Известные люди

»

Сергей Литаврин

Сергей Литаврин Sergey Litavrin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 14.12.1921
Капитан С. Г. Литаврин совершил 311 боевых вылетов, в 55 воздушных боях сбил 10 самолётов противника. 28 Января 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 14 Декабря 1921 года в селе Двуречки, в настоящее время Грязинского района Липецкой области. Окончил 8 классов и аэроклуб в городе Липецке. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Отличился в боях за Ленинград.

К середине Декабря 1942 года начальник эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка ( 7-й истребительный авиационный остов ПВО, Войска ПВО территории страны ) Капитан С. Г. Литаврин совершил 311 боевых вылетов, в 55 воздушных боях сшиб 10 самолётов противника. 28 Января 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1944 года летал на самолёте "Липецкий комсомолец", построенный на сбережения молодёжи Липецка.

Вэтого совершил 462 боевых вылета. В 90 воздушных боях сшиб 19 самолётов лично и 5 в группе с товарищами, уничтожил 2 аэростата - корректировщика.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Красной Звезды, медалями. 4 Февраля 1957 года Гвардии полковник С. Г. Литаврин погиб в авиационной катастрофе. В Липецке его имя носит переулок и улочка, где на доме 2 установлена мемориальная доска.

* * *

С первых дней, Сергей Литаврин хотел побыстрее увидаться с воздушным противником, чтобы сурово покарать врага за все его злодеяния. Но покуда таких встреч не было. В первостепеннный раз, когда Сергей со своими друзьями был поднят по тревоге и вылетел наперехват вражеских бомбардировщиков, те успели оставить, оставив вслед за тем себя пожары и следы разрушений. Во второй раз наши лётчики увидели только точки удалявшихся самолётов...

Свой боевой счёт Младший лейтенант Литаврин открыл 27 Июня 1941 года, когда вылетев на поручение паре с командиром звена Лейтенантом В. Едкиным, уничтожил бомбардировщик Ju-88. Через немного дней Сергей свалил второй бомбардировщик, тот, что нашёл себе могилу на дне Псковского озера.

Горячими были Июль - Август 1941 года в ленинградском небе. Лётчики полка совершали по 5 - 7 вылетов в день. Вместе с боевыми друзьями Сергей продолжал благополучно сражаться с врагом. К осени 1941 года он сшиб уже 6 вражеских самолётов.

В суровые дни Октября 1941 года о Сергее Литаврине не раз писали газеты, и многие ленинградцы узнали из них о его геройских поступках. Они присылали лётчику письма, в которых благодарили за мужество в боях, делились новостями. Письма эти доставляли непочатый край радости Сергею, придавали ему новые силы. Особенно взволновало Сергея послание Арсения Коршунова, электросварщик Металлического завода, где ремонтировалась боевая техника. В ответном письме Сергей пригласил его в гости. Вскоре состоялась их саммит. Приняв приглашение лётчика, Коршунов приехал на аэропорт, где базировался полк Литаврина. Не единственный, а со своим другом Иваном Григорьевым.

Сергей Литаврин был сильно дружен с лётчиком Ильей Шишканем. Их завсегда видели совместно. И вот сейчас два фронтовых друга принимали двух ленинградских рабочих. Они провели их по аэродрому, где в укрытиях стояли "Ястребки", познакомили со своими товарищами - лётчиками, рассказали о славных делах истребительного полка, тот, что начал боевую занятие с первого дня Великой Отечественной войны. А после этого ленинградских рабочих пригласили в столовую и угостили фронтовым обедом. Через немного дней Сергей и Илья побывали в Ленинграде на заводе в гостях у Арсения и Ивана.

Между лётчиками и рабочими завязалась приятельство. Они поддерживали между собой постоянную переписку, не раз приезжали приятель к другу в гости. Рабочие сообщали о том, как они трудятся для фронта, лётчики - о новых победах.

А у Сергея счёт этих побед все время возрастал. На борту его самолёта выстроились в строй нарисованные звёздочки, по числу сбитых самолётов. В Мае 1942 года Сергея приняли в члены партии, а уже в следующем бою он одержал очередную победу в схватке пятёрки наших истребителей с 12 "Мессерами".

29 Мая, защищая Волховскую ГЭС шестёрка Литаврина одержала новую победу - сейчас в бою с 18 бомбардировщиками и 12 истребителями врага. Три "Юнкерса" и два "Мессера" были уничтожены. Два "Юнкерса" сшиб Литаврин.

Среди лётчиков Ленинградского фронта Сергей приобрёл славу искусного охотника за бомбовозами. Его ни при каких обстоятельствах не смущали ни численное превосходство врага, ни мощное прикрытие истребителей. Друзья Литаврина фиксировали, что в нём превосходно сочетались расчетливость зрелого воина и высокое мастерство пилота с дерзостью и отвагой. Бои, проведенные Литавриным, становились хрестоматийными для молодых лётчиков, служили убедительным примером, чего разрешается достигнуть, если к проведению воздушного боя относиться как к искусству. Именно это позволяло Сергею Литаврину одерживать блестящие победы.

Однажды группа из 9 истребителей под командованием Литаврина навязала мордобой 40 "Юнкерсам" и "Мессершмиттам" и сшибла 8 машин, не потеряв ни одной. В прочий раз Литаврин со своей девяткой штурмовали ещё больше многочисленную группу из 60 самолётов и сшибли 5 из них.

...Август и Сентябрь 1942 года, пожалуй, были самыми активными месяцами воздушных боёв на Ленинградском фронте.

Ясным солнечным утром, в 9 часов, послышался не предвещающий ничего доброго шум моторов. В небе показалось огромное численность чёрно - серых бомбардировщиков. "Этажом" выше, маневрируя и кружась, в аккурат в вихре, носились "Мессеры" - постоянные спутники бомбардировщиков.

Вскоре появились и наши истребители. Их было прямо меньше. Расстояние между воздушной армадой противника и нашими эскадрильями с каждой секундой сокращалось. То, что произошло дальше, более того тяжело передать. В миг всё перепуталось, смешалось и закружилось. Лишь, обременённые тяжестью груза, продолжали "спокойно" лететь бомбардировщики. Правда, их чёткий строй резво нарушился. Отдельные машины, преследуемые советскими асами, раньше времени начали снижаться и, не переходя в пике, сбрасывать бомбы. Но вот загорелись одна, после этого вторая, опосля третья тяжёлая агрегатина со свастикой и, грубо снижая прыть, пошли вниз, таща за собой хвостище огня и чёрного дыма. Некоторые "Юнкерсы" падали по иному - поначалу вспыхивали, как факел, после этого разламывались и тут же по частям летели вниз. Показались в воздухе и купола парашютов. Это спускались лётчики, успевшие оставить горящие машины. А мордобой всё не прекращался. Казалось, ему не будет конца...

"Ожесточённый 7-часовой воздушный бой" - на следующий день гласили заголовки ленинградских газет. А под ними ремарки: "Наши лётчики рассеяли 8 эшелонов вражеских бомбардировщиков и уничтожили 21 самолёт". В одной из корреспонденций тот самый махач был описан так:

"Пытаясь возвратить занятые нашими частями рубежи, недруг кинул вчера на наши передовые позиции свыше 120 самолётов. Вражеские бомбардировщики шли эшелонами под прикрытием истребителей. За немного километров от цели их встретили истребители подразделений Павлова, Мищенко и Боговещенского. Одна группа наших лётчиков на огромный высоте взяла в железные клещи истребители противника, а другая ринулась в атаку и врезалась в начальный эшелон бомбардировщиков, завязав с ними ожесточённый махач. В первые же минуты воздушной схватки отличились истребители командира подразделения Павлова.

Лётчики Старших лейтенантов Литаврина и Плеханова встретили 10 бомбардировщиков Ju-88, которых сопровождали и прикрывали истребители, и тотчас пошли в атаку. Лейтенант Шестаков сшиб "Юнкерс", но сам был атакован Mе-109. Удачным маневром Шестаков вышел из угрожаемого ему положения и с короткой дистанции поджёг напавший на него самолёт. Старший лейтенант Плеханов, отогнав из строя, поджёг два Ju-88. Лётчики Высоцкий, Головач, Литаврин уничтожили по одному "Юнкерсу". Старший лейтенант Кудрявцев, выйдя из боя с истребителями, настиг два неприятельских бомбардировщика и сшиб их. Так в течение 50 минут начальный эшелон противника был разгромлен...

Но вскоре начали являться следующие эшелоны воздушных пиратов. Их встретили наши истребители. Лётчик Мищенко в паре со Старшим лейтенантом Карповым сшиб 2 бомбардировщика. Капитан Жидов расстрелял 2 Mе-109. Пять самолётов, которыми командовал Герой Советского Союза Капитан Пидтыкан, были атакованы 10 Mе-109. Умело маневрируя и прикрывая дружбан друга, наши лётчики вырвались из кольца вражеских самолётов и немедля бросились на фашистские бомбардировщики. Пидтыкан уничтожил Ju-88. Четыре наших самолёта под командой Капитана Оскаленко вступили в мордобой с 4 "Юнкерсами", когда те пикировали на передний край нашей обороны. В результате единственный Ju-88 был подожжён, прочий, преследуемый старшиной Бачиным, расстрелян с короткой дистанции пулемётным огнем. Старший лейтенант Занин, несмотря на тяжёлое ранение, полученное в схватке, успешно привёл свой самолёт на аэродром".

Сражаясь с большими группами вражеских самолётов, Литаврин со своей эскадрильей мог не только благополучно известия махач, но и одерживать без потерь такие победы, которые были по плечу не каждому опытному воздушному бойцу. А прославленных асов на Ленинградском фронте было полно. К концу 1942 года на счету у Сергея было 10 сбитых лично им самолётов, в основном бомбардировщиков.

12 Января 1943 года мощная артиллерийская подготовка возвестила о начале наступления наших войск под Ленинградом. Залпы сотен орудий слились в единую канонаду. Войска Ленинградского и Волховского фронтов устремились навстречу дружбан другу, чтобы порвать вражеское колечко блокады.

И вот Литаврин еще раз в воздухе. Ему предстояло провести разведку и выявить, как ведёт себя враг за линией фронта. Вместе с Сергеем на поручение отправились ещё трое: опытные воздушные бойцы Григорий Богомазов и Сергей Деменков и младой лётчик - истребитель Аркадий Морозов.

В полёте на Литаврина внезапно свалились два вражеских истребителя. Ведомые начеку и прикрыли командира. Атака врага сорвалась. Сергей заметил, что немецкие самолёты не похожи по внешнему виду на известные ему Ме-109. А по силе огня превосходят их. Это были новые истребители FW-190.

Наши лётчики энергично контратаковали их, но немецкие истребители резво пошли вверх, в редкие облака. Литаврин и его ведомые бросились за "Фоккерами" в белесую пелену облаков, старались не оторваться от них. Вслед врагу понеслась пушечно - пулемётная очередность... вторая... третья... Литаврин со своими друзьями стрелял метко. И вот уже единственный FW-190 клюнул носом и стал заваливаться набок. Потом из - под крыла повалил чёрный дым. Вражеский истребитель вошёл в штопор.

Второй "Фоккер", зачастую маневрируя, чтобы спастись от огня, стал таскать на запад. Но неблизко не ушёл. Литаврин с ведомыми так потрепали его, что он не смог продолжать полёт и плюхнулся на лёд Ладожского озера близко от берега, занятого вражескими войсками. Едва стемнело, группа наших храбрецов из аварийно - технической команды пробралась к самолёту и практически под носом у врага утащила его с озера. Утром техники разобрали FW-190 и отправили в мастерские. Там "Фоккер" вновь собрали, отремонтировали и облетали.

Новый германский истребитель, появившийся на Ленинградском фронте, стал предметом тщательного изучения в полку. Оказалось, что хотя он и новейшей конструкции, всё - таки особых преимуществ по сравнению с советскими машинами не имеет, от уязвимых мест не избавлен и его разрешено сбивать так же благополучно, как и "Мессершмитты".

В дни боёв по прорыву блокады Ленинграда Литаврин не знал покоя. Лишь только позволяла погода, он поднимал своих ведомых в воздух, расчищал небосвод от вражеских самолётов, штурмовал вражеские войска, подавлял пламень батарей.

Наступление наших войск завершилось прорывом блокады города. Страна и в особенности ленинградцы праздновали победу. Отмечали её и лётчики. А у Сергея прибавилась ещё одна большая веселье. 28 Января 1943 года ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Весна принесла Сергею очередные победы над врагом. Там, 23 Марта 1943 года четвёрка истребителей 158-го авиаполка во главе с Капитаном С. Г. Литавриным в районе Красный Бор - Пушкин Ленинградской области перехватила 9 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 6 истребителей. Наши лётчики, несмотря на численное превосходство врага, смело вступили в махач. Они уничтожили 3 вражеских самолёта и обратили противника в бегство.

С наступлением лета 1943 года немецкая авиация стала предпринимать массированные налёты на Ленинград и важнейшие объекты Ленинградского фронта. Один из самых крупных был совершён 30 Мая: 47 бомбардировщиков под прикрытием 20 истребителей пытались прорваться к городу. Путь им преградили наши лётчики.

Первый в самый-самый мощный потрясение по врагу нанесла восьмёрка Сергея Литаврина. Она смело врезалась в строй бомбардировщиков и внесла замешательство. Этим воспользовались идущие за Литавриным другие группы советских истребителей. Отгоняя в сторону Ме-109, они дружно ударили по бомбардировщикам. Атаки следовали одна за прочий. В небе появились клубы дыма - немного вражеских машин падало на землю. Беспорядочно сбрасывая бомбовый груз, "Юнкерсы" повернули назад. Но не всем удалось достигнуть до своих аэродромов - 31 вражеский самолёт нашёл бесславный финал на подступах к героическому городу. Немецкая группа потеряла без малого половину состава.

В те дни в сообщениях Советского Информбюро зачастую упоминалась Новая Ладога, которая находилась на пути между Большой землей и Ленинградом. Этот район превратился в арену ожесточённых воздушных сражений. Командование Люфтваффе, не добившись успеха в налётах на Ленинград, попыталось прекратить движение на коммуникациях, по которым шло снабжение осаждённого города.

4 Июня 1943 года 6 истребителей 158-го авиаполка под командованием Капитана С. Г. Литаврина произвели вылет на перехват бомбардировщиков противника в районе Колпино - Красный Бор. По радио группа была перенацелена в район города Мга. Здесь она вступила в махач с вражескими самолётами. Несмотря на 10-кратное превосходство, недруг был вынужден поворотить назад, потеряв при этом 6 бомбардировщиков.

На следующий день, 5 Июня в район Новой Ладоги устремилось примерно 100 самолётов врага. Бомбардировщики шли эшелонами, по немного десятков машин в каждом. Их сопровождали истребители. Почти со всех аэродромов, расположенных поблизости от Ладожского озера, были подняты наши истребители для отражения этого налёта.

Шестёрку Литаврина направили в район Волховстроя. И своевременно. Там Сергей встретил группу из 40 Не-111, которые шли под прикрытием 20 Ме-109 и FW-190. Противник имел многократное превосходство, а победили наши лётчики. Шестёрка Литаврина сшибла 7 бомбардировщиков "Хейнкель-111" и 1 истребитель "Фокке - Вульф - 190", не потеряв ни одного самолёта.

18 Июня лётчиками 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО было сбито на подступах к Ленинграду 12 самолётов противника. В тот самый день в особенности отличились в воздушных боях Майор И. П. Неустроев, Капитаны Г. Н. Жидов и С. Г. Литаврин.

24 Июня группа истребителей под командованием Сергея Литаврина провела мордобой с вражескими бомбардировщиками в районе города Колпино Ленинградской области и не допустила противника к охраняемым объектам. В этом бою Капитан С. Г. Литаврин уничтожил 14-й по счёту вражеский самолёт.

За умелое руководство боевыми операциями и личное мужество Сергей Литаврин в Июне 1943 года был награждён орденом Александра Невского. Немало замечательных побед одержали и другие лётчики полка, в котором сражался Сергей Литаврин. И вот 7 Июля 1943 года авиационному полку присвоено звание 103-го Гвардейского. А посредством день это звание получил и авиационный остов ПВО, в состав которого входил полк.

13 Сентября 1943 года авиакорпусу вручали Гвардейское полотнище стяга. На одном из фронтовых аэродромов двумя ровными рядами выстроились истребители. Под лучами солнца поблескивали нарисованные на бортах звёздочки. Каждая из них означала сбитый вражеский самолёт. 15 звёздочек красовалось на борту истребителя Литаврина.

Слава о боевых геройских поступках Сергея Литаврина гремела по всему Ленинградскому фронту. Дошла она и до его родных мест. Жители города Липецка гордились своим земляком, писали ему письма, просили поведать о боевых делах и фронтовой жизни. Литаврин отвечал. Сергей немного раз ездил в отпуск домой, где жили его матушка и сестра, встречался с земляками. Эти встречи доставляли навалом приятных минут прославленному лётчику. В начале 1944 года комсомольцы Липецка решили преподнести Литаврину дар.

Комсомольцы и молодёжь города Липецка собрали и сдали в фонд обороны 100 000 рублей. На собранные монеты был построен самолёт Як-9 и передан отважному лётчику - земляку. Для получения именной машины Сергей вылетел на родину. В полк он вернулся 4 Февраля 1944 года на новом истребителе. На борту Як-9 красовались слова: "Герою Советского Союза Литаврину от комсомольцев и молодёжи города Липецка".

...Наступил отрезок времени временного затишья. Враг был отброшен от южных окраин Ленинграда. Линия фронта отодвинулась к Эстонии, туда же перебазировались и истребительные авиаполки. А полк Литаврина охранял воздушные подступы к Ленинграду. Немцы особой активности не показывали. Лишь редко на больших высотах над Ленинградом появлялись одиночные самолёты - разведчики. Наши лётчики получили передышку, которая закончилась в Июне 1944 года. В это время войска Ленинградского фронта перешли в штурмование на Карельском перешейке.

Большие группы наших бомбардировщиков наносили мощные удары по долговременной обороне врага. Их сопровождение на время стало "профессией" Сергея Литаврина. Правда, к этому времени вражеская авиация уже не господствовала в воздухе. И финские истребители типа "Брустер" не решались штурмовать наши группы, когда они шли в строю и выходили на мишень. Разве что только при солидном численном превосходстве. Но это бывало нечасто. "Брустеры" нападали на одиночные самолёты в тот миг, когда те выходили из атаки и ещё не успевали занять близкое местоположение в строю. Вот тут и нужно было зорко наблюдать, чтобы не прорвались "Брустеры". Сергей недурственно овладевал новой "профессией".

18 Июня 1944 года Литаврин повёл свою эскадрилью на сопровождение группы из 27 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые бомбили вражеские войска в районе Хиитола. Пикировщики благополучно справились с заданием. Оборонительные укрепления противника были перемешаны с землей. Над позициями стлался плотный чёрный дым. А когда "Петляковы" легли на попятный вектор движения, их пытались штурмовать 16 "Брустеров". Литаврии был начеку. Он скоро поделил эскадрилью на группы, лаконично объяснил проект действий, а сам стал набирать высоту, чтобы удобнее стоять во главе боем.

В долгом и упорном бою наши лётчики сшибли 5 финских истребителей. Все наши бомбардировщики удачно возвратились на аэровокзал, выполнив боевую задачу. И хотя в этом бою сам Сергей не сшиб ни одной вражеской машины, его умелое руководство группой сделало своё занятие. Победа осталась за нами.

Закончились бои на Карельском перешейке. Техник нарисовал на борту самолёта Литаврина 19-ю звездочку. Как оказалось - последнюю. Хотя махаловка ещё не закончилась, но для Сергея и его друзей наступили мирные дни. Враг над Ленинградом больше не появлялся.

За годы войны Сергей Гаврилович Литаврин совершил 462 успешных боевых вылета, участвовал в 90 воздушных боях, сшиб 19 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами, уничтожил 2 аэростата - корректировщика.

После окончания Великой Отечественной войны Сергей Гаврилович, занимая строй командных должностей, продолжал службу в Военно - Воздушных Силах. В 1957 году Гвардии Полковник С. Г. Литаврин трагически погиб при исполнении служебных обязанностей.

Память об отважном лётчике - истребителе свято хранят и в Ленинграде - городе, тот, что он мужественно защищал в годы войны, и в липецком селе Двуречки, и в самом Липецке, где прошли его ребячество и юношеские годы. Именем Героя названа одна из улиц Липецка. В средней школе 5 на улице Зегеля установлена мемориальная доска, на которой имя Литаврина указано вкупе с другими питомцами школы, совершившими в годы войны героические подвиги. А в селе Двуречки на мемориальной доске фамилия Литаврина написана рядом с фамилиями земляков - командира первой ракетной батареи Капитана И. А. Флерова и других героев Великой Отечественной войны.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Луковников Sergey Lukovnikov

Свой первый бой провёл в небе над Гандесой ( Каталония ) 0 года. Это был знаменитый бой 30 республиканских истребителей с 42 самолётами противника (..
читать далее

Сергей Лукьянов Sergey Lukyanov

Всего совершил 361 успешный боевой вылет, участвуя в 70 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника и 19 в группе с товарищами. За это время..
читать далее

Сергей Люлин Sergey Lulin

В Красной Армии с 1937 года. Окончил школу младших авиационных специалистов в 1937 году. Участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину..
читать далее

Сергей Моргунов Sergey Morgunov

Всего выполнил свыше 350 боевых вылетов, уничтожил в воздушных боях 27 самолётов лично и 16 - в составе группы. 0 года, за мужество проявленное в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий