Известные люди

»

Рудольф Фукс

Рудольф Фукс Rudolf Fux Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
В послереволюционной и послевоенной России тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую часть своей жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим Рублев.

Русский шансон нереально представить себе без так называемых уличных, блатных, тюремных и т.п. песен.

В послереволюционной и послевоенной России тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую количество своей жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим Рублев. Он родился в 1937 году в Ленинграде. Сталинский порядок, репрессии, обычное послевоенной малолетство - шпана, проходные дворы, чердаки, подвалы и, конечно, неподцензурные песни, сильно западающие в душу, тексты, которых Фукс начал вносить в отдельную тетрадка.

Блатные песни распевали в те годы в кругу самых надежных друзей, по-другому - срок значительный.

В начале 60-х годов в СССР появляются первые бытовые магнитофоны, как собак нерезаных контрабандных пластинок (в частности, цыгане Валя и Алеша Дмитриевичи, цыганка Маня, цыганка Рая, оперные певцы Иван Ребров, Борис Рубашкин, строгий джаз, Хейли, Пресли, Армстронг). Тогда же появляются первые барды - Визбор, Окуджава, Высоцкий и др. Качество записи оставляет хотеть лучшего, но люди слушают и хотят внимать.

К концу 60-х годов Р. Фукс собрал огромную коллекцию магнитофонных записей, текстов песен и уймище пластинок. Мое знакомство с Фуксом состоялось осенью 1971 года. Невысокого роста, в очках, Фукс был шибко живым и энергичным. Каким-то образом все музыкальные новинки, доходящие до Ленинграда, попадали первоначально к Фуксу. Он зачастую говорил, что собрал крайне немало, что блатные песни - это всенародный фольклор, что нужно бы это покинуть для потомков. Потом у него появилась мысль откопать хорошего исполнителя и сделать запись все имеющееся в хорошем качестве. Осенью 1972 года он нашел исполнителя песен - это был Аркадий Дмитриевич Звездин, тот, что к этому времени уже имел псевдоним Северный.

Первый домашний концерт Северного состоялся у Толмачева по сценарию, написанному Р. Фуксом. Концерт продолжительностью 1 час состоял из 18 песен, которые разбавляли рассказы и комментарии из истории Одессы и жизни одесситов.

Концерт имел потрясающий счастливый момент. Проникновенный бархатный баритон Северного, мастерское осуществление, одесский акцент, интересные сюжеты рассказов придали самобытный колорит концерту, и он молниеносно разошелся посреди любителей звукозаписей. Это вдохновило Фукса на создание следующего сценария, тот, что он записал у себя дома на Ропшинской улице в конце 1972 или в начале 1973 года.

Далее выходит концерт, в котором отредактированные Фуксом рассказы о "московском дне" чередуются с блатными песнями. Талант сценариста позволил Фуксу отредактировать рассказы и песни таким образом, что получилось единое целое. Северный для исполнения этого концерта пришел к Фуксу со своим младшим братом Михаилом (только что освободившимся из тюрьмы), тот, что подпевает Северному в песне "Не дожидаться мне, видно, свободы...".

Следующий концерт был без сценария и состоял из 18 песен. Потом следует концерт со сценарием: "У меня в руках сообщение. Один из моих незнакомых многочисленных друзей пишет мне: дорогой Аркадий Палыч, пишет Вам Ваш почитатель из города Воркута, тот, что хотел бы передать привет Вам от себя лично и от громадный группы любителей Вашего редкого таланта. Мне и моим друзьям кажется, что Вы погано оправдываете свою гордую фамилию Северный тем, что немного поете песен о Севере дальнем. Все как-то Вас больше тянет на юг, в Одессу-маму, к Ростову-папе поближе, а о мачехе-Воркуте Вам и припоминать не хочется. Мы, конечно, понимаем, воспоминания не из лучших, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Как не возвратить тех лет, в которых счастья не было и нет, как выколото у меня на груди. Ваш дружбан, именитый в прошлом Костя-капитан".

- Дорогой Костя! Постараюсь ныне исправить свою ошибку. Специально для вас, - поет "Ох, волюшка..."

Концерт из 9 песен, между которыми пояснения и короткие рассказы из жизни заключенных, воров и блатных.

Вскоре Фукс выпускает концерт "О шансонье". Он начинался так: "Здравствуйте, дорогие друзья! Я думаю, что в тот самый раз мы могли бы побеседовать о песенках "шансон" или, как их ещё называют в народе, "шансонетках", а так же попутно о цыганских романсах шансонного типа. Итак, что такое "шансонет"? Этот вопросительный мотив, конечно, не имеет никакого отношения к подобному вопросу, адресованному в редакцию "Армянского радио", и на тот, что они бодро ответили: "Что такое "Шансонетка"? Это девица, у которой нимало нет шансов!" У тех девушек, которые приезжали в нашу страну из Франции со своими песенками, конечно, были шансы. Да ещё какие! И они этими шансами пользовались до такой степени благополучно, что уже с середины прошлого века на русской эстраде возник своеобразный жанр песен - "шансонет", а их исполнители стали именоваться "шансонетками". Этот жанр включал в себя воплощение в жизнь цыганских романсов и бытовых песен на русском языке. До наших дней дошли не многие из этих романсов. Например, популярный в родное время романс "Избушка"... После исполнения "Избушки" Северный вперемешку с исполнением песен рассказывает о Варе Паниной, Леньке Пантелееве, танце "Канкан" и о знаменитом Василии Гущинском.

В конце 1974 - начале 1975 года выходит концерт из 16 песен, где навалом посвящений: Клячкину, Высоцкому, Окуджаве, Рахлину, Александру Галичу. В середине 70-х (эдак 1975 год) выходит концерт, посвященный истокам блатной песни. Во вступлении Северный сказал: "Нам, любителям и собирателям так называемого блатного жанра и старых русских каторжных и тюремных песен, нередко больно и досадно, когда слышно, как ругают тот самый жанр, уходящий своими корнями в седое прошлое. На примере нижеследующих песен мне хотелось бы явить, что многие блатные песни произошли из народных и многие писались русскими поэтами. Итак, песня "Ухарь-купец", которая была написана русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным, 150-летие которого недавно отмечала вся держава. Родился он в 1824 году, умер в 1861 году".

Последний записанный Фуксом концерт из 21 песни и 17 анекдотов был 7 ноября 1975 года по случаю двухлетия его дочери и длился полтора часа.

Всенародную славу А. Северному как "королю блатной песни" принесли приведенные выше 5 концертов со сценариями, написанными Фуксом. Являясь вместе с тем сценаристом, режиссером и постановщиком, Р. Фукс создал свой театр - театр блатной песни, единственным артистом которого был А. Северный. Среди любителей магнитофонных записей начался всамделишный бум. Все искали новых песен в исполнении А. Северного, несмотря на то, что уже было шибко немало песен таких бардов, как В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава и других.

Будучи сам бардом (Рувим Рублев), Р. Фукс написал массу песен как для репертуара А. Северного, так позднее и для репертуара "Братьев Жемчужных" с разными исполнителями.

Вот в отдалении не совершенный список песен, написанных Рувимом Рублевым:

1) "Гимн менестрелей",

2) "Вы хочете песен",

3)"Скокарь",

4) "Хиляем как-то с Левою",

5)"Не лезьте, граждане в поэты",

6) "Прошли года",

7) "Кафе "Ориенталь",

8) "Люблю я 40 градусов",

9) "7,40"(текст),

10) "Без двадцати восемь"(текст),

11) "Красавица моя"(текст),

12) "Дождь идет"(текст),

13) "Мекки-нож"(текст),

14) "Ромашки и рюмашки" (текст) и т.д.

К середине 1974 года относятся первые попытки произвести блатные песни с оркестром в стереозаписи. Выходит концерт "Магаданцы". Потом в декабре 1974 года основополагающий концерт "Братьев Жемчужных", тот, что делал С. Маклаков. В начале 1975 года выходит второй концерт "Братьев Жемчужных" с участием Аркадия Северного и дальше третий и четвертый концерты, которые кроме того делал С. Маклаков.

Видимо, в самом конце 1974 или начале 1975 года Р. Фуксом и С. Маклаковым был сделан концерт, "посвященный 85-летию со дня рождения Вертинского". Ведущим концерта был А. Северный, а первая песня "Гимн менестрелей" была написана Р. Фуксом.

Осенью 1975 года Толмачев познакомил меня с Дмитрием Михайловичем Калятиным, в семье которого жил и Аркадий Дмитриевич Северный. Хлебосольность и доброжелательность хозяев были необычайными. Аркадий Дмитриевич - активный, обаятельный и остроумный - постоянно был душой компании. Иногда напевал, но мало. Он мне рассказал, что дочке 4 годика, и так получилось, что и дома он не был 4 года. Из квартиры его давнехонько выписали, и он ходил к судебному исполнителю, чтобы восстановится, но это ему не удалось. Поражала его необычайная худоба. Он был болен страшной болезнью - алкоголизмом. Я предложил Аркадию Дмитриевичу испытать полечиться. Он согласился. В марте 1976 года его положили в больницу имени Бехтерева на алкогольное отделение. Накануне Дмитрий Михайлович пришел в ординаторскую этого отделения с магнитофоном и продул врачам немного вещей в исполнении Аркадия, в том числе "Черную моль" из второго "одесского концерта", тот, что сделал Р. Фукс. К сожалению Аркадий Дмитриевич не смог выдержать - запил, не пройдя полного курса лечения, и был досрочно выписан из больницы.

В 80-е годы за рубежом оказалось полно советских бардов (В. Токарев, А. Корабельников, В. Шульман и др.) и эстрадных исполнителей (М. Гулько, Л. Успенская, М. Шуфутинский и др.). Пластинки, выпущенные ими, дошли и до нас. Значительная, если не большая, количество песен этих исполнителей взята из репертуара А. Северного и "Братьев Жемчужных". И в России в связи с перестройкой и гласностью стали вылезать сборники блатных песен под различными названиями.

Даже при беглом просмотре этих сборников видно, что большая доля текстов взята из репертуара А. Северного, "Братьев Жемчужных", "Черноморской чайки" и других менее известных самодеятельных ансамблей ("Магаданцы", "Альбиносы", "Крестные отцы", "Святые братья", "Аэлита", "Светофор" и т.п.), с которыми выступал А. Северный. Многие песни кочуют из одного сборника в иной.

В заключении хочеться пометить, что безудержная энергия Р. Фукса принесла свои плоды: эмигрировав в США в 1979 году, он устроился в фирму Kismet, сквозь некоторое время ее откупил и в текущий момент является хозяином этой фирмы. Сергей Иванович Маклаков (давший второй виток блатным песням под оркестр в стереозаписи) недавно отметил близкое 70-летие и великолепно выглядит, бодр и весел.

К сожалению, нет с нами Г.П. Толмачева, Д.М. Калятина, Н.Г. Рыжкова, Г.С. Нахамкина, имевших прямое касательство к записям блатных песен. Последняя моя саммит с А.Д. Звездиным-Северным была в середине апреля 1980 года в морге больницы имени Мечникова и в крематории.

Так же читайте биографии известных людей:
Ружена Сикора Ruzhena Sikora

В лучших традициях советской песенной эстрады Сикора стремится не просто петь, а играть песню. Поэтому многие ее песни становятся небольшими..
читать далее

Ружичка Леопольд Leopold Ruzicka

Родился в Вуковаре (Австро-Венгрия, сейчас Сербия), старшим из двух сыновей бондаря Стжепана Ружички и Любицы Север. В 1891, после смерти отца,..
читать далее

Руки Вверх Ruki Vverh

Сергей Жуков и Алексей Потехин познакомились на радиостанции "Европа-плюс" в Самаре. Сергей вёл программу танцевальной музыки "Хит-час", а Алексей -..
читать далее

Румаиса Рахман Rumaisa Rahman

Румаиса Рахман - американская актриса, родилась 2 октября 1975 года.Румаиса Рахман снимается в кино с 2002 года, известна по таким фильмам как:..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий