Известные люди

»

Сарра Лебедева

Сарра Лебедева Sarra Lebedeva Карьера: Скульптор
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 10.12.1892 - 7.3
Сарра Лебедева - известный советский скульптор, художник, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член-корреспондент Академии художеств СССР. Родилась 10 декабря 1892 года.Наиболее известными произведениями Сарры Лебедевой являются:Робеспьер (рельеф, гипс тонированный, 1920);Краснофлотец-ударник Власов (1931);Девочка с бабочкой (1936);Портрет В. П. Чкалова (1936-1939);Шахтёр (1937);Фигура со знаменем (А. Г. Стаханов) (1939);

После длительного периода упадка, в котором находилась русская скульптура в девятнадцатом веке, ее нежданный расцвет в двадцатом в значительной мере был обусловлен творчеством трех женщин-скульпторов А. С. Голубкиной, В. И. Мухиной, С. Д. Лебедевой, имевших мужество отстаивать родное пластическое видение мира. Наследие Сарры Дмитриевны Лебедевой относительно невелико. Но оно до того насыщенно, сосредоточенно, что в целом складывается в значительное явление. Любимый жанр, в котором выступала Лебедева, это портрет. Портрет современника, и обязательно с натуры. С натурой она в глубоком контакте, со своей моделью скульптор единственный на единственный в напряженном диалоге. Ничего приблизительного, никаких общих мест, никакой идеализации, никакой оглядки на моду. Характерно, что она не искала композиции в процессе творчества, природа предлагала ей готовое единственно возможное вывод. Ее решения окончательны и целостны более того в этюдах и набросках. Таков портрет летчика Валерия Чкалова (1936) жаркий, напружиненный, страстный, как и сам портретируемый. Трудно допустить, что тот самый настолько солидный портрет лепится как этюд с натуры. Лебедева лепила не отдельные черты, складывающиеся в то или иное выражение лица, она искала нрав в цельном куске формы, плотной и энергичной. Портрет Лебедевой это обыкновенно отдельная башка, остро помещенная в пространстве. Фрагментарность в композициях этих портретов не исключает, а более того способствует их монументальности (к примеру, портрет И. Андроникова 1946 года), И этому она училась у природы. (Так отдельный булыжник может глядеться монументальнее целого горного кряжа.) Любимый материал Лебедевой бронза. Бронза Лебедевой тяжелая, гулкая, то матовая, то поблескивающая, не похожая на бронзу Родена и Голубкиной, передающую движение мягкой, податливой глины.

Лебедеву привлекали всю дорогу цельные страстные натуры. И она их увековечила в бронзе. Это герои революции, герои Великой Отечественной войны, художники. Особенно прославлены романтический портрет Феликса Дзержинского (1925), портреты В. Иванова (1925), А. Твардовского (1943), В. Мухиной, В. Татлина (1944), С. Михоэлса (1939). Законченную, плотную поверхность скульптуры она любила процарапывать, прорисовывать, придавая дополнительную остроту. Обычно форма в процессе лепки наращивалась, но порой как снег на голову смело изымалась, и тогда пустоты включались в пластическую композицию. Например Женская башка Щита) 1928 года с прорезанными вглубь густыми бровями. Лебедева любила сочетание выпуклых и углубленных форм, обогащающих пластику. Замечательный портрет Бориса Пастернака на плите надгробного камня сделан в углубленном рельефе. Трагический образ доверчивого и незащищенного в мире поэта кажется сотканным из природного пространства, налитого в каменную чашу углубленного рельефа.

Как большинство одаренных художников, вступивших на дорога творчества во время революций, Лебедева пробовала свои силы в самых разных видах и жанрах искусства. В 20-х годах сообща с В. Маяковским и В. Лебедевым она рисовала агитационные плакаты в Окнах РОСТА, была активным участником ленинского плана монументальной пропаганды (ею были созданы портреты Дантона и Робеспьера), работала театральным художником и т. п. На Международной экспозиции в Париже Лебедева получила серебряный приз за сервиз Курица с диковинно остроумно и жестко функционально решенным чайником. К сожалению, на сто процентов не развернулось ее редкое монументальное дарование. Правда, в 30-х годах в Москве в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького была установлена двухметровая парковая скульптура Лебедевой Девочка с бабочкой. Упругая, монолитная, обтекаемая фигура девочки находится во власти неодолимого движения. Бабочка с прорезными сквозными крыльями на протянутой вперед руке девочки влечет ее за собой. От образа веет силой и свежестью. Замкнутый силуэт фигуры, ее округлые формы рифмовались с круглыми стволами деревьев, мягкими очертаниями кустарников. В залах Третьяковской галереи, где она экспонируется, отлитая из бронзы уже потом смерти художницы, ей узко.

Дети в творчестве Лебедевой в особенности монументальны, в них глубинное дыхание жизни, нечто вечное, незыблемое. В портретах, как в зернах, накрепко свернута будущая бытие, и не столь индивидуальная, сколь общечеловеческая. Таковы портрет Вани Бруни, Нюрка, Девочка с косичками и другие. Монументальное дыхание вечности в небольших обнаженных женских фигурках (Люда*) и в удивительных по своей пластичности набросках с натуры.

В 30-х40-х годах Лебедева благополучно участвовала в конкурсах на памятники А. С. Пушкина для Михайловского и А. П. Чехову для Ялты. Эти проекты не были, при всем при том, осуществлены. Время было чуть-чуть благоприятное для такого бескомпромиссного художника, как Лебедева. Она была в опале, развернулась баталия с формализмом. Но нелегко было поколебать Лебедеву. Она продолжала трудиться по-прежнему смирно, сосредоточенно, взыскательно: Одним своим существованием она поддерживала творческий тонус и высокую нравственную атмосферу в искусстве. Художники вспоминают о ней с благодарностью и восхищением. Помню Сарру светловолосую, голубоглазую, пластически непреклонно сколоченную, как говорят скульпторы, обтекаемую, вспоминал имеющий известность художник А. Г. Тышлер. Она сама походила на скульптуру из бледно-розового мрамора. Несуетливая, медлительная, она так двигалась в пространстве, вроде бы невидимые существа переносили ее осмотрительно с места на местоположение, чтобы не обронить. В моем представлении Сарра до такой степени слилась со своими работами, а работы ее так проникли в ее суть, что только в таком сочетании я вижу ее. Наследие Лебедевой, ясное и гармоничное, не только не умаляется со временем, как это случалось со многими поверхностными художниками, но неуклонно возрастает. Ее произведения стали классикой советского искусства. Цельность натуры залог цельности художника. Ни одна более того самая краткая история советского искусства не может устроиться без ссылки на ее творчество, отразившее светлые стороны трудного времени.

Так же читайте биографии известных людей:
Сати Казанова Sati Kazanova

Сати Казанова - популярная российская певица. Родилась 2 октября 1982 года.С 2002 по 2010 год Сати Казанова является бывшей солисткой группы..
читать далее

Сатоми Ханамура Satomi Hanamura

Сатоми Ханамура - японская актриса. Родилась 3 июля 1984 года.Первой ролью Сатоми Ханамура в кино стала роль в фильме под названием Natsu jikan no..
читать далее

Сатоши Цумабуки Satoshi Tsumabuki

Сатоши Цумабуки - популярный японский актер. Родился 13 декабря 1980 года.Сатоши Цумабуки дебютировал в кино в 1998 году, снявшись в фильме под..
читать далее

Саул Боровой Saul Borovoy

Историк российского и украинского еврейства, специалист по социально-экономической истории XVIXIX вв.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий