Известные люди

»

Петр Чайковский

Петр Чайковский Petr Chaikovskiy Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Удмуртия» Воткинск, 7.5.1840
Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В.Рахманинов, А.С.Аренский, А.К.Глазунов и С.И.Танеев могут быть названы прямыми последователями Чайковского; его влияние нетрудно заметить и в творчестве столь разных композиторов, как Н.Я.Мясковский и И.Ф.Стравинский. В определенные десятилетия советского периода симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы. За пределами России Чайковский тоже очень популярен, но влияние его гораздо слабее, за исключением сферы оркестрового письма.

ЧАЙКОВСКИЙ, ПЕТР ИЛЬИЧ (18401893), российский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос весьма нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность в особенности обострилась вслед за тем смерти любимой матери (1854). В детстве получил домашнее воспитание, а после этого, позже двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал являть склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на итальянский контент и тогда же, совершив турне по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой, в свое время всего гармонией, под руководством Н.И.Зарембы. В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы целиком посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г.Рубинштейна и за время обучения создал немного произведений, в том числе увертюру Гроза по одноименной пьесе А.Н.Островского и кантату К Радости на вирши Ф.Шиллера. В 1866, сию минуту затем окончания консерватории, был приглашен на место профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна Николаем Рубинштейном.

В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию (Зимние грезы, 1866) и первую оперу Воевода, которая была поставлена в Москве в 1869 (потом премьеры уничтожена автором и восстановлена сквозь невпроворот лет следом его смерти по сохранившимся оркестровым партиям). Вторая опера, Ундина, была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и попозже была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет Лебединое озеро). Оркестровая увертюра Ромео и Джульетта получила вслед за тем премьеры достаточно жесткую оценку критики, но позже значительной переработки в 1870 и 1880 это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. Удача начала повертываться лицом к музыканту в первые годы следующего десятилетия, когда появились Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а после этого оркестровая выдумка Франческа да Римини (1876) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877). Две следующие оперы Чайковского Опричник и Кузнец Вакула (вторая из них стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорского русского музыкального общества) и балет Лебединое озерко были поставлены сообразно в 1874, 1876 и 1877.

К перечню его работ этого периода разрешается приобщить заграничные поездки в Швейцарию, Италию, в Париж и Байройт. Но в 1877 произошли два сильно важных события. Первое начало загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течении многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Второе женитьба Чайковского на Антонине Милюковой. Чайковский имел гомосексуальные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубокое ощущение вины; в 1876 он говорит в письме к брату о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной и тем самым заткнуть рты сплетникам. Последствия оказались ужасными: Чайковский попытался разделаться с собой, но так и не сумев соорудить этого, незамедлительно уехал от жены. Чайковский полно лет снабжал Милюкову, но ни при каких обстоятельствах больше не встречался с ней; она умерла в 1917, последние два десятилетия своей жизни провела в приюте для умалишенных. Зиму 1877/1878 Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра Четвертую симфонию и оперу Евгений Онегин. Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана негаданно в 1890), что позволило ему бросить педагогическую дело и сосредоточиться только на творчестве.

После описанных событий существование Чайковского потекла по прежнему руслу. В 1885 он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, следом в 1888 перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смерти в конце концов приобрел свой жилище на окраине Клина. Он неизменно проводил немало времени за рубежом, подолгу жил в поместьях своих родных (в особенности в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского Александры) и друзей. В тот самый отрезок времени появляются три оперы Орлеанская дева (поставлена в 1881), Мазепа (поставлена в 1884) и Чародейка (поставлена в 1887), а кроме того скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественная увертюра 1812 год (1881), трио Памяти великого художника (1882), посвященное Н.Г.Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония Манфред по поэме Байрона (1885). В 1888 году Чайковский вступил на новое поприще. Он преодолел омерзение к публичным выступлениям и исподволь начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве. С января по март 1888 он совершил большое зарубежное турне и благополучно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год через состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и вчерне завершен балет Спящая красотка. Оркестрован он был в течение лета 1889 и поставлен в начале следующего года. В 1890 появилась лучшая опера Чайковского Пиковая леди.

Весной 1891 Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен значительно больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром Воевода, одноактной оперы Иоланта и балета Щелкунчик. И опера и балет были поставлены в 1891, но имели на премьере настолько скромный счастливый момент, что огорченный композитор более того прервал работу над без малого законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии (по авторскому подзаголовку симфония Жизнь) в дальнейшем были превращены автором в Третий фортепианный концерт, оставшийся затем смерти композитора незавершенным: первая доля была издана учеником Чайковского С.И.Танеевым как Третий концерт ми бемоль мажор, ор. 75, а две других части Танеев отредактировал и опубликовал под названием Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, ор. 79 (по сути дела оба опуса представляют собой одно произведение, и в последнее время как раз так исполняются некоторыми пианистами). В начале 1893 Чайковский начал работу над настоящей Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена в первый раз под управлением автора в Петербурге 28 октября. Буквально намедни премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая. Через пять дней Чайковский захворал холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан влажный воды. Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893.

НАСЛЕДИЕ

И в России и за ее рубежами Чайковского принято считывать величайшим русским композитором. Подобные определения завсегда спорны. Наследие Чайковского крайне велико и неровно по качеству, и более того лучшие из его произведений имеют особенности, не вызывающие симпатий у музыкантов. Однако обеспеченность лирической мелодики Чайковского, его мастерское владение на практике всеми музыкальными жанрами, его блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), сильно оригинальный нрав его творчества (которое, по мнению многих, отражает захватывающую тайну личности композитора) все это впрямь делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но и важный музыкальной культуры.

Хотя он писал во всех жанрах (вплоть до церковных композиций), главное в его творчестве симфонические произведения, а ещё оперы и балеты. Среди многочисленных романсов Чайковского шедевров не так уж невпроворот, а прочее нуждается в переоценке. Его фортепианные пьесы нечасто поднимаются выше уровня приличного салонного музицирования той эпохи. В струнных квартетах встречаются прекрасные части, как, к примеру, знаменитое Andante cantabile из Первого квартета ре мажор, основанное на мелодии народной песни, но многое в Фортепианном трио прозвучало бы лучше в оркестре.

Оркестровые сочинения. Обращаясь к оркестру, Чайковский становится окончательно другим. Очевидно, оркестровые тембры в особенности возбуждали его фантазию. И занятие не в том, что громкая и блестящая звучность скрывает скудость тематического материала, а в том, что полные чувства, широкие и гибкие мелодии, характерные для лучших творений Чайковского они появляются уже в раннем периоде: к примеру, темы любви из увертюры Ромео и Джульетта или из Бури (1873), первая предмет Первого фортепианного концерта, нуждаются в теплой и насыщенной инструментовке, которая в полной мере раскрывает их содержание. Фактура музыки Чайковского чаще образуется не из тематической ткани или изобретательной разработки тематизма, а из инструментальных фигураций на больше или менее нехитрый основе: такова, в частности, ажурная партия флейты в медленной части Первой симфонии. В некоторых проявлениях натуры Чайковского, хотя бы в его преклонении перед современными ему французскими композиторами Ж.Бизе и Л.Делибом, ощущается, что он на четверть француз. Но все же на три четверти он российский, и его глубинная русскость в особенности ослепительно заявляет о себе в ранних произведениях: первых четырех симфониях, Буре, увертюре 1812 год, серенаде для струнного оркестра, ор. 48 (1880), где везде в той или другой мере употребляется фольклорный материал. В последующем оркестровом творчестве Чайковского противоречивые элементы исподволь сливаются в некое стилевое единство. Если раннее творчество Чайковского не возбраняется охарактеризовать как внешний романтизм, опирающийся либо на литературные источники, либо на колоритные сюжеты, то музыка зрелого периода (в особенности созданная после этого пережитой им в 1877 году трагедии) значительно больше личностна и в целом представляет собой музыкальную автобиографию автора, с финалом-кульминацией в Шестой симфонии.

Произведения для театра. Французское начало натуры Чайковского ослепительно сказалось в его балетах, а ещё в некоторых сценах его последней оперы Пиковой дамы. Но в остальном его оперы являются ярким выражением русского духа от раннего Воеводы, долгое время считавшегося утраченным (большая количество тематизма этой оперы была использована автором в других сочинениях), Опричника на сюжет из русской истории, восхитительного Кузнеца Вакулы (в дальнейшем переделанного автором в новую оперу на тот же сюжет Черевички) до Мазепы и Чародейки. Даже в Орлеанской деве (18781879, вторая редакция 1882) кое-что звучит открыто по-русски, противореча тем самым сюжету. Вообще, хотя в операх Чайковского немало прекрасной музыки, им свойствен групповой недостаток: тот самый композитор по природе не драматург. Только в тех случаях, когда Чайковский сочинял музыкальные характеристики героев, которых сам любил (как в Евгении Онегине и Пиковой даме), когда он мог отождествить себя с ними (к примеру, с Жанной д'Арк, рассказывающей королю о своих видниях), его оперные персонажи оживали. Онегин оттого и стал этакий популярной и любимой оперой, что в нем всего три основных действующих лица и с каждым из них Чайковский мог отождествить себя: это Онегин, его дружбан Ленский и Татьяна сцена письма с ее участием является центральной в опере. То же самое в Пиковой даме, где узловой герой хотя и заблуждающийся, заслуживающий осуждения мог тем не менее начать в композиторе теплое, живое чувство. Кроме того, действо оперы, в различие от повести Пушкина, происходит во второй половине 18 в., что позволило ввести в нее стилизацию музыки рококо, которой Чайковский завсегда восхищался. (Такие стилизации имеются и в некоторых его инструментальных произведениях, в частности, в виолончельных вариациях на тему рококо и в сюите Моцартиана.) В принципе, и Онегин и Пиковая леди это камерные, лирические оперы, где душевная существование главных героев раскрывается в тонких оттенках и любовно запечатлевается в музыке.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Федоров

Талантливый молодой российский актер, родился в Москве в 1982 году. Его корни уходят в старую актерскую династию, ярким представителем которой..
читать далее

Петр Красилов Petr Krasilov

Петр Красилов - популярный российский актер театра и кино. Родился 3 июня 1977 года.Петр Красилов начал сниматься в кино в 2003 году, исполнив роль..
читать далее

Петр Кислов Petr Kislov

В 2003 году окончил Нижегородское театральное училище (вектор движения В. Богомазова), а в 2006 году - Школу-студию МХАТ (вектор движения И...
читать далее

Петр Коршунков Petr Korshunkov

Родился 31 января 1970 года. Окончил филиал Школы-студии МХАТ (1996, Якутск), стажировался в Москве, в мастерской Л.К. Дурова. Работал в Театре..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий