Известные люди

»

Петр Лесгафт

Петр Лесгафт Petr Lesgaft Карьера: Основатель
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 20.9.1837
Петр Францевич Лесгафт, выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог, создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране, принадлежит к лучшим представителям русской науки. Созданная и руководимая П.Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук.

Петр Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в семье обрусевшего немца, скромного петербургского ювелира Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Отец был сдержанным человеком, подчас суровым, любил строй, дисциплину, экономность во всем и приучал к тому же своих детей. Этому способствовали не только черты его характера, но и незначительные доходы семьи. Он числился всего только купцом третьей гильдии, имел небольшую ювелирную лавочку с мастерской, где вынужден был проводить большую количество времени, чтобы хоть как-то снабдить семью.

Скромные должности государственных чиновников занимали и его братья. Вильгельм был бухгалтером в комиссии погашения долгов, Василий письмоводителем канцелярии Академии наук. Пожалуй, только их папа мог считаться самым именитым посреди родственников. Он был художником-гравером, имел свою небольшую мастерскую и время от времени получал заказы.

Обстановка, окружавшая маленького Петера, наложила отпечаток на всю его последующую существование. Получив начальное образование дома, Петер, или, как чаще его называли, Петр, по примеру старших братьев в 1848 году поступил в училище Св. Петра, знаменитую Петершуле, свойство преподавания в которой считалось одним из лучших в Петербурге. Учился он удачно, и все-таки после этого трех лет обучения в школе папа решил возвратить его в ученики к знакомому аптекарю. Поначалу растирание порошков и приготовление бумажных пакетиков понравилось мальчику, но исподволь однообразная служба стала невыносимой для его активный и деятельной натуры. Сбежав от аптекаря, он вернулся домой, к великому огорчению матери и откровенному гневу отца.

Материальные затруднения в это время в семье были в особенности ощутимы. Защитником Петра в возникшем конфликте выступил старшой брат Александр. С его помощью Петр подготовился к старшим классам гимназии и осенью 1852 года поступил для завершения среднего образования в мужское отделение Апненшуле, учебного заведения, пользовавшегося ещё хорошей репутацией.

В 1854 году к моменту окончания школы Петру было 17 лет. Невысокого роста, худощавый, черноволосый, с пристальным взглядом, порывистыми движениями, острый на язык, он не невзначай получил кликухо Заноза. Чувствуя свою правоту, он с радостью вступал в спор, с жаром отстаивал свои взгляды.

По-видимому, кратковременное нахождение в учениках аптекаря все же пробудило в Петре заинтересованность к медицине и химии. После некоторого колебания он подает документы в Медико-хирургическую академию, и в 1856 году его зачисляют в цифра студентов. Поступление П.Ф. Лесгафта в академию совпало с положительными изменениями в ее административном, научно-педагогическом и хозяйственном управлении. В начале 1857 года президентом академии был назначен П.А. Дубовицкий, дядя прогрессивных демократических взглядов, деятельный, предприимчивый, волевой. Было расширено преподавание всех наук, внесены изменения в программы, привлечены к работе в академии молодые талантливые ученые, созданы новые кафедры, ладно оснащенные учебными пособиями, развернулись интенсивные работы по строительству новых зданий и перестройке старых. Ближайшими помощниками и сподвижниками П.А. Дубовицкого были вице-президент И.Т. Глебов и ученый секретарь Н.Н. Зинин. Во время учебы Петра Лесгафта в академии состав ее профессоров был одним из лучших: кафедры и клиники возглавляли такие знатоки своего предмета, как Я.А. Чистович, Н.Ф. Здекауер, Т.С. Иллинский, А.Я. Крассовский, В.Е. Экк, П.П. Заболоцкий-Десятовский, И.М. Балинский.

С конца третьего курса Петр внезапно увлекся анатомией и отдался ей со всей страстью. Анатомия стала делом его жизни, его неизменной и верной спутницей. Впоследствии в медицинских кругах П.Ф. Лесгафта называли поэтом анатомии, а его учителя, профессора В.Л. Грубера, Пименом русской анатомической школы.

Венцеслав Леопольдович Грубер приехал в Россию из Праги весной 1847 года по личному приглашению Н.И. Пирогова, увидевшего в нем опытного, добросовестного прозектора, владеющего прекрасной анатомической техникой. Чех по национальности, говоривший на смеси немецкого, русского и латинского языков, он был грозой и любимцем многих поколений студентов академии. Целиком посвятивший себя изучению анатомии, он все дни проводил в наполненном удушающими миазмами помещении препаровочной, разбираясь в многочисленных аномалиях, в открытии и описании которых он не знал себе равных в Европе. В Автобиографических записках И.М. Сеченов вспоминал: Знал он одну анатомию, считал ее одним из китов, на котором стоит вселенная. Чувство долга и ощущение справедливости было развито в Грубере до непостижимой для нас степени. У Грубера, как и у Пирогова, был нелегкий нрав. Они (Пирогов и Грубер) повздорили из-за пустяка и были в ссоре восемь лет.

В годы своего учения Петр Лесгафт ещё не мог зреть определенную научную ограниченность В.Л. Грубера, находившегося в плену формально-описательной анатомии, господствовавшей тогда повсеместно и представлявшей собой обычный эталон мертвой науки, требовавшей только изучения и запоминания строения и взаимного расположения множества анатомических образований.

Позднее П.Ф. Лесгафт радикально порвал с описательной анатомией и нашел выход из тупика фактологии в установлении тесной взаимосвязи между строением и функцией органов. Он стал основоположником функционального направления в анатомии. А в то время как Петр с похвальным упорством и редким прилежанием постигает технику препарирования и зубрит латинские названия мышц, костей и суставов.

Свручить экзамены Венцеславу Груберу считалось трудным делом. Многие приходили к нему по 10-15 раз, и значительная доля студентов ежегодно оставалась на второй год. Чтобы облегчить сдачу экзаменов, студенты литографическим способом отпечатали своеобразную шпаргалку на 32 страницах, получившую наименование груберка. Без ее заучивания ни единственный студент не рискнул бы придти на экзамен. Еще была книжка, наводившая ужас на студентов и в шутку прозванная ими Житие всех мучеников груберистики. В нее Грубер вносил отметки о сдаче анатомических препаратов, характере ответов, числе переэкзаменовок, пропусках занятий и ставил оценку за устный отклик.

Летом 1860 года в академии была открыта новая кафедра практической анатомии под руководством В.Л. Грубера. Петр Лесгафт вскоре стал одним из самых ревностных посетителей препаровочной. Скальпель и пинцет в его руках исподволь приобретали груберовскую смелость и ловкость. Это не осталось незамеченным Грубером, тот, что стал привлекать Лесгафта к серьезным работам в качестве своего помощника: поручал ему приготовление учебных препаратов, питал доверие ассистировать при бальзамировании.

Сам Венцеслав Грубер говорил, что он предполагал дать Лесгафту штатное местоположение, удостоверившись в его способности быть прозектором ещё в течение 1859-1860 годов. В 1860 году за умело выполненную работу по бальзамированию тела императрицы Александры Федоровны студент 5-го курса Петр Лесгафт получил вознаграждение в размере 300 рублей. Эти монеты пришлись уместно сказать. Поступив в академию, Петр ушел из родного дома, снял комнату под боком от зданий клиник и зарабатывал на бытие только случайными уроками. Жесткая экономия была его спутником в течение всех лет учебы.

Наконец вектор движения медицинских наук был удачно преодолен. 10 июня 1861 года конференция Медико-хирургической академии вслед за тем испытания признала лекаря Лесгафта достойным звания уездного врача. 18 июня состоялся праздничный акт, во время которого молодому врачу был вручен диплом на латинском языке об окончании им академии с серебряной медалью.

По окончании Медико-хирургической академии Петр Лесгафт был оставлен при ней и работал у В.Л. Грубера на кафедре практической анатомии прозектором. В конце 1861 года он выдержал экзамен на уровень доктора медицины и хирургии. С этого же года Лесгафт стал преподавать анатомию и хирургию слушателям военно-фельдшерской школы. Одновременно он стоял во главе практическими занятиями студентов второго курса и занимался с группой женщин-вольнослушательниц.

В марте 1863 года Петр Лесгафт получает место сверхштатного ординатора в главном военно-сухопутном госпитале в клинике профессора А.А. Китера и в то же время читает лекции по анатомии студентам 5-го курса Медико-хирургической академии. 29 мая 1865 года П.Ф. Лесгафт блестяще защитил диссертацию на уровень доктора медицины. Диссертация его есть одна из лучших, которые когда-либо появлялись в Медико-хирургической академии, писал Грубер. Она основывается на огромном числе исследований и составлена с крупный точностью и любовью к научной истине.

Через три года появляется статья Лесгафта Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения. Его высокая анатомическая техника, несомненные преподавательские способности и появившиеся в печати первые научные труды обратили на себя участливость руководителей медицинского факультета Киевского университета, и он был приглашен туда на кафедру анатомии. К этому же времени был объявлен конкурс на место заведующего кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. П.Ф. Лесгафт направляет туда требуемые документы, и 11 сентября 1868 года девятью голосами супротив одного совет университета избирает его экстраординарным профессором.

В Казанском университете профессор Лесгафт делает неординарный шаг. Для помощи в приготовлении учебных препаратов и проведении практических занятий он на первых порах привлекал студентов старших курсов, но в сентябре 1870 года он добился официального прикрепления к кафедре ученицы повивального класса Евгении Мужсковой. Так, в первый раз в России дама надела прозекторский фартук и встала рядом с мужчинами. Петру Францевичу принадлежит мысль создания антропологического музея, тот, что благодаря его стараниям стал резво пополняться ценными экспонатами. Три года, проведенных Петром Францевичем в Казанском университете, оставили видимый след. Один из самых ярких анатомов, каких производил свет, так написала о нем в декабре 1870 года казанская газета Неделя. Дело Лесгафта, вызвавшее большое беспокойство научной общественности России, совпало по времени с событиями, смертельно напугавшими царское правительство: в сентябре 1870 года во Франции началась революция, приведшая к падению империи и созданию республики. Началось оно на уже подготовленной почве неприязни к попечителю П.Д. Шестакову. Толчком же послужили экзамены, которые вместо профессора Лесгафта принял профессор патологической анатомии А.К. Петров. При разборе дела в совете университета выяснилось, что экзамены были проведены с нарушением требований, без препарирования трупа. Возмущенный этим обстоятельством, Петр Францевич написал сообщение в газету, в которой вышла сенсационная статья Что делается в Казанском университете. Так был вынесен сор из университетской избы на двор всей России. Скомпрометированный П.Д. Шестаков добился у царя увольнения профессора Лесгафта без права преподавания.

Остро переживая приневоленный отрыв от научно-практической и преподавательской работы, Петр Францевич с неофициального разрешения Петербургского градоначальника П.А. Грессера открыл у себя на квартире бесплатное читка лекций по анатомии, знаменитые курсы Лесгафта, которые на протяжении всех последующих тридцати с лишним лет привлекали к себе сотни молодых умов.

К этому времени относится начало работы П.Ф. Лесгафта над теорией и практикой физического образования. Пожалуй, в первый раз он основательно заинтересовался этими вопросами в 1872 году, когда поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А.Г. Берглинда. Заведение это было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль врачебной науки и для правильного ее проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека.

Доктор медицины А.Г. Берглинд получил образование в Стокгольме в Центральном гимнастическом институте. В 1848 году он прибыл в Петербург, где и остался, занявшись организацией занятий врачебной гимнастикой. Он считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, тот, что лечит движениями, и его врачебно-гимнастическое заведение пользовалось широкой популярностью. П.Ф. Лесгафт был знаком с двухтомным трудом Берглинда Врачебная гимнастика по системе шведского гимназиарха Линга начальный солидной работой такого плана, изданной в России в 1860 году. Надо полагать, что Петра Францевича привлекало тяготение автора определить преподавание гимнастики на научную основу, фундамент которой должны собирать анатомия и физиология. Увлеченный открывшейся возможностью применять скрытые резервы гимнастики, изготовить ее максимально полезной, в особенности для детского и юношеского организма, профессор Лесгафт обратился в Главное управление военно-учебных заведений и предложил свои услуги. Его предложение было принято, и с декабря 1847 года он начал к занятиям гимнастикой с воспитанниками 2-й Петербургской военной гимназии.

Убедившись в большом педагогическом мастерстве, с которым Лесгафт проводил занятия, в его увлеченности и энергии, босс гимназии предложил ему официально перейти из Медицинского департамента на постоянную службу при Главном управлении военно-учебных заведений. 15 марта 1875 года Медицинский департамент дал согласие на переход Лесгафта в качестве чиновника по особым поручениям. Первое такое особое поручение было уже согласовано с ним заблаговременно и состояло в том, что в течение 1875-1876 годов с конца марта до конца октября П.Ф. Лесгафт ежегодно командировался за рубеж для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства. В остальные месяцы Петр Францевич продолжал свои специальные занятия с отдельными группами воспитанников 2-й Петербургской военной гимназии по немецкой и шведской системам, а ещё по системе, предложенной им самим.

В это время в России была введена приват-доцентура, позволяющая желающим показать свои научные познания и преподавательские способности и в дальнейшем располагать вероятность занять штатное местоположение профессора. Воспользовавшись этим обстоятельством и освободившись в конце концов от запрета преподавать, П.Ф. Лесгафт обратился к попечителю Петербургского учебного округа с просьбой дозволить ему впитывать текст лекции по анатомии в качестве приват-доцента.

Прошение было удовлетворено, и 24 сентября 1886 года Петр Францевич занял местоположение за университетской кафедрой. Начался новоиспеченный период его преподавательской деятельности десять лет работы в прославленном столичном университете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоологии, анатомии и физиологии.

По достоинству оценив важность открытия В. Рентгена, он одним из первых стал применять свежий приём рентгенологическое изучение для изучения внутренних органов и суставов.

П.Ф. Лесгафт был одним из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране. Многие приемы, применявшиеся им для коррекции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, благополучно используются и в настоящее время. Вместе с Ф.Ф. Эрисманом и А.П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в некоторые учебные заведения Петербурга. Он принимал участие в создании кабинета гигиены, ставшего первым в России гигиеническим музеем.

Написанная П.Ф. Лесгафтом в 1870 году Инструкция для измерения живого человека была первым отечественным руководством по врачебному контролю, практическое обучение которому он проводил на открытых им учебно-гимнастических курсах. Созданная им Биологическая лаборатория явилась одним из первых в России научно-исследовательских институтов, в котором в советское время работали такие крупные ученые-академики, как Л.А. Орбели, А.А. Борисяк, В.Н. Любименко, В.А. Омелянский и др.

Труды Петра Францевича сыграли важную образ в развитии научных основ прогрессивной педагогики. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста было первой фундаментальной работой, в которой физическое воспитание и образование строятся на научных основах с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся.

Велики заслуги профессора Лесгафта в деле женского медицинского образования, страстным защитником которого он был всю существование, а ещё в деле развития физической культуры в нашей стране. После революции 1917 года на базе созданных и руководимых им курсов воспитательниц и руководительниц физического образования был открыт Государственный институт физического образования, в настоящее время Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1959 году на территории института был сооружен монумент П.Ф. Лесгафту.

Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт простудился и несладко занедужил. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи настойчиво рекомендовали ему сухой знойный климат и санаторное врачевание. В Гелуани находился санаторий, которым возглавляли русские врачи. Туда и решили отвезти П.Ф. Лесгафта. К сожалению, хворь зашла чрезмерно неблизко, и 28 ноября 1909 года Петра Францевича не стало. Хоронили его в Петербурге при огромном стечении народа.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Пахтусов Petr Pahtusov

Пахтусов (Петр Кузьмич, 1800 - 1835), известный мореплаватель.
читать далее

Петр Семёнов-Тян-Шанский Petr Semenov-Tian-Shansciy

Петр Семёнов-Тян-Шанский - русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель. Родился 14 января 1827 года.Петр..
читать далее

Петр Кеппен Petr Keppen

Кеппен (Петр Иванович) - родился в 1793 г. в Харькове, где отец его, бранденбургский уроженец, один из 30 вызванных Екатериной II врачей, заведовал..
читать далее

Пётр Богданов Petr Bogdanov

Российский экономист, министр земледелия в белом Северо-Западном правительстве (1919).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий