Известные люди

»

Синклер Льюис

Синклер Льюис Sinclair Lewis Карьера: Писатель
Рождение: США, 7.2.1885
Американский романист Гарри Синклер Льюис родился в Соук-Сентере, только что выстроенном городке с населением меньше 3 тыс. человек, в самом центре Миннесоты.

В романе Главная улица (Main Street, 1920) Л. описал тот самый городишко в язвительных тонах под названием Гофер-прери. Его папа, Эдвин Д. Льюис, был сельским врачом, прототипом доктора Кенникотта из Главной улицы, а матушка, Эмма (Кермотт) Льюис, дочерью канадского врача, воевавшего на стороне северян во времена Гражданской войны. У Эммы Льюис был туберкулез, и на зиму она уезжала на юго-запад страны. Когда Синклеру было 5 лет, она умерла, а сквозь год папа женился на Изабелле Уорнер. Как пишет единственный из биографов Л., Марк Скорер, Л. воспитывался в потрясающе черствой, типично буржуазной атмосфере.

Синклер, меньший из трех сыновей Эдвина Льюиса, был неуклюжим, прыщавым, рыжеволосым мальчиком, чьи необычные взгляды и поведение вызывали порой насмешку и у его сверстников, и у взрослых. Он не любил заниматься спортом, предпочитая читка стихов и одинокие прогулки больше активному времяпрепровождению. В 1902 г., в возрасте 17 лет, юноша поступил в Оберлин-акэдеми; Л., при всем при том, мечтал обучаться в Йельском университете в Нью-Хейвене, куда и был посредством год принят. В Йедва Л. начинает строчить вирши в псевдосредневековом стиле популярных тогда викторианских поэтов Суинберна и Теннисона, одна из его готических баллад печатается в университетском литературном журнале большая честь для первокурсника. Впоследствии Л. сам работал в редколлегии этого журнала и зарекомендовал себя подающим надежды молодым писателем. Многие профессора с уважением относились к способному и остроумному юноше, и все-таки сам Л. в дальнейшем говорил, что в Йчуть ему жилось нимало не лучше, чем в Соук-Сентере. Приехав на студенческие каникулы в Соук-Сентер, Л. от нечего действовать замыслил роман из провинциальной жизни, тот, что решил прозвать Деревенский вирус (The Village Virus) и тот, что посредством 15 лет стал Главной улицей.

В 1904 и 1906 гг. во время летних каникул Л. ездил на барже для перевозки скота в Англию, где собирал материал для будущих книг. В 1906 г. он, как неизменно, возвращается позже каникул в Йель, при всем при том вскоре покидает Нью-Хейвен и становится дворником в социалистической коммуне Эптона Синклера Хеликон-Холл, неподалеку от Энглвуда (штат Нью-Джерси). Впрочем, социалистическая коммуна наскучила будущему писателю так же одним духом, как и вуз, и Л. едет в Нью-Йорк, где начинает сочинять. Его вирши и новеллы печатаются в различных журналах, и Л. становится заместителем главного редактора журнала Трансатлантик тейлз (Transatlantic Tales).

В конце следующего года Л. уплывает в Панаму, тщетно пытается откопать работу, подрабатывая какое-то время на строительстве Панамского канала, и в декабре приезжает в Нью-Йорк. В январе 1908 г. он возвращается в Йель и в июне получает диплом. Тем временем немного стихотворений Л. печатаются в одном из журналов Сан-Франциско, и о них приподнято отзывается Уильям Роз Бене, тот, что посылает молодому писателю ободряющее сообщение. Последовал отрезок времени скитаний. Льюис ненадолго возвращается домой, а далее работает журналистом в Уотерлу (штат Айова), в Сан-Франциско, в Вашингтоне, и все-таки не приживается нигде из одних газет его увольняют, из других он уходит сам.

Короткое время Л. живет в колонии художников в Кармеле (штат Калифорния), где знакомится с такими писателями, как Джордж Стерлинг и Джек Лондон. Поскольку свои рассказы начинающему писателю напечатать не удается, он вынужден реализовать идеи Джеку Лондону, некоторые рассказы которого написаны по сюжетам Л. В 1910 г. Л. возвращается в Нью-Йорк и последующие 5 лет работает в различных издательствах и журналах. Первым опубликованным произведением Л. стала детская книжка Прогулка на аэроплане (Hike and the Aeroplane, 1912), которая вышла под псевдонимом Том Грэм. Чуть больше года через выходит основополагающий солидный роман Л. Наш м-р Ренн (Our Mr. Wrenn, 1914), где рассказывается о молодом мечтателе, в котором нетрудно познать самого Л. Герой с приключениями добирается до Лондона, где его поджидает влюбленность и разочарование, и возвращается в Америку отрезвленным и, разумеется, больше практичным. За Нашим мистером Ренном последовал Полет сокола (The Trail of the Hawk, 1915) роман, по словам современного американского литературоведа Мартина Лайта, в духе Дон Кихота, активный, оптимистичный. Хотя оба романа были сравнительно славно приняты, полученный гонорар оказался невелик.

В 1914 г. Л. женился на Грейс Ливингстон Хеггер. У них родился отпрыск, которого они назвали Уэллсом в честь английского писателя Герберта Уэллса. В 1928 г. они развелись, а практически посредством немного недель Л. женился на Дороти Томпсон, известной журналистке, от брака с которой у него также родился отпрыск Майкл. С Дороти Томпсон Л. развелся в 1942 г.

Профессиональная карьера Л.-писателя началась, по существу, в 1915 г., когда газета Сатерди ивнинг пост (Saturday Evening Post) заплатила ему тысячу долларов за расклад Природа (Nature, Inc.). В это же время появляются и другие выгодные предложения, в результате чего Л. уходит из издательства Джорджа Дорэна, где он работал, и начинает сочинять. В последующие 4 года Л. написано уймище рассказов для популярных периодических изданий, а кроме того 4 разных по уровню романа. Если Работа (Job, 1917), к примеру, считается одной из лучших ранних книг Л., то Простаков (The Innocents, 1917) зачастую называют самой худшей. В 1919 г. вышел ещё единственный роман Л. На вольном воздухе (Free Air), расклад об автомобильной поездке по Америке. С появлением Главной улицы (1920) за Л. закрепилась репутация крупного писателя и социального критика. До этого большинство американских писателей описывали существование захолустья с юмором и сочувствием, противопоставляя тихую провинциальную существование разлагающимся, продажным городам. Л. же с блеском показал в Главной улице самодовольство и ограниченность провинциальных нравов американской глубинки. Героиня романа Кэрол Кенникотт выходит замуж за флегматичного провинциального врача и переезжает в Гофер-прери, надеясь увлечь горожан своим энтузиазмом и культурными идеалами. Однако сама заражается деревенским вирусом застойного, ханжеского провинциального быта.

Как общественный протокол Главную улицу либо превозносили, либо подвергали резкой критике, а как художественное произведение хвалили единодушно. Например, америкосский критик Стентон Кобленц через немного месяцев затем выхода романа в свет писал, что ни Джейн Остин, ни Джордж Элиот не удалось передать провинциальную Англию прошлого века с большей выразительностью, чем м-р Льюис изобразил существование маленького современного американского городка с его посредственностью, с его юмором и энтузиазмом, мелочностью и потенциальным величием, с его бессчетным числом жалких комедий и скрытых грязных трагедий. Американский литературовед Перри Миллер считал, что Л. как художник многое почерпнул у Чарлза Диккенса. Он знал Диккенса наизусть, писал Миллер, и в таких книгах, как Главная улица, пытался применить диккенсовский прием художественного преувеличения к современной Америке.

За Главной улицей последовали ещё больше противоречивые произведения, в каждом из которых поднимаются различные проблемы американского общества. Так, в Бэббите (Babbitt, 1922) выведены ограниченные и лицемерные бизнесмены среднего класса. В романе Эроусмит (Arrowsmith, 1925) основополагающий герой эскулап, которому Бэббиты не дают воплотить в существование его благородные идеалы. В Элмере Гентри (Elmer Gantry, 1927) показана с изнанки дело церковников. В Додсворте (Dodsworth, 1929) исследуется конфликт между европейской и американской культурой на примере тщеславного, не лишенного артистизма бизнесмена. В Энн Викерс (Ann Vickers, 1933) показывается коррупция общественных служб. Во всех этих романах с едким остроумием и необычайным мимикрическим даром Л. изобличает пороки среднего класса самодовольство, ханжество, невежество. Л. собирал материал для своих лучших книг с поистине антропологической скрупулезностью, зачастую советовался со специалистами в соответствующей области, к примеру с популярным писателем Полем де Крайфом, когда писал Эроусмита; с евангелистом из Канзас-Сити Л. Биркхедом во время работы над Элмером Гентри.

Популярность Л. как социального критика и писателя стабильно колебалась. Например, в начале 20-х гг. многие критики соглашались с Г. Менкеном, что эдакий роман, как Бэббит, является социальным документом высшего порядка. В те годы у Л. была шибко высокая репутация, он входил в цифра лучших американских писателей. Когда в 1926 г. его наградили Пулитцеровской премией, он отказался принять награду, заявив, что в литературные премии не верит, а помимо того, есть другие писатели, больше достойные награды. После этого популярность Л. возросла ещё больше, стала ещё противоречивее. К концу 20-х гг. к Л. приходит международное признание, он считается одним из самых смелых и острых писателей Соединенных Штатов.

В 1930 г. Л. была присуждена Нобелевская премия по литературе за мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором созидать новые типы и характеры. В приветственной речи член Шведской академии Эрик Карлфелдт сказал: Да, Синклер Л. гражданин сша. Он пишет на новом языке американском, на языке 120 млн. человеческих душ. Э. Карлфелдт добавил также: Новая американская литература начала с самокритики. Это знак здоровья. У Синклера Л. нрав первых переселенцев. Он действительный америкосский первопроходец. В своей Нобелевской лекции, названной Страх американцев перед литературой (The American Fear of Literature), Л. выступил супротив тех, кто до сих пор боится всякий литературы, помимо той, которая превозносит все американское, в равной степени недостатки и достоинства. Развенчав Эмерсона, Лонгфелло, Лоуэлла, Холмса, Элкоттов как сентиментальных подражателей европейцам, Л. приветствовал таких писателей, как Хэмлин Гарленд, тот, что, с его точки зрения, пишет правду об американской реальности. Прочитав книгу мистера Гарленда Главные проезжие дороги, я понял, что есть мужчина, тот, что верит в то, что фермеры Среднего Запада могут порой быть загнанными в тупик, голодными, подлыми но и самоотверженными также. И я вздохнул с облегчением: значит, и я могу сочинять о жизни как о активный жизни, сказал Л.

После Нобелевской премии Л. стал строчить хуже, изменилось к худшему и касательство к нему критиков. Из 10 написанных им романов только немного удостоились высоких критических оценок. В романе У нас это невозможно (It Can't Happen Here), написанном в 1935 г., во время Великой депрессии, действо происходит в Соединенных Штатах, где к власти пришли фашисты. В романе Кэсс Тимберлейн (Cass Timberlane, 1945) стареющий арбитр влюбляется в легкомысленную 24-летнюю Джинни Маршлэнд. В романе Кингсблад, потомок королей (Kingsblood Royal, 1947) Л. обращается к угнетенному положению негров в Америке.

На протяжении всей жизни Л. невпроворот пил, чем и подорвал самочувствие. Последние годы беллетрист прожил в Европе, в основном в Италии. Его концевой роман Мир так широк (World so Wide) был издан вскоре позже его смерти. Л. умер от сердечного приступа в Риме 10 января 1951 г.

В своем отношении к творчеству Л. критики разделились. В 1940 г. америкосский писательский критик А. Казин назвал Л. принципиально некритичным писателем, тот, что любит своих сатирических героев, отождествляя себя с ними. В 1951 г. америкосский беллетрист Джозеф Вуд Кратч положительно отозвался о мимикрическом даре Л. и вкупе с тем отметил, что он злоупотребляет мимикрией как художественным приемом.

Джеймс Лундквист, критик больше нынешний, ценил в Л. одно чисто американское свойство, которое роднит его с такими известными американскими писателями, как Джон Дос Пассос, Гор Видал и Терри Сазерн. Л. вошел в литературу как раз в тот миг, когда вопиющая американская безвкусица XX в. становится очевидной более того для самих американцев, писал Лундквист. Когда Л. описывает, что происходит в малых и больших городах с домохозяйкой, бизнесменом, ученым, пастором, промышленником, он тем самым избавляет нас от страха, тот, что преследует нас повсюду. Великие романы 20-х гг., писал Перри Миллер, писались с таким вдохновением, что резкая критика, в них содержащаяся, оборачивалась прославлением. Я писал Бэббита, исходя не из ненависти к нему, а из любви, говорил Миллеру Л.

Так же читайте биографии известных людей:
Синтаро Исихара Cintaro Isihara

Являясь одним из самых популярных писателей Японии, он известен своими ультранационалистическими взглядами. Китайская пресса называет Исихару..
читать далее

Синтия Никсон Cynthia Nixon

Настоящая слава пришла к Синтии вместе с ролью в сериале Секс в большом городе. Однажды фанатка выбила дверь в кабинке общественного туалета, чтобы..
читать далее

Синтия Ротрок Cynthia Rothrock

Синтия Ротрок - американская спортсменкак и киноактриса. Родилась 8 марта 1957 года.Широкому кругу зрителей Синтия Ротрок известна по ролям в таких..
читать далее

Синъитиро Томонага Sinitiro Tomonaga

Японский физик Синъитиро Томонага родился в Токио, был старшим сыном Сандзюро и Хиде Томонага. В 1913 г., когда его отец занял пост профессора..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий