Известные люди

»

Сергей Столяров

Сергей Столяров Sergey Stolyarov Карьера: Актер
Рождение: Россия, 1.11.1911
В 1934 году молодого актера заметил режиссер Александр Довженко и пригласил на эпизодическую роль летчика в своем фильме "Аэроград". Так состоялся дебют Столярова в кино. Статный красавец не мог не привлечь к себе внимания. В 1936 году сам Г. Александров без всяких проб пригласил актера на главную роль в своем новом фильме "Цирк". С этой картины и началась звездная слава киноактера Сергея Столярова.

Сергей Столяров родился 1 ноября 1911 года в деревне Беззубово Тульской губернии в семье лесника Дмитрия Столярова.

В конце 20-х годов Столяров закончил Первое профтехучилище в Москве и одно время работал паровозным машинистом на Киевской железной дороге. В свободное время он учился в театральной студии для рабочих при МХАТе, организованной актером Алексеем Диким. Актерские способности у Столярова, без сомнения, были, оттого по окончании студии ему посоветовали поступать во МХАТ. В 1932 году на приемных экзаменах в знаменитом театре Столяров читал монолог Нила из пьесы М. Горького "На дне". Читал замечательно, члены высокой комиссии - а это были К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд - приняли заключение из пятисот абитуриентов зачислить его в театр.

Между тем в начале 30-х годов удачно складывалась не только творческая существование Столярова, но и личная. В 1930 году его призвали на военную службу, и он был распределен в Театр Советской Армии. Там он и познакомился с юный актрисой Ольгой Константиновой (она только что закончила театральные курсы Ю. Завадского). Она вспоминает: "Из-за моей учебы откладывалась свадьба. Сережа делал предложения, а я категорично отказывала - мол, я артистка, замуж не хочу вылезать. Ссорились крайне...

Свадьбы, конечно, у нас никакой не было, в 1931 году их не играли. Погрузил супруг на саночки всю мою достояние, и мы поехали в его комнату-девять метров, без печки, без особой мебели. К моей маме ездили кушать... До сих пор помню, что у нас было: стол, тахта, книжки, более того шкаф отсутствовал..."

В 1934 году молодого актера заметил режиссер Александр Довженко и пригласил на эпизодическую образ летчика в своем фильме "Аэроград". Так состоялся дебют Столярова в кино. Дебют был удачным: статный красавчик Столяров не мог не притянуть к себе внимания. Так оно и произошло. В 1936 году сам Г. Александров без всяких проб пригласил актера на главную образ в своем новом фильме "Цирк". С этой картины и началась звездная слава киноактера Сергея Столярова. Его лик человеческий улыбалось с огромных рекламных плакатов, мелькало в газетах и журналах (уместно сказать, как раз благодаря этому фильму его позже 18 лет разлуки нашли мама и брат Роман). Однако это было "парадное" лик человеческий актера Столярова. То, что внутри этого 24-летнего красавца происходит драма, связанная с репрессиями 1937 года, знали немногие. А ибо тот год начинался для Столярова торжествующе. Сначала он стал отцом: 28 января у них с Ольгой родился сынуля, которого назвали Кириллом (в дальнейшем он пойдет по стопам отца и с 1956 года будет сниматься в кино). Затем должна была произойти торжественная премьера фильма "Цирк". Однако Столяров топать на нее отказался. Что же произошло? Послушаем расклад сына актера - К. Столярова: "Еще до премьеры кино "Цирк" получил самую высокую оценку "наверху". А намедни премьеры расстреляли изумительного оператора Владимира Семеновича Нильсена. В те годы подавались расстрельные списки. Расстреливал НКВД, но "кандидатуры"-то подбирались на местах! Раздавался звонок: "У вас есть троцкисты?" Да как не быть троцкистам в самом советском искусстве?! Например, Нильсен. Почему он? Да фамилия у него странная, к тому же подруга жизни - балерина и вдобавок ко всему итальянская подданная. Отец был потрясен гибелью Нильсена. А около все готовились к премьере "Цирка". Специально закупили аппаратуру в Америке, в Парке культуры имени Горького открыли летний кинотеатр. Составляли наградные списки, словно ничего не произошло. И папа не пошел на премьеру, куда пригласили только исполнителей главных ролей. Он не получил орденок и не стал холуем. Кем он был тогда? Мальчишкой 24 лет! Но он не боялся. Чего страшиться в своей стране?! Фильм с триумфом прошел по экранам страны. Возможно, всенародная влюбленность, "заметность" спасли отцу бытие... За кино "Цирк" папа получил только зарплату.

В том же году "Цирк" отправили на всемирную выставку в Париж. Но отца туда уже не пригласили. Кстати, на той же экспозиции была представлена скульптура В. Мухиной "Рабочий и колхозница". Рабочего Мухина лепила с моего отца."

Между тем строптивость Столярова на практике не отразилась на его творческой карьере. Один за другим на экраны страны выходят новые фильмы с его участием. Так, в 1938-1939 годах он снялся в фильмах А. Роу "Руслан и Людмила" и "Василиса Прекрасная". В 1944 году тот же режиссер пригласил его на образ Никиты Кожемяки в картине "Кащей Бессмертный".

Популярность Столярова в народе была огромной. Вспоминает его хозяйка О. Константинова: "Вы более того представить себе не можете, сколь Сергей Дмитриевич был популярен. Мы шли по улице - и все с ним здоровались. А когда ехали в метро, я без затей неловко себя чувствовала: Сергей весь в ролях, сидит бубнит себе чего-то, а на нас не смотрит".

Об этом же слова сына актера - К. Столярова:

"Когда мы проходили всей семьей в метро, то девушки-контролеры метрополитена делали обличье, что рвут квиток, протягиваемый Столяровым, и оставляли его на память как сувенир. Но своей известностью папа пользовался только во время походов в кинотеатр. В те годы необходимо было выстоять огромную очередность за билетами, и когда мы подходили, то по толпе пробегал шепоток: "Смотрите, Столяров!" Узнавали его и билетеры, предлагая одолеть путь задаром. Но он всю дорогу покупал билеты. А когда шли вспять, то непременно обсуждали только что увиденный кино. Так исподволь шло мое воспитание.

Своего мнения папа не навязывал, он хотел, чтобы я думал самостоятельно".

Когда началась битва, Столяров не мог остаться в стороне и записался на фронт добровольцем. Однако, как и многих его коллег, Столярова вскоре отозвали, мотивируя это вывод производственной необходимостью. Вместе с "Мосфильмом" артист и его семейство осенью 1941 года оказались в Алма-Ате. По дороге туда произошел невеселый случай: у Столяровых украли продуктовые карточки. По тем временам это означало голодную конец. И тогда Столяров вспомнил о своем хобби - охоте, взял на киностудии винтовку и ушел в горы. Его не было сутки, но, когда он вернулся, за его плечами болтался немалый горный козел. Его мяса Столяровым хватило на долгое время - доля его они съели, доля продали на рынке. Именно на это мясцо Столяров выменял у К. Симонова его новую пьесу "Русские люди", которую артист следом поставил на сцене местного театра. Все сборы от этого спектакля Столяров отправил в фонд обороны на танк, тот, что так и назвали - "Русские люди". В признательность за тот самый акт актера ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин.

Несмотря на то что Столяров в те годы считался звездой советского кино, его семейство, в различие от других знаменитых семей, жила достаточно скромно. По словам К. Столярова:

"Наша семейство жила, как держава. Вся бытие в коммуналке... Мать перешивала мне вещи, так что я ничем не выдавался посреди сверстников. Мы жили в Сокольниках: деревянные домишки, шпанистый район, у нас в школе другой раз с диктантов милиция с собакой народонаселение забирала. Я ходил, как все мальчишки послевоенной поры, с ножом в кармане...

У отца не было никакой частной имущества, помимо ружья. Ни дачи, ни машины - рюкзачок и винтовка. Поэтому порой мы всей семьей выезжали в какую-нибудь область: Новгородскую, Псковскую, Рязанскую. Жили в брошенных домах. Отцу вечно писали простые люди письма: "Сергей Дмитриевич, приезжайте к нам, у нас такая охота, рыбалка, сеновал". Он куда ни кинь был желанным гостем... Отец ходил босиком, в азбучный рубахе и штанах. Помню, как-то деревенские мальчишки, с которыми я играл, спросили меня, отчего папа не одевается как артист. На мой вопросительный мотив он ответил, что мог бы с тросточкой и при бабочке гулять по деревне, но не любит эту показуху, оттого что он этакий же, как и другие люди...

Да и дружил папа в основном с людьми простыми, не из мира искусства. Из актеров у него был только единственный товарищ - Борис Бабочкин. Они совместно ездили на охоту. Их приятельство продолжалась всю жизнь".

В 1953 году, когда вышел кино "Садко" с Сергеем Столяровым в главной роли, к артисту пришла и международная известность. На кинофестивале в Венеции он получил первую премию. Однако самого актера на тот фестиваль не послали по идеологическим соображениям. И это при том, что сквозь год французский журнал "Синема" включил С. Столярова в список выдающихся актеров мирового кино, причем от Советского Союза в этом списке он был единственный. Между тем за рубеж в тот год Столяров все-таки попал: все с тем же фильмом "Садко" он вкупе с делегацией поехал в Аргентину.

Рассказывает К. Столяров: "На прием к президенту Хуану Перону полагалось шагать во фраке, которого у Отца, вестимо, не было, и он участок вышитую русскую рубаху и пиджак песочного цвета. Среди дам в декольте он производил ощущение человека, одетого в индейский наряд. Президент поинтересовался у отца насчет заработка. А у отца была единственная награда-Сталинская премия. Но президенту папа высокомерно ответил, что за произвольный кино получает сто тысяч. А эта единственная премия была разделена на двадцать джентльмен. Перон ещё спросил, сколь стоит надетая отцом рубашка. Отец ответил, что она не продается.

Мы с мамой встречали его потом поездки. На контрасте с Аргентиной папа как бы в первый раз увидел нашу бытие. А я был в перешитом старом пиджаке и шапке-кубанке. Наверное, это было чудовищное представление. И папа сказал матери: "Как ты его одеваешь?" Как? Мы завсегда так жили, и я всю дорогу так одевался..."

Между тем в 50-х годах Столяров снялся ещё в двух известных фильмах: в 1956 году на экраны вышел начальный совдеповский широкоформатный кино "Илья Муромец", в котором артист сыграл образ Алеши Поповича (тот самый кино вошел в Книгу рекордов Гиннесса - в нем участвовало 106 тыс. солдат-статистов и 1100 лошадей), а в 1957 году- "Тайна двух океанов", где артист сыграл образ капитана советской подводной лодки. Таким образом, галерея положительных образов была продолжена актером и в этих фильмах.

В 1958 году Столяров стал членом КПСС. В 1960 году его семейство наконец-то получила ордер на новую трехкомнатную квартиру. Столяров тогда играл в Театре киноактера, в кино без малого не снимался. Еще в 1958 году совместно с женой, сыном и его супругой Н. Головиной Столяров создал творческую группу, которая гастролировала по стране. Они читали вирши, прозу, играли сценки из различных водевилей. Так они сами "загружали" себя работой. Подобным образом тогда поступали и другие киноартисты: М. Бернес, С. Мартинсон, М. Кузнецов.

Практически не снимался в кино Столяров и в 60-е годы. Тогда на экранах страны появилось всего только две картины, где артист сыграл крупные роли: "Человек меняет кожу" (1965) и "Туманность Андромеды" (1967). Последний кино более того получил особый приз на фестивале в Триесте в 1968 году. Столяров в этом фильме сыграл свою последнюю (также главную) образ в кино. Именно малая занятость в кино позволила руководителям Театра киноактера, где он работал, выдвинуть супротив Столярова обвинение, что он не выполняет положенную норму. За это его и его жену уволили из театра. Этот дебош капитально подорвал самочувствие актера, вскоре он основательно занедужил. 9 декабря 1969 года он умер.

Рассказывает К. Столяров: "Я попросил скульптора Славу Клыкова изготовить отцу монумент. Славе нужен был двухметровый белый камень: он считал, что папа был русским, светлым человеком, потому ничего лучше мячковского камня не изобрести. Я опрокинул всю Москву - не нашел. И тут мне сказали, что в одном переулке ломают часовенку. Схватил такси и, не поверите, приехал... к себе домой, туда, где всю существование жила наша семейство, к Покровскому собору.

Вот от той разобранной часовенки и стоит на могиле отца булыжник...".

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Тарамаев Sergey Taramaev

Один из самых заметных и одарённых актёров современного театра и кино. Исполнитель роли Ардальона Передонова в фильме и отца Михаила в .
читать далее

Сергей Филиппов Sergey Filippov

Сергей Филиппов - известный советский актер. Родился 24 июня 1912 года.Фильмография Сергея Филиппова насчитывает 101 фильм, среди которых такие..
читать далее

Сергей Шакуров Sergey Shakurov

Сергей Шакуров - известный советский и российский актер театра и кино, родился 1 января 1942 года.Сергей Шакуров снимался в фильмах таких известных..
читать далее

Сергей Юрский Sergey Yurskiy

С.Ю. Юрский - Народный артист РСФСР (1987), Заслуженный артист РСФСР (1967), кавалер ордена "Знак Почета" (1995), лауреат премии "Золотая маска"..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий