Известные люди

»

Сергей Денисов

Сергей Денисов Sergey Denisov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 25.2.1909
Дважды Герой Советского Союза (4.07.37, 21.03.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями, орденом За воинскую доблесть МНР.

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку.

В РККА с 1929 г. Был мотористом авиаотряда. По решению командования для обучения летному делу был направлен в тренировочный летный отряд в Бобруйск. Член ВКП(б) с 1930 г.

Здесь первыми курсантами и новыми друзьями Денисова стали такие же, как и он, влюбленные в небеса парни, уже знакомые с авиацией. Степан Супрун (позднее популярный летчик-испытатель), оказалось, также служил мотористом. Они крепко-накрепко подружились. Вместе штудировали теорию, а после этого учились летать у одного инструктора - Алексея Макарова.

Сперва поднимались в воздух на У-1, или аврушке, как называли тот самый неказистый самолетишко... Уже с первых полетов Макаров заметил способности Сергея Денисова. В воздухе тот был спокоен внимателен; ориентировался что надо, пилотаж усваивал проворно и прочно. Потому-то первому в своей группе инструктор разрешил ему независимый полет. По его же, Алексея Макарова, ходатайству, когда весной 1931 года программа летного обучения была закончена, молодые пилоты Сергей Денисов и Степан Супрун получили путевки в истребительную авиацию.

В 1931 г. назначен младшим летчиком в 11-ю эскадрилью 111-й истребительной авиабригады Ленинградского военного округа. Затем служил в 41-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. Был командиром звена.

Однажды в полете строем Денисов шел левым ведомым, крыло в крыло с командирской машиной. Стоял погожий зимний день, горизонт таял в синей дымке. Полет протекал стандартно, и ничто не предвещало беды. Внезапно машину грубо подбросило. В тот же момент раздался оглушительный скрежет, и авиалайнер, кувыркаясь, ринулся вниз. Инстинктивно повернув голову обратно, Сергей онемел: без малого по самую кабину обрублен хвостище его машины. Понял сразу: правый ведомый врезался на догоне. Прыгать немедля! мелькнула дума. Но выкарабкаться из кувыркающегося самолета в меховом комбинезоне и унтах не так несложно. А почва надвигалась неотвратимо. Малейшая заминка, растерянность и все кончено. Денисов не спасовал, он нашел в себе волю и силы выкарабкаться из кабины. А после этого, когда мимо пронесся падающий авиалайнер, рванул вытяжную скобу парашюта.

То был первостепеннный скачок в жизни Сергея Денисова. Приземлился удачно, на заснеженный берег реки в нескольких десятках километров от своего аэродрома. Оттуда за летчиком приехала санитарная агрегатина. Денисов стал рапортовать о случившемся командиру.

Видел все, знаю, прервал тот. В полете и в аварийной ситуации действовали точно. Объявляю признательность! Подумав кот наплакал, добавил: А за то, что в воздухе не смотрели обратно, пятнадцать суток ареста.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 7.04.37 гг. Сбил 3 самолета лично и 4 в группе. Согласно журналу боевых действий, эскадрилья, состоявшая из трех отрядов, сшибла 61 авиалайнер, в т.ч. отряд под руководством Денисова - 49 самолетов. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).

Денисов прибыл в Испанию с группой капитана Тархова. Тархов возглавил эскадрилью И-16, сформированную из летчиков его группы. А тремя отрядами командовали капитан Бочаров и старшой лейтенант Денисов и капитан Колесников.

Отряд Денисова базировался на аэродроме Алькала-де-Энарес.

5.12.36 г. он сшиб хейнкель в составе группы.

Утром 5 юнкерсов под прикрытием 15 истребителей бомбили Мадрид. В 15.00 националисты повторили налет 6 бомбардировщиками под прикрытием 14 хейнкелей. 13 И-15 и 17 И-16 смогли их перехватить... В этом бою были сбиты 2 истребителя противника, которые упали и загорелись Один из них уничтожило звено Сергея Денисова.

16.12.36 г. он сшиб истребитель Не.51 лично и бомбардировщик Ju.52 в группе.

В 13.30 у Мадрида начался воздушный мордобой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить две группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате недруг недосчитался 4 Не 51 и 1 фиата. Два хейнкеля упали в нейтральной зоне примерно Мадрида, остальные, как сказано в документах, около Мадрида. Был подбит и единственный юнкерс. Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только три упали на республиканской территории, остальные жутко верно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери.

Республиканцы потерь не понесли... Пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова (в составе Путивко и Черных) Юнкерса и 4 хейнкелей (2 Колесников и по одному Денисов и Дубков).

16.02. 37 г. сшиб 2 бомбардировщика Ju.52 в группе.

Произошел махач с группой 10-11 юнкерсов, прикрытых 32 истребителями. Без потерь со стороны республиканцев были сбиты 2 юнкерса и 2 фиата. Сначала истребители обрушились на бомбардировщиков, но строй юнкерсов не разрушился. Только позже второй атаки, проведенной 9 И-16 из отряда Сергея Денисова, 1 Юнкерс загорелся и ещё 1 подбитый пошел со снижением и упал.

В начале апреля загранкомандировка Денисова закончилась и он вернулся на Родину.

10.04.37 г. состоялась болтовня между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

АЛКСНИС: Скажите, т. Денисов, сколь самолетов Вы сшибли?

ДЕНИСОВ: 12 лично, а мой отряд 49, считая Черных

Мало огня. Огонь-то крупный, но на близких дистанциях палить плохо: пулеметы стоят обширно на плоскостях. Надо прибавить ещё два пулемета посредством винт, тогда никто не уйдет. А так бьешь только по плоскостям

Второй недочет И-16 высоту ладно набирает, но сам радиус восходящей спирали скверный. Противник от нас уходит таким образом. Если их атакуешь и начинаешь завязывать мордобой, так они лезут винтом вверх

Взаимодействие с И-15. В особенности когда был Рычагов, мы шибко немало сбивали их самолетов и своих сильно всего ничего теряли. И-15 ходят частью вверху, частью внизу, преобладающая масса вверху. От И-15 они уходят, а если начинают удирать от нас, мы за ними. Как только они начнут пикировать, их принимают И-16, и уже они не уйдут.

С И-15 было крайне ладно взаимодействовать. Сейчас стало хуже, почему-то изменили тактику. И-15 стали гулять внизу, а И-16 наверху

За последнее время сожгли только одного Юнкерса: загорелся в воздухе, летчики начали сигать с самолета, но, видимо, включили автопилот. Самолет начал спиралить, покуда не врезался в скалу, не безотлагательно упал, быть может, что на нем был пораненый пилот. На нашу территорию они не падают

Их группа дерется, а два-три самолета, асы, ходят на 3-х тыс. м. Если свойский одиночка отошел, они камнем на него сыпятся. Сбили или нет, идут камнем к земле и бреющим уходят. Когда мы двух сняли, они перестали это делать

Начальство хорошее - Смушкевич и Пумпур, с ними не возбраняется было работать.

4.07.37 г. старшему лейтенанту Денисову Сергею Прокофьевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как особого знака отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 51.

Вернувшись из Испании, сильно одним духом рос в звании и должности. Уже в августе 1937 г. полковник Денисов был назначен командиром 142-й авиабригады в Бобруйске. За четыре месяца прошел стезя от командира отряда до командира бригады. При этом капитаном был два с половиной месяца, а майором всего только месяц.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

22.02.38 г. Денисову было присвоено воинское звание комбриг.

В 1938 г. он был назначен 2-й авиационной армией особого назначения, дислоцированной под Воронежем. 2-я АОН с мая 1938 г. состояла из четырех авиаполков с общей численностью авиационного парка армии - 307 самолетов. Командующий АОН пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся прямо наркому обороны.

В 1939 г. он окончил КУКС при Военной академии Генштаба.

В мае 1939 г. в составе группы летчиков, имеющих боевой навык, был направлен в Монголию для укрепления авиачастей, участвующих в боях у реки Халхин-Гол. Награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом За воинскую доблесть (10.08.39).

С мнением Денисова по авиационным вопросам считался сам Сталин.

Вспоминает генерал-полковник авиации Яковлев: Летом, в конце июля 1939 года, позвонил Сталин

- У меня сегодня пилот Денисов, воевал в Испании и в Монголии, может вручить полезные советы по вашей машине. Повидайтесь с ним.

Через 30 мин в мой офис уже входил рослый статный брюнет в кителе с петлицами комбрига...

Встреча с командиром группы истребителей И-16 в Испании Сергеем Прокофьевичем Денисовым оказалась на самом деле очень интересной и полезной для меня, конструктора, не только в силу того что, что он рассказал немало интересного как очевидец и участник воздушных боев с немецкими и японскими летчиками, но кроме того и в силу того что, что он с исключительным знанием дела посвятил меня в суть современной воздушной войны.

Мы продолжительно с ним беседовали. Обсуждали сравнительные преимущества и недостатки немецких, японских и советских истребительных самолетов. Денисов заявил свой воззрение на образ авиации бомбардировочной и истребительной не только нынче, но и завтра, если придется драться. Говоря о тактике истребительной авиации, он отметил, что на И-16 немного сбивали истребителей противника из-за малого калибра и разноса установленных в крыльях пулеметов

Денисов ещё в 1937 году, учитывая навык первого периода гражданской войны в Испании написал докладную записку руководителям ВВС и авиапромышленности, но записку оставили без внимания, никаких мер принято не было, и через два года в боях на Халхин-Голе недостатки наших И-16 и Чаек оставались прежними, в чем ещё раз убедился Денисов. Тогда-то, вернувшись из Монголии, Сергей Прокофьевич обратился к Сталину, тот, что безотлагательно же вызвал его к себе. Сталин сильно рассердился, узнав от Денисова, что по его первой записке не было принято никаких мер. Он с большим вниманием выслушал Денисова и предложил все замечания изложить письменно и материал прислать ему.

Такую записку Денисов написал и ещё раз был принят Сталиным. На тот самый раз Сталин вызвал ещё наркома авиапромышленности М.М. Кагановича и дал нагоняй за равнодушное касательство к первым, двухгодичной давности, сигналам Денисова.

Каганович оправдывался, но дебатировать по специальным вопросам с таким знатоком, как Денисов, ему было не под силу

Сущность критических замечаний Денисова заключалась в следующем:

- концепция деления истребителей на скоростные и маневренные порочна;

- у наших истребителей должна быть радиосвязь;

- стрелковое вооружение, как по калибру, так и по размещению на самолете, неудовлетворительно;

- немецкие истребители превосходят советские как по скорости полета, так и по стрелково-пушечному вооружению.

В максимальной степени я постарался учитывать замечания Денисова при работе над нашим первым истребителем.

Участвовал в советско-финской войне. Был командующим ВВС 7-й армии.

7-я вооруженные силы была сформирована в сентябре 1939 г. в Калининском военном округе и в середине ноября переброшена в Ленинградский армейский округ на Карельский перешеек.

Боевая проблема 7-й армии в соответствии с оперативной директивой 0205/оп состояла в том, чтобы мощной атакой, во взаимодействии с авиацией, разгромить войска противника, овладеть его укрепленным районом на Карельском перешейке, вылезти на фронт Кякисалми, Антреа, Виипури.

В составе ВВС армии было 4 авиабригады (11 авиаполков): 59-я истребительная (7-й, 23-й, 25-й и 38-й иап); 1-я легкобомбардировочная (7-й пикировочно-бомбардировочный, 5-й скоростной бомбардировочный и 43-й легкобомбардировочный авиаполки); 18-я (48-й и 50-й сбап) и 55-я скоростные бомбардировочные (44-й и 58-й сбап).

Тридцать летчиков, штурманов и воздушных стрелков армии за мужество и героизм были удостоены звания Герой Советского Союза.

21.03.40 г. за умелое руководство боевыми действиями ВВС 7-й армии при прорыве линии Маннергейма комдиву Денисову было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Ему была вручена вторая медаль Золотая Звезда 4.

В апреле 1940 г. был назначен командующим ВВС Закавказского военного округа.

4.06.40 г. комкору Денисову было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

Вспоминает С.Н. Гречко: В полк прибыл командующий ВВC Закавказского военного округа генерал-лейтенант авиации С.П. Денисов... Генеральские звания в Красной Армии тогда только что были введены, оттого словечко генерал звучало ещё непривычно. Однако факт оставался фактом: в лице С.П. Денисова я видел советского генерала, да ещё какого! Дважды Героя Советского Союза моего ровесника... Мне, тогда капитану, такое казалось без малого недостижимым.

К сожалению, настолько молниеносный рабочий подъем отрицательно сказался на поведении Денисова. Тридцатилетний генерал перестал критически относиться к личным промахам и ошибкам. Он очень пристрастился к выпивке в ущерб служебным обязанностям, мало-помалу теряя свой багаж летчика и авторитет командира.

В августе 1941 г. Денисов был назначен начальником Качинской Краснознаменной военной авиационной школы им. тов. Мясникова.

Вспоминает летчик-истребитель Кривошеев: В августе 41-го года наше училище из Качи эвакуируют, переводят его в Красный дорога, это - между Сталинградом и Ростовом-на-Дону, там был какой-то гарнизон, но это - в степи, казарм не хватало. Нас, 7 учебных эскадрилий, разбросали по всей округе. Я был в пятой эскадрилье, начальник эскадрильи - Воротников. Сразу же организовали полк инструкторов, и он в их числе улетел на фронт. Нам дали командиром эскадрильи Победоносцева.

Когда приехали в Красный стезя, назначили начальником училища дважды Героя Денисова... Зима - не за горами, и каждое звено вырыло себе землянку - прямо в земле большая яма, перекрытая бревнами и засыпанная сверху землей. В ней кроватей не было, а были земляные выступы, как шконки. Началась зимушка, а у нас на 120 джентльмен - 4 пары сапог было. Дров нет, угля нет, ничего нет, более того обед не на чем сделать. Так отрядили курсантов, сделали сани с полозьями из лыж и за 15 километров от расположения части мы ездили и перевозили траву. Она у основания была в перст толщиной. Так на этой траве готовили, согревались. А для поддержания хорошей физической формы перед входом в столовую поставили коня и брусья, не перепрыгнешь, - в столовую не попадаешь, а есть-то, хочется.

Немцы уже подходят к Москве, Ленинград - в кольце блокады, общее расположение - ужасное. И как черт из табакерки, в темное время суток на 6 декабря - боевая напряженность. Мы поднимаемся, и начальник эскадрильи Победоносцев говорит: Под Москвой произошел прорыв! Столько-то танков уничтожено, столько-то боец взято в плен. Гарнизон несложно воскрес! Мы воспряли, стали вовсе другие люди! Весь Союз за Москву дрался! Денисов что сделал? Хоть казарм и не хватало, он взял из-под Москвы мужчина 20 пленных немцев, и когда мы на занятия уходили, их проводили перед нашими глазами, и он говорил: Вот видите пленных немцев? Это под Москвой взяли. В каком учебнике не возбраняется намарать, как взращивать в людях уверенность в себе? А у нас потом победы под Москвой было шибко хорошее нравственное состояние, такие были у нас мудрые командиры.

К нам в землянку приходили преподаватели, проводили занятия, приносили харч, зимой мы самое малое летали, - не было топлива. Из самолетов были только И-16, те, что мы привезли. Еще на Каче я успел независимо на нем вылететь. Ранней весной начали летать. На авиалайнер дают мизер бензина, полетов немного. Готовили не весь отряд, а 1-2 человека с эскадрильи, когда они программу заканчивали, то их одевали, как следует, и отправляли на фронт Нас закончило 5 джентльмен, с каждой эскадрильи - по одному человеку.

Непосредственный руководитель Денисова, заместитель командующего ВВС Приволжского военного округа генерал-майор авиации Игнатов, аттестуя его в 1942 г., в числе крупных служебных недостатков отметил невыполнение авиашколой плана подготовки пилотов и присутствие в ней большого количества летных происшествий. В числе причин назывались: плохая организация полетов и предполетной подготовки, слабое знание соответствующих инструкций и наставлений по эксплуатации техники постоянным и переменным составом, отсутствие постоянной жесткой требовательности начальников к подчиненным, формальное проведение методических занятий.

Летом и осенью 1942 г. две специальные комиссии провели комплексное обследование авиашколы, отметив, что за отрезок времени командования школой тов. Денисов показал себя мало твердым и волевым командиром. В отдельных случаях показывал малодушие и неумение совершенно устранять недочеты в работе Авторитетом как шеф школы пользовался негусто. Лично летал нечасто и преимущественно на учебных самолетах старого типа. Злоупотребляет спиртными напитками, в силу чего 2-3 дня не бывает на службе.

По материалам названных комиссий командующий ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации Новиков 20.11.42 г. подписал команда об освобождении Денисова от занимаемой должности, как не справившегося.

До февраля 1943 г. Денисов находился в распоряжении Управления кадров ВВС.

С 26.12.42 г. по 14.12.43 г. был командиром 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й ВА. Дивизия снабжала боевые действия двух штурмовых авиадивизий смешанного авиакорпуса, в состав которого входила.

Во время боев на Курской дуге под руководством Денисова части дивизии произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боев, сшибли 73 самолета противника, потеряв только 16 своих. Один из полков дивизии был преобразован в гвардейский, а второй стал Краснознаменным.

Трудно было в те напряженные дни застигнуть генерала Денисова в штабе. Он вылетал на полковые аэродромы. На месте, в частях и подразделениях, контролировал организацию боевой работы. Помогал командирам быстрее вводить в строй пополнение летного состава. А когда требовалось лично увериться в боевой выучке авиаторов или же ревизовать, сколь результативен тот или другой методика тактики действий, добивался разрешения и в составе групп истребителей поднимался во фронтовое небеса.

Командующий 16-й ВА генерал-лейтенант авиации Руденко, констатируя соответствие Денисова занимаемой должности, отметил в то же время в числе его недостатков отсутствие желания осваивать современные истребители и чрезмерное увлечение спиртными напитками - за злоупотребление алкоголем Денисов получил жесткий выговор от партийной комиссии 16-й ВА. В декабре 1943 г. он сдал дивизию новому командиру и убыл в предписание командующего ВВС.

С февраля 1944 г. служил в Главном штабе ВВС. Был старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке, что являлось значительным понижением.

В конце апреля 1945 г. босс Управления формирования и боевой подготовки ВВС РККА генерал-майор авиации Волков в аттестации отметил: Генерал-лейтенант авиации Денисов в Управлении работал негусто и без желания, независимо разрабатывать документы не может и желания обучаться этому делу не проявил. Периодически в среднем раз в месяц запивал на срок от 3 до 5 дней. Работой в Управлении тяготится Авторитетом посреди офицеров Управления не пользуется Партсобрания старается не посещать.

В 1946 г. Денисов был направлен на авиационное отделение Военной академии Генштаба, при всем при том проучился в ней только полгода и в ноябре 1947 г. в возрасте 38 лет был уволен в припас по болезни.

Умер 16.06.71 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Егоров Sergey Egorov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Сергею Владимировичу Егорову присвоено 10 января 1944 года за..
читать далее

Сергей Зорин Sergey Zorin

Сергею Ивановичу Зорину 24 марта 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Еще он был награжден орденом Красной Звезды, медалями.
читать далее

Сергей Зудлов Sergey Zudlov

Звание Героя Советского Союза Сергею Анфиногеновичу Зудлову Присвоено посмертно 15 января 1944 года за отвагу и мужества, проявленные при..
читать далее

Сергей Косякин Sergey Kosiakin

Сергей Косякин - Герой Советского Союза, командир эскадрильи 44-го скоростного бомбардировочного полка 55-й бомбардировочной авиационной бригады 7-й..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий