Известные люди

»

Петр Шелухин

Петр Шелухин Petr Sheluhin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия
После войны, выйдя в отставку, Генерал - Лейтенант авиации П. С. Шелухин активно вёл партийную, общественную и военно - патриотическую работу. Его часто можно было увидеть на заводах, в школах, в воинских частях...

Пётр Семёнович Шелухин - ветеран отечественной авиации - прошёл долгую и интересную существование. Свой стезя в авиацию он начал ещё в Первую Мировую войну мотористом. Увидев на фронте полёты первого русского лётчика Михаила Ефимова, решил сделаться лётчиком - истребителем. И стал. Прошёл три войны. Его воспитанниками одно время были Валерий Чкалов и Александр Покрышкин. И своим троим сыновьям дал путёвку в небосклон.

Родился он в 1894 году в рабочей семье. В 17 лет пошёл на предприятие. Как папа и дедушка, стал кузнецом. На заводе познакомился с большевиками. От них впервой и услышал о революционной борьбе.

В 1915 году в Николаеве на первомайской демонстрации младой рабочий Шелухин шёл спереди колонны, неся с товарищем крупный багряный плакат с надписью "Долой войну, долой царя !". Полиция разогнала демонстрацию и арестовала многих её участников, в том числе и Петра Шелухина. Но вскоре пришло указание: всех арестованных направить в действующую армию для укомплектования штрафных губы, чтобы они "кровью смыли революционные грехи".

На фронте начальник авиационного отряда взял мастерового парня к себе мотористом. Так Шелухин попал в авиацию, где не только обслуживал самолёты, но и летал в качестве наблюдателя. А следом Октябрьской революции, Пётра избрали председателем солдатского комитета авиаотряда.

В Апреле 1919 года П. С. Шелухина направили в Киевскую лётную школу, а следом перевели в Москву. По окончании авиашколы Пётр Семёнович поехал на Украину сражаться с белополяками. Тяжёлое сложилось там положение. Авиация противника немаловажно превосходила советскую. Враг знал об этом и до такой степени обнаглел, что более того не считал нужным караулить от нападения с воздуха свой аэровокзал с выстроенными в линеечку новенькими самолётами. И был наказан.

Тщательно изучив обстановку и продумав операцию, Шелухин на одноместном "Ньюпоре-24" и лётчик Щукин с летнабом на "Фармане-30", взяв бомбовой припас, вылетели в субботу под конец дня, уверенные, что в это время польские лётчики уйдут развлекаться. Они появились над аэродромом перед заходом солнца и, не встретив сопротивления, ударили по нему. После этого смелого налёта вражеская авиация продолжительно не могла оправиться.

Шелухин зачастую выполнял ответственные задания. Однажды, к примеру, он получил команда вручить величавый пакетик С. М. Будённому, находившемуся с войсками в тылу противника. Лететь пришлось над территорией врага. Семён Михайлович также передал своё донесение отважному лётчику, будучи совершенно уверен, что он справится с задачей. Вскоре за проявленное мужество Пётр Семёнович был награждён именными часами.

Пётр Шелухин по праву считался мастером воздушной разведки. Как - то ему возложили важное поручение. Красное руководство имело сведения, что неприятель готовит контрудар, но не знало, на каком участке. Красвоенлёт должен был разведать сосредоточение вражеской ударной группировки. Лётчик вылетел до срока утром. Он скрупулезно просматривал селения, дороги, овраги и так увлёкся фотографированием, что еле-еле не прозевал воздушного противника - 4 самолёта прямо намеревались опоясать его: 3 шли позади, а 1 - прямо на него.

Воздушным разведчикам как правило запрещалось ввязываться в махач. Но, не в данном случае. Вспоминает сам Пётр Семёнович:

"Уйти от противника позволительно было, только атакуя его, что я и сделал... самолёты сближались. Стрельба давала хорошие результаты на близких дистанциях, и каждая край стремилась применять это, чтобы сшибить противника. Но нервы белополяка не выдержали. С дистанции 1000 - 1500 метров он дал по мне короткую пулемётную очередность и тотчас же отвернул в сторону так, что подставил бок своей машины, чем я и воспользовался. Моментально взял необходимую поправку по прицелу для точной стрельбы и с близкой дистанции открыл по вражескому самолёту жар из пулемётов, которыми был оснащён мой "Ньюпор-24". Отвернув от противника, я увидел падающий самолёт с густым шлейфом чёрного дыма".

Но угроза не миновала. Его преследовали 3 оставшихся истребителя. По скорости они превосходили самолёт Шелухина, зато в наборе высоты превосходство было на его стороне. Красвоенлёт дал совершенный газ мотору и стал набирать высоту. Хотя вражеские истребители и нагнали его, но оказались под "Ньюпором", так что Шелухин несложно мог штурмовать каждый из них. А вот враги не имели возможности новости прицельный пламень снизу. Пётр вздохнул с облегчением и заново взял вектор движения на Киев.

С немалый высоты северо - западнее Броваров над лесами лётчик как гром среди ясного неба увидел туман. Это показалось подозрительным. Ведь кругом на большом расстоянии никакого тумана не было. Снизившись до 1000 метров, увидел: леса заполнены войсками. Он тотчас понял, что обнаружил ту самую ударную группировку противника...

Белополяки отметили красного лётчика и открыли по нему ураганный пламень. Несколько снарядов разорвались нимало рядом, повредив истребитель. Пётр выровнял машину и стал планировать, надеясь как не возбраняется дальше покинуть от противника. Ему удалось усадить самолёт между своими и вражескими позициями. Однако с обеих сторон по "Ньюпору" открыли пламень. Снова вспоминает Шелухин:

"Не дожидаясь остановки самолёта после этого пробега, я освободился от ремней и побежал к своим. Вокруг свистели пули. Упал в траву и тут вспомнил, что не взял фотоаппарат с пленкой. Не обращая внимания на пули, как угорелый помчался вспять. Вытащил громоздкий "Поте", и тут две пули впились в левую ногу. Оторвал от сорочки лоскут и туго перевязал ногу, остановил кровотечение. Пополз по - пластунски. А когда дополз, меня встретили красноармейцы".

В Августе 1920 года Пётр Шелухин за мужество, проявленное в боевых вылетах, совершённых под обстрелом противника, был награждён орденом Красного Знамени.

По окончании Гражданской войны авиаотряд, которым командовал Пётр Семёнович, отвели на переформирование в Подмосковье. В сформированную 2-ю эскадрилью для приведения лётчиков к военной присяге приехал М. И. Калинин. Эскадрилья под командованием Шелухина показала групповой пилотаж. Михаил Иванович объявил лётчикам признательность, а у командира спросил, не смогут ли самолёты построиться в воздухе таким образом, чтобы получилось словечко "Ленин". Пётр Семёнович заверил, что смогут, если ладно потренироваться. И на праздновании 6-й годовщины Октябрьской революции 2-я истребительная эскадрилья в небе Москвы выписала имя вождя революции.

Командуя различными авиационными частями П. С. Шелухин проявил себя хорошим организатором и воспитателем. Он занимал вместе с тем должности командира и военного комиссара. Под его командованием 15-я истребительная авиационная бригада превратилась в образцовое соединение. Пётр Семёнович был награждён орденом Ленина.

Затем была работа в Закавказье, в Приморском крае. В то время там было неспокойно. Японские лётчики с разведывательными целями нарушали рубеж СССР. Решительными действиями Шелухин и его подчинённые пресекали провокации. Как - то единственный самурай был сбит, прочий посажен на нашей территории. В отместку японская разведка организовала охоту за командующим ВВС в Приморье, и только счастливая случайность избавила Пётра Семёновича от последствий организуемых диверсий.

В первые же дни Великой Отечественной войны Генерал - Майор авиации П. С. Шелухин получил направление в действующую армию. И там он умело решал поставленные задачи. Когда встал вопросительный мотив о подготовке резерва авиационных кадров, навык и знания Шелухина весьма пригодились. Все свои силы, организаторские способности Пётр Семёнович отдавал формированию новых авиационных соединений, обучению лётного состава. Подготовленные и обученные им авиаполки принимали участие в битве за Сталинград, прославились на всех фронтах.

После войны, выйдя в отставку, Генерал - Лейтенант авиации П. С. Шелухин активно вёл партийную, общественную и военно - патриотическую работу. Его нередко не возбраняется было увидать на заводах, в школах, в воинских частях...

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Шишацкий Petr Shishackiy

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года, Пётр Шишацкий воевал в составе 13-го ( 4-го Гвардейского ) истребительного авиаполка ВВС..
читать далее

Петр Якубовский Petr Yakubovsky

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Трудового Красного Знамени,..
читать далее

Петр Авраменко Petr Avramenko

Родился 15 июля 1915 года в селе Подставки ныне Липоводолинского района Сумской области (Украина), в крестьянской семье. Отец - Авраменко Никита..
читать далее

Петр Агеев Petr Ageev

Агеев Петр Григорьевич командир звена 182-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, Ростовский дивизионный..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий