Известные люди

»

Сергей Коновалов

Сергей Коновалов Sergey Konovalov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 25.2.1975
К концу войны совершил 248 боевых вылетов, участвовал в 100 воздушных боях, сбил 18 самолётов противника лично и 4 в группе с товарищами. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился в 1920 году в деревне Пески, в настоящее время Рамешковского района Тверской области, в семье крестьянина. В 1934 году переехал в городок Калинин. Окончил 7 классов, школу ФЗУ на вагоностроительном заводе. Работал в инструментальном цехе завода токарем и учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В Июле 1941 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

В Декабре 1942 года следом переподготовки прибыл на фронт. К Январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 13-я Гвардейская истребительная Полтавско - Александровская ордена Кутузова авиационная дивизия, 5-я Воздушная вооруженные силы, 2-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант С. И. Коновалов совершил 161 боевой вылет, в 26 воздушных боях лично сшиб 15 и в составе группы 4 самолёта противника.

К концу войны совершил 248 боевых вылетов, участвовал в 100 воздушных боях, сшиб 18 самолётов противника лично и 4 в группе с товарищами. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1957 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1960 года Полковник С. И. Коновалов - в запасе. Жил в Калинине. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 25 Февраля 1975 года, похоронен в городе Калинин.

* * *

Свою боевую дело Сергей Коновалов начал в Марте 1943 года на Северо - Кавказском фронте в составе 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Летал на Як-1. В течение первого месяца сшиб 2 самолёта за единственный вылет. Однако, в одной из неравных схваток и самолёт Сергея был подбит. Раненый лётчик дотянул машину до своей территории, сделал вынужденную посадку. Полковые связисты потеряли его след, а друзья сожалели, что таковый недурной, добросердечный парнишка выбыл из строя. Сергей же не думал о поражении. Он устранил повреждение, с помощью местных обитателей перевязал рану и взлетел в синее небосклон, вернулся на аэровокзал. Его встретили восторженно, а командиры отметили и его отвагу, и знание техники, и одержимое тяготение побеждать любые препятствия.

Его стезя в авиацию, на фронт изведан многими молодыми людьми того времени. 14-ти лет приехал он из деревни в град Калинин, поселился у сестры. Два года учился в школе, а после этого пошёл в рабочие - учился в ФЗУ, овладевал токарным делом, работал в многотысячном коллективе вагоностроителей, полюбил Волгу, стал искусным пловцом. Юношеская энергия била сквозь край. И кто же в эти годы не мечтал о покорении спортивных вершин, о геройстве ? Сергей ни в жизнь не увлекался пустыми, нереальными мечтами. Он предпочитал не изъясняться, а делать. В единственный из летних дней младой токарь оказался в аэроклубе, увидел, как взлетает самолёт в небосвод, и решил сделаться лётчиком. Заводская комсомолия поддержала его, и, когда настала пора ходить в армию, пилот - инструктор аэроклуба стал курсантом лётного военного училища.

А на фронте однополчане стремительно оценили замечательные бойцовские качества истребителя Сергея Коновалова. Командир полка выразил всё это одной красноречивой фразой: "За недлинный срок из неопытного молодого лётчика вырос в воздушного аса".

Ас ! Лётчики не бросались этим словом. Им называли самых достойных. И названный асом дорожил этой честью больше, чем жизнью. Коновалову всё чаще стали верить водить в боевые полёты группу истребителей. Лётчики с удовольствием вылетали сообща с ним. Они верили в его мастерство и удачливость.

Осенью 1943 года шла битва за Днепр. 1 Октября восьмёрка Як-7 вылетела на прикрытие наших войск в районе Мишурин - Рог. Ведущий Коновалов насчитал большое численность немецких самолётов, идущих к Днепру, - 45 "Юнкерсов" в сопровождении десятки "Мессеров". Семикратное превосходство ! Но сколь бы их ни было, они не должны свалить бомбы на наших пехотинцев и танкистов, форсировавших Днепр. И Коновалов повёл свою восьмёрку в атаку. Истребители, рискуя жизнью, расстроили боевые порядки противника и вынудили немецких лётчиков побросать бомбы где попало и уйти восвояси. Вместе с ведомым Коновалов сшиб одного бомбардировщика.

В 1944 году Коновалову было присвоено звание Старшего лейтенанта, он был направлен в 150-й Гвардейский истребительный авиационный полк и назначен заместителем командира эскадрильи. В составе этого полка воевал на 2-м Украинском фронте.

В Ноябре 1944 года, пользуясь активной поддержкой с воздуха, наши войска прорвали оборону противника и, развивая фарт заняли строй опорных пунктов. Механизированные части вошли в прорыв, смяли вражеские заслоны и стали выгонять врага на северо - запад. Лётчики 3-го Гвардейского истребительного авиакорпуса действовали на главном направлении, прикрывали полки и дивизии наступавших армий, сопровождали бомбардировщики и штурмовики при действиях по узлам сопротивления, опорным пунктам, вражеским батареям. Они стремились вывести из строя как разрешено больше самолётов противника, вследствие этого в воздухе вместе с тем находилось порой больше 50 "Лавочкиных" и "Яковлевых", которые действовали эскадрильями и звеньями.

В ходе всей операции истребительные полки 5-й Воздушной армии оставались хозяевами в воздухе более того при численном превосходстве противника. Советские лётчики своевременно разгадывали проект и тактику врага и благодаря своей отваге, мастерству и отличному взаимодействию, умелому использованию всех качеств своих самолётов и их вооружения достигали победы.

Заслуживает внимания навык боевого применения труппы "Меч" из 150-го Гвардейского истребительного авиаполка, которая зачастую использовалась для наращивания сил в воздушных боях. Этому способствовало то, что базировалась группа всего в 8 - 12 км от района боев и имела четкую связь с командным пунктом. В состав этой группы был направлен и Сергей Коновалов. Он мастерски сражался с врагами. Трижды в бою подбивали его машину, и каждый раз он находил в себе силы вылезать победителем.

8 Декабря 1944 года четвёрка Як-3 ведомая Сергеем Коноваловым, прикрывая наземные войска в районе Рацкерестура, встретила в воздухе возле 30 FW-190. Ведущий подал команду штурмовать противника и начальный пошёл в мордобой. Умело сманеврировав, Коновалов подошел к одному из "Фоккеров" на дистанцию 50 - 100 метров и сшиб его. Умело увернувшись от вражеского огня, он молниеносно сблизился со вторым "Фоккером" и отправил его на землю, следом за первым. Следуя примеру бесстрашного командира, ведомые сшибли ещё 3 немецких самолёта. Атака врага на наши войска была сорвана. Потеряв 5 машин, неприятель повернул обратно, а четвёрка истребителей Коновалова без потерь вернулась на базу. Весь мордобой занял 15 - 20 минут. В результате изрядный налёт на наземные войска был сорван.

И таких вылетов было полно. Командование тремя словами определило манера боевой работы заместителя командира эскадрильи Гвардии Старшего лейтенанта С. И. Коновалова: смелость, внезапность и дерзость. Было замечено: ни единственный самолёт противника, преследуемый Коноваловым, не уходил целым, что ас бьёт с коротких дистанций и только прицельным огнём.

Вэтого рабочий парнишка с Калининского вагоностроительного завода совершил 248 успешных боевых вылетов, участвовал в 100 воздушных боях, сшиб 18 самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами. Его заслуги были оценены по достоинству: 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы войны, присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Сергей Иванович, окончив Военно - Воздушную академию, продолжал служить любимому делу, сколь позволило самочувствие. Выйдя в отставку, он жил под боком от своего завода, встречался со старыми друзьями, был, как всю дорогу, радушен и жизнерадостен. Но подорванные силы видно таяли, и он безвременно скончался. Победу он оплатил дорогой ценой...

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Крамаренко Sergey Kramarenko

0 года заместителю командира 2-й эскадрильи 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитану С. М. Крамаренко за мужество и..
читать далее

Сергей Кузнецов Sergey Kuznetsov

Майор С. А. Кузнецов произвёл 227 успешных боевых вылетов, в 52 воздушных боях сбил лично 19 и в составе группы 8 самолётов противника. За это время..
читать далее

Сергей Куфонин Sergey Kufonin

Советский лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Его именем названа улица в Перми.
читать далее

Сергей Лазарев Sergey Lazarev

Лейтенант С. И. Лазарев совершил 131 боевой вылет, в 48 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 3 самолёта противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий