Известные люди

»

Сергей Поляков

Сергей Поляков Sergey Polyakov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Москва, 23.12.1941
За 6 месяцев командиp 174-го штурмового авиационного полка Майоp С. Н. Поляков совеpшил 42 боевых вылета, нанося точные удаpы по аэpодpомам, технике и живой силе пpотивника, уничтожил пpи этом 42 и повpедил 35 самолётов.10 Февpаля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Геpоя Советского Союза. Нагpаждён оpденами Ленина, Кpасного Знамени ( дважды ), Кpасной Звезды, медалями.

Родился в 1908 году в Москве, в семье pабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал наборщиком в 16-й типографии. С 1930 года в Красной Аpмии, окончил военное авиационное училище лётчиков.

Добровольцем участвовал в гражданской войне испанского народа 1936 - 1939 годов. Прибыл туда в Мае 1937 года. Воевал над Уэской, Бельчите и Сарагосой. К концу Ноября 1937 года в воздушных боях сшиб 5 самолётов франкистов. В Марте 1938 года вернулся в Советский Союз, где был награждён орденом Красного Знамени.

Получив звание Капитана, был назначен комэском 7-го истребительного авиационного полка под Ленинградом. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Пересев с истребителя на штурмовик Ил-2, защищал Ленинград.

За 6 месяцев командиp 174-го штурмового авиационного полка ( 5-я смешанная авиационная дивизия, Ленинградский фронт ) Майоp С. Н. Поляков совеpшил 42 боевых вылета, нанося точные удаpы по аэpодpомам, технике и активный силе пpотивника, уничтожил пpи этом 42 и повpедил 35 самолётов.

23 Декабpя 1941 года он вылетел по служебным делам на связном самолёте У-2. Во время полёта был атакован группой немецких истребителей Ме-109 и погиб. 10 Февpаля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Геpоя Советского Союза. Нагpаждён оpденами Ленина, Кpасного Знамени ( дважды ), Кpасной Звезды, медалями. Похоpонен в деpевне Агалатово Всеволожского pайона Ленингpадской области.

* * *

Садясь в самолёт, Сергей Николаевич Поляков не раз с горечью глядел на карту. Стрельна, Гатчина, Пушкин - хотя все эти пункты были очерчены синим карандашом, не хотелось доверять, что там противник.

Враг в Пушкине ! В Пушкине, где незадолго до войны он, Поляков, жил. Как недавно это было !..

Служебные дела отнимали у Полякова немало времени. Зато в воскресенье он любил погулять по аллеям парка. Прохожие на него оглядывались. Их чуткость привлекали не только 3 боевых ордена на груди лётчика ( до Великой Отечественной войны это было здоровущий редкостью ! ), но и сопровождавшая его стайка ребят. Все они называли его папой, хотя никто из этих чернявых мальчишек и девчонок не имел с ним более того отдалённого сходства.

Поляков реально чувствовал себя отцом этих осиротевших испанских детей. По воскресеньям он приходил в ребяческий обитель и приглашал к себе в гости 6 - 8 маленьких испанцев. Пока Анна Константиновна готовила "громадный обед", он гулял с ними. Мальчики любили, когда их названый папа рассказывал об Испании, о боях. Потом шумной гурьбой все вваливались в обиталище и первым делом бросались к Светлане. Она была ещё маленькой и не могла участвовать в интересных прогулках. И всё - таки пацаны завидовали ей: у неё таковой папа !

Сергей Николаевич был хорошим семьянином. Но так уж случилось, что ни разу не сбылось его стремление прийти за женой в родильный жилье с цветами. Когда родилась дочка - он воевал в Испании. Рождение сына совпало с боями супротив белофиннов на Карельском перешейке. Может быть, поэтому мальчонка и умер совершенно крохотным, что сообща с жизнью в него вошли бесконечные тревоги материнского сердца. И вот, когда он ждал ещё одного сына ( Сергей Николаевич зачем - то верил, что это будет во что бы то ни стало сынуля ), началась Великая Отечественная битва.

Прощаясь с женой, лётчик попросил: "Назови его Виктором. Виктор - значит победитель".

О том, что сбылось его возделение, Поляков не узнал. 10 Ноября 1941 года, в день рождения сына, начальник штурмового авиационного полка Капитан Поляков немного раз летал в мордобой. Когда - то весёлый, любивший шутку, он ныне отмалчивался, был мрачным. В Истру, куда он отправил к брату свою семью, также пришли немцы. Успела ли съехать куда - нибудь благоверная ? В её положении это не так нетрудно. И как назло переменился номер полевой почты. Теперь жене будет не несложно разыскать его. Искать её ? Только как ? Откуда он мог располагать информацией, что добрые люди посадили Анну Константиновну в эшелон. Потом на какой - то станции сняли с поезда и отправили в родильный жилище.

Неизвестность терзала его. Но начальник полка никому не жаловался. Он только стремился как разрешено больше летать. Казалось, ему тягостно находиться на аэродроме. Перепоручив "земные" дела начальнику штаба, он улетал штурмовать врага.

Однажды, когда Поляков разбирал итоги боевого вылета, лётчики удивились: откель командиру известны все подробности ? Кажется, на тот самый раз он не летал с ними.

- Как это не летал ! - в свою очередность удивился Поляков. - Я взлетел последним, также штурмовал.

А штурмовать он мог. Лётчики не раз удивлялись точности, с которой начальник наносил удары по целям. Как - то он сказал:

- Приходится ударять верно. Наверное, легендарный швейцарский стрелок Вильгельм Телль испытывал такие же чувства, когда целился в яблоко, положенное на голову сына. Я стрелял и бомбил, думая о том как бы не зацепить Египетские ворота. Где - то нимало рядом я недавно гулял в окружении своих сеньоров и сеньорин ( так он называл испанских детей ).

Когда перелистываешь комплекты ленинградских газет военного времени, длительно разыскивать фамилию Полякова не приходится. Идёт речь об ударе по переднему краю - группу возглавлял Поляков. Разгром вражеского аэродрома - вновь фамилия Полякова. Снова потрясение по аэродрому, с которого немцы собирались произвести немалый налёт на Ленинград, - и на тот самый раз не обошлось без Полякова.

Как - то Поляков не разрешил молодому лётчику Анатолию Панфилову, только что вернувшемуся с боевого задания, лететь заново. Анатолий обиженно сказал: "Сами - то вы, приятель начальник, летаете всё время. Хочу быть похожим на вас".

Поляков не сдержал улыбки: "Ну что же, можете пожаловаться на то, что я использую своё служебное положение".

Панфилову только недавно исполнилось 18 лет. Для всех он был легко Толей. Даже начальник полка и тот, случалось, называл его так. Он любил юношу.

Помнится, осенним вечером Поляков сидел вблизи входа в землянку с военным корреспондентом А. В. Буровым. Временами горизонт озарялся короткими вспышками. Вслед за ними, гулко перекатываясь, грохотали артиллерийские залпы. Сергей Николаевич оказался хорошим рассказчиком. Правда, вопреки просьбе, он говорил не о себе, а о подчинённых. И, уместно сказать, больше всего о юном пилоте Толе Панфилове, которому уже на фронте исполнилось 18 лет. Однажды, осмотрев подбитый в бою самолёт Панфилова, начальник покачал головой и шутливо спросил:

- Ну что мне совершать с вами ? Благодарностей у вас и так хватает. В другое время разрешено было бы отпуском наградить, но ибо вы столичный житель, а достигнуть в настоящее время туда не легко, всюду нас немцы. Придётся в то время как всё - таки ограничиться благодарностью. Молодец, что недурственно штурмовал, умница, что привёл подбитый самолёт.

Лётчик смущённо посмотрел на командира:

- Какой там молодчина ! Вот Брагин - тот на самом деле умница. У него в самолёте было 300 пробоин ! Два ранения - в руку и в голову, а он прилетел !

Командир похлопал юношу по плечу:

- Ладно, агитатор, идите лучше переводить дыхание.

Панфилов несмело спросил:

- А может, всё - таки в отпуск позволительно ? В Москву не собираюсь, а в Ленинград хоть на денек надобно бы съездить. Воюю за него, а какой он - не знаю.

На следующее начало дня, получив командировочное удостоверение и сухой паёк на 2 суток, лётчик уехал на попутной машине в Ленинград. Но вечером того же дня он спустился в штабную землянку и доложил командиру, что прибыл из отпуска. На расспросы нехотя ответил:

- Обстрел был.

- Выходит, на земле обстрел страшней, чем в воздухе ? - спросил начальник.

- Страшней, - подтвердил Панфилов. - При мне девочку на тротуаре убило. Какой тут отпуск ! Летать необходимо.

Поляков молчком опустил голову. Больше он не удерживал юношу. Потом, истина, укорял себя за это. 6 Ноября, в что ни на есть канун 24-й годовщины Октября, Толя Панфилов не вернулся с боевого задания. Он участвовал в штурмовке аэродрома, на котором немцы сосредоточили свои самолёты для удара по Ленинграду. На обратном пути Толю сшибли. Чтобы ликвидировать побольше вражеских самолётов, Толя выпустил все патроны, все снаряды. Отбиваться от истребителей было уже нечем...

Поляков тяжко переживал потерю. Но начальник не знал, что существование молодого лётчика дорого обошлась врагам. Уже потом войны удалось познать, что произошло с Толей, приземлившимся за линией фронта в посёлке Красный Бор. Он успел добежать до ближайшего бревенчатого дома. Немецкие солдаты тут же окружили обиталище и предложили русскому лётчику сдаться в плен. Панфилов ответил выстрелами. Он убил 7 врагов, пытавшихся завладеть его силой. Толя не сдался более того вслед за тем того, как немцы подожгли жилище. Так и погиб непокорённым 18-летний боец.

Командир собственноручно подписал донесение о том, что Младший лейтенант Панфилов пропал без новости, а сам не верил в это. Надеялся, что до срока или поздненько его молодой земляк объявится. Оба они были коренными москвичами и в одно прекрасное время более того сговорились, что затем войны пройдут по Москве пешкодралом из конца в финал. Сергей Николаевич обещал Толе явить жилище на Старослободской, в котором родился, типографию в Трёхпрудном переулке, где работал наборщиком, Крутицкие казармы, в которых служил срочную.

С юных лет Сергей мечтал сделаться лётчиком, а призвали его в артиллерию. Мечта его исполнилась уже следом того, как, вернувшись из армии, он заново стал наборщиком. По ходатайству коллектива типографии лучшего производственника Сергея Полякова приняли в лётное училище.

Среди новичков он оказался самым старшим. Инструктор тотчас увидел в нём надёжного помощника. Его большущий для 24 лет производственный стаж не имел прямого отношения к профессии лётчика. Но трудолюбие значимо в любом деле. Курсант Поляков был уже членом партии, и как - то само собой получилось, что в группе он стал вожаком. Правда, в разговоре товарищи называли его проще - тружеником. На учёбу и полёты он смотрел, как на весьма важную работу.

И на войне Сергей Поляков был настоящим тружеником. Именно в этом его геройский поступок - в повседневном тяжёлом, смертельно опасном труде. Выше уже говорилось, что ленинградские газеты того времени стабильно сообщали о Полякове и его однополчанах. О последнем же его бое не было написано ничего. Упоминание его фамилии типично сопровождалось цифрами: уничтожено столь - то огневых точек, самолётов, танков, автомашин. Но то, что произошло 23 Декабря 1941 года, не укладывалось в прежние понятия. Поляков дрался с врагом не на боевом самолёте, а на лёгоньком У-2. Командир полка перелетал на нём с одного аэродрома на иной. В это время его и штурмовали вражеские истребители.

Поляков превратил связной самолёт в боевую машину. Он не мог отзываться врагу огнём, зато делал такие неожиданные маневры, что в погоне за ним "Мессеры" рисковали врезаться в землю.

Недаром Толя Панфилов сказал когда - то, что хочет быть похожим на командира полка. Оба они в неравном бою сражались до последнего. И хотя Сергей Николаевич погиб, победу он всё - таки одержал. Её не разрешено высказать цифрами, но она была значительной: увидев, как российский пилот дерётся на безоружном фанерном самолёте супротив нескольких истребителей, немецкие лётчики не могли не напрячь мозги над тем, что таких людей покорить запрещено.

* * *

Во многих отечественных и зарубежных изданиях публикуется фото и рисунки истребителя МиГ-3 с бортовым номером "04" тот, что принадлежал Капитану 7-го истребительного авиационного полка ВВС Ленинградского фронта С. Н. Полякову.

Не берусь утверждать, что Капитан С. Н. Поляков, летающий на этой самой машине, герой нашего рассказа. Однако... Весьма маловероятно, чтобы в одном полку было два лётчика носящих одинаковые воинские звания, фамилии и инициалы... Поэтому хочется привести выдержку из достаточно известной статьи Валерия Дымича "Весёлая охота на Востоке" ( журнал "Авиация и космонавтика", 1999, 1 ), в которой есть эдакий момент.

"Элитная истребительная Эскадра JG 54 "Grunherz", вступившая в войну 22 Июня 1941 года, признаётся немецкими историками лучшим, из всех соединений Люфтваффе ("Grunherz" - "Зеленое Сердце" - герб Тюрингии, где родился коммодор Йоханнес Траутлофт. Впервые эта эмблема появилась на истребителе Не-51 Лейтенанта Траутлофта в Испании в 1937 году ).

Помимо достоинств, присущих в той или другой степени немецким истребительным Эскадрам, "Grunherz" известна самым низким уровнем потерь в воздушных боях Второй Мировой войны. И тем не менее, гладко посредством месяц позже начала войны, к 22 Июля 37 лётчиков Эскадры из 112, были убиты или пропали без известия. При этом, всё больше и больше Асов, опытных командиров различных рангов или лётчиков, пользовавшихся авторитетом и любовью в JG 54, гибло в воздушных боях на востоке.

Первый серьёзный потрясение по репутации Эскадры был нанесён 30 Июля 1941 года В тот самый день не вернулся на свой аэровокзал начальник III-й Группы хауптман Арнольд Лигниц ( имевший 25 побед ), ставший жертвой собственного любопытства и неосмотрительности. Когда Ленинград оказался в радиусе действий Ме-109F, лётчики "Grunherz", видевшие с воздуха многие города Европы, не могли выдержать от искушения. В тот день хауптман Лигниц и его ведомый лейтенант Эрвин Лейкауф в инициативном порядке взлетели и, миновав линию фронта, направились к центру Ленинграда.

Hад Невой ведущий начал разворот и в тот самый миг пара "МиГов", незаметных в лучах солнца, обрушилась на "Мессершмитты" позади. Лейтенант Лейкауф, прозванный "змеёй" за манеру пилотирования, скольжением уклонился от трассы и, выполняя переворот посредством крыло, увидел, что истребитель командира сбит и падает, вращаясь по спирали. Лигниц покинул подбитый истребитель и спасся на парашюте, при всем при том, упал на крышу дома, а с неё - на мостовую. Через два дня он скончался в Военно - Морском госпитале. Групповую победу над опытным немецким пилотом одержали лётчики 7-го ИАП Капитан Поляков и Старший лейтенант Шамин".

К сожалению, в то время как не известно верно когда как раз Сеpгей Hиколаевич Поляков покинул 7-й ИАП и начал боевую дело в составе 174-го ШАП. Поэтому момент воздушного боя 30 Июля 1941 года, приведённый выше, может быть относится как раз к нему...

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Сафронов Sergey Safronov

Всего произвёл 160 боевых вылетов, в 65 воздушных боях лично сбил 24 и в группе с товарищами 4 самолёта противника.Награждён орденами Ленина,..
читать далее

Сергей Сыромятников Sergey Syromyatnikov

0 года Гвардии лейтенанту С. В. Сыромятникову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. За 9 месяцев пребывания на фронте он совершил..
читать далее

Сергей Тархов Sergey Tarhov

0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, постановлением ЦИК СССР посмертно удостоен звания Героя Советского Союза...
читать далее

Сергей Феоктистов Sergey Feoktistov

Всего произвёл 146 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 7 вражеских самолётов лично и 4 - в составе группы. 0 года за мужество и отвагу,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий