Известные люди
»Светлана Тома
Рождение: Молдова, 24.5.1947
Светлана Тома - актриса родом из Молдавии, заслуженная артистка Молдавской ССР, заслуженная артистка России. Родилась 24 мая 1947 года.Дебют Светланы Тома в качестве актрисы кино состоялся в 1966 году со съемок в фильме под названием "Красные поляны". На сегодняшний день фильмографи актрисы насчитывает более сорока фильмов и сериалов, среди которых: "Живой труп" 1968 год, "Табор уходит в небо" 1976 год, "Мой ласковый и нежный зверь" 1978 год, "Анна Павлова" 1983-1986 год, "Сувенир для прокурора" 1989 год, "Леди Бомж" 2001 год, "Бедная Настя" 2003 год, "Родные и близкие" 2007 год и др.
Училась на юридическом факультете Кишиневского университета (меньше года), окончила Кишиневский институт искусства имени Г. Музыческу (1969).
С 1969 - актриса русского театра имени А. П. Чехова в Кишиневе.
В кино - с 1966 года (первая образ - Иоанна - в фильме Эмиля Лотяну Красные поляны). С 1976 - актриса Театра-студии киноактера киностудии Молдова-филм.
ДетствоДетство актрисы прошло в молдавской деревне. Летом - пылища по колено, осенью - грязища по колено, а зимой - снег, и также по колено. На каникулах она гостила у тетушек, сестер матери. Это была безусловно другая среда - старинная мебель, жесткий этикет...
По отношению к ней в доме применялся самый-самый натуральный террор. Обеды, ужины - беспрекословное соблюдение ритуала и всех правил хорошего тона: как удерживать руки, локти, спину. Масса всевозможных вилок и ложек. Детей в доме не было, и оттого все дружно воспитывали Светлану, заставляли всегда впитывать текст русскую классику: Пушкина, Толстого. Кроме того, она должна была новости дневник (что и делает по нынешний день). Каждый ее промах, любая оплошность публично обсуждались. И, надобно проговорить, достаточно нередко тетушки называли актрису "деревенщиной". В образец приводили свою сестру, которая окончила Сорбонну и стала доктором права в Бухаресте.
Светлана так к этому привыкла, что иной карьеры, помимо юридической, себе не представляла. Окончив школу, поехала поступать на юрфак Кишиневского университета. И оказалась на той самой троллейбусной остановке, с которой началась, разрешается заявить, ее актерская судьбина.
Встреча с Эмилем Лотяну-Чем я привлекла участливость Михаила Христофоровича Бадикова, сыгравшего образ моего отца в фильме "Красные поляны", - рассказывает актриса - не знаю до сих пор. Может быть, ярким костюмчиком, присланным из Бухареста? Но, так или по-другому, он подошел как раз ко мне. А позже позвал кого-то: "Эмиль, Эмиль, иди сюда!" И по-молдавски добавил: "Я нашел ее!" И тут я увидела человека в ослепительно белом костюме, красивого, уверенного в себе. Эмилю Лотяну было 29 лет, он собирался снимать свою вторую картину, с которой связывал большие надежды.
Удара молнии не было - голову занимали мысли о предстоящем экзамене. Я дала ему свой телефон... не знаю зачем. Эмиль крайне дюжий джентльмен, властный. Он принимал решения - я подчинялась.
На следующий день его ассистентка пригласила на киностудию. Помню, тетушка всю дорогу приговаривала: "И для чего тебе это нужно? Думала бы лучше об институте!" Лотяну сидел за огромным столом, а я стояла перед ним, как на экзамене: "Ну, - произнес он, - ты знаешь какие-нибудь вирши?" Я с вызовом ответила: "Да!" - "Какие?" - "Наша Таня громко плачет!" Он прервал меня и распорядился зарядить пленку для кинопробы. Через неделю я была утверждена на главную образ.
Экзамены на юридический Светлана бросила. В те времена снимали подолгу, и ни о какой учебе не могло быть и речи. Мама поддержала дочка безотложно, а папа был, как кремень: "Ты должна обучаться, поступить в универ, если не в текущее время, то посредством год". Он взял с Лотяну расписку, что тот обязуется не мешать учебе дочери. И что она останется в целости и сохранности...
Только следом этого папа дал родное согласие, и Светлана Тома подписала контракт с киностудией.
ЛюбовьНа съемках Лотяну вел себя жутко. Срывался, орал: "Бездарность! Дура! Идиотка!" Светлана была в отчаянии, потому что как не привыкла к такому обращению у них дома никто ни при каких обстоятельствах голоса не повышал.
Он заставлял ее часами гулять с привязанной к лопаткам палкой, чтобы поясница стала идеально прямой. И это ещё не все: к лодыжкам привязывали гири - килограмма по три каждая. Чтобы актриса не вздумала отбояриться, к ней был приставлен ассистент. "Ты должна порхать, как газель!" - кричал Эмиль. Он своего добился: перед камерой она летала!
А вслед за тем работы он становился безусловно другим: внимательным, заботливым, необычайно нежным. Кормил ее и лечил, когда она болела. Этот контраст вызывал у Светланы шок. Она как снег на голову уяснила, что тот самый большой человек ухаживает за ней как за женщиной... Конечно, она влюбилась.
- Но, вопреки расхожей легенде, я ни в жизнь не была его женой официально. Нас полно лет связывали странные, прекрасные и мучительные отношения. Они то прерывались, то возникали ещё раз... Ухаживал он необычайно романтично, дарил чайные розы, баловал меня экзотическими блюдами собственного приготовления, но, несмотря на все это, были вещи, которые меня пугали. Мы праздновали свой начальный Новый год в Кишиневе, на вилле одного весьма известного художника. Новая для меня фирма, я никого там не знаю. И неожиданно обнаруживаю, что Эмиль куда-то исчез. Я ещё не знала, что это в его характере - вот так забрать и испариться! Пошла его выискивать - лестницы, комнаты, коридоры... Не помню, сколь времени это длилось. Тревога перешла в тоску, после этого в злость. Я шла посредством весь град пёхом, рыдая.
А на следующий день он появился и... обвинил во всем меня. Оказывается, это я ушла. Как я посмела? Он негодовал, не давая вделать и слова.
Наши отношения диктовал Эмиль. Он вспыхивал, позже отходил... Я весьма продолжительно воспринимала каждую нашу ссору как трагедию. Во мне оставалась обида - я могу извинить, но не позабыть. Таких эмоциональных зарубок, отметин накопилось немало...
ПредательницаНа третьем курсе ЛГИТМИКа режиссер Владимир Венгеров предложил актрисе образ Маши в экранизации "Живого трупа". Ее партнерами должны были сделаться Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили. Конечно, она согласилась. Но время работы совпало со съемками нового фильма Лотяну "Это мгновение", в котором он написал для нее главную образ. (Он неизменно сам писал сценарии.)
Светлана уже начала сниматься в "Живом трупе" в Ленинграде и ждала его вызова из Керчи, где должны были проходить съемки. Но телеграмму от Лотяну ей легко не показали, чтобы она, не дай Бог, не сорвала им график своим отъездом. Эмиль был в бешенстве и, конечно же, снял актрису с роли. Когда она вернулась в Кишинев, он назвал ее предательницей и разорвал с ней всякие отношения.
Семейная бытиеОни не виделись сильно длительно, где-то год - как раз столь, сколь продолжались ее съемки в Ленинграде. У нее была тогда окончательно другая бытие. Может быть, Эмиль это почувствовал, и они помирились.
Однако сообща они были непродолжительно Светлана встретила другого человека и вышла за него замуж.
Это было странное замужество. Олег Лачин был пригожий голубоглазый блондин, наполовину поляк. Они учились на одном курсе, но на практике не замечали приятель друга.
Потом актриса так же не замечала его в Тирасполе, куда они переехали безотложно следом института. Они всякий день виделись на репетициях и спектаклях, но предложение сделаться его женой было для нее полной неожиданностью.
- Мне, как всякий молоденькой женщине, хотелось располагать семью. Хотелось белого платья, фаты, свадьбы... И у нас с Олегом все было так, как принято - загс, гости и застолье. Мои родители были супротив этого брака. Наверное, им хотелось лучшей партии для своей дочери.
Но Светлане так и не пришлось изведать, что такое семейная бытие. Олега без малого немедленно забрали в армию. Правда, он служил в Тирасполе и по разрешению высшего военного начальства на время спектаклей его отпускали.
Вскоре актриса забеременела, но продолжала игрывать в театре до восьмого месяца, а после этого уехала рожать в Бельцы, к родителям.
Эмиль тогда весьма от нее отдалился, не звонил, не делал попыток увидеться. И как черт из табакерки вызвал на съемки.
Снимал он, как постоянно, в Карпатах. Актриса взяла Ирину, которой только что исполнилось два месяца, маму - пособлять и поехала к нему. Жили в походных условиях, варили картошку на костре. Кстати, в эпизоде Лотяну снял и Олега. А для Светланы придумал достаточно сложную роль: в "Лаутарах" она играла женщину, которая расстается с любимым человеком.
Потом Олег погиб... Случайно, идиотично. Актриса с дочкой были в Бельцах, Олег - в Тирасполе. Ей позвонили из театра ночью, сказали, что он умер от потери крови... Он шел по берегу реки, его окликнули, попросили подмогнуть завести моторную лодку. Олег дернул за шнур - и лодку понесло. Наперерез летел катерок на подводных крыльях, он не успел вывернуть лодку...
- После этого я зачастую слышала по утрам его звук, как словно он зовет меня: "Света, Света..." От этого не возбраняется было выйти с ума. Меня "вытащила" работа: я начала сниматься в главной роли в фильме "Дом для Серафима". И в моей жизни еще раз появился Эмиль Лотяну.
Табор уходит в небоОн всю дорогу оставался моим любимым человеком, более того если мы месяцами не виделись. Эмиль, служба, дочка - я разрывалась между ними. За тот самый год у меня было три фильма. Снималась на разных студиях, моталась по стране... Развитию отношений это не способствовало: близость исчезала. Я же искала привязанности, нежности, доверительности У меня появился прочий человек, с которым меня связывали длительные и глубокие отношения в течение многих лет. Эмиль догадывался, но мы ни при каких обстоятельствах не говорили об этом. Он вечно считал меня своей женщиной и давал это постичь.
К моменту начала работы фильма Табор уходит в небо, тот, что сделал Светлану Тома звездой, она уже добро знала Эмиля, они были знакомы десять лет. Актриса замечательно понимала: он хотел снимать аккурат ее, но ему было необходимо аргументировать самому себе, что никто не сыграет эту образ лучше. Поэтому Светлане пришлось проходить пробы дважды. И только вслед за тем этого она получила официальную телеграмму от директора картины: "Вы утверждены на образ Рады. Начало работы сквозь две недели".
Это была самая тяжелая образ в ее жизни. Снимали, как завсегда, в Карпатах, пылища, жара, цыгане около... Режим Эмиль установил страшный: вставали в пять часов и работали до изнеможения... На площадке он все время кричал: "Это погано, нельзя нехорошо, бездарно!" Он делал это умышленно, это его стиль: сотворить на площадке максимальное усилие, которое следом передается зрителям.
В какой-то миг нервы не выдержали, и Светлана сорвалась. Вернулась в гостиницу затем съемки, собрала вещи и, никому ничего не сказав, ближайшим рейсом улетела в Москву, а оттуда - в Софию. В эти дни в Болгарии проходила премьера ее нового фильма, и она могла ощутить свою значимость, чувство которой теряла на съемочной площадке.
- Я была уверена, что меня снимут с роли. Через десять дней, когда вернулась, разразился ужасный дебош. Неожиданно все обернулось к лучшему. С моим возвращением страсти улеглись, но мой шаг не прошел незамеченным. Эмиль стал известия себя по-другому. Со мной он не разговаривал, обращался посредством третьих лиц.
В Сан-Себастьяне их кино получил Гран-при - "Большую золотую раковину".
- Я сильно рада, что у меня есть кино, о котором говорят уже 26 лет. Он дал мне популярность, признание, огромное число международных призов. Можно произнести, я проснулась знаменитой на следующий день после этого премьеры.
Вскоре Светлана Тома перестала быть главной героиней картин Эмиля, оттого что его мысли стал занимать образ, в тот, что она не вписывалась.
- Я живу в текущий момент одна, хотя у меня есть близкий мужчина, которого я люблю, ценю, которым дорожу. Он также Скорпион. И ему также необходима независимость. И я более того не знаю сейчас, было ли одиночество заложено в меня изначально или его взрастил во мне Эмиль.
Под сенью славы ТабораПосле фильма табор уходит в небо Тома снялась в десятках картин, но звонкая слава Табора неотступно кочует и не отпускает ее всю бытие как та сумасшедшая влюбленность, которую она в нем сыграла. Удивительное занятие самые выигрышные особенности фильма, по сию пору не утратившего свой юный задор, невероятным образом передались и актрисе.
За последние пятнадцать лет Светлана совсем не изменилась, хотя уже давнехонько стала бабушкой (ее дочка, известная актриса Ирина Лачина, вышла замуж и родила дочку Машу). Когда Светлана идет по улице с Машей, их так и называют девица с девочкой. Ни у кого более того язык не поворачивается обращаться к ней по имени-отчеству. И не оттого, что ей это жутко не нравится, а оттого, что она выглядит ни минутой старше, чем без затей Света, и вечно необычайно элегантна.
Призы различных международных кинофестивалей увенчали актерский работа актрисы, ее встречали и провожали овациями на всех широтах земного шара. Светлана Тома - великолепная актриса, которая максимально вживается в каждую образ и отдает всю себя без остатка.
- Самые грустные дни в своей жизни - это расставание с моими героинями. Я в такой степени погружаюсь в образ, что порой кажется, что Иоанна, Софийка, Рада - это я сама. В кино не успеешь подружиться со своей ролью, как наступает пора откланиваться. В театре - другое занятие. Твоя образ, как младшая сестра. Учишь ее, беспокоишься, и сама перенимаешь у сестрицы какие-то жесты, походку, черточки в характере. Вместе взрослеем, сообща делаем ошибки, влюбляемся - следственно от спектакля к спектаклю.
Так же читайте биографии известных людей:
Светлана Ходченкова Svetlana Hodchenkova
Светлана Ходченкова - российская актриса театра и кино. Родилась 21 января 1983 года.Дебют Светланы Ходченковой в кино состоялся в 2003 году со..
читать далее →
Светлана Стасенко Svetlana Stasenko
Светлана Стасенко - одна из интереснейших фигур современного некоммерческого кинематографа. Ее первый авторский фильм "Парабола" (1992) решением..
читать далее →
Светлана Королева Svetlana Koroleva
НА ПОСЛЕДНЕМ конкурсе Мисс Европа, который проходил вскоре после отказа Оксаны Федоровой от титула Мисс Вселенная, представительницу России..
читать далее →
Светлана Шестакова Svetlana Shestakova
Вы знаете ее. Она смотрит на вас с обложек Elle, Officiel, Harper's Bazaar, с рекламных постеров и подиумов Европы и Америки.
читать далее →