Известные люди

»

Ромен Роллан

Ромен Роллан Romen Rolland Карьера: Писатель
Рождение: Франция, 29.1.1866
Роллан получил Нобелевскую премию по литературе за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи.

Ромен Роллан, французский романист и публицист, родился в обеспеченной буржуазной семье в Кламси, маленьком городке на юге Франции, где провел детские годы. Его папа, Эмиль, был адвокатом, уважаемым в городе человеком, а мамаша, урожденная Антуанетта Мари Куро, набожной, замкнутой женщиной, по желанию которой в 1880 г. семейство переехала в Париж, чтобы отпрыск мог заполучить хорошее образование.

С ранних лет, когда мамаша обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, в особенности произведения Бетховена. Позже, будучи учеником лицея Людовика Великого, он до того же здорово полюбил сочинения Вагнера. В 1886 г. юноша поступает в очень престижную Эколь нормаль сюперьер, где изучает историю, готовясь сделаться университетским ученым, чего так хотела его матушка, и в 1889 г. получает диплом преподавателя.

С 1889 по 1891 г. P. едет по стипендии в Рим, где изучает историю в Эколь франсэз, и все-таки со временем утрачивает заинтересованность к исследовательской работе и под впечатлением исторических пьес Шекспира начинает сочинять цикл исторических драм, в основе которых лежат события и личности итальянского Возрождения. В Риме грядущий литератор знакомится с Мальвидой фон Мейзенбуг, немкой, которая была другом и доверенным лицом таких знаменитостей XIX в., как Лайош Кошут, Джузеппе Мадзини, Фридрих Ницше и Рихард Вагнер. Ее идеалистическая философия и заинтересованность к немецкому романтизму существенно повлияли на образ мыслей Р.

Вернувшись в 1891 г. в Париж, Р. продолжает чиркать пьесы и заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожены возвращаются в Рим, где Р. начинает работу над диссертацией об оперном искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893 г. Р. сызнова приезжает в Париж, занимается в этом месте преподавательской и научной работой, а кроме того литературой. Двумя годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки, затем чего получает кафедру музыкознания, сознательно для него учрежденную.

В течение следующих 17 лет Р. совмещает дело литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а ещё в двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь нормаль сюперьер. В это же время он знакомится с Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале Двухнедельные тетради ("Cahiers de la Quinzaine") P. печатает свои первые произведения.

Поскольку Р. больше всего интересовала история культуры, в особенности ее решающие или, как он их называл, героические периоды, он начал чиркать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над которыми не вечно доводил до конца. Первый эдакий цикл пьес, посвященный итальянскому Возрождению, остался только в набросках и напечатан не был, а второй Трагедии веры ("Les Tragedies de la foi") включал в себя три пьесы: Святой Людовик ("Saint Louis", 1897), Аэрт ("Aert", 1898) и Торжество разума ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.

Три исторические пьесы, вошедшие в Трагедии веры, совмещали в себе искусство и социальную критику, ими Р. стремился вселить в своих сограждан веру, мужество и надежду, которых, по мнению писателя, так не хватало во Франции того времени. Тем не менее Трагедии веры чуть-чуть что изменили во французском театре, где в это время процветала мещанская мелодрамы. Это и навело Р. на мысля о народном театре; аналогично Льву Толстому, которым он восхищался и с которым переписывался, Р. полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах. Заинтересовавшись статьей Мориса Поттеше Народный театр, Р. в 1903 г. в Двухнедельных тетрадях опубликовал манифест, призывающий противодействовать пессимизму и материализму 80-х гг. XIX в. и вышедший позднее отдельной книгой Народный театр ("Le Theatre du peuple", 1918), где литератор говорит о необходимости созидать новые Пьесы, в основе которых лежали бы исторические события, вдохновляющие публику.

Р. создал цикл из 9...12 пьес, посвященный французской революции, в духе исторических хроник Шекспира. Три такие пьесы вошли в цикл Театр революции ("Theatre de la Revolution", 1909), завершившийся через 30 лет драмой Робеспьер ("Robespierre", 1939). Эти дидактические, полные патетики пьесы на политические темы в то время, когда главенствующим литературным направлением был натурализм, прошли незамеченными; фарт к ним пришел позже в Германии потом первой важный войны, а во Франции в 30-е гг.

Р. замыслил ещё серию биографий знаменитых людей, бытие и дело которых могла бы сделаться примером для читателя. Его биограф, Уильям Томас Старр, полагает, что Р. написал Жизнь Бетховена ("Vie de Beethoven", 1903), первую и наиболее удавшуюся биографию серии, в знак благодарности за источник вдохновения в минуты отчаяния и безнадежности. Отчаяние, надо думать, во многом было вызвано разводом писателя с женой в 1901 г. Закончив в 1905 г. биографию Микеланджело, Р. отказывается от продолжения биографической серии, так как приходит к выводу, что истина о трудной судьбе великих людей чуть-чуть ли подействует на читателя вдохновляюще. Впрочем, Р. остался верен биографическому жанру и позже, когда пишет биографии Генделя (1910). Толстого (1911), Ганди (1924), Рамакришны (1929), Вивекананды (1930), Пеги (1944).

Жан-Кристоф ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с 1904 по 1912 г., представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а кроме того широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX в. Отдельными частями роман печатался в Двухнедельных тетрадях Пеги и тотчас же получил вмемирную известность и принес Р. международное признание, после этого чего беллетрист уходит из Сорбонны (1912) и всецело посвящает себя литературе. Австрийский сочинитель Стефан Цвейг утверждал, что Жан-Кристоф это плод разочарования Р. в биографическом жанре: Поскольку история отказала ему в образе утешителя, он обратился к искусству...

Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. Р. получил в основном благодаря Жан-Кристофу. Как таковая премия была вручена писателю только в 1916 г. отчасти из-за скандала, вызванного тем, что P., поселившийся незадолго до первой важный войны в Швейцарии, опубликовал в 1915 г. страстные антивоенные статьи под названием Над схваткой ("Audessus de la melee"), где ратовал за свободу и интернационализм, супротив несправедливости и ужасов войны, а кроме того супротив бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Р. получил Нобелевскую премию по литературе за рослый идеализм литературных произведений, за сочувствие и влюбленность к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи. Из-за войны традиционная церемония награждения не проводилась, и Р. с Нобелевской лекцией не выступал.

Политические взгляды Р. продолжают оставаться противоречивыми, и в особенности по отношению к Советскому Союзу, тот, что он всячески поддерживал, хотя и критиковал за ошибки. Вообще в годы между мировыми войнами литератор все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему крайне хоть отбавляй пишет: это музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания, письма, очерки, романы. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и политической мыслью; в 1931 г. к нему в Швейцарию приезжает Ганди, биографию которого Р. написал в 1924 г. Главным художественным произведением этого периода становится шестой цикл писателя Очарованная душа ("L'Ame enchantee", 1925...1933), семитомный роман, в котором описывается мучительная баталия женщины за реализацию своих духовных возможностей. Отстаивая право на независимый работа, на полноправное гражданское наличие, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается от иллюзий.

В 1934 г. Р. женился на Марии Кудашевой, а четыре года через вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй важный войны литератор оставил свою позицию над схваткой и занял местоположение в рядах борцов с нацизмом. 30 декабря 1944 г. Р. скончался от туберкулеза, которым страдал с детства. Его сообщение, прочитанное вслух в Сорбонне, в котором сочинитель выражает соболезнование семьям деятелей науки и искусства, погибших от рук нацистов, было написано за три недели до смерти, 9 декабря.

Личность P., его идеи, вероятно, больше повлияли на современников, чем его книги. Его приятель Мари Дормуа писала: Я восхищаюсь Роменом Ролланом. Я ещё восхищаюсь Жан-Кристофом, но джентльмен мне, пожалуй, нравится больше, чем автор... Он был поводырем, маяком, показывающим тракт всем тем, кто колебался, у кого не хватало сил, чтобы одолеть путь свой стезя в одиночку. Некоторые критики недооценивали литературные достижения P., в книгах которого отдельные слова оказывались порой куда менее важными, чем групповой толк, основная идея; существует кроме того точка зрения, что Жан-Кристоф, задуманный Р. как симфония, расплывчат и бесформен. По поводу поздних книг Р. британский романист и критик Э.М. Форстер писал, что Р. не оправдал надежд, которые он подавал в молодости. Наиболее взвешенная оценка творчества Р. принадлежит его биографу Старру, писавшему, что, если не полагать Жан-Кристофа, Р. будут не забывать не как писателя, а как одного из наиболее активных и решительных защитников человеческого достоинства и свободы, как страстного борца за больше правильный и гуманный социальный строй. Старр утверждал кроме того, что, быть может, ещё не пришел час дать оценку Р. по достоинству... Только время способно отделить гениальное от преходящего, недолговечного.

Так же читайте биографии известных людей:
Ромео Джильи Romeo Gigli

В настоящее время Ромео Джильи известен поклонникам настоящей моды всего мира. Особенностью его изделий специалисты называют единство этнических..
читать далее

Роми Шнайдер Romy Shnauder

Роми Шнайдер - известная немецко-французская киноактриса, звезда австрийского, немецкого и французского кино. Родилась 23 сентября 1938 года...
читать далее

Ромина Пауэр Romina Pauer

Она выросла в богатой семье известного актера 30-40-х годов, итальянского эмигранта Тайрона Пауэра. Он снялся в таких кассовых фильмах, как "В..
читать далее

Ромола Гарай Romola Garai

Ромола Гарай - британская актриса театра и кино. Родилась 6 августа 1982 года в Гонконге.Дебют Ромолы Гарай в кино состоялся в возрасте 18 лет,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий