Известные люди

»

Петр Козаченко

Петр Козаченко Petr Kozachenko Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 14.6.1914
Совершил 155 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, лично сбил 12 самолётов противника и 2 в составе группы. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 14 Июня 1914 года, в деревне Искорось ( в настоящее время городок Коростень ), Житомирской области на Украине, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и 3 курса вечернего Рабфака. Работал машинистом. В 20 лет поступил в Красную Армию. В 1936 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1937 по Май 1938 года сражался с японскими захватчиками в небе Китая, где сшиб 11 самолётов противника.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войны, уничтожил ещё 4 самолёта.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня, командовал истребительным авиационным полком. Совершил 155 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, лично сшиб 12 самолётов противника и 2 в составе группы. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, был удостоен звания Героя Советского Союза.

18 Марта 1945 года погиб при выполнении боевого задания. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, медалями. Похоронен в районе Гданьска ( Польша ).

* * *

Он родился 14 Июня 1914 года в селе Ипрыть Волынской губернии. Окончил 7 классов, 3 курса вечернего рабфака. Работал машинистом. 12 Августа 1934 года был призван в Красную Армию и направлен в Одесскую лётную школу. После её окончания, Козаченко без малого непрерывно участвовал в боевых действиях.

В Июле 1937 года, в одной из первых добровольческих групп, он отбыл в Китай для оказания помощи в борьбе с Японией. В боях над глубинкой Ухань сшиб 11 вражеских самолётов, летая на И-16. В Китае находился до Мая 1938 года и за боевые успехи был награждён орденом Красного Знамени.

С Декабря 1939 по Март 1940 года участвовал в Советско - Финляндской войне. Летая на истребителе И-153 Капитан Козаченко уничтожил 4 финских самолёта и стал одним из лучших советских лётчиков в этом конфликте.

К началу Великой Отечественной войны Майор П. К. Козаченко служил в составе 249-го истребительного авиаполка и был одним из опытнейших советских асов, получивших боевое крещение в Китае, во всеоружии боевого опыта сражавшийся на советско - финляндском фронте: 11 одержанных побед в Китае, по имеющимся данным, являются абсолютным результатом, показанным советскими лётчиками - добровольцами и вообще лётчиками, сражавшимися на стороне Китая в ходе антияпонской войны 1937 - 1945 годов. 4 победы, одержанные в боях с финнами, хотя и не рекорд, но единственный из лучших результатов, достигнутых в той, "не знаменитой" войне.

С первых же дней Великой Отечественной войны - еще раз на фронте. Уже 22 Июня 1941 года, Koзаченко с другими лётчиками на самолётах И-153 штурмовал наступающие немецкие войска под Житомиром. На следующий день, группа из 7 "Чаек", под его командой, перехватила 12 румынских истребителей He-112B пытавшихся штурмовать аэропорт Волгард. Козаченко сшиб единственный Не-112, а его группа возвратилась на базу без потерь. 10 Июля Koзаченко, возглавив группу из 14 И-153 штурмовал наступающие немецкие войска по дороге в Люберы, примерно посёлка Краснополь ( Житомирская область ).

14 Июля группа ведомая Koзаченко из 5 "Чаек" уничтожила германский штаб возле деревни Шуруповка ( Винницкая область ). На следующий день, группа из 7 "Чаек", под его командованием, перехватила 12 Me-109F ( быть может из JG 3 ). В завязавшемся бою, Козаченко сшиб единственный Me-109 рядом Казатина, вслед за тем чего группа возвратилась на аэропорт. За отрезок времени с Июня по Октябрь 1941 года лётный состав 249-го авиаполка, под командованием Капитана А. И. Халутина, уничтожил 25 вражеских самолётов, потеряв 10 машин и 6 пилотов. После этого полк был выведен из боевых действий для перевооружения на новые ЛаГГ-3.

В начале 1942 года Пётр Козаченко сражался уже на Северо - Кавказском фронте. 1 Ноября 1942 года 6 истребителей ЛaГГ-3, ведомые им, встретили группу из 15 Me-110. В бою с превосходящими силами противника, советские лётчики сшибли 5 вражеских самолётов. Несколькими днями позже, в районе аэродрома Минеральне Воды, Пётр Koзаченко сшиб Me-109. Впоследствии, Koзаченко и 6 других пилотов полка сшибли 7 вражеских истребителей и 8 транспортных Ju-52 в одном бою. В Декабре 1942 года Козаченко уничтожил 2 Ju-52 и 1 Me-109 в одном вылете.

К весне 1943 года полк перебазировался на Южный Фронт и принял участие в боях над Керченским проливом. Противник отступал и битва с его транспортной авиацией стала одной из важнейших задач. В Феврале только по аэродромам Тимошевская и Славянская наша авиация нанесла 14 ударов и уничтожила до 60 самолётов, вынудив врага бросить эти аэродромы. За месяц было проведено 62 воздушных боя и сбито больше 90 транспортных самолётов противника. В выполнении этой задачи особенно отлиился 249-й ИАП под командованием Майора П. К. Козаченко.

27 Февраля, используя облачную погоду, немцы подняли несладко гружённые транспортные Ju-52. В районе станиц Славянская - Черноереновская 11 истребителей из полка Петра Козаченко штурмовали 15 "Юнкерсов". Противник безотлагательно стал набирать высоту, чтобы укрыться в облаках. Но в то время как ему это удалось, наши лётчики сшибли 8 вражеских транспортников.

На следующий день группа истребителей во главе с Козаченко над побережьем Азовского моря встретила 5 транспортных Ju-52 и всех уничтожила. В этом бою начальник полка лично сшиб 2 вражеских самолёта, но был нелегко ранен в левую руку и пузо. Пётр Козаченко продолжал стоять во главе боем и привёл группу на аэропорт. После посадки он потерял разум и был отправлен в лазарет, где провёл немного недель.

С Июля 1942 года по Март 1943 года лётчики 249-го истребительного авиационного полка совершили больше 860 боевых вылетов, нанесли противнику большие потери в активный силе и боевой технике. Только в 63 групповых воздушных боях они сшибли больше 60 вражеских самолётов. И начальник полка Майор П. К. Козаченко личным примером мастерства, отваги и героизма увлекал своих подчинённых, учил беспощадно уничтожать врага на земле и в воздухе. 1 Мая 1943 года он был награжден медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и орденом Ленина. К тому времени на его счету числилось уже 8 побед.

Летом 1944 года, ему присвоили звание Подполковник. Его 163-й Гвардейский авиаполк ( бывший 249-й ИАП ) в настоящее время действовал над Крымом в составе 2-го Украинского фронта. 163-й ГвИАП вёл действия и зимой, на лыжах, супротив окружённых немецких войск рядом Mинска. Там полк действовал в составе уже 4-й Воздушной армии, 2-го Белорусского фронта. Часто, его полк задействовали, чтобы закрыть специальные версии Пe-2, в наиболее важных разведывательных полётах. Экипажи этих Пe-2 верили Koзаченко, как никому и называли его "Батей".

В Марте 1945 года, 2-й Белорусский фронт вёл бои рядом Гданьска и Гдыни. 18 Марта Пётр Koзаченко погиб сопровождая разведчик Пe-2 над Данцигом ( в настоящий момент Гданьск ). Его самолёт был повреждён зенитным огнем и загорелся. Видя, что плямя сшибить не удастся, Подполковник Козаченко направил свою машину на артиллерийскую батарею врага. Его последние слова, прозвучавшие по радио, были: "Я подбит, иду на тaран !"

В тот же день, когда погиб Козаченко, германский Ас из III./JG 51 - Хауптман Йоахим Брендель ( Joachim Brendel, к концу войны имел 189 побед ), одержал 3 победы над Восточной Пруссией. Вот его рассказ:

"Однажды, группа истребителей, под командованием Kозаченко, сопровождала разведчик Пе-2. Немецкая зенитная артиллерия вела жар крайне интенсивно, но как черт из табакерки замолчала - приближались немецкие истребители. Они попытались ликвидировать разведчик, но советские пилоты умело оберегали его. Пe-2 выполнил уже 2-й доступ, далее 3-й, но при 4-м, одному FW-190 удалось пробиться через истребительный заслон и штурмовать его.

Для экипажа Пе-2 это было полной неожиданностью: стрелок - радист был тут же убит. Большая дырка, была и в районе пилотской кабины. Kозаченко бросился на содействие разведчику. Он подошёл так рядом к FW-190, что мог отчётливо рассмотреть уймище отметок о победах на фюзеляже противника и эмблему эскадры.

Он был так рядом, что мог углядеть и улыбку немецкого аса. Однако, улыбка эта была недолгой. Козаченко открыл пламень, FW-190 пошёл вниз и взорвался на земле. Пe-2 был очень повреждён, но сумел дотянуть до своего аэродрома. За полученные сведения, команда разведчика получила персональную признательность от командующего 2-го Белорусского фронта, Маршала K. Рокоссoвского".

Уже следом войны, единственный из немецких лётчиков попавших в плен, Капитан Габел ( Gabel ) из III. / JG 51 "Mylders", сообщил о гибели в тот самый день Оберфельдфебеля Франца Джозефа Биренброка ( Franz - Josef Beerenbrock ) имевшего 117 побед" ( фото внизу слева ).

Есть и все-таки, одна неточность, окружающая предполагаемую победу Koзаченко над Биренброком - концевой ни в жизнь не летал на FW-190, а пользовался только Me-109. Таким образом, это или оплошность в печати ( что всречается достаточно зачастую ), или же Козаченко сшиб не Биренброка, а другого аса из JG 51.

Встретив войну в должности командира эскадрильи, Пётр Козаченко закончил её командиром 163-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на И-16, И-153, Як-1, ЛаГГ-3 и Ла-5. Среди лично сбитых им вражеских машин есть Ju-88, Hе-111, Ме-110, FW-189 и FW-190. Он провёл немного исключительных по своей напряжённости и триумфальности боёв.

За отрезок времени Великой Отечественной войны, П. К. Козаченко совершил 155 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, лично сшиб 12 самолётов противника и 2 ( по другим источникам - 8 ) в составе группы. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 11 личных побед ) Вэтого же к моменту гибели, он совершил 227 боевых вылетов, сшиб 27 самолётов лично и 2 ( 8 ) в группе с товарищами ( охватывая 4 победы в Финскую и 11 в Китае ). Томас Полак и Кристофер Шоурз в своей книге "Асы Сталина. 1918 - 1953 гг." указывают на 35 побед П. К. Козаченко, одержанных в 3-х войнах.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Коломиец Petr Kolomiec

Гвардии Капитан П. Л. Коломиец совершил 118 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 13 вражеских самолётов, участвовал в 6 бомбардировках и 11..
читать далее

Петр Лихолетов Petr Liholotov

Капитан П. Я. Лихолетов совершил 366 боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых лично сбил 19 и в группе 5 самолётов противника. Указом..
читать далее

Петр Лобас Petr Lobas

Гвардии Капитан П. К. Лобас совершил 106 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 15 самолетов противника. 0 года за мужество, проявленное в боях..
читать далее

Петр Минервин Petr Minervin

Участник войны в Корее 1950 - 1953 годов. Был заместителем командира 3-й авиационной эскадрильи 16-го истребительного авиационного полка ( 97-я..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий