Известные люди

»

Рина Зеленая

Рина Зеленая Rina Zelenay Карьера: Актер
Рождение: Узбекистан» Ташкент, 7.11.1901 - 1.4
Рина Зеленая - советская актриса эстрады, театра и кино, мастер имитации детской речи, народная артистка РСФСР. Родилась 7 ноября 1901 года.

ОНА была похожа на мальчика, тот, что похож на девочку так охарактеризовала молодую Рину Зеленую писательница Вера Инбер.

Она и взаправду не казалась женщиной-вамп: маленькая, с фигурой, вдалеке не идеальной. Когда она входила в комнату, ее не замечали. Не замечали, покуда она не открывала рта. Но стоило ей заговорить и никто уже не сводил с нее зрачок, все видели яркую красавицу, обворожительную, умную, покоряющую. Это подтверждают и записи в ее маленьком, размером со спичечный коробок, альбомчике:

Устрой всемирные смотрины

И созови весь дамский пол,

Но я уверен: лучше Рины

Ты никого бы не нашел.

С. Маршак. 1944 г.

Этот альбомчик в кожаном футляре с инкрустацией из слоновой кости, с золотым обрезом был подарен ей на именины в 36-м году. Первая же запись конечно, в стихах была посвящена ее проигрышу в теннис. В те годы спорт в артистическом мире не был так популярен, как в текущее время. И когда Рина Зеленая появлялась в театре с коньками или ракеткой, ее коллеги были шибко удивлены. А она всю существование была крайне спортивной: теннис, коньки, бильярд, гребля

А вот ещё единственный образец из альбома:

И академик, и герой,

И мореплаватель, и пилот,

И музыкант, и переводчик

Поклонников твоих тут рой

Какая мешанина одежд и лиц,

Племен, наречий, состояний!

Из хат, из келий, из темниц

Сошлися все тут для признанья:

Пора сделаться Риночке Зеленой

Народной, а не заслуженной.

В. Качалов

Когда ее спрашивали, получила ли она звание народной СССР, она отвечала: если и дадут, то за сорок пять минут до смерти. Самое удивительное: она без малого угадала. 1 апреля 1991 года, как раз когда ее не стало, родственникам передали, что ей присвоено это звание.

Зеленая это фамилия

РОДИЛАСЬ Рина (на самом деле Катерина) в Ташкенте, в семье незначительного чиновника Василия Зеленого (как видите, Зеленая это не псевдоним, а настоящая фамилия предков). По-мальчишечьи лазала по деревьям и, умостившись на толстой ветке, читала свою любимую Лидию Чарскую. Училась недурственно, главным образом, чтобы не огорчать родителей, которые переживали из-за неуспехов старших сестры и брата. А позже отца перевели в Москву и девочку отдали в гимназию фон Дервис, в Гороховском переулке. Ей было без малого двенадцать, когда началась Первая мировая. Поскольку немцы стали врагами, гимназистки демонстративно перестали обучать германский язык, и, конечно, мадмуазель Зеленая в их числе. Зато уроки рукоделия она бойкотировала в одиночку. Пока девочки шили, Рина, ко всеобщему удовольствию, читала им вслух. Поэтому так и не выучилась более того пуговицы пришивать, всю существование это делал за нее кто-нибудь. Даже на фронте.

Дебютировала она во время гражданской, в полевых условиях: выступала со своей театральной школой перед красноармейцами, где-то под Царицыном. Школа эта была при Свободном театре, и студийцев выпускали на сцену в массовках. Ей нравились актерские обычаи и суеверия, как бы того, что, если обронил контент роли, необходимо усесться на него, прямо на пол. Нравились актеры, которые с ними занимались. Старый артист Карпов нередко повторял: Актер ни в жизнь не должен хлопотать мордой. И еще: Если вас убивают в четвертом акте, не разрешено уже в первом вылезать с убитым видом. А убивали тогда не только на сцене, но и на фронте, и более того на улице: шла гражданская битва. Актеры-педагоги часто приезжали в театр прямо с выступлений в воинских частях или на заводах, с гонорарами в руках (полбуханки черного или березовое полено). Отца перевели из Москвы в Одессу, и семейство приехала к нему. У него к тому времени уже была другая леди, так что приехали понапрасну. Папа со своей новой женой уехал дальше, а Рина с мамой и сестрой остались в холодной, пустой комнате с голыми стенами. Чтобы перед сном согреться, немного было укрыться всей имевшейся одеждой. Рина выскакивала из мерзлый постели и танцевала с веером жаркий испанский танец всем становилось радостно, и они засыпали

Конфрерия Рыцарей Осурово Театра

ВЕСНОЙ выяснилось, что в Одессе есть море и замечательная фирма театралов-любителей, открывших в подвале театрик КРОТ (что расшифровывалось как Конфрерия Рыцарей Осурово Театра). Это были молодые, образованные люди. Они сами сочиняли или переводили пьесы, танцевали и распевали, сами шили костюмы. Бедность заставляла хитрить. Актера спрашивали: Вы спиной к залу поворачиваетесь? Если нет, наряд делался только с лица, а позади затягивался веревкой или куском бязи. Режиссером был Виктор Типот, по образованию химик. Какие люди входили в худсовет! Вера Инбер, архитектор Евгений Левинсон, предстоящий академик, создатель целой школы электрохимии Александр Фрумкин Вера Инбер сочинила себе и Рине Зеленой диалог двух кукол французской куклы Мариетты и русской Матрешки. В финале шли куплеты:

Я Мариетта, родом из Прованса,

Люблю поэта Анатоля Франса.

А Матрешка в ответ:

А у нас есть свой стихотворец Московский

Владимир Владимирович Маяковский.

(Тогда Матрешка ещё не была знакома с Маяковским. Это позже они подружатся и будут сообща игрывать на бильярде.)

Спектакли КРОТа имели немалый фарт, не хватало, истина, авторов. Олеша и Катаев уже уехали, а Жванецкий ещё не успел явиться на свет. А в Москве, по слухам, театральная бытие бурлила, и Зеленая решилась на отчаянный шаг уехала в столицу.

Нерыдай

ТЕАТР себе она нашла со странным названием Нерыдай. Нашла ненароком (хотя за каждый случайностью прослеживается закономерность), проходя по Каретному Ряду. Это было ночное кабаре с прекрасным поваром (артистам полагался бесплатный вечерний стол!). Когда затем выступления Зеленая выходила во дворик отдышаться, кок тихо говорил ей: Ну, дорогая, ныне я угощу вас ужином! Пальчики оближете! Обратите особое внимательность пирожки с нутром телка.

Зеленая пела там песенки на тексты Веры Инбер и Николая Эрдмана. Музыку к ним писали Матвей Блантер, Юрий Милютин. Зал был узкий, в русском стиле. Большая директорская ложа в виде русской печи, отгороженные перегородками ложи завсегдатаев. Свободных мест не было, хотя цены были высокие. Между столиками бегали половые в рубахах и штанах. Один огромный столик, с лавками вместо стульев, выдавался особенно. За ним сидели артисты, писатели, художники. И меню было для них особое недорогое, но также вкусное. Сюда забегали актеры из всех московских театров, пересказывали театральные сплетни, читали вирши.

Придумал и создал Нерыдай комик петроградской оперетты А. Кошевский, одним духом сообразивший, что нужно зрителю. Его правой рукой был Георгий Тусузов, он вел конферанс вкупе с Марком Местечкиным. Работали в этом месте и Игорь Ильинский, и Михаил Гаркави. Кошевский сопротивлялся, но супротив этих замечательных актеров не устоял, и программа стала иной: не для ресторанных посетителей, а для тех, кто пришел для артистов. Часто приходили ужинать Асеев, Крученых, Мариенгоф, Ардов, из Петрограда приезжали Козинцев, Трауберг, Кулешов. Представления начинались в полночь, когда освобождались затем спектаклей артисты, и заканчивались часа в четыре утра.

Атмосфера в театре была особая, располагающая к игре, к сочинительству. Кто-то придумал ввести в программу жанр эпитафии. Вот образец одной из них:

Постой, прохожий, и пойми,

И основательно прочувствуй:

Кошевский тут полег костьми

За это самое искусство.

Он умер, проронив слова:

Я сделал все-таки немало

Недаром целая Москва

Над этим гробом нерыдала.

Не забывая о своих товарищах по одесскому КРОТу, Рина Зеленая сделала все, чтобы Типот с женой перебрались в Москву, и устроила их в Нерыдай. Когда Типот поссорился с Кошевским, она приняла сторону Типота и ушла из театра. Куда сама не знала. Оказалось в Питер, в Балаганчик. Работали полно, ездили на гастроли, а денег актерам без малого не платили. Директор говорил, что дает своим артистам вероятность дышать морским воздухом, что ж, им этого чуть-чуть?! Во время безденежья Рина ходила кушать к своей подруге по Балаганчику, которая жила совместно с семьей. У самой Рины родных в городе не было, а был только пустой недорогой номер в Англетере. Если же заводились денежки, она спускалась кушать в кабачок гостиницы. Но это днем вечером там было все намного дороже. Посетители роскошно одетые джентльмены и бриллиантовые дамы в мехах. Это про них Зеленая пела в Балаганчике частушки:

Как вернулась я из бани,

Приставать я стала к Ване:

Окати да окати

Л.Ориганом де Коти.

Костюм придумала себе сама: сарафан с кринолином и нижними юбками, кофта с пышным рукавом.

После одного из концертов Зеленая познакомилась с Есениным. Во время исполнения номера Рины Зеленой и Леонида Утесова в зале началась перепалка и более того потасовка. Подробностей Рина не видела, слышала только перебранку. Оказалось, какие-то люди начали оскорблять Есенина. Он стал отругиваться, кто-то из публики вступился и дошло до драки. Назавтра Есенин постучал в номер Зеленой в Англетере. Он пришел извиниться за вчерашний дебош. Она сказала, что не злится, и вслед за тем всю существование жалела, что ее один разговорчик с поэтом был ни о чем и ни за чем.

Она ещё работала в Балаганчике, а ее уже позвали в Москву, в только создающийся Театр сатиры. Пошла с радостью. В труппе старинный партнер Тусузов, там же, режиссером, Типот. Программы тех лет были сатирическим обозрением. Первый спектакль Москва с точки зрения сюжет о приезжающей в столицу семье провинциалов, ее знакомстве с городом, с людьми и учреждениями, ее приключениях. В одной из сцен семейство эта попадала в густо заселенную квартиру. Открывались дверцы большущего платяного шкафа. Там пила чай с поцелуями юная супружеская пара. В одном из ящиков студент зубрил учебник и т. п Москва с точки зрения и Мишка, верти! (пародия на темы кино) имели сногсшибательный счастливый момент.

Господи, помоги успешно начати Театр при Доме печати

ДВАДЦАТЫЕ-ТРИДЦАТЫЕ годы время, когда многое начиналось. И театры возникали во всех местах, где только позволительно было определить стулья и подиум. Журналисты и писатели-сатирики решили сотворить свой театр при Доме печати. Короткие сценки, пародии, скетчи, обозрения то, от чего уже отошел Театр сатиры, начавший становить большие комедии. Конечно же, Зеленую пригласили в новоиспеченный театр. В первой же программе (она и в афише называлась Программа 1), где для нее не нашлось номера, она придумала его сама. Выходила, одевшись беспризорником, пела песенку, цыкала слюной сквозь всю сцену, как делают уличные мальчишки, и уходила. Тут же приходилось ретироваться и исполнять на бис.

Однажды в Доме печати Маяковский читал только что написанную Баню. На сцене стояли столик и стул. На столе графин и стакан. Перед тем как активизировать читка, стихотворец вынул из кармана чистейший платочек, протер стакан и посмотрел сквозь стеклышко на свет. Женский звук из зала: Носовым платком чище не будет! вызвал немедленный отклик Маяковского: Смотря чьим. Потом он прочитал всю пьесу. Зеленая и ее партнеры по театру, разумеется, сидели в зале. В репертуаре их театра не было произведений Маяковского, но было о нем:

Тротуар дрожит столичный,

Шум и гром повсеместно идет.

То проходит Маяковский,

Себе монумент несет.

Исполняя куплет, артисты смотрели на сидящего в зале Владимира Владимировича. Он улыбался Но один раз Тенин спел это как раз в тот миг, когда пришла весть о смерти поэта. Выйдя за кулисы, актеры узнали о самоубийстве и были раздавлены. Рина Зеленая записала в своем дневнике: Как словно из жизни человечества вырвали силой что-то огромное, бесконечно важное, важное для всех: и для друзей, и для врагов

Не было бы счастья

НА ОДНОМ из концертов в клубе произошла осечка: аккомпаниатор, с которым должна была выступать Зеленая, не приехал. Что тут совершать? Какие могут быть песни без рояля?! Администратор, едва активный от ужаса, умолил актрису реализовать что-нибудь. Она вышла на сцену и неуверенным детским голосом прочитала Мойдодыр Чуковского.

Так в 1929 году родилось ее новое амплуа, породнившее ее с миллионами зрителей и слушателей. И свежий жанр: Риназеленая. Именно так, в одно словечко, писали ей письма малыши. Своих детей у нее не было, но были племянники, были сыновья ее мужа от первого брака, а вслед за тем и внуки. Да и вообще мир полон детьми только наблюдай. И она записывала все, что удавалось подслушать и что присылали в письмах родители, а другой раз и истории самих детей.

* * *

Отец говорит дочке:

Не бегай все время к соседям. Ты им, надо полагать, надоела.

Ну что ты, папа! Я пришла к ним, а они сами мне сказали: Ну вот, только тебя ещё тут не хватало!

* * *

Молодой папа везет в коляске двух близнецов. К нему подходит четырехлетняя девчонка, заглядывает в коляску и говорит:

Дядя, на что вы положили ваших детей в одну коляску? Разве вы не видите, что они мешают товарищ другу рыдать?

* * *

Папанин рассказал Зеленой про одно сообщение, полученное им из глухой уральской деревни.

Вся семейство думала, что же погнать в дар отважному Папанину? Пятилетняя девчонка сказала:

Если нам нечего направить ему в презент, пошлем ему меня.

Рина Зеленая умела выискивать с детьми верный тон. Не спрашивала, как все взрослые, сколь им лет и как их зовут. Разговаривала более того с малышами так уважительно, что они чувствовали неподдельный заинтересованность к их делам. Ты долговременно ломал эту машину? спросила она мальчика с остатками автомобиля. Долго, ответил он, два дня.

Ее авторами стали Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак. Многие тексты себе она сочиняла сама. Совместно с А. Барто написала сценарий знаменитого фильма Подкидыш и единый сборник пьес для школьной самодеятельности. Подкидыш был первой их попыткой чиркать для кино, оттого они: а) ничего не боялись, б) не знали, что первоначально нужно заключить контракт. Но сценарий был принят и более того без единой поправки (происшествие исключительный!). На съемках Подкидыша Рина Зеленая познакомилась с Раневской. Некоторые сцены фильма снимались прямо на улице Горького, и орава стабильно окружала съемочную группу. Через невпроворот лет Фаина Георгиевна вспоминала об этом: У меня лично было такое ощущение, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний. Слова Муля, не нервируй меня, придуманные Рдругой Зеленой, стали мучением Раневской на всю жизнь: где бы она ни появилась, мальчишки кричали ей Мулю, и более того Брежнев, вручая орден, сказал ей: Муля, не нервируй меня.

С того фильма Зеленая с Раневской подружились. Работали в соседних театрах, а единственный период более того в одном в Сатире. В вопросах житейских Рина Васильевна пыталась схватить шефство, потому что Фаина Георгиевна была ещё хуже. Могла год проходить в одном пиджаке, причем мужском, в клетку. Впрочем, обе были хороши и нуждались в заботе и опеке.

Твой ангелочек звонил

ПО СЧАСТЬЮ, Зеленая встретила Мужчину своей жизни, вышла замуж и прожила с ним долгие годы, до самой его смерти. Частушка, которую она исполняла на сцене, потеряла актуальность:

В Балаганчике пою,

Дело не мудреное

Никто замуж не берет,

Говорят, Зеленая!

Вообще-то замужем она к тому моменту уже побывала: восемнадцатилетней девушкой выскочила за солидного мужчину как собак нерезаных старше себя, юриста Владимира Блюмельфельда. Брак их был недолгим, она его и не вспоминала. Слово муж для нее было связано только с одним человеком: архитектором Константином Топуридзе, автором фонтана Дружба народов на ВДНХ и других замечательных проектов. Он был широчайше образованным человеком, неизменно был увлечен какими-то идеями, занят работой. Она также хоть отбавляй выступала, гастролировала, так что пересекались они не так уж полно. Характер у мужа был нелегкий, и она зачастую на него обижалась. Тогда он подходил к ней со словами: Ладно, я тебя прощаю, и в семье заново царил мир. Она называла мужа мой ангел. Домработница так и говорила ей: Твой ангелочек звонил. У него поздненько будет совещание. Чтобы ты никуда не уходила.

Иногда, чтобы повидать мужа, она приходила к нему в архитектурную мастерскую. Когда его не стало, она записала в дневнике: Всю свою сознательную бытие я прожила с человеком сильно ученым, не говоря о таланте. Мне ни в жизнь не нужен был ни единственный словарь. А в настоящее время, чтобы разъяснить что-то для себя, я должна вопросить восемь человек.

Дневник она вела всю дорогу. Записывала события собственной жизни, заседания в сатирическом клубе Чудак, на которые ее приглашали, путешествия, гастрольные поездки на юг и на Крайний Север, целину, фронт Потом она издала свои дневники под названием Разрозненные страницы. Читать их весьма любопытно. Литературный дар у нее, понятное дело, был. Но главное был ликующий, активный воззрение на происходящее. Она не уставала совершать открытия, изумляться, притягивать людей. Когда ей в одно прекрасное время предложили слетать в составе группы из 13 артистов на Северный полюс, бесстрашно согласилась. Получила полярное обмундирование (меховые рукавицы, доху, унты и прочее), села в Тушине на авиалайнер и понеслась. Нарьян-Мар. Амдерма. Каменный мыс Обская губа. Город Игарка лесозавод, мерзлотная станция. Остров Диксон. Колымские Кресты. Малюсенький город Хатанга, где в первый раз увидела белого медведя. Бухта Тикси. Везде концерты, запланированные и нет. В бухте Провидения артисты выступали перед группой геологов и были потрясены: зрители шли к ним пехом 40 километров туда и 40 назад. В бухте Угольной до шахтерского поселка гостей волокли трактором: прицепили огромное железное корыто на полозьях-бревнах, насыпали, как горох, мешки с почтой, людей, чемоданы. Арфу везли на тюфяках, на руках. На перелете из Анадыря к мысу Шмидта темп полета внезапно стал неровным, моторы завыли. Оказалось обледенение двигателя, винты заклинило, но до аэродрома дотянули. И вот ура! дали позволение лететь на Северный полюс, на дрейфующую станцию. От Тикси до полюса летели больше 6 часов

Эмоции от того, что последняя мишень путешествия достигнута, захлестнули всех, более того арфу на ней лопнули все струны. Сколько впечатлений занесено Зеленой в дневник! Как любовно схвачены детали: Без ружья по лагерю прогуливаться воспрещено. На льдину всю дорогу может прийти медведь. Они не любят продолжительно плавать в холодной воде бродят по льдинам Когда медведь охотится, он закрывает свой черный нос лапой, чтобы на снегу его не было видно вовсе, а когда он ловит нерпу, то ложится, обнимает лунку кольцом своих лап и тотчас душит животное в объятиях, чуть оно высунет голову из воды

Много, непочатый край сюрпризов подбросила ей фатум. Главное она умела их ловить. Когда началась махаловка, она была с театром на гастролях по Союзу. Театр пытался возвратиться в Москву, но это было нельзя. А Рина Зеленая просилась на фронт, в концертную бригаду. Это было вероятно, и она получила свою долю военных дорог, бомбежек и потерь. Но припоминать любила веселое. Например, о поездке в Тулу. Ехали на машинах. Началась бомбежка, водитель велел выбираться из машины и мчаться куда угодно. Вместе с двумя актрисами она забежала в какой-то подъезд. Стояли, прижавшись дружбан к другу, в темноте. Послышался тошнотворный вой падающей бомбы. Женщины застыли, ожидая взрыва Но взрыва не было. Тусклый свет из окошка осветил что-то странное. Оказалось: котята. Маленькие белые котята ползали у их ног. Бомба так и не взорвалась, было весьма ужасно, и только наличие котят вносило в тот самый момент домашнюю трогательную ноту

Наверно, как собак нерезаных лет через озвучивая котенка в мультфильме, Рина Зеленая вспоминала эти белые комочки под ногами. Ей приходилось произносить в кино всякими голосами голосом слоненка, гусеницы и даже карандаша. Снимали ее до обидного негусто. После Приключений Буратино она шутила: Вот я уже и черепахой была. Вижу человеческой роли не дожидаться, вот я и согласилась. И все же как здорово, что эти ленты остались. Остались записи ее голоса. Остались ее истории для взрослых про детей. И более того вирши, сочиненные ею вкупе с детьми.

Так же читайте биографии известных людей:
Ринат Марданшин Rinat Mardanshin

Советский и российский мотогонщик, участник соревнований по спидвею.
читать далее

Ринат Билялетдинов Rinat Bilyaletdinov

Исполняющий обязанности главного тренера Локомотива Ринат Билялетдинов перед заключительным матчем на Кубок УЕФА в беседе с корреспондентом Sportsру..
читать далее

Ринат Дасаев Rinat Dasaev

Вратарь, без которого раньше не мыслили нашу сборную.
читать далее

Ринат Аглиулин Rinat Agliulin

Повар посольства России в Ираке. В 2006 году был похищен в ходе нападения на российских дипломатов в Багдаде, а затем убит.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий