Известные люди

»

Санатана Госвами

Санатана Госвами Sanatana Gosvami Карьера: Святой
Рождение: Индия
Гаудия-вайшнавский богослов и святой, один из ближайших сподвижников основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху. Санатана Госвами является автором ряда важных работ, и наряду со своим братом Рупой Госвами был наиболее уважаемым и влиятельным в группе шести гаудия-вайшнавских святых, известных как Шесть Госвами Вриндавана. С литературным вкладом Санатаны Госвами в гаудия-вайшнава-сампрадае может сравниться лишь вклад Рупы Госвами и Рагхунатхи Даса Госвами. Наиболее важные его работы: Хари-бхакти-виласа, Брихад-бхагаватамрита, Дашама-типпани комментарий на Шримад-Бхагаватам, известный также как Брихад-вайшнава-тошани, и Дашама-чарита.

Джива Госвами, в конце своего комментария на Шримад-Бхагаватам Лагху-вайшнава-тошани, приводит следующую историю рода Санатаны Госвами:

Сарвагья был яджур-ведическим брахманом, потомком династии, берущей начало от риши Бхарадваджа. Он был самым уважаемым брахманом в Карнатаке. Он стал царём этого округа в 1381 году. Он был до таковой степени образован, что прославился как джагад-гуру, или педагог мира. Его сынуля Анируддха стал царём в 1416 году. У Анируддхи было две жены-царицы, от которых у него родилось по одному сыну, Рупешвара и Харихара. Рупешвара был большим учёным в различных областях науки, в особенности во всех разделах священных писаний. Его брат Харихара кроме того был высокообразован и особенно сведущ в текстах, касающихся царской политики. Вместе со своей женой Рупешвара уехал из Карнатаки в Паурастью. Там он стал другом царя, раджи Шри Шекхарешвары. У Рупешвары родился был Падманабха, тот, что стал великим пандитом в области ведических писаний. Падманабха поселился в Навахатте, на берегу Ганги, в Бенгалии. У него было восемь дочерей и пятеро сыновей. Все его сыновья ещё были знатоками писаний. Звали их Пурушоттама, Джаганнатха, Нараяна, Мурари и Мукунда. Младший сынуля, Мукунда, переехал в Фатеябад, вблизи Джессора в Бакла Чандрадвип Парагане. Сына Мукундадевы звали Кумарадева. У него было немало детей. Среди них были Рупа, Санатана и Анупама.

Санатана Госвами родился в 1488 году, а его меньший брат Рупа Госвами в 1493-м.

Рупа и Анупама получили образование в деревне под названием Сакурма, расположенной рядом со столицей Бенгалии (которая в те времена была известна как Гауда). Когда умер их папа, они переехали существовать в жилище своего дяди по матери. Санатана был старшим сыном Кумарадевы, Рупа был его вторым сыном, а Анупама младшим сыном. Джива был единственным сыном Анупамы. Санатана и Рупа это имена, которые дал двум братьям Чайтанья Махапрабху, когда те позже стали его учениками. Их прежние имена неизвестны. В некоторых источниках утверждается, что их изначальные имена были Амара и Сантоша сообразно.

Три брата, Санатана, Рупа и Анупама, были погружены в лилы Кришны с раннего детства, вспоминая которые, они играли в лесах. Деревья тамал, Кели-кадамба, и туласи окружали жилье, в котором они выросли. Посреди зарослей деревьев находились пруды, которым они дали имена священных озёр во Вриндаване, Радха-кунда и Шьяма-кунда. Таким образом, они были всегда погружены в памятование и служение Кришне.

До тогдашнего правителя Бенгалии, Хуссейн Шаха, дошли слухи о способностях Рупы и Санатаны. Узнав об их славе, Шах предложил им определённые должности в своём правительстве, на что они согласились.

В те времена для индусов было в порядке вещей занимать посты в правительстве мусульманских царей. Среди индусов, согласившихся сходить на службу в руководство Шаха, было полно вайшнавов, упоминаемых в Чайтанья-чаритамрите и других писаниях. В их цифра входили: Кешава Васу Кхан, тот, что служил у Шаха городским магистром, или комиссаром полиции Бенгалии; Гопинатха Васу и Пурандара Кхан служили премьер-министрами; Мукунда Кавираджа был врачом; Кешава Чхатри царским дипломатом и советником короля. Санатана стал известен под именем Сакара Маллик и был назначен личным секретарём Шаха. Маллик значит господин, это был титул, которым мусульмане нередко награждали членов уважаемых и богатых семей, у которых были тесные связи с правительством. Рупа стал известен под именем Дабир Кхас и был назначен таможенным служащим и секретарём казначейства Хуссейн Шаха. Анупама был старшим управляющим царского монетного двора. За свою службу они получали от Шаха большое жалованье и быстро нажили огромное состоятельность.

Согласно индуистским обычаям того времени, если дядя общался с мусульманами, он считался осквернённым и должен был сделать очистительные обряды. Санатана Госвами, при всем при том, всю дорогу общался с мусульманами и не обращал внимания на тогдашние обычаи считая, что пал с уровня брахманической варны. Он всю дорогу представлялся падшим, что рассматривается вайшнавами как проявление его скромности. За это он был восхвален в Чайтанья-чаритамрите, а ещё самим Чайтаньей Махапрабху.

Рупа и Санатана обосновались в Рамакели, тот, что в 1486 году Султан Барбак сделал столицей Бенгалии. В настоящее время Рамакели расположен в округе Малдах в Западной Бенгалии, в восьми километрах от железнодорожной станции Малдах. В Рамакели жило немало известных вайшнавских деятелей, охватывая сына Адвайты Ачарьи Нрисимху.

Рупу и Санатану посещали многие известные учёные и брахманы. Они приходили не только из соседнего Навадвипа и из Бенгалии, но и из-за её пределов, в частности из Карнатаки. Одним из этих пандитов был Видьявачаспати. Он стал учителем Рупы и Санатаны в области философии и писаний. Видьявачаспати был братом великого пандита Сарвабхаумы Бхаттачарьи, тот, что был известен своей эрудицией по всей Индии.

Когда Рупа и Санатана услышали об удивительных деяниях Чайтаньи в близлежащем Навадвипе, они загорелись желанием встретится с ним.

Когда Санатана был вовсе юным, ему приснился дрёма. В этом сне он увидел брахмана. Брахман дал ему Шримад-Бхагаватам. Когда Санатана получил книгу, он испытал божественный экстаз и волосы у него встали дыбом. На этом дрёма оборвался. На следующее начало дня Санатана совершил омовение и начал проводить утреннюю пуджу. В это время появился брахман, тот, что нёс в руках Шримад-Бхагаватам. Приблизившись к Санатане, брахман сказал: Возьми эту Бхагавату. Постоянно изучай её и ты достигнеш совершенства. Сказав эти слова, брахман передал ему книгу и удалился. Когда Санатана получил священный Шримад-Бхагаватам, его охватил душевный экстаз. С этого дня Санатана изучал только Шримад-Бхагаватам, отложив в сторону другие писания. В своей Кришна-лила-става он писал:

О святая Бхагавата, только ты в текущее время со мной, ты мой один товарищ и мой гуру. Ты моё величайшее сокровище, мой спаситель, ты символ моей величайшей удачи, настоящее воплощение моего экстаза. Я в почтении склоняюсь перед тобой."

Описывается, что когда разнеслась весть о том, что Чайтанья принял санньясу и отправился в Пури, Рупа и Санатана упали в обморок. Ни разу не увидев Чайтанью в Навадвипе, они были подавлены тем, что он покинул Бенгалию. Тогда они услышали божественный голос: Не беспокойтесь. Милостивый Гауранга резво вернётся сюда. Услыхав тот самый звук, они успокоились.

Проведя пять лет в Пури, Чайтанья захотел возвратиться в Бенгалию с целью вновь узреть Гангу и навестить свою мама. Описывается, что когда он прибыл в Навадвипу, отрада вайшнавов не знала границ.

Чайтанья остановился на немного дней в доме Адвайты Ачарьи в Шантипуре, а далее продолжил свой стезя в Рамакели. В Чайтанья-чаритамрите об этом рассказывается следующее:

Когда Шри Чайтанья Махапрабху продолжил свой стезя из Кулии во Вриндаван, тысячи людей сопровождали его, и все они были преданными. Где бы ни появлялся Господь, неисчислимые толпы людей приходили бросить взгляд на Него. Когда они видели Его, всё их злоключение и вся скорбь исчезали вон. Где бы ни касался Господь земли своими лотосными стопами, люди тут же приходили и собирали пылюка. И их было до такой степени непочатый край, что вдоль дороги осталось море ям.

Чайтанья продолжил свой стезя и пришёл в Рамакели. Совершая там публичное воспевание имён Кришны санкиртану, Чайтанья танцевал и временами падал в обморок от любви к Богу. Пока он был в Рамакели, бесчисленное уймище людей приходило отовсюду взглянуть на него. Когда мусульманский властелин Бенгалии услышал, что Чайтанья привлёк неисчислимое численность людей, он крайне изумился. Его заинтересовала персона Чайтаньи и он стал допытывать Рупу и Санатану о нём. Они ответили, что так как он был царём и таким образом представителем Бога, он должен был сам располагать информацией, лучше чем кто бы то ни было, кто этакий Чайтанья. После этого мусульманский царь сказал приблизительно следующее: Такой дядя, за которым идёт настолько страсть сколько людей, не получая от него ни гроша, должен быть пророком. Он приказал судье: Не причиняй беспокойств этому индийскому пророку. Пусть делает что угодно и где угодно.

Чайтанья остановился перевести дух под деревом на берегу Ганги. С ним были только самые близкие спутники. Вечером туда пришли Санатана Госвами и Рупа Госвами. Они встретили Нитьянанду и Харидаса Тхакура, которые доложили Чайтанья об их прибытии. В знак величайшего смирения, Рупа и Санатана взяли по травинке в зубы и, обвязав шею тканью, упали, как палки, перед Чайтаньей. Увидев Чайтанью, они преисполнились радости и начали лить слезы. Чайтанья попросил их подняться и благословил их. Они встали и, не вынимая изо рта травинок, смиренно вознесли свои молитвы со сложенными руками. Они сказали: Вся слава Шри Кришне Чайтанье, самому милостивому спасителю падших душ. Вся слава Господу.

Затем они представились: Господин, мы принадлежим к самому низкому классу людей, и свойский круг общения и занимаемые должности кроме того относятся к самому низкому типу. Поэтому мы не можем отрекомендоваться тебе. Нам крайне стыдно стоять перед тобой. Дорогой Господь, ты воплотился, чтобы спасти падшие души. Ты должен постичь, что в этом мире никто не пал так невысоко, как мы. Вообще-то, мы принадлежим к касте мясоедов, потому как что мы служим мясоедам. Поскольку мы общаемся с ними, мы сами стали врагами коров и брахманов.

Они продолжали молить Чайтанью Махапрабху: Никто во вселенной не в силах избавить нас. Ты спаситель падших душ. Только ты можешь спасти нас. Если ты освободишь таких грешников, как мы, слава о твоей милости разлетится по всему миру. Ты пришёл, чтобы спасти самых падших. Самые падшие это мы. Если ты прольешь на нас свою милость, то произвольный станет свидетелем этой милости, и твоя миссия спасать самых падших увенчается успехом. Хотя мы недостойны получить твою милость, мы хотим этого всей душой.

Чайтанья Махапрабху ответил на это: Мои дорогие Дабхир Кхаса и Сакара Маллика, оба вы мои старые слуги. С этого дня вас будут кликать Рупа и Санатана. Пожалуйста, перестаньте являть мне своё смирение, оттого что от этого моё сердце разрывается на части. Вы написали мне полно добрых и скромных писем, из которых я смог постигнуть всё, что касается вас. Я пришёл в Бенгалию с единственной целью: углядеть вас. Каждый спрашивает, зачем я пришел в Рамакели, оттого что никто не знает, что я прибыл сюда только с целью встречи с вами. Хорошо, что вы пришли навестить меня. А в настоящее время вы можете возвратиться домой. Ничего не бойтесь: бытие за жизнью вы были моим вечными слугами. Я уверен, что Кришна вскоре освободит вас.

Затем Чайтанья благословил их, положив им руки на головы, а Рупа и Санатана коснулись своими головами его стоп. При виде этого, все присутствовавшие там вайшнавы обрадовались и начали воспевать имена Кришны. Там было как собак нерезаных ближайших сподвижников Чайтаньи, в том числе Нитьянанда, Харидаса Тхакур, Шриваса Тхакур, Гададхара, Мукунда, Джагадананда, Мурари Гупта и Вакрешвара Пандит. Затем, по указанию Чайтаньи, Рупа и Санатана коснулись стоп каждого из этих вайшнавов, которые поздравили двух братьев с тем, что они обрели милость Чайтаньи. Получив дозволение от присутствовавших там вайшнавов, Рупа и Санатана собрались отправляться, но перед этим сказали Чайтанье следующее: О Господь, хотя властелин Бенгалии, Хуссейн Шах, относится к тебе с определённым уважением, твоя миссия тут завершена; оттого мы смиренно просим тебя покинуть, дабы какое-нибудь бедствие не приключилось с тобой и твоими преданными. Царь может почитать вас, но он мясоед и мусульманин, а значит от природы недружелюбен к коровам и брахманам. Ему запрещено всегда питать доверие. Мы скромно полагаем, что нет нужды шагать во Вриндаван с этакий огромной толпой народа. Вриндаван местоположение простое и красивое, там нет пышности и помпезности. Мы считаем, что лучше всего не пускаться в путь туда в паломничество с сотнями и тысячами последователей.

Ночью Чайтанья обдумал предложение Санатаны и решил ступать во Вриндаван единственный или с кем-то вдвоём. Погруженный в такие размышления, Чайтанья вернулся в Пури.

В Чайтанья-чаритамрите описано, как Санатана Госвами смог бросить свои правительственные обязанности и поселится во Вриндаване. Под предлогом болезни он оставил свой пост и начал постигать дома Шримад-Бхагаватам вкупе с другими вайшнавами. Когда медик обратил на это участливость Шаха, тот пришёл к Санатане и потребовал, чтобы Санатана сопровождал его в Ориссу. Санатана отказался, и Шах приказал заключить его в тюрьму. С помощью денег, присланных Рупой Госвами, Санатана подкупил тюремщика и сбежал. Затем, сообща со своим слугой Ишаном, он отправился в Варанаси на встречу с Чайтаньей Махапрабху. По дороге они остановились в гостинице, где поняли, что её обладатель хочет их укокошить захватить золотые монеты, которые они перевозили с собой. Санатана тогда приказал Ишану вернуть хозяину гостиницы все до последней монеты, имевшиеся у них, и в обмен попросить подсобить пробраться через джунгли. Хозяин гостиницы был тронут, и будучи руководителем местных бандитов, помог им одолеть путь сквозь джунгли и горы Хазарибаг. В обществе Ишана Санатана навестил своего зятя Шри Канту. Видя, что его шурин находится в бегах и превратился в нищего, Шри Канта предложил Санатане пожить у него, но Санатана отказался. Когда Санатана Госвами уходил, Шри Канта подарил ему роскошное шерстяное одеяльце.

Когда Санатана добрался до Варанаси, он встретился с Чайтаньей в доме Чандрашекхары. Чайтанья велел ему сбрить бороду и длинные волосы. Санатана обрился и облачился в одежды бабаджи, приняв старые одежды от Тапана Мишры. Когда он понял, что Чайтанья не одобряет, когда бабаджи в одеждах нищего носит красивое дорогое шерстяное покрывало, он поменял это покрывало на порванное стёганое у одного бедного брахмана, которого встретил на берегу Ганги. Чайтанья был доволен смирением и покорностью Санатаны и в течение какого-то времени давал ему философские наставления.

Чайтанья в деталях рассказал Санатане о положении души в материальном мире и о изначальной природе души как вечной служанки Кришны. Он объяснил различные энергии Кришны сварупа-шакти, майя-шакти и таташтха-шакти. Он описал относительное положение кармы, гьяны и бхакти, пересказав притчу об астрологе Сарвагье. Он показал, что главный целью всех писаний является Кришна и служение ему. Тогда же Чайтанья описал изначальное положение Кришны как Верховной Личности Бога. Он обсудил все различные формы, качества, полные и частичные аватары Кришны. Он рассказал о духовных мирах Голоке и Вайкунтхе и описал богатства Бога на Вайкунтхе и Его красоту во Вриндаване. Они ещё обсудили иллюзию Брахмы. После этого Чайтанья описал средства достижения Кришна-премы, чистой любви к Богу. Он рассказал о двух видах джив и объяснил, что карма, гьяна и йога бесполезны без бхакти. Он объяснил шесть видов бхакти и показал бесполезность варнашрамы без Кришны. Он говорил о божественной милости Кришны и объяснил, как Кришна является в качестве дикша-гуру, шикша-гуру и чхайтья-гуру, чтобы даровать просветление предавшимся душам. Он объяснил формирование веры, три категории бхакт, двадцать шесть качеств чистого вайшнава и три характерные черты истинного вайшнава. Чайтанья указал на доброту как на первое свойство вайшнавов и привёл примеры Харидаса Тхакура и Васудева Датты.

Чайтанья объяснил, что общение с садху непременно, чтобы заполучить Кришна-бхакти и Кришна-прему, в то время как плохое общение наносит вред развитию любви к Богу. Они обсудили, что означает преданность и самоотречение, а ещё качества освобождённой души.

Тогда же Чайтанья рассказал о двух ступенях садхана-бхакти: вайдхи-садхана-бхакти и рагануга-садхана-бхакти. Он описал шестьдесят четыре аспекта садхана-бхакти, выделив пять наиболее важных: общение с преданными, повторение святого имени, слушание Шримад-Бхагаватам, поклонение мурти и бытие в святом месте.

Они ещё обсудили девять различных методов бхакти-йоги и бхакт, достигших совершенства с помощью каждого из них. После этого Чайтанья объяснил внутреннее и внешнее формирование рагануга-садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти совместно с девятью ступенями садханы, качества бхава-бхакты и качества према-бхакты.

Потом Чайтанья объяснил шестьдесят четыре качества Кришны, а кроме того значимость истинного отречения и ложного. Он подчеркнул важность общения со святыми личностями и в качестве примера рассказал историю о Нараде и охотнике.

Чайтанья Махапрабху объяснил всецело духовное положение Кришны, природу дживы, природу бхакти и высочайшее совершенство влюбленность к Богу. Он ещё дал шестьдесят одно различное толкование стиха атмарама из Шримад-Бхагаватам.

Просветив Санатану касательно всех истин бхакти, Чайтанья Махапрабху повелел ему сочинять книги о преданном служении, определить должные занятия и нормы поведения для вайшнавов, устанавливать мурти и поведать о надлежащих правилах поклонения им, а ещё разыскать забытые святые места паломничества во Вриндаване.

[править] Путешествие во Вриндаван и Пури

После встречи с Чайтаньей Махапрабху и получения наставлений, составивших основу писаний, написанных им в последствии, Санатана Госвами ушёл во Вриндаван. После этого он отправился в Пури посредством джунгли Джхарикханда. Подхватив кожную немочь, он счёл, что оскорбил своим прикосновением Чайтанью и решил разделаться с собой, бросившись под колесницу Джаганнатха во время Ратха-ятры, но Чайтанья не одобрил самоубийства и спас Санатану. Позже Санатана Госвами встретил Харидаса Тхакура и узнал от него о смерти своего брата Анупамы.

В Чайтанья-чаритамрите рассказывается как, живя в Пури, Санатана Госвами вознёс хвалу Харидасу Тхакуру. Когда Джагадананда Пандит предложил Санатане покинуть во Вриндаван, Чайтанья не одобрил этого и прославив возвышенные качества Санатаны Госвами, велел ему остаться в Пури ещё на единственный год.

Позднее, когда Джагадананда Пандит отправился во Вриндаван, Чайтанья Махапрабху отдал его в подчинение Санатане Госвами. Джагадананда Пандит весьма разгневался на Санатану за то, что тот носил алый тюрбан, подаренный не Чайтаньей, а другим санньяси, но глубочайшая преданность Санатаны успокоила его. В то время Санатана Госвами заметил, что красная одежка не подходит санньяси, принадлежащим к гаудия-вайшнавизму, потому что её носят майявади последователи школы Шанкарачарьи. С того времени, из уважения к словам Санатаны Госвами, гаудия-вайшнавские санньяси используют как цвет отречения шафрановый. Когда Санатана Госвами возвратился во Вриндаван, он воссоединился с Рупой Госвами. Оба остались там, чтобы реализовывать наставления Чайтаньи Махапрабху. Деяния Рупы и Санатаны Госвами во Вриндаване описаны Кришнадасой Кавираджей Госвами в Чайтанья-чаритамрите:

У братьев воистину не было постоянного места жительства. Они жили под деревьями одну темное время суток под одним деревом, а следующую под другим. Шрила Рупа и Санатана Госвами просили в домах брахманов чуть-чуть еды. Отрекшись от любых физических удовольствий, они ели только сухари и жареный нут. С собой они носили только сосуды для воды и одевались в рваные одеяла. Они неизменно воспевали святые имена Кришны и обсуждали Его игры. И ещё они танцевали, ликуя от радости. Господу они служили на практике двадцать четыре часа в сутки. Спали они обыкновенно всего по полтора часа, и были дни, когда они вечно воспевали святое имя Господа и не спали вообще. Иногда они писали трансцендентные произведения о преданном служении, а иной раз слушали о Шри Чайтанье Махапрабху и проводили время в размышлениях о Господе. Когда личные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху слышали о деяниях Рупы и Санатаны Госвами, они говорили: Чем разрешается изумить того, кто получил милость Господа?

Помимо прочих наставлений, Чайтанья велел Санатане учинить поклонение мурти Кришны. В Бхакти-ратнакаре рассказывается, как Санатана Госвами, находясь во Вриндаване, начал поклоняться Мадана-Мохану.

В Махаване, рядом с местом во Вриндаване, где родился Кришна, Санатана Госвами соорудил соломенную хижину, в которой как правило и совершал свой ежедневный бхаджан. Однажды, выйдя на улицу хлопотать милостыню, он набрёл на маленькую деревеньку на берегу Ямуны, и в тот самый миг Мадана-Мохана Дева играл на берегу реки с несколькими гопами маленькими мальчиками. Увидев Санатану, он закричал: Отец! Баба! Не переставая надрываться, он побежал за Санатаной Госвами, схватил его за руку и сказал: Возьми меня с собой. Я хочу с тобой.

Малыш, зачем ты хочешь сходить со мной?

Я хочу с тобой существовать.

Если ты будешь существовать со мной, то что ж ты будешь есть?

А ты что ешь?

Только сухие чапати и рис.

Тогда я также буду это есть, Баба.

Даже если тебя устроит такая пища, ты всё одинаково не можешь существовать со мной. Ты должен существовать с папой и мамой.

Но женщина! Я хочу существовать с тобой.

Убедившись, что мальчуган его понял, Санатана отправил его домой и далее продолжил составлять милостыню.

Этой ночью мальчишка ему приснился, во сне он все время заливался смехом. Он взял Санатану за руку и сказал: Баба, меня зовут Мадана-Мохана. Завтра я приду к тебе. Сказав это, Мадана-Мохана исчез, и Санатана проснулся. Его сотрясал этакий экстаз, что казалось, подобно как личность вылетает из тела. Он подумал: Что я увидел! Я ни при каких обстоятельствах не видел настолько красивого мальчика. В мыслях он не прекращал держать в памяти о Шри Хари. Когда он открыл ворота в кутир, то обнаружил, что на пороге стоит изумительное мурти Шри Мадана-Мохана. Божество было до таковой степени великолепно, что сияние от него расходилось кругом.

Санатана Госвами какое-то время простоял совсем потрясённый, но малость погодя пришёл в себя, и тогда слёзы экстаза хлынули из его зрачок и омыли под ним землю. После этого он начал поклонение мурти с церемонии абхишеки. Когда Рупа Госвами увидел это чудесное божество, его переполнила према.

Санатана служил божеству в своей соломенной хижине. Рупа Госвами послал с гонцом добрую весть о случившемся Чайтанье в Пури.

Собирая весь день милостыню, Санатана Госвами возвращался в свою соломенную хижину под вечерок и предлагал божеству немного сухих чапати. Иногда он ещё готовил к ним шак или другие овощные блюда. В людом случае, он ни в жизнь не готовил овощей ни с маслом, ни с солью. Чаще всего он предлагал только чапати и, как следствие, стал сильно грустен, оттого что считал себя не в состоянии поклоняться должным образом божеству. Но у него нетрудно не было на это денег, в силу того что что Чайтанья Махапрабху дал ему служение: строчить книги о преданном служении. В то же время он должен был весь день составлять милостыню. Когда же ему было сыскать время на то, чтобы вылезти и попросить масла и соли? Уныние абсолютно не покидало Санатану Госвами. Как Параматма Кришна знал, что гложет Санатану. Мадана-Мохана подумал: Я ем сухие чапати, и потому Санатана не находит себе места. Он хочет служить мне, как королю, у него ничего не получается, и он считает, что от такого его служения никакого толку.

В то время жил единственный обеспеченный торговец из касты кшатриев по имени Шри Кришна Даса Капур. Он направлялся Матхуру по своим делам и спускался по Ямуне на большом судне. Когда его судно наскочило на песчаную отмель и продолжать стезя стало нереально, он подумал, как позволительно выкрутиться из этой ситуации. Кришна Даса Капур слышал от местных обитателей, что во Вриндаване живет немалый садху, тот, что может поддержать, и что зовут его Санатана Госвами. Когда Кришна Даса Капур пришёл к нему, Санатана сидел в своей хижине, что-то писал, на нём была одна набедренная повязка, аскезы и отречение вовсе истощили его корпус. Санатана предложил гостю усесться на циновку. Кришна Даса Капур обратился к Санатане: Баба! Пролей на меня свою милость.

Санатана ответил: Я без затей неимущий. Какую могу я оказать тебе милость?

Я прошу только твоих благословений. Моё судно налетело на мель в Ямуне, и я не знаю, как его сдвинуть.

Я ничего в этом не смыслю. Расскажи всё это Мадана-Мохане.

Кришна Даса Капур предложил поклоны божеству Мадана-Моханы и сказал: О Мадана-Мохана Дев! Если ты прольёшь на меня свою милость и освободишь моё судно, то всю польза от этой сделки я отдам для служения тебе. Вознеся эту молитву, Капур удалился.

В тот день нагрянула сильная цунами, с неба хлынул ливень, и порядок воды в Ямуне поднялся. Вода поднималась всё выше и выше, и в конце концов судно Капура сошло с мели и продолжило свой тракт вниз по реке. Кришна Даса Капур расценил случившееся как милость Мадана-Моханы. Со своего груза он получил огромную польза и пожертвовал её на постройку роскошного храма для Мадана-Моханы, в том числе и склада для первоклассных съестных припасов для того, чтобы Господь был доволен.

С этого времени Мадана-Мохану служили по-королевски. Вскоре позже этого Санатана Госвами принял Кришна Дасу Капура в ученики.

Храм Мадана-Мохана стоит и в эти дни, это важное местоположение паломничества для гаудия-вайшнавов.

Говоря о важности божества Мадана-Мохана, Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет:

Шрила Санатана Госвами безукоризненный душевный преподаватель, так как предоставляет людям убежище у лотосных стоп Мадана-Мохана. Даже если джентльмен не может приехать во Вриндаван из-за того, что забыл свои отношения с Верховной Личностью Бога, он всё-таки может заполучить вероятность пожить во Вриндаване и принять все духовные блага по милости Санатаны Госвами.

Подобным же образом Кришна Даса Кавираджа Госвами молится:

Слава всемилостивым Радха-Мадана-Мохану! Я хромой и опрометчивый дядя, но они меня направляют и их лотосные стопы для меня всё.

Кавираджа Госвами кроме того говорит:

Эти три божества Вриндавана (Мадана-мохана, божество Санатаны Госвами; Говинда, божество Рупы Госвами; и Гопинатха, божество Рагхунатхи Даса Госвами) вобрали в себя всю суть гаудия-вайшнавов (последователей Чайтаньи). Я поклоняюсь их лотосным стопам, потому что они повелители моего сердца.

Переводя комментарий Бхактисиддханты Сарасвати, Бхактиведанта Свами пишет:

Автор Чайтанья-чаритамриты выражает своё почтение трем Божествам Вриндавана: Шри Радхе-Мадана-Мохану, Шри Радхе-Говинда-Деву и Шри Радхе-Гопинатхаджи. В этих трёх Божествах вся существование и суть человеческая бенгальских вайшнавов, или гаудия-вайшнавов, которые сами по себе могут существовать во Вриндаване. Гаудия-вайшнавы, которые жестко следуют Шри Чайтанье Махапрабху, поклоняются Божественному, воспевая трансцендентные звуки, предназначенные для того, чтобы развить в себе ощущение трансцендентных отношений с Верховным Господом, взаимоотношения в расах, взаимную влюбленность и в конечном итоге достичь желаемого результата любовного служения. Этим трём Божествам поклоняются на трёх различных ступенях развития. Последователи Шри Чайтаньи Махапрабху скрупулезно следуют этим принципам. Гаудия-вайшнавы постигают высшую мишень посредством ведические гимны, составленные из восемнадцати трансцендентных букв, в которых выражена влюбленность к Кришне как к Мадана-Мохану, Говинде и Гопиджанаваллабхе.

Мадана-Мохана значит очаровывающий Купидона, бога любви. Говинда радующий чувства и коров, а Гопинджанаваллабха трансцендентный любовник гопи. Самого Кришну называют Мадана-Моханой, Говиндой, Гопиджанаваллабхой и бесчисленным множеством других имён, когда он играет в различные игры со своими преданными. Три Божества Мадана-Мохана, Говинда и Гопиджанаваллабха имеют особенные качества. Поклонение Мадана-Мохану находится на уровне восстановления дживой забытых отношений с Личностью Бога. В начале духовной жизни рекомендуется поклоняться Мадана-Мохану, чтобы он смог притянуть и искоренить привязанность к удовлетворению физических чувств. Эти отношения с Мадана-Моханой необходимы для неофитов. Когда преданный хочет заниматься служением Господу и у него есть сильная привязанность, тогда он поклоняется Говинде, находясь на уровне трансцендентного служения. Говинда источник всех удовольствий. Когда по милости Кришны и других преданных дядя достигает совершенства в преданном служении, он может дать оценку Кришну как Гопиджанаваллабху (Гопинатха), божество, доставляющее наслаждение гопи Враджи.

Чайтанья Махапрабху объяснил это состояние преданного служения на трёх ступенях, и потому эти божества, которым с тех пор поклоняются, были установлены во Вриндаване несколькими Госвами.

Во введении к Чайтанья-чаритамрите Бхактиведанта Свами разъясняет эти вопросы дальше:

В Чайтанья-чаритамрите Кришнадас сперва выражает почтение Мадана-мохане-виграхе (Божеству Санатаны Госвами), Божеству, которое может подсобить нам прогрессировать в сознании Кришны. Практикуя разум Кришны, мы в первую очередность должны располагать информацией, кто таковый Кришна и каковы наши с Ним отношения. Знать Кришну значит располагать информацией себя, а ведать себя это быть в курсе свои отношения с Ним. Поскольку эти отношения позволительно постичь, поклоняясь Мадана-мохана-виграхе, Кришнадас Кавирадж в первую очередность устанавливает свои отношения с Ним.

Когда отношения установлены, Кришнадас начинает поклоняться Божеству действий Говинде (Божеству Рупы Госвами).

Кришнадас Кавираджа Госвами утверждает, что Божества Радхи и Кришны (Радха-Говинда) показывают нам, как служить Радхе и Кришне. Божества Мадана-моханы несложно устанавливают, что я Твой бессрочный слуга. С помощью Говинды, при всем при том, позволительно на самом деле принять служение, и вследствие этого Его зовут Божеством действий.

Божество Гопинатхи это Кришна в качестве хозяина собственника гопи. Он привлекает всех гопи, или пастушек, звуками своей флейты, и когда они приходят, Он с ними танцует. Поэтому Кришну зовут Гопинатхой, так как Он возлюбленный Господин Гопи.

Эта прогрессия Кришна или Мадана-Мохана, Радха-Говинда, Радха-Гопинатха присутствует кроме того в трёх ключевых словах восемнадцатисложной Кришна-гаятри. Это объясняется в примечаниях Дживы Госвами к мантре Гаятри, которые составляют доля его комментария к Брахма-самхите, переведённого Бхактисиддхантой Сарасвати.

Джива Госвами объясняет, что мантра состоит из шести элементов и что Кришная в мантре относится к Кришна-сварупе, или, языком Бхактисиддханты Сарасвати, истинной сущности Кришны (Мадана-Мохана). Второй элементы мантры, или вторая проявленная ипостась Кришны (Говинда) это кришнасья чинмая враджа-лила-авиласа-сварупа: истинная натура лил Кришны во Вриндаване.

Третяя ипостась Кришны это Гопиджанаваллабха (Гопинатха) Кришна, тот, что весьма дорог гопи.

Поэтому говорится что в мантре Клим Кришная, Говиндая, Гопиджанаваллабхая Кришная это Мадана-Мохана, основополагающий предмет поклонения, представленный в самбандха-гьяне, ачарья которой Санатана Госвами; Говиндая это Кришна, окружённый группой близких слуг. Поскольку Говинда принимает служение преданного, он является божеством абидхея-таттвы, ачарья которой Рупа Госвами. Гопиджанаваллабхая в мантре относится к Гопинатхе, мастеру великого танца раса, в котором участвуют все гопи. Это представляет собой высочайшую мишень, или прайоджану, ачарья которой Рагхунатха Даса Госвами. Рагхунатха Даса Госвами, ачарья высочайшей цели жизни, принимает Рупу Госвами (ачарью абидхеи) как свою высочайшую мишень и таким образом показывает дорога достижения высочайшей цели. Рупа Госвами в свою очередность неизменно склоняется перед Санатаной Госвами (ачарьей самбандхи), которого он считал своим духовным учителем.

В своём комментарии к беседе между Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Раем, Бхактивинода Тхакур развивает эту тему дальше. Бхактиведанта Свами переводит его комментарий следующим образом:

В мантре клим камадевая видмахе пушпабаная дхимахи тан но нангах прачодаят Кришну называют Камадевой, или Мадана-моханом, Божеством, которое устанавливает наши отношения с Кришной. Говинда, или пушпа-бана, тот, что носит стрелу из цветов, это Личность Бога, принимающая наше преданное служение. Ананга, или Гопиджанаваллабха, удовлетворяет всех гопи и является высочайшей целью жизни.

Бхактивинода Тхакур в своей Анубхашье комментарии на Чайтанья-чаритамриту, объясняет дальше эту версию на основе комментария Дживы Госвами на стих Брахма-самхиты:

атха венунинадасья трайимуртимайи гатих,

спхуранти правивешашу мукхабджани сароджаджах.

В этом стихе описано, как Брахма услышал флейту Кришны в виде мантры Гаятри.

Бхактисиддханта Сарасвати переводит трайимурти гатих следующим образом: гаятри матушка трёх Вед.

Бхактивинода Тхакур объясняет, что в этом стихе словечко трайимурти гатих означает, что звук флейты Кришны, или Гаятри, основа самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Он говорит, что тримуртимайи указывает кроме того на три мурти Мадана-мохана, Говинду и Гопинатху. Услышав тот самый звук, Брахма стал посвященным как дваждырожденный и познал океан истины (самбандху, абхидхею, прайоджану), следом чего произнес знаменитые молитвы Говинда, начинающиеся с чинтамани пракара-садмасу.

Бхактивинода Тхакур поддерживает эту точку зрения, приводя длинные цитаты из Брахма-самхиты, комментария Дживы Госвами, Вишванатха Чакраварти Тхакура и из Гопала-тапани-упанишады, все эти цитаты подтверждают вышесказанное.

Из этого следует, что Санатана Госвами занимает особое положение в гаудия-вайшнава-сампрадае. Он является ачарьей самбандха-гьяны, или знания о наших истинных отношения с Кришной. Более того, его божество, Мадана-мохана, помогает осилить воздействие чувств и сосредоточить мысли на преданном служении.

В Бхакти-ратнакаре рассказывается, что как-то раз Санатана Госвами пошёл на Радха-кунду повидать Рупу Госвами и Рагхунатха Даса Госвами. Увидев приближающегося Санатану Госвами, они поднялись, чтобы выказать ему почтение, а после этого предложили ему усесться. После этого у них троих началась дискуссия о Кришне. Рупа Госвами написал для Радхи стотрам под названием Чату-пушпанджали предложение четырёх цветков. Санатана Госвами прочитал вирши, и единственный из них его в особенности поразил:

навагорочана гаури, праваренди варамварам,

маништавака-видьоти-вени-вьялангана-пханам

О Вриндаванешвари! Я с почтением склоняюсь перед тобой. Поскольку цветом твоё физиономия аналогично расплавленному золоту, ты известна под именем Гауранги. Твоё платье отлично, как синий лотос. Твоя длинна коса напоминает чёрного змея, украшенного бриллиантами.

Когда Санатана увидел строку Твоя длинна коса напоминает чёрного змея, он подумал о таком сравнении и сказал: Насколько это логичная и разумная метафора? Сравнить волосы Радхи со змеёй?

В тот день Санатана отправился принять омовение в Радха-Кунде. Вознеся различные почтительные молитвы Радха-Кунде, он окунулся в озерко. Купаясь, он увидел, что на небольшом расстоянии от Кунды под деревьями играют немного мальчиков и девочек гопи. Посмотрев в их сторону, он заметил, что за головой у одной из девочек было то, могло выйти за длинную черную покачивающуюся косу, но Санатане Госвами эта коса больше напоминала смертоносного змея, раскачивающегося туда-сюда, как перед нападением.

Он крикнул: О юная барышня! Осторожней: у тебя по спине ползёт змея! Девушка была застигнута этим криком в разгар радостного веселья и не обратила на слова Санатаны Госвами никакого внимания. Возможно, она не слышала, что он говорит. Тогда он побежал к ней и увидел, что барышня была не кто иная, как сама Радха. Увидев Санатану, гопы и гопи рассмеялись. Они хохотали и хохотали без перерыва. Санатана Госвами опешил. После этого он смог уяснить логику метафоры Рупы Госвами.

[править] Кришна принёс молоко Санатане

В Бхакти-ратнакаре рассказывается, как как-то раз Санатана Госвами сидел в одиночестве в лесу на берегу Павана-саровары, совершая бхаджан в уединённом месте. Он постился, не принимая ни пищи, ни воды.

Так же читайте биографии известных людей:
Санг Кенг Sung Kang

Санг Кенг - американский актер и продюсер. Родился 8 апреля 1972 года.В качестве актера кино Санг Кенг известен по ролям в таких фильмах и сериалах..
читать далее

Сандей Олисе Sunday Olise

Сандей Олисе - нигерийский футболист, родился 14 сентября 1974 года.Сандей Олисе является Олимпийским Чемпионом 1996 года, обладателем Кубка Африки..
читать далее

Санджай Датт Sanjay Dutt

Родился в Индии. Сын легендарной актрисы-мусульманки Наргис и индуса Сунила Датта.Сунил Датт - также в прошлом артист и режиссер, потом был..
читать далее

Сандис Озолиньш Sandis Ozolinsh

Когда-то Сандис Озолиньш публично поправил президента США. Билл Клинтон, традиционно принимая обладателей Кубка Стэнли в Белом доме, назвал..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий