Известные люди

»

Петр Кондратьев

Петр Кондратьев Petr Kondratev Карьера: Герой
Рождение: Россия, 20.6.1909
Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Окончил среднюю школу. Член ВКП(б) с 1927 г.

В ВМФ с 1931 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков и Военную школу морских летчиков и летнабов в г. Ейске.

Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира 13-го иап 61-й иаб ВВС БФ. Совершил 66 боевых вылетов. Потопил судно с боеприпасами, сжёг на аэродромах 7 самолётов, уничтожил 2 паровоза, 6 автомашин.

7.02.41 г. капитан Кондратьев был награжден орденом Красной Звезды.

1.03.40 г. во главе семерки истребителей он совершил налет на вражеский аэровокзал и уничтожил 6 самолетов.

21.04.40 капитану Кондратьеву Петру Васильевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал авиаполком. К октябрю 1941 г. подполковник Кондратьев совершил 11 боевых вылетов и сшиб лично Ju.88 и Bf.109, ещё 3 самолета уничтожил в ходе штурмовки аэродрома.

С октября 1941 г. по июнь 1942 г. он командовал 5-м истребительным авиаполком 61-й иаб ВВС БФ.

24.11.41 г. подполковник Кондратьев был награжден орденом Красного Знамени.

Приказом Народного комиссара ВМФ СССР 10 от 18.01.42 г. 5-й иап ВВС БФ был преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиаполк ВВС БФ.

В июне 1942 г. 3-й гиап был выведен в тыл для переформирования, пополнения и перевооружения.

21.06.42 г. подполковник Кондратьев был назначен командиром 61-й истребительной авиабригады ВВС БФ (3-й, 4-й гиап, 13-й иап).

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Голубев: 19 августа бронекатера КБФ высадили десант в устье реки Тосны, положив начало ожесточенным боям за здорово укрепленное врагом село Ивановское на левом берегу Невы, а 27 августа войска Волховского фронта начали крупное штурмование на Синявинском направлении. Упорные и тяжелые бои длились до 10 сентября и закончились всего только захватом так называемого Ивановского плацдарма.

Противник, усилив наземные войска и в особенности авиацию, сумел сдержать наше штурмование и на земле, и в воздухе.

Появились изменения и в тактике вражеских истребителей. Они стали использовать смешанные группы различных типов истребителей, размещая их, как правило, тремя эшелонами по высоте и в глубину, и, помимо того, держали резервные группы за линией фронта. Их вводили по необходимости в разгар боя, чаще всего над своими войсками.

Не разобравшись своевременно в этих новых тактических приемах, мы несладко поплатились. Особенно досталось 3-му истребительному полку нашей бригады, летавшему на английских самолетах харикейн

Наш 4-й гвардейский, в это время прикрывая выход подводных лодок сквозь Финский залив в Балтийское море, участия в операциях на Неве не принимал, а штаб полка, тот, что постоянно своевременно реагировал на изменения в тактике противника, на тот самый раз оказался не на высоте. Летчики о немецких новшествах знали только понаслышке, причины неудач других полков не были изучены. А бои между тем предстояли тяжелые. Наши войска пошли на прорыв блокады, и раньше времени утром 30 сентября штаб полка получил приказ: две трети летного состава с самолетами спешно перебазировать на аэродромы Приютино, Гражданка и Углово для прикрытия войск в районе Невской Дубровки.

Почему-то руководство полка более того не попыталось растолковать штабу авиабригады нецелесообразность размещения шестнадцати самолетов на трех аэродромах, да ещё без всякой подготовки, наспех.

Можно было рассчитывать, чем все это обернется

Четыре группы шестнадцать наиболее подготовленных летчиков, не имея общего руководства, улетели на прикрытие войск на участке Шлиссельбург Невская Дубровка.

Когда в штабе бригады стало известно, что руководство полка и штаб остались в Кронштадте, поступило строгое приказание командиру сразу вылететь на аэровокзал Приютино и лично возглавить боевую работу полка.

Полковник Михайлов прибыл в Приютино в срок, но, не имея на новом месте ни штаба, ни технического состава, тот, что ждал транспортника для перелета в Ленинград, а главное средств радиосвязи для управления самолетами с земли, не смог стоять во главе боями в сложной воздушной обстановке

Группы, не обнаружив приятель друга, вступили в мордобой порознь. И хотя, в общем-то, в этом районе было больше двадцати наших самолетов, мордобой шел с тактическим преимуществом противника

Непродуманные, поспешные решения, принимаемые командованием бригады и полка, давали себя ведать все ощутимее. Вместоположение спокойного ввода сил происходило какое-то судорожное дерганье. Бой группы Михайлова и все последующие бои до конца дня приносили безрадостные результаты

К исходу дня из девятнадцати самолетов осталось только семь исправных. Только сейчас начальник авиабригады полковник Кондратьев, единый день лично летавший на задания с летчиками 3-го гвардейского полка, которым он некогда командовал и тот, что в текущий момент ещё понес тяжелые потери на харикейнах, понял, что нынче его местоположение было не в воздухе, а на командном пункте, откель он мог лучше оценивать воздушную и наземную обстановку и подсоблять советами командирам полков и эскадрилий.

С иной стороны, многое зависело от летавшего в махач командира полка

В угнетенном душевном состоянии вечером 30 сентября докладывал полковник Михайлов итоги дня прибывшему на аэровокзал Приютино командиру бригады.

- В результате упорных боев полк тридцатого сентября сшиб семь самолетов Ме-109.

- Вы сначала доложите о своих потерях, - сдерживая гнев и досаду, сказал Кондратьев.

- Свои потери также велики, - понизил звук начальник полка.

Да, впервой за всю войну мы в единственный только день понесли такие потери. Два лучших летчика-ветерана погибли, два несладко ранены, ещё четверо на долгий срок выбыли из строя. Четыре самолета И-16 сбиты, восемь имели повреждения, три из них требовали капитального ремонта.

А каков этический ущерб! Как снизилась боеспособность! Авторитет командования в глазах летного состава очень покачнулся, сызнова появились сомнения в собственных силах, бойцовский дух ослабел, его нужно было спешно приподнимать, по-другому психологическая травма не заживет После этого печального события начальник полка был переведен на Тихоокеанский флот.

Зимой 1942 г. полки бригады единственный за другим стали выводиться в тыл для переучивания на новые машины. Весной 1943 г. переучивание было завершено.

25.03.43 г. полковник Кондратьев был награжден орденом Красного Знамени.

Вспоминает Голубев: 1 апреля 1943 года на аэропорт прилетели две эскадрильи 4-го гвардейского полка, переучившиеся на новые самолеты-истребители

Придя на КП полка, я по телефону доложил полковнику Кондратьеву о прибытии двух эскадрилий затем переучивания к постоянному месту базирования.

Я это знаю, приятель Голубев, по оперативной службе. Молодцы, что в такую погоду долетели без происшествий. Как там артобстрел не повредил?

Нет, друг начальник, ответил я. Укрытия надежные.

Ну что надо, прошу ознакомиться с основными боевыми документами и к вечеру с начальником штаба ко мне. Понял? спокойным тоном закончил телефонный разговорчик Кондратьев.

В кабинете у командира я явственно, по-уставному доложил о прибытии. Петр Васильевич, постоянно смирный и приветливый, участливо посмотрел на нас, покачал головой, повернулся к Сербину, сидевшему в старом кресле в углу кабинета, и сказал:

Смотри, комиссар, какой невеселый наружность у гвардейцев. Труженики Горьковской области за свои трудовые рубли купили им двадцать лучших самолетов. На бортах фюзеляжей написали Валерий Чкалов имя лучшего летчика современности, а они прилетели на фронт темнее пасмурного дня

Я встал и начал почему-то с того, что хотел вымолвить в конце доклада: попросил избавить меня от обязанностей начальника авиагарнизона и до возвращения командира полка из госпиталя покинуть на месте замполита. Смена руководящего состава полка, в особенности в миг, когда враг усиливает свою авиацию и пытается причинить нам чувствительные удары, отрицательно скажется на первых же боях.

Не так начинаете отчет, приятель Голубев, первым заметил заместитель командира бригады Катков один из присутствующих, имевший высшую военную подготовку.

Кондратьев, как бы не замечая реплики, усмехнулся:

Говорите, Голубев, все, что есть на душе, позже все расставим по своим местам.

Спокойный тон Петра Васильевича и улыбающиеся глаза как-то скрыто повернули мои мысли, сняли замешательство, и я уже решительно продолжил:

Полк двумя эскадрильями в составе тридцати двух летчиков (с учетом летчиков управления полка) с девятнадцатью самолетами Ла-5 готов к выполнению боевых задач. Если не успеем завершить переучивание молодых летчиков, то будем их потихоньку вводить в строй в боевой обстановке Есть просьба: покинуть в полку шесть самолетов И-16 с лучшим ресурсом моторов. На этих самолетах до завершения работ по удлинению взлетно-посадочной полосы будем новости боевую работу ночью. Тем самым получим вероятность применять больше самолетов Ла-5 в дневное время.

Заканчивая рапорт, я ещё повторил свою просьбу об отмене приказа о перемещениях посреди командования полка, но сейчас реплик не последовало.

Некоторое время в кабинете стояла тишь, которую нарушил комбриг:

Раз все молчат, снимем с полка на десять дней количество боевых задач. За это время они подтянут хвосты, облетают район боевых действий с новым пополнением. Оставим шестерку самолетов И-16 нехай на них летают ночью. Задержим на время замену замполита, а все другое оставим так, как было решено.

Вечером, во время ужина, Кондратьев сказал:

Товарищи! Сегодня у нас знаменательное событие. Четвертый гвардейский авиаполк вернулся на фронт на лучших советских самолетах-истребителях, которые труженики тыла построили в самое тяжелое для страны время. Первым тот самый превосходный авиалайнер освоил гвардии капитан Голубев. Учитывая боевые заслуги и хорошее выполнение обязанностей заместителя командира полка, ему приказом наркома Военно-Морского Флота присвоено внеочередное воинское звание майор.

Раздались дружные рукоплескания.

Такого сюрприза я не ожидал, вследствие этого стоял смущенный и смотрел в тарелку. Что же я молчу? Ведь в таких случаях положено ответствовать по уставу.

Служу Советскому Союзу!

А сейчас, товарищи, позвольте вручить Голубеву и погоны старшего офицера, пускай растет на них численность звезд, так закончил начальник бригады свою краткую речь.

Ужин проходил в теплой товарищеской обстановке. Постепенно снялась утомленность. Петр Васильевич детально расспросил меня о семье, проживающей в Старой Ладоге, на бойком месте, как выразился он. В конце ужина он положил руку на мое плечо, посмотрел в глаза.

Устал ты, гвардии майор, порядочно, нужно бы кот наплакал передохнуть, да вот ситуация сложная. Подержись ещё чуть-чуть, как вернется Борисов, дам дней на десять отпуск, съездишь к семье.

1.06.43 г. полковник Кондратьев погиб при исполнении служебных обязанностей.

Голубев вспоминает: В четыре часа дня на стоянку 3-й эскадрильи постоянное местоположение встреч старших и построения полка приехали в одной машине полковник Кондратьев и полковник Сербин. Я детально доложил о состоянии и боеспособности полка, о количестве произведенных за ночное и дневное время боевых вылетов, об их результатах. Одновременно доложил о причинах обстрела самолета Ла-5 своими зенитчиками и о принимаемых мерах для предотвращения подобных случаев в дальнейшем

С обстрелом, если разобрался, добавил Кондратьев, виновных накажи своим приказом. Я командующему доложил, что виновны и летчики, и зенитчики. Вот, кажется, и все, о чем хотел с тобой побеседовать. А в настоящий момент дай команду подготовить к девятнадцати часам два самолета И-16 и дай мне ведомого. Полечу на острова. Нужно ревизовать ход аэродромно-строительных работ на Лавенсари и Сескари. Туда направим единственный из полков, как только завершит переучивание.

Есть, приятель полковник! ответил я командиру. Но в такую погоду парой на ишачке летать угрожающе. Разрешите, я звеном на лавочкиных прикрою до острова Лавенсари и без посадки вернусь назад.

Хорошо, прикрой... Боишься, что перехватят комдива, с усмешкой согласился Петр Васильевич и добавил: Скажи, чтобы твой ишачок с тридцать третьим номером подготовили для меня.

Товарищ начальник, мы вам подготовим пятерку. На ней свежеиспеченный двигатель. На тридцать третьем потом ремонта в центральных мастерских появился дефект чрезмерная чувствительность в управлении при малых скоростях. Качается агрегатина, как корыто на воде.

Ты потому как на этом корыте ночью летаешь? Думаешь, я хуже тебя владею И-шестнадцатым?! капитально упрекнул меня Кондратьев.

Возражать было бесполезно, и я дал команду готовить два И-16 с бортовыми номерами 33 и 05

1 июля балтийские летчики-истребители потеряли своего боевого товарища, талантливого и храброго летчика, Героя Советского Союза, гвардии полковника Кондратьева.

Встрой ли кто из нас, опытных летчиков, мог допустить, что бытие Петра Васильевича оборвется не в смертельной схватке с врагом, а при обыкновенном взлете с маленькой площадки на острове Сескари...

Когда 2 июля с островной военно-морской базы сообщили, что вечером 1 июля при взлете на самолете И-16 погиб полковник Кондратьев, то мне сию минуту вспомнились слова Петра Васильевича, сказанные им в день смерти капитана Овчинникова: Потеря Овчинникова не случайность. Это старая хвороба опытных летчиков пренебрежение пороками самолетов, на которых они летают.

Да, он был совсем прав. Много раз за свою летную бытие мне приходилось навек откланиваться с друзьями, которые пренебрегали тем, что они недурственно знали.

В гибели Петра Васильевича я видел и свою вину. Ведь я оказался не способен привести доказательства старшему, что лететь на самолете, имеющем важный порок, запрещено. Проявил бы большую настойчивость и не было бы ныне этого траурного построения войск гарнизона...

Командование флота приняло вывод захоронить гвардии полковника Кондратьева в Кронштадте, на кладбище Петровского парка, рядом со стоянками самолетов 4-го гвардейского полка, в котором он первым получил звание Героя Советского Союза, ещё в советско-финляндскую войну 19391940 годов.

В 18 часов на стоянке 3-й эскадрильи выстроились все части и подразделения авиационного гарнизона. Стройный прямоугольник воинских колонн с опущенными знаменами замер в горестном молчании. В центре прямоугольника на постаменте стоял обитый красным бархатом и черным крепом гроб с телом погибшего. Рядом с гробом крышка, на которой лежат кепка и шлемофон покойного. В ногах траурные подушечки с боевыми орденами и Золотой Звездой отважного сокола...

На траурном митинге первым выступил прославленный пилот Балтики, боевой приятель, босс политотдела дивизии гвардии полковник Сербин. С глубоким волнением он произнес проникновенную речь:

Имя Героя Советского Союза гвардии полковника Петра Васильевича Кондратьева обширно известно на Балтике. Здесь он начал службу, в этом месте он совершенствовал близкое воинское мастерство, вырос от рядового летчика до командира соединения... В 1939 году Петр Васильевич Кондратьев смело водил своих питомцев нынешних гвардейцев четвертого авиаполка на защиту Ленинграда супротив белофиннов. В тех боях проявился армейский дар славного сокола. Он летал и дрался без устали, соединял в своих полетах смелость и отвагу, подготовленность шагать на риск, риск благоразумный, основанный на точном расчете. Этому он учил и своих летчиков

С начала Великой Отечественной войны он вкупе со всем народом встал на защиту своей Отчизны. Охваченный священной ненавистью к врагу, добрый балтийский летчик-истребитель полковник Кондратьев, храня в своем сердце образ Ленинграда, колыбели революции, неизменно спереди боевых друзей шел в каждый неравный махач и побеждал.

За два года войны в полной мере раскрылись не только боевые качества Петра Васильевича, но и незаурядные организаторские способности. Он мог соединять в себе необходимые качества советского офицера: требовательность и заботу о подчиненных, умение обратить их на выполнение приказов командования. В многочисленных боях за Ленинград балтийские летчики из соединения Кондратьева проявили себя подлинными мастерами воздушных сражений, искусными и мужественными бойцами. Двадцать Героев Советского Союза и свыше трехсот орденоносцев насчитывается в прославленной дивизии. Все полки авиасоединения стали гвардейскими. В этом большая заслуга Петра Васильевича, талантливого командира и летчика.

И вот Петра Васильевича нет посреди нас. Его существование оборвалась при исполнении служебных обязанностей. Тяжела утрата. Мы склоняем над прахом героя свои боевые знамена, и в наших сердцах ещё сильнее разгорается ненависть к врагу. Но свой начальник будет существовать в боевых делах балтийских летчиков, направленных в тот самый переломный отрезок времени Великой Отечественной войны на полное завоевание превосходства в воздухе и полное снятие блокады Ленинграда...

Траурные мелодии оркестра сменились строевым маршем, под звуки которого твердой поступью прошли мимо могилы полк гвардейцев и другие подразделения гарнизона, отдавая последние почести любимому командиру.

25.07.43 г. приказом наркома ВМФ СССР 264 3-я иад ВВС БФ была преобразована в 1-ю гвардейскую истребительную авиадивизию ВВС БФ. Это звание летчики дивизии заслужили под командованием полковника Кондратьева.

Так же читайте биографии известных людей:
Пётр Корышев Petr Koryshev

Пётр Михайлович Корышев командир 1-го батальона 1176-го стрелкового полка 350-й стрелковой Житомирской ордена Богдана Хмельницкого дивизии 13-й..
читать далее

Петр Кударь Petr Kudar

Герой Советского Союза (20.11.41). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
читать далее

Пётр Лапшов Petr Lapshov

Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
читать далее

Пётр Макаров Petr Makarov

Участник Великой Отечественной войны, стрелок-радист, полный кавалер ордена Славы.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий