Известные люди

»

Сергей Черных

Сергей Черных Sergey Cherniuh Карьера: Герой
Рождение: Россия, 23.1.1912
Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден орденами Ленина и Красной Звезды.

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку. Работал в вагонном депо железнодорожной станции Нижний Тагил.

В РККА с 1930 г.

18.12.30 г. был зачислен курсантом в 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов. Член ВКП(б) с 1932 г. Окончил авиашколу в 1933 г.

С 1933 г. служил в 61-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье. Был младшим и старшим летчиком, а потом командиром авиационного звена.

В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке был награжден орденом Красной Звезды.

Участвовал в народно-революционной войне в Испании с ноября 1936 по 06.02.37 гг. Совершил 115 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 5 самолетов лично и 2 в группе.

13.11.36 г. над Мадридом сшиб истребитель Fiat CR.32.

Вспоминает генерал-майор авиации Черных: Часов в 11 - 11.30 вижу ракету. Сел проворно в авиалайнер и начал дожидаться очереди для вылета. Первым взлетел начальник эскадрильи. За ним с звеном взлетел и я. Место моего звена было правее звена командира эскадрильи: мы шли девяткой. Появилась небольшая облачность, а при подходе к Мадриду на высоте 1500 - 800 м была уже трехслойная облачность. Она была вытянута с северо-запада на юго-восток и закрывала весь Мадрид. Выше и ниже нас в направлении к Мадриду я увидел немного точек, которые скоро приближались. По силуэтам самолетов не возбраняется было установить, что это фиаты. Увидев нас, они развернулись от нас с набором высоты. Командир эскадрильи подает знак внимание и бросается вниз, к облачности. Я не видел, кого он штурмует, и решил разобрать мишень. Вижу, что начальник эскадрильи звеном штурмует звено фиатов. Я пошел вдогонку за ними. После атаки командира единственный фиат упал, а два оставшихся одним духом направились к облакам, чтобы в них схорониться. Я прибавил газа и начал их преследовать, ведя с дистанции 200 - 100 м прицельный жар короткими очередями. Один фиат свалился на крыло, подняв нос. Я успел выпустить ещё одну очередность, и он упал возле Мадрида. Вернувшись домой, я с радостью доложил о своем успехе командиру, тот, что меня с ним и поздравил.

15.11.36 г. Черных сшиб ещё единственный Fiat CR.32 над Мадридом.

Во второй половине дня к Мадриду подошли 5 юнкерсов, 6 хейнкелей, 7 ромео и 12 фиатов. Бомбардировщики националистов смогли отбомбиться по городу, т.к. пытавшаяся сдернуть бомбардировку девятка республиканских истребителей вынуждена была вступить в мордобой с фиатами. Два вражеских истребителя были сбиты С. Денисовым и С. Черных. Труп одного из франкистских летчиков был найден на окраине Мадрида. Республиканцы потерь не понесли, единственный авиалайнер получил пробоины.

5.12.36 г. сшиб хейнкель.

Утром 5 юнкерсов под прикрытием 15 истребителей бомбили Мадрид. В 15.00 националисты повторили налет 6 бомбардировщиками под прикрытием 14 хейнкелей. 13 И-15 и 17 И-16 смогли их перехватить. В произошедшем бою было отмечено исключительное уменье и храбрость Черных, тот, что сбивает уже третий авиалайнер мятежников. Вэтого в этом бою были сбиты 2 истребителя противника, которые упали и загорелись Наши летчики потерь не имели.

13.12.36 г. Черных сшиб ещё единственный хейнкель.

Днем в очередной раз над Алкалой появился разведчик противника. На его перехват по-зрячему вылетела четверка И-16.

Вспоминает генерал-майор авиации Черных: Однажды, когда мы кушали, он вновь появился. Была трехслойная облачность. Он появился без мотора планировал. Вошел в облака, вышел и сызнова в облака. Нас вылетело безотлагательно 4 самолета... Взлетели нет его. Я хотел развернуться налево. В это время с земли мне машет мастер шапкой и показывает направо. Я посмотрел и увидел его, он шел мне навстречу. Я под ним развернулся. Он пошел в облака на Гвадалахару, я за ним

Не спуская с него око, я развернулся за ним и начал набирать под ним высоту. Когда я набрал 3 500 м, он ушел в облачность, имея мелкий крен направо. Я решил ходить за ним также с небольшим креном. Когда я прошиб облачность, его не оказалось. Выше был ещё единственный слой, тот, что я проломил, но и в этом месте противника не оказалось. Пробив третий слой облачности и, не обнаружив разведчика, я решил сразу же ступать назад.

Когда я прошиб первостепеннный сверху слой облачности, я увидел слева от себя полосу разреженного воздуха от прохода самолета. Решив, что это мог быть только разведчик, я сделал боевой разворот, чтобы его нагнать. Сейчас же потом разворота увидел его метрах в 200 спереди себя. Перешел в атаку сверху и позади. По мне был открыл пламень, но я, прикрывшись своим мотором, выпустил по противнику немного очередей. После этого я перешел под разведчика, откель с близкой дистанции и вел пламень.

После 4-х атак пламень летнаба прекратился. Решив, что летнаб убит, я подошел позади без малого впритирку. Окончательно убедившись, что летнаб убит, я начал известия жар и видел, как мои пули горели на плоскостях и фюзеляже разведчика, но он не падал, так как, бесспорно, не был убит пилот. После пятой атаки авиалайнер начал пикировать, но я не отставал от него. Пробив все слои облачности, он стал действовать горки и перевороты. Таким путем он снизился до 800 м...

Только он прошиб облачность, взлетел И-15, погнался за ним, но отстал... Я выскочил из облаков Он пошел на пикирование и скрылся. Потом его нашли разбитым. По дневнику боевых действий, тот самый хейнкель упал и спалился на республиканской территории.

16.12.36 г. Черных сшиб бомбардировщик Ju.52 в группе.

В 13.30 у Мадрида начался воздушный мордобой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить две группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате недруг недосчитался 4 Не.51 и 1 фиата. Два хейнкеля упали в нейтральной зоне примерно Мадрида, остальные, как сказано в документах, примерно Мадрида. Был подбит и единственный юнкерс. Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только три упали на республиканской территории, остальные очень в аккурат накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери.

3.01.37 г. сшиб бомбардировщик Savoia SM.81 в группе.

В тот самый день в 15.40 на перехват поднялись 12 И-16. Однако в бою участвовало только задержавшееся на взлете звено Сергея Черных. На пути к району прикрытия И-16 встретили 14 истребителей противника, имевших превосходство по высоте, - Черных решил отвлечь их от Мадрида. Уведя противника на 15-20 км в сторону, он развернул звено и пошел назад. В тот самый миг он увидел бомбардировщики 2 Савойи-81. В последовавшей атаке единственный бомбардировщик накренился налево, и слева кабины вырвался черный дым и полымя, вдогонку за этим авиалайнер перешел в пике, весь объятый пламенем... Проконтролировать результаты атаки не удалось - в тот самый миг подоспели 14, гнавшихся за И-16, истребителей противника, от которых советские летчики смогли успешно отстать. Сбитый бомбардировщик был найден на республиканской территории и посредством два дня детально осмотрен.

31.12.36 г. старшой лейтенант Черных был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 21.

7.01.37 г. Черных сшиб разведчик Heinkel.70.

Вспоминает генерал-майор авиации Захаров: Помню, как из Мадрида сообщили о появлении истребителя неизвестного типа... Машина Черных была готова к полету, он моментально поднялся в воздух, а на земле для него выложили стрелу из полотнища, указывая ориентация...

К общему удивлению, фашист совсем не хотел входить в поединок, хотя видел, что его преследует всего единственный И-16, и прибавил прыть.

Но удирать также надобно осмысленно. Если бы германец продолжал оставаться в горизонтальном полете, то, скорее всего, он бы добился своего и ушел... Но, по всей вероятности, он погано знал тактико-технические данные нашего истребителя.

То ли не знал, то ли перепугался сверх меры, но только вместо того, чтобы принять, казалось бы, самое простое и естественное вывод, он нежданно полез за спасением вверх. В этом была его первая оплошность.

На вертикалях с И-16 шутки плохи. А с Черных - плохи вдвойне, потому как что Сергей прославился у нас как пилот, в совершенстве овладевший искусством воздушного боя на вертикалях. Мощный движок И-16 позволял ему резво набирать высоту. Причем И-16 лез вверх по внутренней стороне дуги... Этого германец также не учел. Словом, Черных одним духом догнал его, но атаковал неудачно и промахнулся.

Нам стало досадно. У немца появился шанс на избавление, Однако, в тот самый что ни на есть миг фашист с непонятным упорством заново полез на вертикаль. Тут уж Сергей был точен: он бил с близкой дистанции...

Обломки упали недалече от Алькалы, и мы ходили их смотреть.

В начале февраля загранкомандировка Черных завершилась, и он вернулся на Родину. После возвращения из Испании ему было присвоено внеочередное воинское звание майор.

В апреле 1937 г. состоялась болтовня между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

ЧЕРНЫХ: Атаки Юнкерсов проходили так: идут Юнкерса, нам дают ракету, кто готов вылететь - взлетает, дает форсированный газ. Туда приходили не сообща (у кого двигатель слабее, у кого сильнее), оттого штурмовая вылазка получается неравномерной...

АЛКСНИС: Кислородными приборами пользовались?

ЧЕРНЫХ: Нет, кислородными приборами не пользовались. Козырек (фонарь) не нужен, он закрывает обзор.

Как только бак пробит и потек бензин, хотя бы более того из заливного бачка, агрегатина горит. Когда идет комплект высоты - ничего, а как по прямой идешь - горит, так как бензин по фюзеляжу не стекает. Шасси хорошее. Вооружение нужно увеличивать Самое лучшее - пушечку. Из пулемета добро палить трассирующими и зажигательными пулями Одна простая, две зажигательных...

САКРИЕР: Пулеметы надежно действуют?

ЧЕРНЫХ: Простыми действуют без задержки. Когда появились зажигательные, они мало длиннее, стали ленты рваться, и были перекосы, пулемет ломается; там ещё были зажигательно-бронебойные.

САКРИЕР: Значит, нужно увеличивать скорострельность и число пулеметов.

ЧЕРНЫХ: Обязательно.

САКРИЕР: У вас патронов хватает на вылет?

ЧЕРНЫХ: Если палить грамотно, то остается. Но если палить, как испанцы - с 1000 м, то на вторую атаку уже не хватает.

САКРИЕР: В среднем какая очередность?

ЧЕРНЫХ: У меня, если за 400 м, 4 - 8, а когда ближе, тогда штук по 30.

САКРИЕР: Как с набивкой патронов в звенья?

ЧЕРНЫХ: Научились набивать вручную, только патронов давайте...

САКРИЕР: А если определить скорострельные, это не помешает?

ЧЕРНЫХ: Если будет стоять 4 пулемета, это значит, что идет два самолета и кучность выше.

САКРИЕР: А если два пулемета определить ещё, но не скорострельных?

ЧЕРНЫХ: Тогда лучше пушку посредством винт Потом нужно улучшить обзор назад Радио снять.

АЛКСНИС: Без радио летать не разрешено. Если ведущего сшибли, то как без радио разговаривать.

В 1937 г. майор Черных был назначен командиром эскадрильи, а далее командиром 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

В 1938 г. он был назначен заместителем командующего ВВС ОКДВА, а далее заместителем командующего ВВС Дальневосточного Краснознаменного фронта.

Участвовал в боях у оз. Хасан. После расформирования ОКДВА был назначен заместителем командующего ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии.

С 1939 г. - заместителем командующего ВВС Одесского военного округа.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. Его именем была названа улочка в Нижнем Тагиле, а на здании школы 38, где он учился, установлена мемориальная доска.

В 1940 г. полковник Черных окончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии Генштаба.

4.06.40 г. ему было присвоено звание генерал-майор авиации.

В июне 1940 г. Черных был назначен командиром 9-й смешанной авиационной дивизии Западного особого военного округа. В состав 9-й садик входило пять авиаполков: 41-й, 124-й, 126-й и 129-й истребительные и 13-й скоростной бомбардировочный.

Генерал-майор авиации Захаров вспоминает: Весной сорокового года руководство приняло заключение сотворить немного сильных авиационных дивизий, которые намечалось дислоцировать в западных и юго-западных районах страны. Уже тогда эти районы выделялись как наиболее важные в стратегическом отношении, и переход в авиации к дивизионной структуре отражал качественно свежий период в развитии ВВС.

В тридцатые годы архитектура авиационных соединений была весьма пестрой. Существовали бригады, в которые входили и полки, и эскадрильи. Эскадрильи, в свою очередность, подразделялись на отряды. Все соединения на уровне бригад представляли собой большое число самолетов самых разных типов как по своим тактико-техническим данным, так и по целевому назначению. Словом, организация управления была громоздкой и в достаточной мере затруднительной.

Переход к полковой и дивизионной структуре в первую очередность позволил упорядочить управление внутри соединения. Несмотря на то, что на первых порах было создано много смешанных дивизий в состав таких дивизий входили и бомбардировочные, и истребительные полки, тенденция к больше четкому разделению труда все же обозначилась: создавались особняком истребительные дивизии, бомбардировочные, мало позже штурмовые.

Дивизионная архитектура позволила больше действенно применять и летные кадры, так как была дифференцирована и организация обучения личного состава. Важным было и то, что новая организационная архитектура в полной мере отвечала качественному изменению оружия. Это было броско в переходный отрезок времени, когда в то же время с новыми, только что сформированными дивизиями существовали и старые соединения типа бригад

Остро чувствуя себя оторванным от летной работы, от истребительной авиации, без которой не мыслил своего существования, будучи в Москве на Высших академических курсах, я встретился со многими боевыми друзьями и, что называется, отвел душу. И вот в начале сорокового года меня вызвали в Главное управление ВВС.

Павел Васильевич Рычагов, тогда уже начальный заместитель начальника ВВС РККА, был рад меня лицезреть. После нескольких минут разговора он нежданно-негаданно ухмыльнулся.

Слышал, твоя место тебя тяготит? спросил с иронией.

Я молчал. Я понимал, что мои откровения в кругу друзей дошли до Рычагова Когда Рычагов иронизировал по поводу моего рапорта, я понял, что для писанины выбрал не самое удачное время. Приготовился, конечно, послушать служебный отказ с не крайне приятными замечаниями. Но идеально нежданно услышал вопрос:

На истребительную дивизию пойдешь?..

Небо над аэродромом дрожало от гула моторов. Казалось, шум тот самый не успевал стихать с вечера. Кроме трех полков И-16 и полка Чаек в дивизии, которой мне доверили руководить, было много учебных самолетов, самолетов связи - всего свыше трехсот машин. И все это гудело, взлетало, стреляло, садилось с утра до вечера всякий день...

В конце сорокового года я еще раз был вызван в Москву на совещание. Совещание проходило в кабинете Сталина. В приемной я встретил Сергея Черных, Ивана Лакеева, Григория Кравченко и некоторых других боевых друзей, которые в ту пору командовали крупными авиасоединениями, занимали высокие командные должности в аппарате Наркомата обороны и штаба ВВС, Сергей Черных, как и я, командовал дивизией, которая также входила в состав авиации ЗапОВО.

В списке выступающих я был не первым. И хотя скрупулезно продумал все, о чем должен был проговорить, конечно, волновался и надеялся на то, что успею свыкнуться к обстановке в ходе выступлений других товарищей. Но вышло не нимало так, как я предполагал

Я говорил о том, что, хотя дивизия и прошла все инспекторские проверки, ее боеготовность оставляет жаждать лучшего в связи с отчаянно затруднительным бытовым положением личного состава. В авиагородке, расположенном недалече от аэродрома, в то время жили бессчетные семьи военнослужащих, которые в сороковом году не имели никакого отношения к дивизии. В то же время летчики вынуждены были селиться в окрестных деревнях, разбросанных кругом аэродрома в радиусе пяти-шести километров. Надежной связи с ними нет. В нормативы, отведенные для приведения дивизии в боеготовность, уложиться нельзя. Летчики прибывают на аэровокзал с большим опозданием, а зимой бегут посредством лесной массив на лыжах, в машины садятся потные, разгоряченные, многие, конечно, простуживаются. Часто возникает обстановка, при которой машины готовы к полету, а летчиков нет. Изменить это положение своими силами руководство дивизии не может, потому я как начальник обращаюсь с просьбой о содействии...

Я запомнил так детально ход этого совещания потому что, что вскоре, после этого того как мы разъехались по своим частям, был издан особый указание, номер которого я помню по этот день. В нем, в частности, говорилось о необходимости перевода личного состава летных частей на казарменное положение...

В начале сорок первого года или, может быть, более того в конце сорокового на вооружение авиационных частей стал поступать истребитель МиГ-1, а к лету сорок первого - МиГ-3 Когда пошли миги, я, сознаться, пожалел, что моя дивизия на все сто укомплектована.

О мигах посреди летчиков ходили самые различные разговоры, но, по существу, в начале сорок первого года немного кто мог вручить этому истребителю обоснованную, объективную характеристику.

Во-первых, вследствие того что, что сверх меры чуть-чуть летчиков успело на нем полетать.

Во-вторых, потому как, что миг имел некоторые свойства, существенно отличавшие его от тех машин, к которым мы привыкли.

Однако же несомненным было одно: по тактико-техническим данным он превосходил не только имевшиеся тогда отечественные машины, но и многие зарубежные...

Между тем тот самый авиалайнер имел строй свойств, которые, в конце концов, были определены как недостатки конструкции. Определены самим ходом боевых действий. Миг был тяжеловат для истребителя. Ошибок при пилотировании он не прощал, был рассчитан только на хорошего летчика. Средний пилот на миге автоматически переходил в разряд слабых, а уж хилый легко не мог бы на нем летать.

Не менее важным, а может быть, определяющим фактором в дальнейшей судьбе мига оказалось другое - он был высотным истребителем...

От четырех тысяч метров и выше он реально не имел себе равных. Его дюжий движок на высотах четыре, пять, шесть, семь тысяч метров работал безукоризненно. Но практика боевых действий показала, что большинство-то воздушных боев происходило на высотах от полутора до трех тысяч метров. А в таких условиях миг во многом терял свои превосходные качества высотного истребителя...

Я все-таки весьма хотел заполучить тот самый истребитель, хотя бы для одного, из своих полков. Понимая, что шансы без малого нулевые - дивизия только что освоила новые И-16 - в начале сорок первого года я, при всем при том, обратился к руководству ВВС с эдакий просьбой...

Добиться своего мне не удалось. У того же Черных все ещё были старые И-16 с изношенной материальной частью, которые никак ни шли и сопоставление с нашими модернизированными И-16, полученными прямо с заводов.

Миги были отданы другим дивизиям. Одной из первых их стала обретать дивизия Черных. К лету сорок первого года немало старых И-16 было законсервировано. Новые машины накапливались на аэродроме в районе Белостока, и Черных с нетерпением ждал конца апреля-начала мая, когда разрешается будет развернуться для работы на грунтовых площадках. К началу войны в его полках было уже примерно двухсот мигов, но, помимо командиров полков и некоторых командиров эскадрилий, на них ещё никто не летал.

Машина осваивалась неспешно и в других соединениях. Это беспокоило Сталина. На совещании, состоявшемся в начале сорок первого года, он немало говорил об этом истребителе, о необходимости как не возбраняется быстрее освоить его:

Я не могу обучать летчиков летать на этих машинах. Вы мои помощники. Вы должны обучать летчиков. И нежданно закончил так: Полюбите эту машину!

Прозвучало это как личная мольба. Но времени уже не было.

По результатам предвоенных инспекций 9-я смешанная авиадивизия считалась одной из лучших в округе. Однако в действительности занятие обстояло хуже. В дивизии было сосредоточено 237 новейших истребителей МиГ-3 - пятая количество всех поступивших к этому времени на вооружение. Но освоение новой техники шло неторопливо. К июню 1941 г. только 64 пилота 9-й садик освоили миги.

Новые МиГ-3 имели море производственных и конструктивных дефектов (разрушение винта пулеметами из-за дрянной работы синхронизаторов, отказ мотора, шасси и т.д.). Наиболее скученным было базирование на аэродроме в Тарново (больше сотни самолетов), расположенном ближе всего к границе. На других аэродромах скученность самолетов была немногим меньше - 50-70 самолетов.

Вэтого в распоряжении 9-й садик имелось 4 основных аэродрома и 21 оперативный.

По состоянию на 22.06.41 г. в дивизии насчитывалось 429 самолетов, в т.ч. 74 неисправных. Из 256 боеготовых экипажей 55 были готовы к выполнению боевых заданий ночью в простых и только 45 - днем в сложных метеоусловиях. 110 экипажей прибыли из училищ или переучивались на новые машины.

41-й иап базировался в Белостоке и Себурчине. В полку имелось 56 истребителей МиГ-3, в т.ч. 14 неисправных, а ещё 22 И-16 и И-15, в т.ч. 4 неисправных. 27 летчиков освоили МиГ-3, а 16 переучивались. Ночью в простых и днем в сложных метеоусловиях могли летать только 25 пилотов И-16.

124-й иап базировался в Белостоке (МиГ-3) и Малом Мезовецке (И-16). В полку имелось 70 МиГ-3, в т.ч. 8 неисправных, а кроме того 29 И-16, в т.ч. 2 неисправных. 16 летчиков освоили МиГ-3, а 29 переучивались. Пилотов обученных летать ночью в простых и днем в сложных метеоусловиях в полку не было.

126-й иап базировался в Бельске и Долубово. В полку имелось 50 МиГ-3, в т.ч. 12 неисправных, а ещё 23 И-16, в т.ч. 10 неисправных. 21 летчиков освоили МиГ-3, а 31 переучивались. Ночью в простых и днем в сложных метеоусловиях могли летать только 4 пилота МиГ-3.

129-й иап базировался в Заблудово и Тарново. В полку имелось 61 МиГ-3, в т.ч. 5 неисправных, а ещё 57 И-153, в т.ч. 8 неисправных. Летчиков, освоивших МиГ-3 не было, 34 переучивались. Из 40 пилотов И-153 летать ночью в простых и днем в сложных метеоусловиях могли только 11.

13-й сбап базировался в Роси и Борисовщизне. В полку имелся 51 СБ, в т.ч. 8 неисправных, а ещё 8 Пе-2. Обученных экипажей для Пе-2 в полку не имелось. Из 45 боеготовых экипажей СБ, 15 могли летать ночью в простых и 5 - днем в сложных метеоусловиях.

22.06.41 г. в 3.15 утра, вместе с тем с первыми залпами артиллерии, 637 немецко-фашистских бомбардировщиков и 231 истребитель пересекли советско-германскую рубеж. С рассветом в воздух поднялась следующая волна - 400 бомбардировщиков под прикрытием большого количества истребителей.

При налетах на аэродромы ЗапОВО немецкая авиация направила первостепенный потрясение на истребление баз 9-й садик, где находились самолеты новейших типов. Удачным ударам немецкой бомбардировочной авиации способствовали карты, составленные на основе аэрофотосъемки, на которых были верно нанесены все советские приграничные аэродромы.

Несмотря на это, следом первых ударов все же уцелело большинство самолетов, и 9-я садик оказала врагу серьезное сопротивление.

Командир 129-го иап капитан Беркаль Ю.М., при первых залпах артиллерийской канонады, поднял в воздух в 4.05 утра три эскадрильи. В завязавшихся воздушных боях было уничтожено три Не.111. А всего в начальный день войны полк сшиб 6 самолетов, потеряв два своих.

Пилоты 124-го и 126-го иап ранним утром 22 июня сшибли 8 немецких самолетов. Кроме того, летчики 9-й садик совершили в это начало дня два тарана.

Никаких данных о гибели самолетов 9-й садик в основополагающий день в результате воздушного налета в настоящее время не имеется. Тем не менее, за первые три дня войны 347 самолетов из 429, имевшихся в наличии, были уничтожены. Судя по всему, они были сожжены собственным личным составом при спешном перебазировании в тыл.

Командование дивизии, за четыре дня успевшее перебазироваться на семьсот с лишним километров, от Белостока до Брянска, ответственность за потерю материальной части возложило на люфтваффе. Если своеобразный отдел и был с таким объяснением не согласен, то ничем этого не проявил. Для особистов нарыть причины для ареста особого труда ни при каких обстоятельствах не составляло.

8.07.41 г. генерал-майор авиации Черных был арестован в Брянске по обвинению в преступном бездействии и предан суду военного трибунала.

28.07.41 г. он был осужден вердиктом Военной коллегии Верховного суда СССР на основании ст. 193-21, п. б УК РСФСР к расстрелу, с лишением воинского звания и с конфискацией имущества.

16.10.41 г. вердикт был приведен в воплощение в жизнь в Москве.

В Определении 4н3218/58* Военной коллегии Верховного суда СССР от 5.08.58 г. указывается: Черных признан виновным и осужден за то, что, будучи командиром 9-й авиадивизии, в отрезок времени начала военных действий немецко-фашистских войск супротив СССР, он проявил преступное бездействие в выполнении возложенных на него обязанностей, в результате чего авиация противника уничтожила возле 70% материальной части дивизии, а в темное время суток на 27 июня 1941 года, находясь на Сещенском аэродроме и приняв прилетевшие на тот самый аэропорт три советских самолета за фашистские, проявил трусость, объявил бесцельную тревогу, после этого чего, бросив руководство частями дивизии, бежал с фронта в гор. Брянск, где распространял провокационные измышления о том, что неприятель высадил на Сещенском аэродроме десант...

Черных на суде признал себя виновным в том, что он ошибочно принял приземлившиеся на Сещенском аэродроме советские самолеты за фашистские и предпринял действия, чтобы завладеть эти самолеты; в прочий части предъявленного ему обвинения Черных виновным себя не признал, и объяснил, что истребление противником материальной части дивизии было обусловлено небоеспособностью дивизии, о чем вышестоящее руководство было осведомлено на сто процентов. Проверкой установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что разъяснение Черных на суде было правильным и соответствует тому, что имело местоположение в действительности

Допрошенные в ходе проверки свидетели Валуев и Широков дали показания, из которых следует, что при сложившейся обстановке, Черных мог принять советские самолеты за фашистские, тем больше, что самолеты приземлились без предупреждения и беспорядочно по всему полю. Свидетель Широков, б. начальство политотдела 51-й танковой дивизии, в частности показал, что Черных просил у командира дивизии отряд бойцов для освобождения Сещенского аэродрома

Проверив материалы дела, Военная коллегия Верховного суда СССР находит, что вердикт подлежит отмене, а занятие прекращению.

5.08.58 г. генерал-майор авиации Черных Сергей Александрович был реабилитирован.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Шувалов Sergey Shuvalov

Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден орденом Ленина и Красного Знамени.
читать далее

Сергей Аморалов Sergej Amoralov

Сергей Аморалов родился 11 января 1979 года. Настоящая фамилия - Суровенко, прозвище - Задиристый Философ.
читать далее

Сергей Бабаян Sergey Babayan

На его концертах в зале стоит трепетная тишина, кажется, слушатели боятся ее нарушить громким вздохом. Обычно он не смотрит на клавиатуру, часто..
читать далее

Сергей Беликов Sergey Belikov

О человеке говорят его дела. О певце - песни. Почти все песни Сергея Беликова становились хитами. Отличный голос, врожденный артистизм плюс..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий