Известные люди

»

Петр Киреевский

Петр Киреевский Petr Kireevskiy Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 11.2.1808
Семья Киреевских принадлежит к числу старинных дворянских родов. В грамоте на обширное Долбинское поместье говорится, что оно пожаловано государем Михаилом Федоровичем семье В. С. Киреевского за отца его многие службы, который при царе Василье, в тяжелое и прискорбное время за веру христианскую и за святые Божьи церкви и за всех православных христиан против врагов наших, польских и литовских людей, которые до конца хотели разорить Царство Московское и веру христианскую попрать стоял крепко и мужественно и много дородства, и храбрости, и службы показал.

С тех пор с. Долбино в Белевском у. Тульской губ. станет родовым дворянским гнездом Киреевских. Отец Киреевского Василий Иванович при Павле I служил в гвардии, выйдя в отставку, поселился в Долбино, где занимался, по его словам, божественной наукой химией. Но при всей своей склонности к естественным наукам, он не стал вольтерьянцем. Сохранились сообщения, что папа будущих славянофилов сжег в своем Долбинском имении сочинения Вольтера. Он умер 1 нояб. 1812 в Орле, заразившись больничным тифом при оказании помощи раненым в госпитале. Авдотья Петровна Киреевская (урожд. Юшкова) в 23 года осталась вдовой с тремя малолетними детьми шестилетним Иваном, четырехлетним Петром и годовалой Марией. Она переезжает с детьми к бабушке М. Г. Буниной, жившей в Долбино у своей младшей дочери Е. А. Протасовой, также раньше времени овдовевшей и оставшейся с двумя дочерьми Машей и Сашей. В 1813 к ним приезжает овеянный славой участника Бородинского сражения и автора Певца во стане русских воинов В. А. Жуковский, приходившийся сводным братом Е. А. Протасовой по отцу. Любовь поэта к Маше Протасовой станет драмой всей его жизни. И в эти же годы в Муратово, а после этого в Долбино, Жуковский предстоящий воспитатель наследника престола, по сути дела возьмет на себя воспитание своих осиротевших племянников и племянниц Ивана, Петра, Маши и Саши. Это во многом определило их дальнейшие судьбы: религиозно-философские искания Ивана и подвижническую собирательскую дело Петра. Жуковский разработал для детей программу домашнего образования, а самой Авдотье Петровне и ее сестрам писал в 1816: Я давнехонько придумал для вас работу, которая может быть для меня со временем полезна. Не можете ли вы составлять для меня русские сказки и русские предания: это значит понуждать себе гутарить деревенских наших рассказчиков и вписывать эти рассказы. Не смейтесь. Это национальная поэзия, которая у нас пропадает, в силу того что что никто не обращает на нее внимания: в сказках заключаются народные мнения; суеверные предания дают понятия о нравах их и о степени просвещения и о старине.

Пройдет 15 лет, и наследник Авдотьи Петровны Петр Киреевский приступит к созданию национального свода фольклора.

В 1822 семейство Киреевских переехала в Москву, чтобы продолжить образование детей. Среди учителей братьев Киреевских ведущие профессора Московского университета. Братья занимаются по одной и той же программе у одних и тех же учителей, а в 1828 вместе с тем дебютируют в журнале архивных юношей Московский вестник. Иван выступит со статьей Нечто о характере поэзии Пушкина, которая немедленно же заставила изъясняться о нем как о ведущем критике. Благословляю его обеими руками сочинять умная, сочная, философская проза, пишет Жуковский Авдотье Петровне. Дебют Петра был больше скромен. Он опубликовал в журнале московских любомудров перевод из Кальдерона. В совершенстве владея семью языками, он всю существование будет заниматься переводами, но опубликует только немного из них. Так, в 1829 в Москве вышла книжка, на титульном листе которой значилось: Вампир. Повесть, рассказанная лордом Байроном. Пер. с английского П. К.. К лорду Байрону она не имела никакого отношения, но представляла специфический эталон европейского неистового романтизма. В примечаниях П. Киреевского приводились достаточно обстоятельные сведения о фольклорных источниках страшилок об упырях и вурдалаках.

Завершили родное образование братья Киреевские в Германии, что также соответствовало программе, которую разработал для них Жуковский, советовавший своей долбинской сестре: Они всенепременно должны быть отданы в вуз и, если не возбраняется, в немецкий. Характерно, что то же самое Жуковский писал следом первого знакомства с 15-летним лицеистом Пушкиным: Ему надобно всенепременно обучаться, и обучаться не так, как мы учились!.. Я бы желал переселить его года на три, на четыре в Геттинген или какой-нибудь германский университет. Братья Киреевские прошли эти немецкие университеты, получив самое лучшее по тем временам образование. Но на Западе они стали не западниками, а славянофилами. Петр писал брату из Мюнхена: Только побывши в Германии, целиком понимаешь великое важность Русского народа, свежесть и гибкость его способностей, его одушевленность. Стоит побеседовать с любым немецким простолюдином, стоит пойти раза четыре на лекции Мюнхенского университета, чтобы проговорить, что вблизи то время, когда мы опередим их в образовании.

Братья Киреевские отправились в Мюнхенский вуз, в прошлом всего, внимать лекции Шеллинга. Я направлялся к нему, как к здешнему папе, на поклонение, писал Петр. Почти все любомудры Веневитинов, Тютчев, Шевырев, В. Одоевский причисляли себя к шеллингианцам. Петр и Иван конспектируют лекции Шеллинга, подолгу беседуют со знаменитым философом, но все больше убеждаются в том, что Колумб нашел не то, что искал, что гора родила мышь. Зато в Мюнхене братья обрели дружбу с секретарем русского посольства Ф. Тютчевым, стали одними из первых его читателей и почитателей.

Петр вернулся в Россию в к. 1830. А 12 июля 1831 стихотворец Н. Языков, гостивший в подмосковном имении Киреевских Ильинское, сообщал брату Александру: Главное и единственное дело и наслаждение составляют мне в настоящее время русские песни. П. Киреевский и я, мы возымели почтенное охота справить их и нашли достаточно полно ещё не напечатанных и прекрасных. Замечу мимоходом, что тот, кто соберет сколь разрешается больше народных песен, сличит их между собою, приведет в строй и проч., тот совершит геройский поступок немалый и издаст книгу, какой нет и не может быть ни у одного народа, положит в казну русской литературы сокровище неоценимое и представит просвещенному миру чистое, верное, золотое зеркало всего русского. Не хочешь ли и ты участвовать в сем деле богоугодном и патриотическом?

Именно такую задачу сотворить национальный фонд фольклора, как золотое зеркало всего русского, П. Киреевский и Н. Языков составили уже в самом начале, при первых записях. С 1831 собирательская занятие Киреевского стала фактом национальной культуры. Отныне он середина и глава целого движения, у него, следом за братьями Языковыми, появляются корреспонденты и помощники без малого во всех губерниях России.

Хотя сама мысль Собрания Русских Песен, как единого песенного свода, принадлежала не Киреевскому, а Пушкину. И собирательская дело Киреевского начиналась с записей для собрания Пушкина. Тем большее важность приобретает тот факт, что Пушкин и др. собиратели передали свои записи молодому Киреевскому. Произошло это 26 авг. 1833, когда Пушкин, Соболевский и Шевырев, встретившись в Москве, в доме Елагиных-Киреевских у Красных ворот, приняли заключение передать все свои записи и само занятие издания большого собрания Киреевскому. Речь шла как раз о большом собрании, о соединении всех имевшихся малых в цельный песенный свод. Вскоре позже этой встречи Соболевский сообщал Востокову, что Киреевский уже получил от Языкова, Шевырева и А. Пушкина больше тысячи повестей, песен и так называемых стихов.

Киреевский безотлагательно же начал к осуществлению этого грандиозного замысла. Через 3 недели после этого встречи у Красных ворот он писал Н. Языкову: Знаешь ли ты, что готовящееся Собрание Русских Песен будет не только лучшая книжка нашей Литературы, не только из замечательнейших явлений Литературы вообще, но что оно, если дойдет до сведения гостей нашей страны в должной степени и будет ими понято, то должно ошеломить их так, как они ошеломлены быть не желают! Это будет явление беспримерное.

У Киреевского были все основания для такого утверждения. У меня в настоящее время под рукою большая количество значительнейших собраний иностранных народных песен, сообщал он Н. Языкову в том же письме, сравнивая эти иностранные собрания с готовящимся русским и приходя к выводу, что большинство из иностранных сборников составлены не по изустному сказанию, а из различных рукописей и что песни в них обезображенные и причесанные по последней картинке моды.

По предварительным подсчетам самого Киреевского издание в 1833 должно было состоять из 4 томов, что в количественном отношении также немаловажно превышало все знаменитейшие зарубежные собрания. Известнейшее собрание шотландских песен Вальтера Скотта, писал он по этому поводу, содержит в себе 77 нумеров, собрание шведских песен, которого количественному богатству дивятся, заключает в себе 100 нумеров. У самого Киреевского к тому времени было уже больше 2000 нумеров, могущих поступить в печать. А вскрываться это собрание должно было пушкинским предисловием. Существует прямое подтверждение Киреевского о том, что Пушкин обещал нацарапать предисловие. В набросках поэта н. 30-х сохранился проект статьи о народных песнях.

В предисловии к изданию Русских Народных Стихов 1847 Киреевский приводит совершенный список своих вкладчиков, дающий представление о масштабах и значении издания. За внешне скупыми строками этого списка геройский поступок целого поколения подвижников народной культуры пушкинской поры.

Начинается список с имен трех братьев Языковых и без малого всей семьи Языковых, которая осуществляла записи в Симбирской и Оренбургской губерниях. Затем следует: А. С. Пушкин ещё в самом начале моего предприятия доставил мне замечательную тетрадка песен, собранных им в Псковской губернии. А уже дальше перечисляются имена др. вкладчиков и их вклады. Среди этих имен А. Х. Востоков, Н. В. Гоголь, М. П. Погодин, И. М. Снегирев, С. П. Шевырев, К. Д. Кавелин, Д. П. Ознобишин, А. Ф. Вельтман, В. И. Даль, А. Н. Кольцов, С. А. Соболевский, П. И. Якушкин.

Изданию 1833, как и изданию 1838, также без малого подготовленному, не суждено было заметить свет. Лишь в 1847 в Чтениях в Императорском обществе истории и древностей при Московском университете, выходивших под редакцией М. О. Бодянского, были изданы Русские Народные Стихи. Все попытки Киреевского в предыдущие годы провести их посредством обычную и духовную цензуру не увенчались успехом. Стихи были изданы в Чтениях, не подлежавших цензуре как чисто научное издание, под видом древности невинной. В предисловии Киреевский особенно подчеркивал, что это не церковные гимны и не стихотворения, составленные духовенством в назидание народа, а плоды народной фантазии, носящие на себе и все ее отпечатки. Это была первая публикация духовных стихов (термин появился позднее), основанных, в большинстве своем, на апокрифах, что и явилось причиной вмешательства духовной цензуры.

В последние годы жизни Киреевский живет в своем орловском имении Киреевская Слободка, сообщая родным, что без малого все время занят приведением своих песен хоть в кое-какой порядок. Его верным помощником становится младшая сестра Мария Васильевна. В 1852 четыре текста, в т. ч. 2 былины, были опубликованы в первом выпуске Московского сборника И. С. Аксакова. Киреевский подготовил тексты и для второго Сборника, но он был запрещен. Среди подозрительных по смыслу оказалась и статья К. Аксакова Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням, в которой автор, по мнению цензуры, из песен и сказок вывел небывалую в России общину и вольницу и дерзает богатырей становить супротив великого князя. Статья К. Аксакова появилась в печати только в 1856 в Русской беседе А. И. Кошелева в то же время с продолжением публикации из Собрания народных песен П. В. Киреевского с послесловием А. С. Хомякова. Это была последняя прижизненная публикация Киреевского.

В июле 1856 Авдотья Петровна, встретившись с младшим сыном Петром на похоронах старшего сына Ивана, напишет Аксаковым: Петр В. состарился как 80-летний, помолитесь о нем Через 3 мес. она приедет в Киреевскую Слободку к умирающему 48-летнему младшему сыну. 25 окт. 1856 Авдотья Петровна сообщит родным: Петр скончался, как праведник, выдержавши терпеливо жестокую хворь и тела и души. Похоронен Киреевский в Оптиной Пустыни.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Никольский Petr Nikolskiy

Врач-дерматолог, публицист и общественный деятель, председатель Киевского губернского отдела Союза Русского Народа (СРН).
читать далее

Петр Орешин Petr Oreshin

Родился в Саратове в семье приказчика мануфактурной лавки. В 1896 поступил в начальную школу, по окончании которой начал учебу в Саратовском..
читать далее

Петр Проскурин Petr Proskurin

Петр Проскурин - русский и советский писатель и общественный деятель. Родился 22 января 1928 года.Наиболее известными произведениями Петра..
читать далее

Петр Ткачев Petr Tkachev

Ткачев (Петр Никитич) - писатель. Родился в 1844 г. в Псковской губернии, в небогатой помещичьей семье.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий