевич славно видел, как над городом, железнодорожным узлом и портом одна за иной повисли на парашютах осветительные бомбы. Над объектами удара появились первые взрывы. Молодцы ребята, отметил майор Таран, а около Кенигсберга уже виднелся единый чаща прожекторов. К самолетам тянулись трассы зенитных снарядов.

Самолет Павла Тарана удачно миновал первую зону ПВО. Вот он уже в центре огненного кольца, подошел к цели. Здесь настоящее пекло. Но пилот в эти секунды как бы забыл о возможности маневра. Только бы выдюжить боевой вектор движения, только бы снабдить меткое попадание бомб, думает начальник.

Аким Карпенко поглощен боковой наводкой и прицеливанием. Ему кроме того весьма хочется садануть как разрешается точней, подбавить на ж-д узел ещё огоньку, и он нажимает боевую кнопку. Идут томительные секунды... Удар пришелся по центру цели, вверх кометой взметнулся взрыв огромной силы.

Как только штурман сказал: Сбросил, Таран начал энергично маневрировать. Вот пилот делает резкий разворот налево, и зенитные снаряды рвутся сбоку. Внезапно он убирает газ, и в настоящее время весь шквал снарядов рвется спереди. Так же как снег на голову для вражеских зенитчиков Павел увеличивает прыть, и разрывы снарядов происходят уже за хвостом самолета. Наконец зона зенитного огня остается сзади. Экипажу удается избежать встречи и с ночными истребителями.

Овладев мастерством бомбометания, Павел Таран умело применял новые тактические приемы, учил подчиненных благополучно осуществлять каждое боевое поручение. Именно потому результаты его бомбовых ударов постоянно были высокими и эффективными.

К концу сорок третьего года, как фиксировалось в одном из документов, по удостоверенным данным, экипажем П. А. Тарана уничтожено: складов с боеприпасами 13; складов с горючим 17; железнодорожных цистерн 23; железнодорожных эшелонов 3; автомашин с грузами 48; автомашин с войсками 14; боевых кораблей 2; переправ и мостов 7; отмечено прямых попаданий в здания 27; вызвано взрывов 147; пожаров 203; в воздушном бою и на аэродромах уничтожено 23 самолета противника. Примечательно тут то, что и другие экипажи его эскадрильи были лучшими снайперами не только в полку, но и в соединении.

В марте сорок четвертого года в полк пришла радостная весть: начальник эскадрильи майор Павел Таран Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден второй медалью Золотая Звезда. Из однополчан в тот же день звание дважды Героя получил капитан Василий Осипов. Героем Советского Союза стал и штурман Павла Тарана Аким Павлович Карпенко.

На высокую награду Родины коммунист Таран ответил ещё большим усилением боевой работы. Вместе с летчиками полка он продолжал наносить мощные бомбовые удары по военно-промышленным объектам, железнодорожным узлам, аэродромам да территории фашистской Германии.

Последний боевой полет, уже будучи командиром полка, Павел Таран совершил на фашистскую столицу Берлин. Получив из штаба соединения поручение, он собрал на КП летные экипажи и сказал:

Поступил распоряжение подготавливаться к полету на Берлин. Идут тяжелые и решающие бои. Нашим наземным войскам любой метр территории приходится практически прогрызать. Под ударами тяжелых бомбардировщиков с воздуха и ударами с земли должны быть разрушены последние бастионы немецкой обороны, прикрывающей логово фашистов Берлин.

Командир вынул из планшета боевое приказание штаба соединения и продолжал:

Нам приказано вознести в воздух все самолеты с максимальной бомбовой нагрузкой и садануть по долговременным оборонительным точкам, по скоплению активный силы и техники противника. Начальник штаба руководит полетами с КП, я в воздухе, в боевом порядке полка.

После командира взял словечко комиссар полка. В торжественной тишине зачитал он воззвание Военного совета 18-й воздушной армии по случаю штурма фашистской столицы. Призывом прозвучали заключительные слова комиссара:

Крепче ударим по Берлину!

Команда По самолетам! вроде вихрем подняла летные экипажи. В считанные минуты они уже были у своих воздушных кораблей, занялись последними приготовлениями к полету.

В тот апрельский конец дня все командиры кораблей стремились как не возбраняется скорее вознести свои краснозвездные машины в воздух и сориентировать их к логову фашистского зверя. В ту темное время суток на Берлин шли экипажи многих полков и дивизий дальних бомбардировщиков. И посреди них давние боевые друзья Павла Андреевича Тарана дважды Герои Советского Союза Василий Осипов, Александр Молодчий, Евгений Федоров и многие другие летчики и штурманы.

Полк, возглавляемый П. А. Тараном, летел над Польшей, над территорией, освобожденной советскими войсками от фашизма. Показался Берлин. Над городом повисла первая серия светящих бомб, за ней вторая, третья. И как только обозначились контуры индустриальных объектов, с самолетов посыпались фугасные и зажигательные бомбы. Весь свой боевой навык, накопленный за время войны, вкладывали экипажи в выполнение этого задания. Увидев на земле мощные взрывы и пожары, подполковник Таран громко кричал своему штурману:

Поддать нужно, поддать жару фашистам!

А бомбардировщики абсолютный лавиной шли на гитлеровскую столицу. Группа за группой подходили они к заданным целям. Вспыхивали все новые и новые очаги огня. Громадные языки пламени рвались к небу. Дым пожаров стал застилать Берлин, участь которого была уже предрешена...

Прошли многие годы. Генерал-лейтенант авиации Павел Андреевич Таран окончил Академию Генерального штаба и по-прежнему служит в авиации. Летая на реактивных бомбардировщиках, он умело передает свой зажиточный боевой навык и знания молодым авиационным командирам.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Чалов Pavel Chalov

Капитан 1-го ранга в запасе (1960), Герой Советского Союза (1945).
читать далее

Павел Шикунов Pavel Shikunov

Сержант П. Е. Шикунов имел на боевом счету 78 истреблённых врагов. Трижды ранен. Звание Героя Советского Союза П. Е. Шикунову присвоено посмертно 0..
читать далее

Павел Шурухин Pavel Shuruhin

В период Великой Отечественной войны, командуя стрелковым батальоном, а с июля 1943 года полком, участвовал в боях на Западном и 1-м Украинском..
читать далее

Павел Артемьев Pavel Artemiev

Паша Артемьев, что называется, допелся. Солист группы Корни еще вчера так убедительно косил под двоечника с последней парты в клипе Снова в школу. А..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий