Известные люди

»

Примо Джибелли

Примо Джибелли Primo Andzhellovich Dzhibelli Карьера: Герой
Рождение: Италия, 27.12.1883
Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Родился в семье столяра. Итальянец. Так как родители все время проводили на работе, воспитывал Примо его дедуля, бывший гарибальдиец. Затем он переехал с родителями в Турин, а с 12 лет жил у родственников в Безансоне, во Франции, где окончил три класса гимназии. Возвратившись в Турин, Примо стал вкалывать в мастерской. Одновременно он посещал вечернюю техническую школу. Позднее он устроился на фабрику фирмы Фиат, где занимался испытанием авиамоторов. Вскоре Джибелли вступил в Молодежную социалистическую федерацию и активно включился в ее работу. В это время он познакомился с Антонио Грамши и совместно с ним участвовал в организации рабочего движения в Турине. Был арестован за агитацию супротив экспансии Италии в Ливии и пропаганду социалистический идей.

После вступления Италии в I-ю вмемирную войну он получил отсрочку от призыва, как спец по авиамоторам. Джибелли восторженно принял известие о свержении царизма в России, а вскоре был сызнова арестован за организацию антивоенных выступлений рабочих. После чего был призван в армию. В боевых действиях, при всем при том, он участия принять не успел, т.к. битва к этому времени уже окончилась.

В 1919 г. он демобилизовался и вернулся на фабрику, но уже в сентябре 1920 г. был уволен за участие в забастовке. В условиях жесточайшей реакции, фашистского террора и погромов он был вынужден укрываться и от полиции, и от сквадристов Муссолини.

В январе 1921 г. в Ливорно состоялся XVII конгресс ИСП. Левое крыло партии, ведомое Грамши, неудовлетворенное ее нерешительной политикой, покинуло конгресс и организовало учредительный съезд КПИ. Джибелли вступил в КПИ одним из первых.

После того как Муссолини возглавил руководство Италии, террор усилился. Редакции прогрессивных газет, дома рабочих, секции партии были преданы пламени, многие коммунисты и социалисты арестованы, многие убиты, многие эмигрировали. Джибелли был заново арестован, но ему удалось нестись и эмигрировать в СССР.

В 1921 г. он добровольцем вступил в РККА. Член РКП(б) с 1921 г. Участвовал в Гражданской войне. В 1921-22 гг. в составе особого авиаотряда сражался с белобандитами на Украине. В одном из боев, умело управляя бронеавтомобилем и ведя пламень из пулемета, помог вылезти из окружения группе красноармейцев.

1.12.23 г. он окончил Зарайскую летную школу авиации 1. Затем служил в отряде Ильич воздушного фланга Украинского военного округа. Был старшим летчиком, а далее командиром звена.

В 1924 г. Джибелли женился на Валентине Марац, дочери своего товарища по авиаотряду Валериано Мараца.

Участвовал в борьбе с белобандитами на Северном Кавказе и в Закавказье. В одном из полетов его авиалайнер был подбит и совершил вынужденную посадку. Не теряя присутствия духа, он смог устранить повреждение и взмыть под носом у приближающихся бандитов. Вскоре ему удалось схватить в плен одного из английских инструкторов, являвшегося военным советником дашнакских отрядов.

В 1926 г. за мужество и героизм Джибелли был награжден орденом Красного Знамени. В том же году у него родилась дочка, которую назвали Эрнестиной.

Весной 1928 г. он сызнова отличился, когда в непогоду смог найти в Азовском море, оторванную от берегового припая и унесенную штормом льдину с рыбаками. Был награжден почетным революционным оружием.

С 1933 г. служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Разбился во время неудачной попытки пролететь на самолете под одним из московских мостов. После излечения был уволен из армии. Некоторое время занимался ремонтом авиамоторов, а после этого работал на автозаводе в Москве.

В 1934 г. родители Джибелли, подвергавшиеся из-за него преследованию фашистов, ещё эмигрировали в СССР.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании в сентябре-ноябре 1936 г. Под псевдонимом Кольдеро летал на двухместном легком бомбардировщике Breguet 19 в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи, базирующейся в Альбасете. На этой устаревшей машине ему неоднократно приходилось летать в тыл врага и участвовать в воздушных боях, проявляя высокое летное мастерство и храбрость.

По воспоминаниям сослуживцев он был крайне хорошим товарищем Веселый, остроумный, любивший напевать итальянские песни.

В октябре 1936 г. бреге Джибелли был солидно поврежден во время боевого вылета, позже чего он был назначен командиром одного из двухмоторных бомбардировщиков французского производства Potez 54.

4.11.36 г. двум экипажам под командованием Джибелли была поставлена проблема истребить огневые позиции мятежников западнее Мадрида. Над территорией противника ниже и позади из облаков показались девять истребителей Heinkel Не.51. Быстро набирая высоту, они приближались к бомбардировщикам. Воздушные стрелки своевременно их отметили и встретили дружным огнем. В тот самый миг появились одиннадцать истребителей И-15. Фашисты оставили в покое бомбардировщики и устремились в атаку на чатос. Завязался воздушный махач. Бомбардировщики выполнили свою задачу, точным бомбометанием накрыли мишень и без потерь вернулись на свой аэропорт. И-15 в ходе боя сшибли четыре хейнкеля, в т.ч. машину командира группы франкистов.

10.11.36 г. 1-я интернациональная бомбардировочная эскадрилья получила поручение ликвидировать бомбовым ударом огневые позиции мятежников юго-западнее Мадрида в районе г. Алькорсина. Рейд должны были сопровождать восемь истребителей. Вылетев всем составом в количестве четырех потезов с аэродрома в Альбасете, эскадрилья взяла вектор движения на мишень. При выходе из облаков в строю не оказалось самолета Джибелли. Командир эскадрильи Ла Рокка, не обнаружив истребителей сопровождения, отказался реализовывать поручение и увел оставшиеся самолеты на аэровокзал в Алькала-де-Энарес.

Республиканские истребители, покружив в условленном месте, но так и не найдя свои бомбардировщики, ушли в сторону Мадрида. Они независимо провели штурмовку позиций противника в районе Каса де Кампо и без потерь вернулись на свой аэропорт.

Примо Джибелли из вылета не вернулся

Полковник Деменчук вспоминает: Спустя немного часов от командования наземных войск стало известно, что на мишень, которую должна была бомбить вся эскадрилья, нанесен потрясение одним потезом. При выполнении боевого задания авиалайнер был сбит зенитной артиллерией, загорелся и упал на территорию противника. Бойцы пехоты видели, как от горящего самолета отделилось немного мужчина на парашютах.

Как опосля было объявлено, Джибелли, несладко пораненый попал в плен. Фашисты длительно глумились над ним, подвергали зверским пыткам, стараясь приневолить поведать, что он знает о положении республиканских частей. Но Джибелли умер, не сказав ни слова.

Джибелли совершил 13 заходов на мишень, что было огромным и, вероятно, неоправданным риском. В конце концов, в его машину попал зенитный снаряд

Указом ЦИК СССР от 31.12.36 г. Джибелли Примо Анджелловичу было присвоено звание Герой Советского Союза посмертно.

Так же читайте биографии известных людей:
Примож Трубар Primoz Trubar

Словенский писатель и протестантский реформатор, создатель словенского литературного языка.
читать далее

Принц Гарри Уэльский Prince Harry

Принц Гарри Уэльский - младший сын принца Уэльского Чарльза и его первой жены принцессы Дианы. Принц Гарри родился 15 сентября 1984 года. Полное имя..
читать далее

Принцесса Мадлен Madlen

Принцесса Мадлен - младшая дочь короля Швеции, Карла Четырнадцатого Густава и королевы Сильвии. Родилась 10 июня 1982 года в городе Стокгольм. При..
читать далее

Присцила Фантин Priscila Fantin

Вместе с сериалом "Земля надежды" на наши экраны пришла новая бразильская звезда - Присцилла Фантин. Ее несчастная страдалица Мария так убедительно..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий