Известные люди

»

Пьер Сюффрен

Пьер Сюффрен Карьера: Адмирал
Рождение: Франция
Сюффрен Пьер Андре де (1729-1788). В замечательной серии морских столкновений с британским флагманом Эдуардом Хьюзом у берегов Индии и Цейлона в 1782-1783 годах Сюффрен игнорировал писаные правила и опыт и учил своих капитанов изолировать группы судов неприятельской эскадры и затем уничтожать их по очереди.

Пьер Андре де Сюффрен де Сен-Тропез родился 13 июля 1729 года и был записан в цифра кавалеров ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Мальчика предназначали для морской службы. Уже в 14 лет он отправился в Тулон и поступил гардемарином на судно Ле Солид. В 1746 году Сюффрен участвовал в неудачной экспедиции Данвиля, из которой вернулись только немного кораблей, в том числе Тридан, на котором служил юноша. В следующем году он попал в плен позже сражения Дезербье де лЭтандюэра с 8 кораблями супротив 14 кораблей и 3 фрегатов Хоука. Англичане взяли 6 кораблей, на одном из которых служил Сюффрен. После войны, в 1748 году его произвели в мичманы. Не желая оставаться праздным, мореход уехал на Мальту и в качестве члена ордена служил на мальтийских судах, боролся с пиратами и конвоировал суда.

В 1755 году Англия, снарядившая громадный флот, начала захваты французских судов. В качестве ответного шага французская эскадра маркиза де Ла Галлисьонера захватила Менорку и сокрушила английскую эскадру Джона Бинга. Сюффрен лейтенантом состоял на флагманском корабле Ла Галлисьонера Орфей и участвовал в Меноркском сражении 18 мая 1756 года. Затем он командовал флагманским кораблем де ля Клю Океан и 17 августа участвовал в сражении с английской эскадрой Боскауэна. Французский адмирал храбро вступил в мордобой, но лишился ноги, разбитой ядром. Два корабля оставили его и ушли в Лиссабон. Все остальные укрылись в Лагосе. Однако англичане, невзирая на нейтралитет Португалии, штурмовали их в порту. Три корабля они захватили и два сожгли. Сюффрен ещё раз оказался в плену. Через немного месяцев он вернулся в Тулон, а после этого был не у дел, оттого что у Франции без малого не оставалось флота.

Моряк снова намеревался тронуться на Мальту, но в начале 1763 года его назначили командиром шебеки Хамелеон, служившей для защиты торговли на Средиземном море. Командиром различных судов служил морячок во французском флоте. С 1767 по 1772 год плавал на мальтийских судах и, отличившись в службе, стал командором ордена. В 1772 году в ранге капитана корабля он прибыл в Тулон командиром фрегата Миньон, следом командовал фрегатом Алкмена. В апреле 1777 моряка назначили командиром корабля Фантаск.

Тем временем в войну Соединенных Штатов за независимость на стороне восставших вступили Франция и Испания.

Весной 1778 года, ещё до объявления войны, началось противодействие флотов. Сюффрен присоединился в Тулоне к эскадре дЭстена и сообща с ней прибыл к берегам Америки. 8 августа он получил инструкция с кораблем Фантаск и тремя фрегатами спалить пять фрегатов в Ньюпорте. Несмотря на форт у входа в порт, мореходец смело вошел в бухту, встал на шпринг и огнем заставил фрегаты выброситься на берег; были сожжены все склады и суда в порту. Затем дЭстен пошел в Вест-Индию и овладел Гренадой, заставив отойти эскадру Байрона в бою 6 июля 1779 года. Осенью французы пробовали брать во взаимодействии с войсками генерала Линкольна Саванну. По приказу дЭстена 9 сентября Сюффрен прошел за бар и уничтожил укрепления на острове, но неприятельские суда успели уйти. Так как штурмовая вылазка Саванны не удалась, 20 октября войска вернулись на суда, и эскадра дЭстена ушла в Европу. По представлению флагмана король наградил Сюффрена пенсией в 1500 франков.

В ноябре 1779 года Сюффрен стал командиром легкой эскадры союзного франко-испанского флота и удачно блокировал морские перевозки англичан.

31 июля 1780 года франко-испанский флот вышел из Кадиса под флагом дона Луи де Кордова и 9 августа встретил британский конвой. Сюффрен на корабле Ле Зеле преследовал охранение, тогда как другие корабли истребляли торговые суда. Большого успеха Сюффрену достичь не удалось, оттого что английские корабли с медной обшивкой оказались быстроходнее. По предложению моряка во французском флоте ещё начали обшивать суда медными листами.

В начале 1781 года с 5 кораблями Сюффрен вышел из Бреста. Он имел задачу не разрешить англичанам овладеть голландской Капской периферией на юге Африки и далее усилить французскую эскадру в Ост-Индии, где англичане овладели французскими портами на берегах Индии и голландскими портами Нагапаттинам и Тринкомали. В Порто-Прайя 16 апреля Сюффрен обнаружил и атаковал английскую эскадру коммодора Джонстона, включавшую 5 линейных и меньшие корабли. Англичане потерпели поражение: два 50-пушечных корабля получили повреждения, и Капская колония была спасена. После смерти адмирала дОрвеса коммодор Сюффрен вступил в руководство эскадрой. В конце 1781 года, присоединив у острова Иль-де-Франс (сейчас о. Св. Маврикия у Мадагаскара) остававшиеся там 6 кораблей, Сюффрен направился в Ост-Индию. В пути он захватил британский линейный судно.

15 февраля 1782 года французская эскадра из 12 кораблей встала на якоря в четырех милях от главной британской базы в Индии - Мадраса. Так как 9 линейных кораблей и 2 фрегата Хьюза стояли под прикрытием береговых батарей, Сюффрен отправился на юг выискивать базу для флота. Хьюз вышел вдогон за ним. 17 февраля у Мадраса произошло сражение, не принесшее успеха ни одной стороне. Сюффрен располагал 12 кораблями и 2 фрегатами; его корабли были разнотипны и уступали по качеству постройки и скорости английским. Тем не менее Сюффрен намеревался делать активно. В письме младшему флагману капитану Тремелену он предлагал определить неприятельский арьергард между двумя огнями и сокрушить его. Сюффрен абсолютно атаковал англичан, строй которых во время погони за французскими транспортами разделился на три части. Флагман с колонной из 7 кораблей атаковал середина и арьергард англичан, насчитывавшие 5 кораблей. Остальные 5 кораблей Тремелена должны был штурмовать корабли на задней линии. Однако, несмотря на повторенный Сюффреном знак вступить в сражение на расстоянии пистолетного выстрела, капитан оставался за пределами боя. Сюффрен сражался уже три часа, нанес повреждения противнику, когда шквал рядом 18 часов позволил английскому авангарду подступить на поддержка кораблям, два из которых уже оказались небоеспособны. Сюффрену без поддержки арьергарда пришлось поворотить, избегая боя со свежими силами. Таким образом, недурственно задуманное сражение из-за бездействия Тремелена окончилось безрезультатно, а не полным разгромом противника. В донесении морскому министру французский флотоводец писал: Я уничтожил бы английскую эскадру не столь своим превосходством в численности, сколь в выгодной диспозиции, при которой я атаковал ее. Я атаковал арьергардный судно и прошел вдоль английской линии до 6 корабля. Я таким образом сделал 3 корабля неприятеля бесполезными для него, так что мои 12 кораблей имели супротив себя только 6 противников. Я начал махач в три с половиной часа пополудни, став в голове своего флота и сделав знак создать линию сколь может быть лучше, без чего я не стал бы сражаться. В 4 часа я сделал знак 3 кораблям определить арьергард неприятеля между двух огней, а другой эскадре подступить к неприятелю на дистанцию пистолетного выстрела. Этот знак, хотя и репетованный, не был выполнен.

После сражения Хьюз ушел для ремонта кораблей в Тринкомали и 12 марта вернулся в Мадрас. Французская эскадра пошла с транспортами в Пондишери, тот, что Сюффрен намеревался завладеть, чтобы высадить войска для сухопутных действий. Так как Пондишери оказался непригоден для базирования войск, Сюффрен, договорившись с правителем княжества Майсор Гайдером Али, боровшимся за независимость от англичан, высадил у Порто-Ново десант, тот, что 4 апреля 1782 года овладел Куддалором. Сам же Сюффрен вышел 23 марта на поиски противника.

В марте английская эскадра из 11 кораблей направилась с подкреплениями и беприпасами для гарнизона Тринкомали. 10 апреля Сюффрен с 11 кораблями встретил Хьюза. Два дня флоты маневрировали в виду товарищ друга. Англичане хотели избежать сражения. Однако Сюффрен атаковал их 12 апреля. Он сосредоточил свои усилия на авангарде и центре. У англичан три корабля вышли из строя, на некоторых пришлось становить фальшивые мачты, чтобы достичь до Тринкомали и 6 недель исправлять повреждения. Пользуясь свободой, Сюффрен действовал на морских сообщениях англичан, пополняя запасы за счет призов.

Сюффрен расположился в Батаколо, на полпути движения английских транспортов от Тринкомали до Пуант де Галле. Здесь командующий получил распоряжение правительства топать в Иль-де-Франс. Однако Сюффрен решил достигать полного разгрома противника. 3 июня он пошел в Куддалор для встречи с Гайдером-Али и командиром сухопутного отряда. По пути он остановился в Транкобаре, откель действовал супротив британского судоходства на линии Мадрас - Тринкомали. Придя 22 июня в Куддалор, он на следующий день от крейсировавшего фрегата узнал о прибытии в Нагапаттинам Хьюза, сию минуту же позже переговоров вышел в море и 5 июля был недалече от города.

6 июля противники, имевшие по 11 кораблей, 4 часа сражались у Нагапаттинама и понесли значительные потери в людях (французы - 800, англичане - 300 человек), но не пришли ни к какому результату. После боя Хьюз ушел для ремонта к Мадрасу, где нашел все необходимые материалы. Сюффрен в Куддалоре не имел никаких запасов. Пришлось направить суда за строевым лесов в Малаккский пролив, снять мачты с фрегатов и трофейных судов. Ремонт вели на открытом рейде, с частым волнением. Сюффрен успевал следить за всем. Когда же офицеры жаловались на трудности, он говорил, что в то время как Тринкомали не взят, портом будет служить открытое море. Уже сквозь 12 дней французские корабли были готовы вылезти в море. 18 июля флагман ушел в Батаколо дожидаться подкрепления. 21 августа прибыли два линейных корабля и транспорты с грузами. Сюффрен решил овладеть Тринкомали и 26 августа высадил десант. Через пять дней гарнизон сдался. Флотоводец обеспечил новую базу припасами.

3 сентября к Тринкомали прибыл Хьюз; он намеревался увлечь противника от порта как не возбраняется дальше, чтобы поврежденные французские корабли не могли возвратиться. Сюффрен тотчас вышел и атаковал с 14 кораблями 12 английских. Французы не одержали решающей победы из-за того, что командиры кораблей, несмотря на приказы Сюффрена, не смогли отгрохать линию и не оказывали дружбан другу поддержку. Тяжесть сражения легла на самого Сюффрена; истина, капитанов извиняет то, что командующий уж очень торопился, поднимая единственный знак за другим, и вступил в мордобой, покуда не была выстроена боевая граница. После боя, не принесшего решающих результатов, Хьюз вернулся в Мадрас, а Сюффрен - в Тринкомали, ставший его базой.

Уже 30 сентября, отремонтировав корабли, Сюффрен отплыл к Куддалору, где англичане блокировали французские войска. Расстроив перемирие султана с англичанами, Сюффрен создал вторую базу на западной оконечности Суматры, в больше здоровой местности, чем Тринкомали. Только в середине марта 1783 года прибыли подкрепления генерала Бюсси; они были высажены в Порто-Ново, но немедленно же заблокированы с суши и моря англичанами. 10 июня Сюффрен узнал об этом, а 20 июня уже атаковал 15 кораблями 18 кораблей Хьюза. Англичанам пришлось отойти в Мадрас, оставив армию на берегу. 29 августа Куддалора достигло известие о мире.

5 марта 1783 года Сюффрена произвели в генерал-лейтенанты. 26 марта 1784 года французская эскадра вернулась в Тулон. Король был доволен и наградил моряка орденом Св. Духа и пожаловал ранг вице-адмирала.

В 1787 году Сюффрен командовал Брестским флотом. В 1788 году, когда несогласие между Англией и Францией могло привести к войне, король приказал ему готовить эскадру в Бресте. Но Сюффрен был болен и умер в Париже 8 декабря 1788 года.

Сюффрен отличался храбростью, всю дорогу стремился к генеральному сражению, более того не имея превосходства в силах, умело использовал политическую и стратегическую обстановку. В области тактики Сюффрен независимо от Клерка применил приём атаки всеми своими силами части неприятельского флота. В стратегии он настойчиво добивался главный цели - уничтожения неприятельского флота, используя внезапность нападения. Имя его носили в разное время немного кораблей ВМС Франции.

На цоколе памятника Сюффрену высечены следующие строки: Мыс прикрывал, Тринкомали взял, Гайделур освободил, Индию защитил, шесть блестящих боев.

Так же читайте биографии известных людей:
Пьер Булез Pier Boulez

Организатор и руководитель концертов новой музыки "Domaine musical" (1954-67). Крупнейшим достижением Булеза стали записи оперы "Пеллеас и..
читать далее

Пьер Гавинье Pier Gavinie

Пьер Гавинье яркий представитель французской скрипичной школы, сыгравший большую роль в развитии музыкально-исполнительской культуры.
читать далее

Пьер Мерлен Pier Merlen

Музыкант, автор инструментальных композиций.
читать далее

Пьер Нарцисс Pier Nartsiss

Талантливый человек талантлив во всем. Эта фраза как нельзя лучше относится к нашему герою. Он попробовал себя в киноиндустрии ("Сибирский..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий